Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности.
Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий.
Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности являются важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Такая работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой – вовлечь обучающихся в системную исследовательскую, проектную деятельность, охватывающую большой объем предметного материала, ориентированную на формирование в первую очередь личностных результатов школьников - создание ситуации творческого саморазвития.
Актуальность программы
Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, что необходимо для активной практики овладения русским языком. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму.
Еще одной из причин создания данной программы является возможность удержать интерес к предмету Русский язык у обучающихся, высокомотивированных к изучению русского языка, с высоким уровнем интеллекта, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Общая характеристика программы
Цели программы «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» – создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметногоматериала по русскому языку в разделе «Лексикаи фразеология»; формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц; проектирование индивидуальногомаршрута восполнения проблемных зон в изучениираздела «Лексика и фразеология»; формированиенавыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.
Задачи программы
Обучающие:
• развитие интереса к русскому языку;
• углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;
• формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
• развитие творчества и обогащение словарного запаса;
• совершенствование общего языкового развития учащихся;
• совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
• воспитание культуры обращения с книгой;
• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
• воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
• развивать смекалку и сообразительность;
• приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно -деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного
процесса и организуется в проектно-исследовательском направлении.
Принципы реализации программы внеурочной деятельности:
• непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса;
• признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;
• принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
• принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
• принцип учета возрастных особенностей учащихся;
• принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.
Личностные результаты:
• понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
• осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
• достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
• способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
Список рекомендуемой литературы
Основной
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621 10).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
7. Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
8. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo
9. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный
документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
10. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/ news/8286
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
13. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
14. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
Дополнительный
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.
2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995.
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
2001 (CD).
4. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987.
5. Васильев С. Играющие в прятки. Волгоград, 2005.
6. Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Наш родной язык. М.: Просвещение, 1971.
7. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. М.: Знание, 1987.
25. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М.: Просвещение. 1989.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности по русскому языку.
5 класс.
(35 часов)
№ п/п
Место урока в теме
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Дата по плану
Дата по факту
«Ярмарка идей» (5ч)
1
1
Что я умею, что могу?
Формирование стартовой мотивации, планирование саморазвития и творческой деятельности, учатся слышать и понимать друг друга, объяснение языковых явлений.
2
2
Через тернии к звёздам.
Учатся различать языковые единицы, формируют мотивацию к деятельности, поиск решения проблемы по средствам наблюдения за языком, работа со словарями.
3
3
Эврика! Творческая мастерская юного исследователя художественного текста.
Учатся различать виды и определять в зависимости от цели высказывания разговорный, художественный и научный стили речи, анализ текста, работа со словарём.
4
4
Эврика! Творческая мастерская юного исследователя художественного текста.
Работа с художественным стилем речи, рассуждение и доказательство, работа со словарём, формирование познавательного интереса, деятельность в команде.
5
5
Эврика! Творческая мастерская юного исследователя художественного текста.
Работа с художественным стилем речи, рассуждение и доказательство, работа со словарём, формирование познавательного интереса, деятельность в команде.
«Слово о словах» (20 ч)
6
1
Имена вещей.
Учатся проектировать алгоритмы решения исследовательской задачи, творческому сотрудничеству, работа с этимологическим словарём.
7
2
В царстве смыслов много дорог. Составление проекта «Способы и причины образований нескольких значений слова».
Учатся выполнять индивидуальный проект под руководством учителя, вырабатывают навыки анализа и синтеза.
8
3
В царстве смыслов много дорог. Составление проекта «Способы и причины образований нескольких значений слова».
Учатся корректировать собственную деятельность, выбирать пути решения..
9
4
Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова.
Участие в игре «Прямое и переносное значение слова», редактирование ответов одноклассников, работа в команде.
10
5
Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова.
Учатся планировать и организовывать свою деятельность, работа со словарями, поиск многозначных слов.
11
6
Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?
Учатся проектировать алгоритмы решения исследовательской задачи, творческому сотрудничеству, работа с толковым словарём.
12
7
Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?
Учатся проводить исследование, работать в группах.
13
8
Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об истории слов.
Учатся проводить исследование, работать со словарями и словарными статьями, выбирать материал для сообщения.
14
9
Об одном и том же разными словами. Изучение особенностей синонимического ряда слов.
Работа с синонимическими словарями, поиск наиболее верного употребления слов, анализ и синтез.
15
10
Слова-антиподы. Составление проекта «Словарь антонимов».
Учатся выполнять индивидуальный проект под руководством учителя, вырабатывают навыки анализа и синтеза.
16
11
Ума палата, или о фразеологических оборотах. Особенности фразеологических сочетаний.
Работа с фразеологическими словарями, поиск наиболее верного употребления фразеологизмов, анализ и синтез.
17
12
Ума палата, или о фразеологических оборотах. Составление проекта «Фразеологизмы из книги
Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес».
Учатся выполнять индивидуальный проект под руководством учителя, вырабатывают навыки анализа и синтеза.
18
13
Словари «чужих» слов.
Учатся выполнять творческое задание при помощи консультации учителя, анализируют словари иностранных слов.
19
14
«Он весь свободы торжество». Языковые особенности произведений А.С. Пушкина.
Работа с понятием «литературный язык», «народная речь», анализ и синтез полученной информации, работа в группах.
20
15
Мы говорим его стихами. Составление проекта «Афоризмы и крылатые выражения в произведениях А.С. Пушкина».
Учатся выполнять индивидуальный проект под руководством учителя, вырабатывают навыки анализа и синтеза.
21
16
Слова уходящие. Архаизмы и историзмы в русском языке.
Работа со словарями, поиск наиболее верного употребления слов, сравнительный анализ и синтез.
22
17
Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова.
Учатся проводить исследование, работать со словарями и словарными статьями, выбирать материал для сравнительного анализа.
23
18
Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова. Игра «Грамматический аукцион».
Рассуждение и доказательство, работа со словарём, формирование познавательного интереса, деятельность в команде.