Школа исследователя. Программа внеурочной исследовательской деятельности. 1 класс.
Школа исследователя. Программа внеурочной исследовательской деятельности. 1 класс.
Программа «Школа исследователя» предназначена для организации внеурочной проектной деятельности в 1 классе, направлена на развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с целью организации исследовательской работы с учащимися первого класса. Содержание программы позволяет учителю познакомить учащихся с последовательностью работы над исследованием. В тематический план включены разделы: знакомство со средствами информации, структурой построения исследования, опыты, наблюдения, коллективное творчество, исследование. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школа исследователя. Программа внеурочной исследовательской деятельности. 1 класс. »
Попова Надежда Витальевна.
Почетный работник общего образования, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №9 г. Новый Уренгой, сот. т. 89224523386, [email protected]
Рабочая программа внеурочной деятельности в первом классе. Направление: проектная деятельность«Школа исследователя» 2012/2013 учебный год.
Аннотация. Программа «Школа исследователя» предназначена для организации внеурочной проектной деятельности в 1 классе, направлена на развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с целью организации исследовательской работы с учащимися первого класса. Содержание программы позволяет учителю познакомить учащихся с последовательностью работы над исследованием. В тематический план включены разделы: знакомство со средствами информации, структурой построения исследования, опыты, наблюдения, коллективное творчество, исследование. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Программа «Школа исследователя» предназначена для организации внеурочной проектной деятельности в 1 классе, направлена на развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Цели и задачи курса
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса «Школа исследователя» максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы, обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей, так как цели и задачи исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Исследовательская деятельность учащихся организуется таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Место предмета в базисном учебном плане
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7- 8 лет.
Место и время проведения: 33 часа, 1 час в неделю.
Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 45 мин каждое. В каникулярное время проводятся, по мере необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также опытно-экспериментальная деятельность обучающихся.
Специфика программы
Наблюдения за учащимися в процессе работы показали, что у большинства слабо развиты исследовательские умения, коммуникативные навыки, учебная самостоятельность.
Данная программа составлена с учетом способностей и интересов учащихся, а также запросов родителей. Она способствует формированию позитивной самооценки, самоуважения, коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать, формирование социально адекватных способов поведения. направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы.
Тематический план
1 класс
№
Содержание материала
Количество часов
1
Знакомство учащихся.
2 ч.
2
Средства информации
9ч.
3
Структура построения исследования.
10ч.
4
Коллективное творчество. Индивидуальное исследование.
12ч.
ИТОГО
33 часа
Содержание программы
Содержание материала
Форма предъявления результата
Форма контроля
Инструмент
для оценки
Знакомство учащихся.
Совместный рисунок
Психологические тесты, рисунки, анкетирование.
Анализ рисунков, анкетирования.
Средства информации
Папка исследователя
Наличие материала по исследованию.
Мониторинг исследовательских умений.
Карта наблюдений
Структура построения исследования.
Отчет о проведении опыта
Протокол эксперимента. Коллективная творческая работа
Иссследовательские работы.
Критерии написания исследования
Коллективное творчество. Исследование.
Исследование.
Выступление на заседании НШО, экологической конференции в г. Новый Уренгой.
Критерии написания исследования
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Школа исследователя»:
Познавательные УУД:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения;
классификации объектов;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД:
преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
Личностные УУД:
Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности. Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации. Защита исследования на заседании научного школьного общества.
Обучающиеся должны научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить устные тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
Форма проведения
Элементы содержания, методические приемы
Элементы дополнительного содержания (УУД)
Вид контроля
Дата проведения
1
Давайте познакомимся.
1
Экскурсия
Знакомство. Совместный рисунок (на доске или асфальте).
Формирование приёмов мыслительной деятельности. Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях.
Групповая работа
2
Мое любимое занятие.
1
Индивидуальные выступления,
анкетирование
Презентация любимых занятий, коллекций, рисунков,
Осознание своих возможностей в учении.
Индивидуаль-ный
3
Откуда мы получаем информацию?
1
Практическое занятие
Знакомство со средствами информации (энциклопедия, словари, учебные пособия)
Формирование познавательных мотивов, интереса к новому, к способу решения и общему способу действия.
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. Постановка вопроса. Ответы на заданные вопросы.
Практикум
4
Откуда мы получаем информацию?
1
Практическое занятие
Знакомство со средствами интернет.
Практикум
5
Мы - почемучки. Учимся задавать вопросы.
1
Интеллектуальный конкурс
Знакомство со средствами информации. Встреча с интересными людьми.
Фронтальный
6
Наблюдение и наблюдательность.
1
Познавательная экскурсия
Наблюдение как метод получения информации, преимущества и недостатки наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Формирование умения действовать по плану и планировать свою деятельность;
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем.
Практикум
7
Что такое эксперимент.
1
Эксперимент
Способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Формировать представление о главном способе получения научной информации –эксперименте. Провести эксперименты с реальными объектами.
Эксперимент
8
Экспериментирование.
1
Эксперимент
Мысленный эксперимент. Практическое задание по экспериментированию с моделями.
Формировать представление о главном способе получения научной информации -эксперименте.
Эксперимент
9
Опыты. «На что способен наш мозг»
1
Познавательный опыт, познавательная беседа
Беседа о зрительном восприятии мира людьми. Просмотр опыта в режиме ИКТ. Обсуждение каждого упражнения. Выводы. Нахождение научного обоснования опыта.
Формировать представление о способе получения научной информации и познания мира – опыт. Учить наблюдать за объектами и явлениями.
Опыт
10
Опыты «Свойства воды».
1
Практическое занятие
Опытным путем выявить свойства воды
Опыт
11
Что такое научное открытие?
1
Ярмарка идей
Знакомство с понятием «исследование». Как и где человек проводит исследования в быту?
Совершенствовать представление обучающихся о научном исследовании, пробуждать интерес к новому, стремление узнавать новое.
Исследова-
тельская лаборатория
12
Цель проекта
1
Практическое занятие
Планирование цели.
Развивать умения ставить цели, планировать и прогнозировать свою деятельность.
Производить коррекцию своих действий и оценки успешности освоения.
Текущий
13
Выбор задачи проекта.
1
Практическое занятие
Планирование цели и задач к поставленной цели. Выбор эффективных способов решения задач в зависимости от условий.
Развивать умения осуществлять самоконтроль деятельности,
самостоятельно оценивать свои возможности в решении задач.
Текущий
14
Решение вопроса.
1
Решение проблемы
Проблема. Стандартные мыслительные операции.
Обучение специальным знаниям, необходимым в исследовательском поиске.
Формирование приёмов мыслительной деятельности.
Коллективная творческая игра
15
Гипотезы и провокационные идеи.
1
Исследовательская лаборатория
Выдвижение гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.
Учить создавать гипотезы, следуя определенной структуре.
Познавательная беседа, тренинг
16
Учимся вырабатывать гипотезы.
1
Смотр идей
Выполнение задач на поиск закономерностей. Общий подбор гипотез к проблеме. Упражнения по обучению вырабатывать гипотезы.
Учить создавать гипотезы, следуя определенной структуре.
Исследовательская лаборатория «Папка исследователя»
17
Объект исследования.
1
Практическое занятие
Знакомство с понятием «Объект исследования».
Формирование умения ставить цели, планировать и прогнозировать свою деятельность.
Производить коррекцию своих действий и оценки успешности освоения.
Коллективная творческая игра
18
Предмет исследования.
1
Практическое занятие
Знакомство с понятием «Предмет исследования».
Развивать умения межличностного взаимодействия участников игры в группе
Коллективная творческая игра
19
Продукт проекта.
1
Групповая работа
Знакомство с понятием «Продукт проекта». Распределение на группы. Распределение ролей между участниками группы.
Учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить распределять обязанности между собой, учить адекватной объективной самооценке.
Коллективная творческая игра
20
Виды продукта.
1
Практическое занятие
Оценка индивидуальной и совместной деятельности.
Формирование умения осуществлять самоконтроль деятельности.
Коллективная творческая игра
21
Игра «Подготовка к состязаниям».
1
Коллективная творческая игра
Знакомство с этапом проекта – выступление.
Оценка индивидуальной и совместной деятельности.
Развивать умения межличностного взаимодействия участников игры, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить адекватной объективной самооценке.
Коллективная творческая игра в совместно – индивидуальной форме
22
Мы - почемучки. На что похожи буквы и цифры?
1
Продуктивная игра. Составление алфавита и числового ряда
Изучение объекта. Сравнение объектов. Пословицы и поговорки о числах.
Алфавит.
Уметь классифицировать предметы по признакам. Анализ объектов с целью выделения признаков.
Практикум
23
Острый глаз.
1
Познавательная беседа. Познавательная видео экскурсия
Знакомство с этапами работы над проектом.
Тренировать наблюдательность, восприятие, внимание. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Текущий
24
К настоящим волшебникам!
1
Смотр достижений
Выставка творческих работ.
Защита работы «На что похожи буквы и цифры?»
Фронтальный, индивидуаль-
ный
25
Ответы на вопросы
1
Смотр достижений
Творческое выступление
Развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание устно или письменно.
Фронтальный, индивидуаль-
ный
26-28
Проект «Космическая азбука»
3
Коллективный проект ко Дню космонавтики
Знакомство с презентацией «Космическая азбука». Рассказ о космонавтах, о космосе, космические термины. Оценка индивидуальной и совместной деятельности. Подведение итогов работы.
Развивать умения межличностного взаимодействия участников игры в группе, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить адекватной объективной самооценке.
Коллективныйтворческий проект
29
Игра «Сочинение сказки».
1
Коллективная творческая игра
Беседа «Любимые сказки и герои». Самостоятельная работа участников. Выставка – обсуждение завершенных совместных работ. Оценка совместной деятельности в паре. Выбор лучших композиций. Подведение итогов работы.
Развивать умения межличностного взаимодействия участников игры в группе, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить адекватной объективной самооценке.
Коллективная творческая игра
30-32
Индивидуальные исследовательские работы
3
Индивидуальные проекты в рамках работы научного школьного общества, экологическое исследование «Сохраним наш Ямал»
Составление презентации. Защита проектов.
Учить публичному выступлению. Развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание устно или письменно.
Смотр исследовательских работ
33
Портфолио исследователя
1
Смотр достижений
Форма подведения итогов: отчет
Литература
Асмолов А. Г. Пособие для учителя. Как проектировать универсальные учебные действия. М., Просвещение 2010г.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. М., Просвещение 2010г.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008г.
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. Лекции. М. Педагогический университет