Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" 7 класс 2016-2017 уч.год
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" 7 класс 2016-2017 уч.год
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Закон Российской Федерации « Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Федеральный компонент государственного стандарта ( основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии, ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010).
3. Письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Настоящая программа разработана и будет использована в рамках долгосрочного проекта внеурочной деятельности, биолого-экологической направленности «Я - исследователь».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" 7 класс 2016-2017 уч.год»
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Закон Российской Федерации « Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ .
2. Федеральный компонент государственного стандарта ( основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии , ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010) .
3. Письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Настоящая программа разработана и будет использована в рамках долгосрочного проекта внеурочной деятельности, биолого-экологической направленности «Я - исследователь».
Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспи тания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.
Задачи:
Сформировать экологические понятия.
Развивать умения ухода за растениями.
Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.
Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.
Формы контроля: Анализ, анкетирование,выставка, собеседование.
2.Содержание программы "Юный эколог - исследователь".
Тема
Всего часов
В том числе
теоретич. занятия
практич. занятия
исслед. деят-ть
экскурсии
1.Вводное занятие
2
1
1
2.Определитель флоры и фауны
4
1
1
1
1
3.Гербарий растительности
6
1
3
2
4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ростовской области.
8
3
3
1
1
5.Особо охраняемые территории родного края.
6
2
2
2
6.Экологические факторы и среды жизни организмов.
8
3
2
2
1
ИТОГО:
34
11
12
8
3
1.Вводное занятие - 2 ч.
Теоретическая часть:Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Практ. часть.Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
2. Определители флоры и фауны - 4 ч.
Теоретическая часть:Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.
Практ. часть.Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.
Экскурсии.В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.
3. Гербарий растительности - 6 ч.
Теоретическая часть:Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практ. часть.Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.
4. Редкие и исчезающие виды флоры Самарской области. - 14 ч.
Теоретическая часть:Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Ростовской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Ростовской области.
Практ. часть.Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Ростовской области. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ростовской области".
5. Особо охраняемые территории родного края. - 6 ч.
Теоретическая часть:Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Ростовской области.
Практ. часть.Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна Ростовского заповедника). Написание реферата "Флора и фауна Ростовского заповедника".
6.Экологические факторы и среды жизни организмов. - 8 ч.
Теоретическая часть:Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.
Практ. часть.Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами".
Иссл. работа.Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.
Экскурсии.В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.
3.Планируемые результаты обучения
Формирование результатов:
1. личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, сравнивать, делать выводы);
- эстетического отношения к живым объектам;
2. метапредметных результатов:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умения видеть проблему, ставить вопросы выдвигать гипотезы;
- умение работать с разными источниками биологической информации
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности, общности происхождения и эволюции растений и животных;
- различие на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выделение приспособлений растений к среде обитания, взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов и систем органов и их функциями;
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
3) в сфере трудовой деятельности:
- значение и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
4) в сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, уходу за ними, проведения наблюдений;
5) в эстетической сфере:
- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
4.Учебно-тематическое планирование
№
Уроков
Название темы
Всего часов
Часы
УУД
Формы занятий
Формы контроля
П
Ф
Аудитор
ных
Внеауди
торных
Вводное занятие. (2 ч.)
1.
Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
1
1
Личностные УУД
мотивация учения.
Регулятивные УУД
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Собеседо
вание
2
Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.