Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- исследователь"(1-4 классы)»
Рабочая программа
«Я – исследователь»
1-4 класс
Составитель Попкова Инна Юрьевна,
учитель начальных классов,
высшей категории,
ОАНО Прогимназии «Белоснежка
г. Химки
2021 г
пОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учусь создавать проекты» создана на основе:
ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой
Образовательной программы ОАНО Прогимназии «Белоснежка учебного плана школы на 2018-2019 учебный год;
Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС (Приложение 2 к приказу №682 от 01.09.2014г.)
Планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа «Учусь создавать проекты» предназначена для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в начальных классах и направлена на формирование способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию окружающего мира и самого себя, ценностного отношения к знанию.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для проектной деятельности.
Главная идея проектной деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат. Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие обще учебные навыки:
мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Учимся создавать проекты», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и на развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель программы:
приобщение младших школьников к исследовательской деятельности;
создание условий, способствующих развитию исследовательских умений;
приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.
Задачи:
развитие творческой исследовательской активности;
формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа(1 час в неделю). Программа курса «Умники и умницы» изучается в течение всего обучения по 1 ч в неделю, всего — 135 ч. В 1 классе 33 ч, во 2, 3. 4 классах по 34 ч.
Планируемыерезультаты
Учащийся получит возможность научиться:
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал;
• готовить тексты собственных докладов;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя
все существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки
зрения других).
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе, на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,
осознание своей этнической принадлежности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Личностныерезультаты в формировании у детей мотивации к обучению, в
помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные умения:
Развивать навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и
интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их
помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
Коммуникативные:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Умение координировать свои усилия с усилиями других, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
----договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
Предметные результаты
1 класс
Учащийся будет знать: основы проведения исследовательской работы; что такое мини – проект и творческий проект; методы исследования: наблюдение, опыт; способы поиска необходимой для исследования информации; правила сотрудничества в процессе исследования; основные логические операции, их отличительные особенности; правила успешной презентации работы.
Учащийся будет уметь: определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; подбирать материал, необходимый для исследования; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других; сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
2 класс
Учащийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; что такое информационный проект и практико– ориентированный проект; методы исследования: эксперимент, интервьюирование; правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов; правила осуществления самоконтроля; правила успешной презентации работы.
Учащийся будет уметь: выбирать пути решения задачи исследования ; классифицировать предметы, явления и события; самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; использовать разные источники информации.
3 класс
Учащийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; что такое информационный проект и практико– ориентированный проект; методы исследования: эксперимент, анкетирование, моделирование интервьюирование; основы работы с компьютером, что такое социальный проект и его значимость для жизни окружающих; способы методы, стимулирующие саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе, правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов; правила осуществления самоконтроля; правила успешной презентации работы.
Учащийся будет уметь: выбирать пути решения задачи исследования; классифицировать предметы, явления и события; самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.
4 класс
Учащийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; метод исследования: анкетирование, моделирование; основы работы с компьютером; что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих; способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе.
Учащийся будет уметь: самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; делать выводы и умозаключения; указывать пути дальнейшего изучения объекта; осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; реализовывать право на свободный выбор.
Способы проверки результатов освоения программы:
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: выставки творческих работ учащихся; мини – конференции по защите исследовательских проектов, школьная научно-практическая конференция .
Контроль и оценка планируемых результатов:
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и
умениями с помощью рабочей тетради, где дети выполняют различные задания: учатся работать с анкетой, таблицей, диаграммой. Знакомятся с алгоритмами создания
проекта и создают свои мини-проекты.
Главным результатом своего труда для ученика является собственный проект по выбранной им теме. Проект оценивается по критериям, данным в тетради или
составленным, при групповой работе с участием учителя.
Содержание предмета «Я- исследователь .»
1 класс (33 часа)
Что такое проект: Исследование, исследователь, исследовательская задача
(проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том,
что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о
том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир
Как выбрать тему проекта. Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего?
чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
Хобби. Выбор интересной идеи.
Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические.
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Цель и задачи проекта. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель
указывает общее направление. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель
указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги.
Формулирование целей и задач исследования.
Гипотеза проекта. Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что,