kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа со словарными словами по русскому языку в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ес ли ребенок учится в начальных классах, то приходится сталкиваться с тем, что особую трудность представляют словарные слова.Правил для их написания просто не существует. Проверить их родственными словами  не получается. И вот выстраиваются длинные, унылые ряды слов, которые нужно просто запомнить. А память ребек\нка еще не приспособленак "простому запоминанию"  ничего не значащего для него символа буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная. То есть, мышление ребенка опирается на конкретные представления и образы.

Использую в своей работы\е следующие способы запоминания:

 - ассоциальное запоминание;

 - изображение отвлеченных понятий с помощью пиктограмм;

 - прием "Усиления" при заучивании словарных слов;

 - обобщенный способ запоминания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа со словарными словами по русскому языку в начальных классах »

Работа со словарными словами

Макаренко Т.А

МКОУ «Крутчанская ООШ»

Если ребенок учится в начальной школе, то приходится сталкиваться с тем, что особую трудность для него представляют словарные слова. Правил для их написания просто не существует. Проверить их родственными словами не получается. И вот выстраиваются длинные, унылые ряды слов, которые нужно просто запомнить.

А память ребенка еще не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа - буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная. То есть, мышление ребенка опирается на конкретные представления и образы.

В связи с этим у большинства из них преобладают и образный тип памяти. Кроме того, у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Следует мнить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

1.Установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;

Цель:

1.познакомить учащихся с термином «установка на запоминание».

2.показать преимущество запоминания «с установкой» перед запоминанием без установки».

2.Заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

3. Яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;

4. Образность запечатления: запоминание, опирающиеся на образы, гораздо лучше механического запоминания;

5. Систематичность.

Учитывая психологию детей в начальной школе можно использовать образы для запоминания.

и эмоциональная память.

 Ассоциативное запоминание

Цель: познакомить учащихся с приемом попарного запоминания слов и показать преимущество запоминания с использованием ассоциаций.

1.Сообщение о приеме попарного запоминания слов. Слова из столбика «видел» учащиеся воспринимают зрительно, т. е читали, а слова из столбика «слышал» только слышали; и те, и другие надо запомнить и записать.

«видел» «Слышал»

1)Книга 1)ученик

2)Ручка 2)перо

3)Тетрадь 3) буква

4)Указка 4) учитель

5)Кукла 5)глаза

6)часы 6)урок

7)яблоко 7)вишня

8)огурец 8)лук

9) конфета 9)банан

10) хлеб 10)лимон

Задание: запомните одно слово из столбика «Видел» и одно слово из столбика «Слышал». Для этого надо » подружить» пары слов, связать их в одно целое, увидеть или придумать такую возможность, при которой они могли бы быть вместе. Например, книга нужна ученику; у кукы есть глаза; конфета с банановой начинкой и т.д

- Для чего нужно соединять слова попарно по смыслу? (Чтобы, вспомнив одно слово, восстановить по нему второе)

Игры, способствующие запоминающие. Надолго

Цель: разучить игры для лучшего запоминания словарных слов и правил правописания

1. Игра «В букву» (для заучивания словарных слов). Сыграть «в букву» - значит произнести слово по буквам. Например, запоминается написание слова девочка. Первый ученик встает и произносит: д, второй – е, третий – в.



 Изображение отвлеченных понятий с помощью пиктограммы

Цель: надо суметь «Оживить» понятие, создать его зрительный образ. Например, составление пиктограммы на компоненты арифметических действий.

- Как вы себе представляете сумму?( в виде сумки, куда складываются слагаемые).Какого размера должна быть сумка, предназначенная для «суммы»? (Такого, чтобы туда поместились все слагаемые этой суммы). – Какая основная мысль у «уменьшаемого», если попробовать представить его живым? (оно отдает то, что имеет: игрушки, яблоки, цветы).

– В каком количестве? (Это известно вычитаемому: берет оно).

- А разность? (Она довольствуется тем, что не забрало вычитаемое.)

- Как же может выглянуть существо, у которого всегда что – то берут? (Если оно щедрое, то с улыбкой на лице и с готовностью отдать все должное. А жадное – с печальной миной, но ничего не поделаешь: такая уж у уменьшаемого «судьба».)

«Уменьшаемое» можно изобразить целым листом яблони, с которой снимают плоды, листом дерева, от которого гусеница отъедает положенную часть – «вычитаемое», а оставшийся объеденный лист , то, что не съело «вычитаемое» - это «разность».



 Прием «усиления» при заучивании словарных слов.

Есть очень надежный прием запоминания – «Усиление» ( «уярчение») буквы в слове. Как вы думаете, что значит »уярчить»? (Сделать ярким, т.е выразительным и незабываемым). – Какая буква нуждается в «уярчении»? в слове КОНФЕТА? (о).Почему следует «уярчать» только одну букву, а не все? (Остальные буквы не нуждаются в запоминании: некоторые из них находятся в сильной позиции, другие пишутся по правилу?

- Как же сделать «яркой» в слове КОНФЕТА букву о? Надо придумать что – то особенное про нее, да так, чтобы это никогда не забыть. Может быть вообразить, что в слове живет что – то кругленькое, как о. Можно в слове нарисовать вместо о конфету – продолговатую, как сама буква, только с фантиком; или представить, как широко раскрывается рот, когда туда кладут конфету?



 Обобщенный способ запоминания.

Словарные слова: рабочий, работа, пальто, сапоги завтрак, карандаш, завод, машина, трамвай.

Цель: научить приему укрупнения единиц запоминаемого материала и объединения их вокруг опорного слова, чтобы заучить одновременно несколько словарных слов. – Что общего в написании слов? (Во всех словах безударная гласная а, и она непроверяемая – это общий орфографический признак.) Можно заучить написание сразу десяти слов. Для этого надо: 1) выбрать опорное слово;

2)»увязать» в памяти все слова между собой. Один из вариантов объединение слов в одну »связку» - построение незамысловатого сюжета: «Рабочий надевает пальто, сапоги, берет с собой карандаш, завтрак и едет на машине на работу, на завод. А мы едем на трамвае и напеваем песенку собственного сочинения:

Трам –тара –ра,

Трам –тара –ра,

Везде напишем буку а».

Занятия по данной методике развивают у детей внимание и память, делают работу по запоминанию слов с непроверяемыми написаниями не только живой, увлекательной и нетрудной, но и позволяет расширить и словарный запас учащегося, и диапозон их грамотного письма, воспитывая у них любовь к слову, к языку.

Литература:

В.В. Лайло «Развитие памяти и повышение грамотности» Москва ДРОФА 2010


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа со словарными словами по русскому языку в начальных классах

Автор: Макаренко Татьяна Алексеевна

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200535

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(89) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "188505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426688849"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Словарная работа на уроках русского языка ( доклад на ШМО учителей начальных классов)"
    ["seo_title"] => string(80) "slovarnaia_rabota_na_urokakh_russkogho_iazyka_doklad_na_shmo_uchitieliei_nachal_"
    ["file_id"] => string(6) "444504"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513325901"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Работа над методической темой "Формирование орфографических умений и навыков у младших школьников при изучении словарных слов""
    ["seo_title"] => string(124) "rabotanadmietodichieskoitiemoiformirovaniieorfoghrafichieskikhumieniiinavykovumladshikhshkolnikovpriizuchieniislovarnykhslov"
    ["file_id"] => string(6) "274414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452374632"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Работа над методической темой "Формирование орфографических умений и навыков у младших школьников при изучении словарных слов""
    ["seo_title"] => string(125) "rabotanadmietodichieskoitiemoiformirovaniieorfoghrafichieskikhumieniiinavykovumladshikhshkolnikovpriizuchieniislovarnykhslov1"
    ["file_id"] => string(6) "274415"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452374639"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка  на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
    ["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
    ["file_id"] => string(6) "115628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412054441"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства