В современном обществе чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка, но и для общества в целом. Одарённые дети – это светлое будущее любой страны, позволяющее ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и общественные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Одаренность человека развивается в течение всей его жизни и определяет возможность достижения им более значительных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Это не врожденное, а приобретенное качество, которое может, как появиться и развиться, так и исчезнуть. Для поддержания и развития одаренности ребенка необходима целенаправленная системная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми в начальной школе.»
Работа с одаренными детьми в начальной школе.
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А.Сухомлинский
В современном обществе чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка, но и для общества в целом. Одарённые дети – это светлое будущее любой страны, позволяющее ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и общественные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Одаренность человека развивается в течение всей его жизни и определяет возможность достижения им более значительных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Это не врожденное, а приобретенное качество, которое может, как появиться и развиться, так и исчезнуть. Для поддержания и развития одаренности ребенка необходима целенаправленная системная работа.
Цель работы с одаренными детьми:
Создание благоприятных условий для выявления, сопровождения, поддержки и развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Задачи:
Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческих возможностей, интересов и способностей.
Создание условий для развития многогранной одаренности.
обеспечить возможность участия одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах как внутри школы, так и за её пределами.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Психологи выделяют несколько видов одаренности:
академическую (способность к обучению в широком смысле слова),
интеллектуальную, творческую (умение мыслить оригинально, создавать новое),
психомоторную (способность к спорту или прикладным видам искусства),
художественную и лидерскую.
Одаренных детей необходимо выявлять в начальных классах. В начальной школе учитель видит ребенка с различных сторон, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, в этом и заключается особенность начальной ступени обучения.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
формирование творческих способностей на уроках;
формирование способностей во внеурочной деятельности: индивидуальная работа, олимпиады, конкурсы.
создание условий для всестороннего развития одаренных и талантливых детей.
Формы работы с одарёнными учащимися разнообразны. Используемые мною формы указаны на схеме.
Я использую творческие задания, увлекательные эксперименты, логические задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературному чтению, якутскому языку.
Значительное звено в работе с одаренными детьми – создание условия для развития всесторонней личности. Большое внимание обращаю на вовлечение одаренных детей во внеурочную работу. За годы работы в школе, для выявления и развития одаренных, талантливых детей, я вела кружки «Логика», «Литературная гостиная», «Кукольный театр», «Развитие речи», «Поделки», «Вокал», «Шахматы», «Шашки».
В нашей школе проводятся предметные недели, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Умники и умницы», «Своя игра», «Звездный час», «Полярная звезда», и в научно-практических конференциях.
С одаренными детьми ведутся индивидуальные занятия после уроков. Это занятия по постановке дикции, развитию вокальных данных, изобразительному искусству, актерскому мастерству.
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод, который способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.
Уже с первого класса привлекаю детей к мини-исследованиям. Как правило, это групповые исследования. Согласовываю и направляю исследовательскую деятельность, знакомлю детей с планом проведения исследования:
Выбор темы
Постановка цели и задач
Определение предмета и объекта исследования
Выдвижение гипотезы исследования
Выбор методов исследования
Сбор и обработка материала
Организация исследования
Обобщение полученных данных
Подготовка, написание работы
Подготовка к защите и защита работы
Рефлексия
В 3, 4 классах, когда ребёнок уже имеет навыки исследовательской работы, может сам выбрать тему, объект и предмет исследования, от групповой работы переходим к индивидуальной.
Одарённость учащихся выявляю и оцениваю по результатам олимпиад, турниров, научно-практических конференций, выставок, тематических конкурсов. Начиная с первого класса, мои ученики принимают участие в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», в международном математическом конкурсе «Кенгуру», во всероссийскомфестивале и конкурсе исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика», в республиканских конкурсах «Полярная звезда» в номинациях «Вокал», «Литература», «Искусство», в районной и региональной научно-практической конференции «Окно в науку», где показывают достаточно высокие достижения. Хочется отметить, что участие в конкурсе принимают многие желающие, независимо от уровня развития. Поверить свои силы, создать сферу, облегчающую школьникам возможность раскрытия собственных возможностей – в этом и заключается, как я считаю, работа с одарёнными детьми.
Список использованной литературы:
“Одаренные дети ” – пер. с англ./ Общ. Ред. Г.Д. Бурменской и В.М. Слуцкого – М., Прогресс, 1991.
2. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми /статья/