Конспект урока по развитию речи в 8 классе. Подробное изложение с грамматическим заданием
Конспект урока по развитию речи в 8 классе. Подробное изложение с грамматическим заданием
8 класс Русский язык
Урок №_____ Дата______
Тема: «Развитие речи. Подробное изложение с грамматическим заданием»
Цель: повторить изученное о видах изложений; познакомить учащихся с понятием «изложение с грамматическим заданием»; закрепить на практике. Работать над повышением уровня грамотности учащихся.
Развивать навыки индивидуальной и коллективной работы, навыки устной и письменной речи, чутьё языка; вырабатывать навыки работы с текстом, творческого подхода.
Воспитывать толерантность, человечность, умение поставить себя на место другого человека.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: тексты для работы на уроке, задания для работы на уроке.
Метод работы: техника «Групповой пазл».
Ход урока
I.Оргмомент.
II.Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Задание 1. Прочитайте текст. Определите, о чём идёт речь. Каким образом была организована работа в классе? Является ли данный отрывок текстом? Поясните выбор формы.
Сегодня мы пересказывали текст. Было сложно, потому что прочитали нам его всего два раза.
Нашей группе повезло больше остальных. Первая группа пересказывала первый абзац, вторая – последний, а мы - самый интересный, про собаку.
Нам тоже было не сложно, хотя пересказывали весь текст, но кратко.
А мне тоже понравилось наше задание: сочинение писали.
А я сочинения писать не умею, сколько ни стараюсь. Поэтому была рада, когда пришлось пересказывать от имени собаки.
Это как?
Не так, как у всех.
Ответ: речь идёт о том, что на уроке работали с обучающим изложением, так как работа была организована в группах, что исключает контрольный вид работы. Группы работали над выполнением подробного изложения, выборочного, сжатого, с творческим заданием и с грамматическим заданием.
III.Мотивация учебной деятельности учащихся
Проблемный вопрос: каким образом, по вашему мнению, можно выполнить изложение? Какой вид оно может иметь?
Ответ: возможно, передать от первого лица или, наоборот, от третьего.
IV.Активизация познавательной деятельности учащихся
I этап работы. Учащиеся объединяются в группы. Исходя из полученной выше информации, формулируют задание. Это выполнение изложения, может быть, с грамматическим заданием.
Каждая группа получает текст с заданием (Приложение 1):
1 группа – написать изложение от имени больного, лежащего у окна;
2 группа – написать изложение от имени больного, который не мог видеть окна;
3 группа – написать изложение от имени стены;
4 группа – написать изложение от имени паука, живущего в углу палаты на паутине;
5 группа – написать изложение от имени медсестры.
Учащиеся должны написать подробное изложение текста от имени указанного героя, представить свою работу (один представитель от группы), оценить противоположную группу.
Текст для работы
ВЗГЛЯД В ОКНО
В больнице, в двухместной палате, лежали два безнадежных больных. У них были совершенно одинаковые койки, совершенно равные условия… Разница была лишь в том, что один из них мог видеть единственное в палате окно, а другой — нет, зато у него рядом была кнопка вызова медсестры.
Шло время, сменялись времена года… Тот, что лежал у окна, рассказывал соседу обо всем, что там видел: что на улице идет дождь, сыплет снег или светит солнце, что деревья то укрыты легким сверкающим кружевом, то подернуты легкой весенней дымкой, то убраны зеленью или прощальным желто-алым нарядом… Что по улице ходят люди, ездят машины… Что там есть МИР. И вот однажды случилось так, что первому, тому, кто лежал у окна, ночью стало плохо. Он просил соседа вызвать медсестру, но тот почему-то этого не сделал. И больной, лежащий у окна, умер.
На следующий день в палату привезли другого больного, и старожил попросил, раз уж так получилось, положить его у окна. Его просьбу выполнили — и наконец он увидел… Окно выходило на глухую серую стену, и кроме нее ничего за ним не было видно.
Учитель оказывает помощь каждой из групп, инспектирует работу групп на всех этапах.
Следует обратить внимание на то, что:
Группа, которая писала от имени больного, лежащего у окна, выступает последней.
Группа, которая писала от имени медсестры, не должна пересказывать момент, когда больному стало плохо и он просил о помощи. Она не могла этого видеть.
Те, которые пишут от имени стены, видят только одного больного, даже не слышат разговор.
От имени паука нужно писать, осматривая комнату сверху. Паук видит то, чего не видят остальные, и стену тоже. Можно ввести в изложение его размышления о правдивости рассказа.
Группы, работая над изложением, имеют перед глазами текст. Учитывая сложность работы и её нестандартность, на этапе обучения это позволительно.
II этап работы. Презентация работ представителем от групп.
III этап работы. Взаимооценивание. Каждая группа получает карточку для оценивания другой группы ещё до её выступления. После выступления рецензирует работу и объясняет, какие ошибки были выявлены. Если наблюдается эффект «подсуживания», группа получает за свою работу минус один балл.
V.Итог урока
Слово учителя. Мы сегодня работали над выполнением изложения с грамматическим заданием. Но хотелось бы узнать, с текстом какого жанра мы работали и о чём рассказывалось в нём?
VI.Домашнее задание: написать творческое задание: «Я – оптимист?»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по развитию речи в 8 классе. Подробное изложение с грамматическим заданием»
8 класс Русский язык
Урок №_____ Дата______
Тема: «Развитие речи. Подробное изложение с грамматическим заданием»
Цель: повторить изученное о видах изложений; познакомить учащихся с понятием «изложение с грамматическим заданием»; закрепить на практике. Работать над повышением уровня грамотности учащихся.
Развивать навыки индивидуальной и коллективной работы, навыки устной и письменной речи, чутьё языка; вырабатывать навыки работы с текстом, творческого подхода.
Воспитывать толерантность, человечность, умение поставить себя на место другого человека.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: тексты для работы на уроке, задания для работы на уроке.
Метод работы: техника «Групповой пазл».
Ход урока
I.Оргмомент.
II.Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Задание 1. Прочитайте текст. Определите, о чём идёт речь. Каким образом была организована работа в классе? Является ли данный отрывок текстом? Поясните выбор формы.
Сегодня мы пересказывали текст. Было сложно, потому что прочитали нам его всего два раза.
Нашей группе повезло больше остальных. Первая группа пересказывала первый абзац, вторая – последний, а мы - самый интересный, про собаку.
Нам тоже было не сложно, хотя пересказывали весь текст, но кратко.
А мне тоже понравилось наше задание: сочинение писали.
А я сочинения писать не умею, сколько ни стараюсь. Поэтому была рада, когда пришлось пересказывать от имени собаки.
Это как?
Не так, как у всех.
Ответ: речь идёт о том, что на уроке работали с обучающим изложением, так как работа была организована в группах, что исключает контрольный вид работы. Группы работали над выполнением подробного изложения, выборочного, сжатого, с творческим заданием и с грамматическим заданием.
III.Мотивация учебной деятельности учащихся
Проблемный вопрос: каким образом, по вашему мнению, можно выполнить изложение? Какой вид оно может иметь?
Ответ: возможно, передать от первого лица или, наоборот, от третьего.
IV.Активизация познавательной деятельности учащихся
I этап работы. Учащиеся объединяются в группы. Исходя из полученной выше информации, формулируют задание. Это выполнение изложения, может быть, с грамматическим заданием.
Каждая группа получает текст с заданием (Приложение 1):
1 группа – написать изложение от имени больного, лежащего у окна;
2 группа – написать изложение от имени больного, который не мог видеть окна;
3 группа – написать изложение от имени стены;
4 группа – написать изложение от имени паука, живущего в углу палаты на паутине;
5 группа – написать изложение от имени медсестры.
Учащиеся должны написать подробное изложение текста от имени указанного героя, представить свою работу (один представитель от группы), оценить противоположную группу.
Текст для работы
ВЗГЛЯД В ОКНО
В больнице, в двухместной палате, лежали два безнадежных больных. У них были совершенно одинаковые койки, совершенно равные условия… Разница была лишь в том, что один из них мог видеть единственное в палате окно, а другой — нет, зато у него рядом была кнопка вызова медсестры.
Шло время, сменялись времена года… Тот, что лежал у окна, рассказывал соседу обо всем, что там видел: что на улице идет дождь, сыплет снег или светит солнце, что деревья то укрыты легким сверкающим кружевом, то подернуты легкой весенней дымкой, то убраны зеленью или прощальным желто-алым нарядом… Что по улице ходят люди, ездят машины… Что там есть МИР. И вот однажды случилось так, что первому, тому, кто лежал у окна, ночью стало плохо. Он просил соседа вызвать медсестру, но тот почему-то этого не сделал. И больной, лежащий у окна, умер.
На следующий день в палату привезли другого больного, и старожил попросил, раз уж так получилось, положить его у окна. Его просьбу выполнили — и наконец он увидел… Окно выходило на глухую серую стену, и кроме нее ничего за ним не было видно.
Учитель оказывает помощь каждой из групп, инспектирует работу групп на всех этапах.
Следует обратить внимание на то, что:
Группа, которая писала от имени больного, лежащего у окна, выступает последней.
Группа, которая писала от имени медсестры, не должна пересказывать момент, когда больному стало плохо и он просил о помощи. Она не могла этого видеть.
Те, которые пишут от имени стены, видят только одного больного, даже не слышат разговор.
От имени паука нужно писать, осматривая комнату сверху. Паук видит то, чего не видят остальные, и стену тоже. Можно ввести в изложение его размышления о правдивости рассказа.
Группы, работая над изложением, имеют перед глазами текст. Учитывая сложность работы и её нестандартность, на этапе обучения это позволительно.
II этап работы. Презентация работ представителем от групп.
III этап работы. Взаимооценивание. Каждая группа получает карточку для оценивания другой группы ещё до её выступления. После выступления рецензирует работу и объясняет, какие ошибки были выявлены. Если наблюдается эффект «подсуживания», группа получает за свою работу минус один балл.
V.Итог урока
Слово учителя. Мы сегодня работали над выполнением изложения с грамматическим заданием. Но хотелось бы узнать, с текстом какого жанра мы работали и о чём рассказывалось в нём?
VI.Домашнее задание: написать творческое задание: «Я – оптимист?»