Работа со словарными словами по русскому языку в начальных классах
Работа со словарными словами по русскому языку в начальных классах
Ес ли ребенок учится в начальных классах, то приходится сталкиваться с тем, что особую трудность представляют словарные слова.Правил для их написания просто не существует. Проверить их родственными словами не получается. И вот выстраиваются длинные, унылые ряды слов, которые нужно просто запомнить. А память ребек\нка еще не приспособленак "простому запоминанию" ничего не значащего для него символа буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная. То есть, мышление ребенка опирается на конкретные представления и образы.
Использую в своей работы\е следующие способы запоминания:
- ассоциальное запоминание;
- изображение отвлеченных понятий с помощью пиктограмм;
- прием "Усиления" при заучивании словарных слов;
- обобщенный способ запоминания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа со словарными словами по русскому языку в начальных классах »
Работа со словарными словами
Макаренко Т.А
МКОУ «Крутчанская ООШ»
Если ребенок учится в начальной школе, то приходится сталкиваться с тем, что особую трудность для него представляют словарные слова. Правил для их написания просто не существует. Проверить их родственными словами не получается. И вот выстраиваются длинные, унылые ряды слов, которые нужно просто запомнить.
А память ребенка еще не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа - буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная. То есть, мышление ребенка опирается на конкретные представления и образы.
В связи с этим у большинства из них преобладают и образный тип памяти. Кроме того, у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Следует мнить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
1.Установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
Цель:
1.познакомить учащихся с термином «установка на запоминание».
2.показать преимущество запоминания «с установкой» перед запоминанием без установки».
2.Заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
3. Яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
4. Образность запечатления: запоминание, опирающиеся на образы, гораздо лучше механического запоминания;
5. Систематичность.
Учитывая психологию детей в начальной школе можно использовать образы для запоминания.
и эмоциональная память.
Ассоциативное запоминание
Цель: познакомить учащихся с приемом попарного запоминания слов и показать преимущество запоминания с использованием ассоциаций.
1.Сообщение о приеме попарного запоминания слов. Слова из столбика «видел» учащиеся воспринимают зрительно, т. е читали, а слова из столбика «слышал» только слышали; и те, и другие надо запомнить и записать.
«видел» «Слышал»
1)Книга 1)ученик
2)Ручка 2)перо
3)Тетрадь 3) буква
4)Указка 4) учитель
5)Кукла 5)глаза
6)часы 6)урок
7)яблоко 7)вишня
8)огурец 8)лук
9) конфета 9)банан
10) хлеб 10)лимон
Задание: запомните одно слово из столбика «Видел» и одно слово из столбика «Слышал». Для этого надо » подружить» пары слов, связать их в одно целое, увидеть или придумать такую возможность, при которой они могли бы быть вместе. Например, книга нужна ученику; у кукы есть глаза; конфета с банановой начинкой и т.д
- Для чего нужно соединять слова попарно по смыслу? (Чтобы, вспомнив одно слово, восстановить по нему второе)
Игры, способствующие запоминающие. Надолго
Цель: разучить игры для лучшего запоминания словарных слов и правил правописания
1. Игра «В букву» (для заучивания словарных слов). Сыграть «в букву» - значит произнести слово по буквам. Например, запоминается написание слова девочка. Первый ученик встает и произносит: д, второй – е, третий – в.
Изображение отвлеченных понятий с помощью пиктограммы
Цель: надо суметь «Оживить» понятие, создать его зрительный образ. Например, составление пиктограммы на компоненты арифметических действий.
- Как вы себе представляете сумму?( в виде сумки, куда складываются слагаемые).Какого размера должна быть сумка, предназначенная для «суммы»? (Такого, чтобы туда поместились все слагаемые этой суммы). – Какая основная мысль у «уменьшаемого», если попробовать представить его живым? (оно отдает то, что имеет: игрушки, яблоки, цветы).
– В каком количестве? (Это известно вычитаемому: берет оно).
- А разность? (Она довольствуется тем, что не забрало вычитаемое.)
- Как же может выглянуть существо, у которого всегда что – то берут? (Если оно щедрое, то с улыбкой на лице и с готовностью отдать все должное. А жадное – с печальной миной, но ничего не поделаешь: такая уж у уменьшаемого «судьба».)
«Уменьшаемое» можно изобразить целым листом яблони, с которой снимают плоды, листом дерева, от которого гусеница отъедает положенную часть – «вычитаемое», а оставшийся объеденный лист , то, что не съело «вычитаемое» - это «разность».
Прием «усиления» при заучивании словарных слов.
Есть очень надежный прием запоминания – «Усиление» ( «уярчение») буквы в слове. Как вы думаете, что значит »уярчить»? (Сделать ярким, т.е выразительным и незабываемым). – Какая буква нуждается в «уярчении»? в слове КОНФЕТА? (о).Почему следует «уярчать» только одну букву, а не все? (Остальные буквы не нуждаются в запоминании: некоторые из них находятся в сильной позиции, другие пишутся по правилу?
- Как же сделать «яркой» в слове КОНФЕТА букву о? Надо придумать что – то особенное про нее, да так, чтобы это никогда не забыть. Может быть вообразить, что в слове живет что – то кругленькое, как о. Можно в слове нарисовать вместо о конфету – продолговатую, как сама буква, только с фантиком; или представить, как широко раскрывается рот, когда туда кладут конфету?
Цель: научить приему укрупнения единиц запоминаемого материала и объединения их вокруг опорного слова, чтобы заучить одновременно несколько словарных слов. – Что общего в написании слов? (Во всех словах безударная гласная а, и она непроверяемая – это общий орфографический признак.) Можно заучить написание сразу десяти слов. Для этого надо: 1) выбрать опорное слово;
2)»увязать» в памяти все слова между собой. Один из вариантов объединение слов в одну »связку» - построение незамысловатого сюжета: «Рабочий надевает пальто, сапоги, берет с собой карандаш, завтрак и едет на машине на работу, на завод. А мы едем на трамвае и напеваем песенку собственного сочинения:
Трам –тара –ра,
Трам –тара –ра,
Везде напишем буку а».
Занятия по данной методике развивают у детей внимание и память, делают работу по запоминанию слов с непроверяемыми написаниями не только живой, увлекательной и нетрудной, но и позволяет расширить и словарный запас учащегося, и диапозон их грамотного письма, воспитывая у них любовь к слову, к языку.
Литература:
В.В. Лайло «Развитие памяти и повышение грамотности» Москва ДРОФА 2010
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
["file_id"] => string(6) "115628"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412054441"
}
}