Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Подвижные игры"»
Пояснительная записка
Нормативной базой для разработки рабочей программы по внеурочной деятельности «Подвижные игры» для 1-4 классов являются:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Реестр основных образовательных программ;
Программа по внеурочной деятельности. «Игра. Досуговое общение». 1-4 классы. Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, -М.: Просвещение, 2011.
«Подвижные игры» в начальной школе изучается с 1 по 4классы. Общее число учебных часов за четыре годаобучения – 135, из них 66 часов в 1 классе (2 часа в неделю), 68 часов во 2 классе (2 часа в неделю), 34 часа в 3 классе (1 час в неделю), 34 часа в 4 классе ( 1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Подвижные игры» за 1 – 4 классы
Личностные, результаты освоения учебного курса:
ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей ,
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
умение выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметные результаты освоения учебного курса:
РегулятивныеУУД:
умение планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
распределение функций и ролей в совместной деятельности;
конструктивное разрешение конфликтов;
осуществление взаимного контроля;
оценка собственного поведения и поведения партнѐра и внесение необходимых коррективов;
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму
ПознавательныеУУД:
добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
КоммуникативныеУУД:
взаимодействие, ориентация на партнѐра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе;
Оздоровительные результаты программы:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
развитие физических способностей;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
развитие психических и нравственных качеств;
повышение социальной и трудовой активности;
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание учебного курса
«Подвижные игры» в 1 – 4 классах
1 класс.
Первая встреча с игрой. Игра и жизнь. Правила игры, игровые роли, сюжет игры. Игровое состояние. Назначение игры. Игра и дети. Игра и взрослые. Многообразие игр.
Интеллектуально-познавательные игры (викторины).
Интеллектуально-познавательная игра - соревнование в информированности и сообразительности. Правила викторины. Викторины на знание правил дорожного движения, поведения в общественных местах (в школе, в транспорте, на улице). Кроссворды. Ребусы. Разгадывание кроссвордов и ребусов. Игры-ассоциации.
Подвижные игры. Движение и сноровка в различных видах человеческих занятий. Простые подвижные игры: правила и виды. Игры с музыкальным сопровождением, сюжетные игры. Правила подвижных игр. Роли в подвижных играх: водящий, судья, организатор.
Настольные игры. Разнообразие настольных игр. Парные игры. Игра в шашки — классическая настольная игра. Правила игры в шашки. Настольные игры на бумаге (крестикинолики). Настольные игры в компании (домино и лото). Правила настольных игр в лото и домино.
Игры-драматизации. Ситуация в игре: участники (игровые роли), задачи и способы их решения участниками ситуации. Игровые диалоги-импровизации с игрушками. Сюжеты игр «В школе», «В гостях», «Экстремальная ситуация», «Добро как практическое волшебство».
Ситуативные игры-упражнения. Парное взаимодействие в игре. Влияние на партнѐра, избирательная реакция на влияние, противостояние влиянию.
2 класс.
Встреча с игрой. Азарт игры. Предписания и ограничения. Радость и огорчение в игре. Опасности игры.
Интеллектуально-познавательные игры. Правила подготовки к познавательной игре. Структура интеллектуально- познавательной игры. Функции игроков. Викторины на знание правил дорожного движения. Кроссворды. Ребусы. Разгадывание кроссвордов и ребусов. Игры - ассоциации.
Подвижные игры. Народные подвижные игры, включающие выполнение физических упражнений (бег, удары, прыжки). Народные подвижные игры, включающие упражнения с внешним сопротивлением.
Настольные игры. Настольные игры как способы времяпровождения в семье и компании. Удовольствие от игры. Классическая игра шахматы, правила игры.
Игры-драматизации. Игровой конфликт и конфликт в игре. Варианты развязки. Сюжеты игр «Приѐм гостей у себя дома», «В больнице», «В магазине», «Экстремальная ситуация».
Ситуативные игры-упражнения. Парное взаимодействие в игре. Упражнение в отказе на предложение (отказ-обещание, отказ-альтернатива, отказ-отрицание).
Игры на кооперацию. Игровое взаимодействие в группе, кооперация, соревнование. Взаимодействие в малой группе, распределение обязанностей.
3 класс.
Встреча с игрой. Воодушевление от игры. Выигрыш и проигрыш. Нарушение правил игры. Цена выигрыша.
Интеллектуально-познавательные игры. Правила интеллектуально-познавательных игр. Типы вопросов в интеллектуально познавательных играх. Викторины на знание правил поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, музее, парке, в магазине).
Подвижные игры. Игры народов России (лапта). Игры народов разных стран. Подвижные игры с малым (теннисным) мячом.
Настольные игры. Противостояние игроков в настольных играх. Мир современных шахмат. Игровые действия в настольных играх, передвижение фишек.
Игры-драматизации. Конфликтная ситуация в игре: интересы участников, предмет конфликта, действия участников ситуации. Я и окружающие люди. Взаимопонимание людей. Способы решения задач в процессе игрового взаимодействия.
Ситуативные игры-упражнения. Игры на взаимодействие и сплочение в парах. Поведение в конфликтной ситуации.
Игры на кооперацию. Взаимопомощь, сотрудничество в игре. Распределение обязанностей в малой группе. Межгрупповое взаимодействие в игре. Осознание индивидуальных особенностей участия в кооперации.
4 класс.
Новая встреча с игрой. Роли в игре и в жизни. Игровая реальность. Игра и искренность. Серьѐзное отношение к игре и игровое отношение к жизни.
Интеллектуально-познавательные игры (викторины). Вопросы на эрудицию и сообразительность. Тактика выигрыша в интеллектуально-познавательных играх. Формулировка вопроса в познавательных играх. Корректные и некорректные вопросы. Правила формулировки вопросов.
Подвижные игры. Сложные подвижные - полуспортивные игры-состязания. Развитие реактивности, резкости, быстроты, скоростной выносливости. Подвижные игры для развития ловкости. Подвижные игры на развитие силы. Самостоятельное регулирование интенсивности нагрузок, выбор моментов для отдыха.
Настольные игры. Виды настольных игр: битвы за пространство, преследование, замещение. Планирование индивидуального успеха.
Игры-драматизации. Игровые диалоги-импровизации. Я и окружающие люди. Взаимопонимание людей. Проблемная ситуация, позиция участника, вариативность позиций. Способы решения задач в процессе игрового взаимодействия. Игра как способ самопознания.
Ситуативные игры-упражнения. Групповое взаимодействие в игре. Выбор союзников, договор с партнером, конкуренция.
Комплексные игры на местности. Игровое соревнование двух групп. Ограничение игровой территории. Площадки игры. Правила игры, рекомендации игрокам. Техника безопасности в игре на местности.
Комплексная игра-приключение. Команда игроков и площадка игры. Игровые задания и правила игры. Маршрутная карта игры. Тропа испытаний. Испытания, загадки.
Тематическое планирование курса «Подвижные игры»
№
Тема (раздел)
Количество часов на изучение
Количество проверочных работ
1 класс (66 часов)
1
Первая встреча с игрой.
2 ч.
2
Интеллектуально – познавательные игры (викторины).