Программа по курсу внеурочной деятельности «Я – гражданин России» духовно-нравственному направлению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В ФГОС НОО сформулирована высшая цель образования – высоконравственный,творческий,компетентныйгражданинРоссии,принимающийсудьбуОтечествакаксвоюличную,осознающийответственностьзанастоящееибудущеесвоейстраны,укорененныйвдуховныхикультурныхтрадицияхроссийского народа.
На основе национального воспитательного идеала формируется основная педагогическая цель – воспитаниенравственного,ответственного,инициативногои компетентногогражданинаРоссии.
Воспитание гражданина страны – одно из условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий правильно реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю. Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа «Я – гражданин России!» составлена на основе Концепции нравственного воспитания российских школьников с учетом Требований по результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных ФГОС НОО и основной образовательной программой образовательного учреждения. Программа «Я – гражданин России» входит в программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеурочной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемых в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию граждан- ской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно- исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕрезультатыосвоениякурса
У первоклассника будут сформированы:
- первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания
«Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определѐнному этносу;
- сформировано чувство гордости за красоту родной природы, свою семью и малую Родину, страну;
- самые простые правила поведения в обществе, природе;
- ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
- представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
- эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
- этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса Регулятивные УУД Первоклассник научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить еѐ по просьбе учителя);
- выделять из темы занятия известные знания и умения;
- планировать своѐ высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
- планировать свои действия на отдельных этапах занятия;
- фиксировать в конце занятия удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей работой, позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные УУД: Первоклассник научится:
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме занятия в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений;
- располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные УУД: Первоклассник научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнѐра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту»;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учѐтом возрастных особенностей, норм).
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса: Первоклассник научится:
- правильно называть родную страну, родной город (малую родину);
- различать флаг и герб России;
- узнавать некоторые достопримечательности столицы;
- называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
- проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
- соблюдать правила поведения в природе.
2КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕрезультатыосвоениякурса
У второклассника будут сформированы:
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определѐнному этносу;
- испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою семью и малую Родину, страну;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- формулировать самому простые правила поведения в обществе, природе;
- осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
- осознавать себя гражданином России;
- понимание и принятие норм и правил школьной жизни;
- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
- этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса Регулятивные УУД Второклассник научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу занятия;
- выделять из темы занятия известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своѐ высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах занятия;
- фиксировать в конце занятия удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей работой, объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- контролировать и корректировать своѐ поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные УУД Второклассник научится:
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов.
Коммуникативные УУД Второклассник научится:
- высказывать мотивированное суждение по теме занятия (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться.
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса
Второклассникнаучится:
- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
- приводить примеры народов России;
- оценивать отношение людей к окружающему миру;
- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
-соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
- приводить примеры семейных традиций;
- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах.
3КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕрезультатыосвоениякурса
У третьеклассника будет сформировано:
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика;
- мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
- осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности.
Третьеклассник получит возможность для формирования:
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты изучения курса Регулятивные УУД Третьеклассник научится:
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить еѐ в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- планировать своѐ высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- контролировать и корректировать своѐ поведение с учѐтом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД Третьеклассник научится:
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
Третьеклассникнаучится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнѐра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учѐтом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов всех его участников.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
4КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕрезультатыосвоениякурса
У выпускника будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение еѐ природного и культурного наследия;
- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребѐнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в еѐ развитие;
- понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий
«Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в еѐ современной жизни и возможностях собственного участия в построении еѐ будущего;
- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса Регулятивные УУД Выпускник научится:
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу в течение всего занятия;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом занятия;
- выделять из темы занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своѐ высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- планировать свои действия;
- фиксировать по ходу занятия и в конце его удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей работой, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет) для выполнения учебных заданий;
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов творческих работ;
- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приѐмами решения учебных задач.
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- слушать партнѐра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- аргументировать свою позицию;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учѐтом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех его участников;
- строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнѐру.
Выпускник получит возможность научиться:
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения курса Выпускник научится:
- понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
- называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
- называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребѐнка;
- раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
- называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
- анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
- приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
- оценивать своѐ поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
- рассказывать об охране природы в своѐм крае;
- соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
- называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
- находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
- раскрывать связь современной России с еѐ историей;
- использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за еѐ сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны.
Содержание курса
« Я – гражданин России»
класс«МаленькиеРоссияне» -33часа
«Я и я» – формирование гражданского отношения к себе. Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать?
«Я и семья» – формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
«Я и культура» – формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени. История моего города. Откуда пришли елочные игрушки? Встречаем Масленицу.
«Яишкола» – формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
«ЯимоеОтечество» – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?
«Яипланета» –формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.
класс «Моя Малая Родина» - 34часа
«Яия» – формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
«Я и семья» – формирование гражданского отношения к своей семье. Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
«Яикультура» – формирование отношения к искусству. Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь.
«Яишкола»(6ч)– формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
«ЯимоеОтечество»(9ч)– формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
«Яипланета»(6ч)–формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
класс «Россия – Родина моя» - 34часа
«Я и я»– формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
«Я и семья»– формирование гражданского отношения к своей семье. В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.
«Яикультура»– формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.
«Яишкола»– формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. Вежливая улица. По каким правилам мы живем. Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
«ЯимоеОтечество»– формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время.
«Я и планета»– формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе. Сад на окошке. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
4класс«Я-гражданинРоссии»-34часа
«Я и мое Отечество»(11ч.) - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Символика России. Символы нашего края. От вершины к корням. Из истории появления законов. Основной закон жизни нашего государства. Путешествие в страну Законию. Есть такая профессия – защищать родину. Герои Великой Отечественной войны. Города герои. Память. Мы – россияне. Я – гражданин и патриот России.
«Я и школа»( 5ч.) - формирование гражданского отношения к школе. Продолжаем изучать школьный устав. Я и мой класс. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Мой лучший школьный друг. Наказы будущим первоклассникам.
«Я и семья»(5ч.) - формирование гражданского отношения к своей семье. День пожилых людей. Панорама добрых дел. Забота о родителях - дело совести каждого. Моя семья. Мои семейные обязанности.
«Я и я»– (4ч.) - формирование гражданского отношения к самому себе. Хочу и надо. Тест «Познай себя» Правила жизни. «Можно или нельзя» в жизни. Письмо самому себе.
«Я и культура» (4ч.)- формирование гражданского отношения к искусству. Встречаем Масленицу. Знаменитые писатели и поэты. Известные художники. Война на страницах литературных произведений.
«Яипланета»–(5ч.)- формирование гражданского отношения к планете Земля.
Волшебный мир руками детей. Знаешь ли ты страны мира? Природа в поэзии. Я – житель планеты Земля. Будь природе другом.
.
Тематическое планирование курса
«Я-гражданинРоссии»
1 класс «Маленькие Россияне»
№
Тема занятия
Кол-во часов
1
Праздник первого звонка.
1
2
Мой школьный дом. Экскурсия по школе.
1
3
Моя семья – моя радость.
1
4
Правила поведения в школе. Урок – игра.
1
5
Экскурсия по школьному саду.
1
6
Я, ты, мы. Игра.
1
7
Кто что любит делать. Конкурс викторина.
1
8
Мисс Осени.
1
9
Дары природы. Конкурс поделок из природного материала.
1
10
Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?
1
11
Моя красивая мама. Конкурс рисунков.
1
12
Мои права и обязанности. Беседа с
творческим заданием.
1
13
История моего города. Экскурсия в музей
1
14
Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.
1
15
Законы жизни в классе. Урок – игра.
1
16
Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия.
1
17
Фотографии из семейного альбома.
1
18
Школа вежливости. Беседа.
1
19
Маленькая страна. Экологическая акция.
1
20
Антиреклама вредных привычек.
Конкурс рисунков.
1
21
Они защищают Родину. Конкурс стихов.
1
22
Загляните в мамины глаза. Праздник.
1
23
Встречаем Масленицу.
1
24
Слушаем сказки моей бабушки.
1
25
Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина.
1
26
В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу.
1
27
Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен.
1
28
Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен.
1
29
Мои родные –защитники Родины. Фотовыставка.
1
30
Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.
1
31
Десант чистоты и порядка.
1
32
Самый красивый школьный двор. Акция.
1
33
С чего начинается Родина? КВН
1
Итого
1
2класс«МояМалаяРодина»
№
Тема занятия
Всего
1
Урок Мира.
1
2
Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).
1
3
Обязанности ученика в школе. Беседа.
1
4
Осень в родном городе. Фотоконкурс.
1
5
Подумай о других. Беседа с элементами игры.
1
6
Я – ученик. Беседа с творческим заданием.
1
7
Родной край в древности. Экскурсия в музей.
1
8
Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.
1
9
Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.
1
10
Мой портфель. Игра – экспромт.
1
11
Моя любимая мамочка. Презентация.
1
12
Школьная символика (гимн, герб, флаг)
1
13
Мой любимый город. Беседа.
1
14
Наш город. Конкурс визиток.
1
15
О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс
рисунков.
1
16
Самый уютный класс. Конкурс.
1
17
Экология нашего города. Беседа.
1
18
День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.
1
19
Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.
1
20
Мы и наши права. Урок – игра.
1
21
Игры на развитие произвольных процессов.
1
22
Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.
1
23
Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование.
1
24
По каким правилам мы живем в школе? Игра.
1
25
Широкая Масленица. Игра.
1
26
Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.
1
27
Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.
1
28
Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.
1
29
День птиц. Выставка рисунков.
1
30
След Великой Отечественной войны в жизни родного
края. Экскурсия в музей.
1
31
Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества.
1
32
Открытка ветерану. Акция.
1
33
Десант чистоты и порядка.
1
34
Знай и люби свой край. Викторина.
1
Итого
34
3 класс «Россия – Родина моя»
№
Тема урока.
Всего
1
Урок милосердия и доброты.
1
2
Ты и твои друзья. Игра.
1
3
В гостях у предков. Сказочный марафон.
1
4
Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала.
1
5
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа.
1
6
Вежливая улица. Викторина.
1
7
Животные из Красной книги. Просмотр
видеофильма.
1
8
Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок.
1
9
Мои любимые книги. Выставка книг.
1
10
Уважения достойны. Беседа о пожилых людях.
1
11
Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов.
1
12
Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием.
1
13
По каким правилам мы живем. Игра.
1
14
Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием.
1
15
Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие.
1
16
Новогодняя сказка. Праздник.
1
17
Мы все такие разные. Конкурс рисунков.
1
18
Почему меня так назвали. Презентация.
1
19
Кто что любит и умеет делать. Викторина.
1
20
Животные – рекордсмены. Просмотр видеофильма.
1
21
Наша республика. Интеллектуальная игра.
1
22
Мастерская по изготовлению сувениров.
1
23
Честь имею. Игровая программа.
1
24
О подвигах женщин в военное время. Просмотр и
обсуждение фильма.
1
25
У моих родителей – золотые руки. Выставка семейных поделок.
1
26
Дорогая моя столица. Заочное путешествие.
1
27
Спешите творить добро! Ситуативный практикум.
1
28
Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа.
1
29
Наша школа в будущем. Конкурс сочинений.
1
30
День птиц. Викторина.
1
31
Дети войны. Литературное чтение.
1
32
История Отечества. Аукцион знаний.
1
33
Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
1
34
Сад на окошке. Акция.
1
класс«Я–гражданинРоссии»
№
№
Тема занятия
Всего
1
Поговорим о толерантности. Кто я? Какой я?
1
2
Символика России. Символы нашего края.
1
3
Тропы природы. Изготовление поделок из бросового
материала.
1
4
Моя семья. Фотовыставка. Мини – проект.
1
5
Наши классные обязанности. Школьный Устав.
1
6
В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры.
1
7
Я и мой класс. Конкурс рисунков.
1
8
Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо.
1
9
От вершины к корням. Из истории появления законов. Государственный праздник – День Согласия и
примирения.
1
10
День пожилого человека. Акция «Доброта души».
1
11
Правила счастливого человека.
1
12
Откуда я родом. Мой город. Конкурс сочинений.
1
13
Основной закон жизни нашего государства. Беседа.
1
14
Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
1
15
Новый год шагает по планете. Как встречают Новый год в разных странах. Игра - путешествие.
1
16
Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма.
1
17
Мои семейные обязанности. Забота о родителях – дело совести каждого.
1
18
Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием.
1
19
Природа в поэзии. Конкурс стихов.
1
20
Мой лучший школьный друг. Письмо другу.
1
21
Герои России. Сообщения учащихся.
1
22
О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма.
1
23
Образ русской женщины. Беседа – диалог.
1
24
О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут.
1
25
Знаешь ли ты страны мира? Викторина.
1
26
Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов.
1
27
Семь чудес света. Просмотр видеоролика.
1
28
Геральдика – наука о гербах. Беседа.
1
29-30
Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках.