kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" 7 класс 2016-2017 уч.год

Нажмите, чтобы узнать подробности


 

Нормативные правовые документы, на основании которых  разработана рабочая программа:

1.  Закон Российской Федерации « Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2. Федеральный компонент государственного стандарта ( основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии, ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010).

3.  Письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Настоящая программа разработана и будет использована в рамках долгосрочного проекта внеурочной деятельности, биолого-экологической направленности  «Я - исследователь».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" 7 класс 2016-2017 уч.год»


Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Закон Российской Федерации « Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ .

2. Федеральный компонент государственного стандарта ( основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии , ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010) .

3. Письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Настоящая программа разработана и будет использована в рамках долгосрочного проекта внеурочной деятельности, биолого-экологической направленности «Я - исследователь».

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспи тания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.

Задачи:

  1. Сформировать экологические понятия.

  2. Развивать умения ухода за растениями.

  3. Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.

  4. Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.

  5. Прививать любовь к природе, родному краю, Родине.

  6. Сформировать умение критически мыслить.

Принципы реализации программы:

  1. Научность;

  2. Доступность;

  3. Целесообразность;

  4. Наглядность.

Формы организации занятий:

Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.

Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование.


2.Содержание программы "Юный эколог - исследователь".

Тема

Всего часов

В том числе

теоретич. занятия

практич. занятия

исслед. деят-ть

экскурсии

1.Вводное занятие

2

1

1



2.Определитель флоры и фауны

4

1

1

1

1

3.Гербарий растительности

6

1

3

2


4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ростовской области.

8

3

3

1

1

5.Особо охраняемые территории родного края.

6

2

2

2


6.Экологические факторы и среды жизни организмов.

8

3

2

2

1

ИТОГО:

34

11

12

8

3


1.Вводное занятие - 2 ч.

Теоретическая часть: Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

2. Определители флоры и фауны - 4 ч.

Теоретическая часть: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.

Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.

3. Гербарий растительности - 6 ч.

Теоретическая часть: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.

4. Редкие и исчезающие виды флоры Самарской области. - 14 ч.

Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Ростовской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Ростовской области.

Практ. часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Ростовской области. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ростовской области".

5. Особо охраняемые территории родного края. - 6 ч.

Теоретическая часть: Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Ростовской области.

Практ. часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна Ростовского заповедника). Написание реферата "Флора и фауна Ростовского заповедника".

6.Экологические факторы и среды жизни организмов. - 8 ч.

Теоретическая часть: Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.

Практ. часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами".

Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.



3.Планируемые результаты обучения

Формирование результатов:

1. личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, сравнивать, делать выводы);

- эстетического отношения к живым объектам;

2. метапредметных результатов:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умения видеть проблему, ставить вопросы выдвигать гипотезы;

- умение работать с разными источниками биологической информации

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

3. предметных результатов:

1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов;

- классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности, общности происхождения и эволюции растений и животных;

- различие на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, опасных для человека растений;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выделение приспособлений растений к среде обитания, взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов и систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение, описание, эксперимент и объяснение результатов.

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;

3) в сфере трудовой деятельности:

- значение и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);

4) в сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, уходу за ними, проведения наблюдений;

5) в эстетической сфере:

- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

4.Учебно-тематическое планирование


Уроков

Название темы

Всего часов

Часы

УУД

Формы занятий

Формы контроля

П

Ф

Аудитор

ных

Внеауди

торных

  1. Вводное занятие. (2 ч.)

1.



Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.



1

1


Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.


Собеседо

вание

2



Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.



1

1


Пр. работа

отчёт

  1. Определители флоры и фауны (4 ч.)

3



Понятие об определителе флоры и фауны.

1

1


Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.

,Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности

Журнал

Собеседо

вание

4



Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.

1

1


Пр. работа

отчёт

5



Работа с определителем.

1


1

Пр. работа

Собеседо

вание

6



Работа с определителями видового разнообразия флоры парка, луга.

1


1

Экскурсия

Отчёт

  1. Гербарий растительности. (6 ч.)

7



Понятие о гербарии.

1

1


Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Беседа

Собеседо

вание

8



Классификация гербариев.

1

1


Демонст

рация

Собеседо

вание

9



Методика и правила сбора растений.

1

1


Демонст

рация

Собеседо

вание

10



Знакомство с гербариями.

1


1

Беседа

Анализ

11



Изготовление папки для гербария.

1


1

Круглый стол

Собеседо

вание

12



Изготовление гербариев.

1


1

Акция

Творческий отчёт

  1. Редкие и исчезающие виды флоры Ростовской области. (8 ч.)

13



Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.

1

1



Познавательные УУД

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные УУД

уметь находить ответ

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).


Беседа

Собеседо

вание

14



Красная книга. Виды растений Ростовской области, занесенных в Красную книгу.

1


1

Коллективно-

творческое дело

Творческий отчёт

15



Реликты и эндемики флоры Ростовской области.

1


1

Круглый

стол

Анализ

16



Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам.

1


1

Беседа, проект

Собеседо

вание

17



Изучение Красной книги Ростовской области. Составление карты ареалов редких видов растений.

1


1

Беседа, проект

Собеседо

вание

18



Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Ростовской области".

1


1

Круглый

стол

Творческий отчёт

19



Охрана растений родного края.

1


1

Агитбригада

Творческий отчёт

20



Это должен знать каждый!

1


1

Акция

Анализ

  1. Особо охраняемые территории родного края. (6 ч.)

21



Охраняемые территории, причины их организации и значение.

1

1


Личностные УУД

мотивация учения.

Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Беседа

Собеседо

вание

22



Классификация заповедников. Заповедники Ростовской области.

1



1

Проект

Творческий отчёт

23



Работа с зоогеографическими картами заповедников.

1


1

Беседа

Собеседо

вание

24



Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой.

1


1

Беседа

Собеседо

вание

25



Работа с Красной книгой (флора и фауна Ростовского заповедника).

1


1

Проект

Творческий отчёт

26



Флора и фауна Ростовского заповедника.

1


1

Праздник

Творческий отчёт

  1. Экологические факторы и среды жизни организмов. (8 ч.)

27



Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы.

1

1


Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникатив. УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные УУД

формирование основ гражданской идентичности личности

Круглый

стол

Анкетиро

вание

28



Биологические ритмы.

1


1

Встреча

Собеседо

вание

29



Растения-индикаторы.

1


1

Игра


30



Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.

1


1

Беседа

Собеседо

вание

31



Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению".

1


1

Беседа

Собеседо

вание

32



Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

1


1

Праздник,

конкурс

Творческий отчёт

33



Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.

1


1

Беседа

Собеседо

вание

34



Правила поведения в лесу,

1


1

Наказ

Отчёт





Список литературы для педагога.

  1. В.В.Балабанова. Биология. Экология. Здоровый образ жизни. Волгоград, 2006г.

  2. В. П.Зверев. Экологические игры. Москва, "Просвещение", 2001г.

  3. И.Д.Зверев. Практические занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 1996г.

  4. А.С.Литвинович, С.В.Дегбер Пойми живой язык природы. Воронеж, 2006г.

  5. И.П.Шипунова. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы. Новосибирск, 1995

  6. Т.Б.Шипунова, С.А.Пивоварова. Занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 2005г

  7. Г.Б. Шенкевич Программа кружка «Юный эколог - исследователь» Фестиваль педагогических идей. 2013



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" 7 класс 2016-2017 уч.год

Автор: Борисенко Ирина Геннадьевна

Дата: 23.12.2016

Номер свидетельства: 372777


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства