, Республика Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Алданского района
«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский»
678944 Республика Саха (Якутия) Алданский район п. Ленинский,
ул. Ленина , 34 «а», тел. (41145) 52-5-16, 52- 5- 32
«Рассмотрено» На заседании методического объединения учителей_________ Протокол №_______ От « 28 »_мая_2014года Руководитель методического объединения: ______________________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР__________Дробот Н.В От «2» сентября 2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №5 п.Ленинский ______________ Орлова Т.И От «8» сентября2014 г. |
факс (41145) 52-5-16, [email protected]
Рабочая программа
по Культуре Народов Якутии
для 3 А класса
1 час в неделю (всего 34 часов )
учитель : Гришина Елена Адольфовна
2014/2015 уч.год
п.Ленинский.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Республике Саха (Якутия), в одном из крупных многонациональных субъектов Российской Федерации, по данным всероссийской переписи населения 2010 года, проживают представители более 120 национальностей.
В суровых природно-климатических условиях Севера, на протяжении 380 лет развития в составе России, коренные народы Якутии — юкагиры, эвены, эвенки, чукчи, якуты, долганы и русские старожилы смогли стать не только частью российской нации, но и сохранить традиционную культуру и создать региональные культурные ценности на основе межкультурного диалога, объединяющего представителей разных народов в единую общность (Мы — якутяне).
В условиях исторически сложившейся поликультурной среды система образования Республики Саха (Якутия) как часть единого образовательного пространства России несёт ответственность за комплексное формирование у детей гражданской, региональной и этнокультурной идентичностей на основе базовых ценностей, закреплённых в Конституциях Российской Федерации и Республики 'Саха (Якутия), а также в других федеральных и региональных концептуальных и нормативно-правовых документах.
Решение данной проблемы требует разработки нового поколения образовательных программ разного уровня и направленности с учётом региональных и этнокультурных особенностей на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Необходимость создания образовательных программ нового поколения по поликультурному образованию также отмечается и в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленной на упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федераций (российской нации).
В вышеуказанном документе перед сферой образования поставлены задачи повышения роли гуманитарного образования, разработки учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности, совершенствование системы обучения в общеобразовательных организациях в целях сохранения и развития культур и языков народов России наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям, введения в программы общеобразовательных учреждений образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов России.
Методология разработки данного учебного курса базируется на концептуальных идеях федеральных государственных образовательных стандартов, позволяющих образовательным организациям по-новому конструировать региональные предметы, в том числе учебный предмет (курс) «Культура народов Республики Саха (Якутия), направленного на интеграцию личности в этническую, региональную, национальную и мировую культуру.
Таким образом, в основной образовательной программе региональный учебный предмет (курс) «Культура народов Республики Саха (Якутия)» является одним из основных механизмов формирования этнокультурной и региональной идентичностей, реализации принципа защиты и развития системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
Целями изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в общеобразовательных организациях являются:
— содействие становлению основ российской гражданской идентичности (Я — россиянин) на основе формирования этнокультурной (Я — представитель своего народа) и региональной идентичностей (Я — якутянин);
— формирование базовой культуроведческой компетентности (этнокультурной и межкультурной) на основе систематизации представлений о культурном наследии народов, проживающих в Республике Саха (Якутия), о культурном и языковом многообразии в Российской Федерации, осознания места родной культуры в системе национальных культурных ценностей;
— формирование основ умения учиться в процессе учебной и проектной деятельности по освоению базовых культуроведческих понятий и участия в социокультурных практиках;
— развитие личности через деятельностное усвоение базовых национальных и этнокультурных ценностей, повышение уровня духовно-нравственной, социальной культуры в процессе межкультурного диалога (готовность к культурному диалогу и совместной деятельности с представителями разных культур).
Проектирование содержания учебного предмета (курса) «Культура народов Республики Саха (Якутия)» построено на идеях межкультурного диалога, понимаемого более в широком смысле как обширный концепт, позволяющего, с одной стороны, научить сопереживать, лучше познавать свою и другую культуры и устанавливать связи между ними, отмечая как сходство, так и различия, с другой стороны, способствующего возникновению новых креативных процессов и форм культурного выражения, а также созданию инструментов, объединяющих людей с различным культурным фоном и побуждающих их к совместной деятельности.
Создание условий для межкультурного диалога достигается через:
— формирование единого символического поля на основе базовых национальных ценностей (природа, родина, семья, труд, искусство, государственные символы, религия и другие) и культурных символов (родной язык, национальный костюм, национальная кухня, национальные игры, обрядовая культура, национальные праздники, фольклор, прикладное творчество и другие);
— расширение и углубление базовых понятий об этнокультуре как части общероссийской, мировой культуры и культурном многообразии мира в контексте исторического развития и общественно-политической жизни;
— сочетание личностно-ориентированных (самореализация в творческой деятельности, рефлексия, индивидуальная проектная деятельность) и социокультурно-ориентированных (коллективная проектная деятельность, экскурсионная и театральная деятельность) технологий обучения и воспитания.
Программа учебного предмета (курса) «Культура народов Республики Саха (Якутия)» реализует федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в части обеспечения сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации; формирования российской гражданской идентичности; овладения обучающимися духовными ценностями и культурой многонационального народа России; становления личностных характеристик выпускника: любовь к родному краю и Родине, уважение своего народа, его культуры и духовных традиций, понимание ценности семьи и гражданского общества, человечества; владеющего основами умения учиться и участвовать в диалоге, сотрудничества для достижения общих результатов.
В начальной школе программа учебного предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» обеспечивает развитие этнокультурной компетенции, являющейся составной частью культу- роведческой компетентности и способствующей формированию этнокультурной идентичности и межкультурной компетенции. В основной школе программа учебного предмета способствует развитию межкультурной компетенции, формируемой на основе этнокультурной компетенции и направленной на становление гражданина многонациональной России через призму региональной культурной идентичности.
Учебная программа курса построена на основе комплексных научных знаний о человеке и об обществе, о влиянии природно- климатических и социальных факторов на формирование национальных культур и базируется на научном аппарате общественногуманитарных наук (культурологии, этнографии, социологии, психологии, истории, философии, политологии, педагогики, социолингвистики и другие).
Междисциплинарность учебного курса обеспечивает, с одной стороны, систематизацию эмпирических представлений и научных знаний обучающихся, формируемых в процессе формальной, неформальной и информальной познавательной деятельности, с другой стороны, создаёт условия для интеграции содержания «Культуры народов Республики Саха (Якутия)» с учебными предметами. Интеграция с предметными областями достигается на основе организации диалога изучаемых материалов, раскрывающих взаимодействие и взаимообогащение этнических культур, способов познания мира, обеспечения жизнедеятельности, освоения духовных ценностей, культурного самовыражения народов Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации в целом.
Содержание учебного предмета обеспечивает выстраивание диалога культур разных народов, эпох, поколений и наиболее полно представлено в тематическом планировании, структурированном с учётом основных аспектов формирования идентичности личности: когнитивный, ценностно-эмоциональный, деятельностный. В процессе диалогизации выявляются не только общие свойства, но и отличительные черты изучаемых тем, происходит понимание ценности каждой культуры, в том числе родного народа, а также осмысление учебного материала, творческое его усвоение (когнитивный компонент), эмоционально-ценностное отношение к
культурным ценностям (ценностный компонент), деятельностное освоение социокультурного пространства (деятельностный компонент), формируется межкультурная компетенция.
Место учебного предмета (курса) в учебном плане в начальной школе
Базисный учебный план начального общего образования состоит из двух частей: инвариантной — обязательной части и вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей также внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Изучение учебного предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» не предусмотрено в обязательной части Базисного учебного плана и может быть организовано со 2 по 4 классы в рамках учебных и внеурочных часов, предусмотренных в части, формируемой участниками образовательного процесса. Учебный предмет рассчитан на 34 часа (по 1 ч в неделю), реализуемых в урочной или во внеурочной деятельности с учётом выбора участников образовательного процесса.
Рекомендуемые модели: 1 вариант — урочная деятельность. Изучение предмета может быть организовано как учебный предмет в рамках учебных часов, предусмотренных в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
2 вариант — предметные модули. В урочной деятельности изучению предмета может содействовать интегрированное обучение, которое реализуется за счет введения модульной организации учебного материала: а) внутрипредметные модули; б) межпредметные модули через интеграцию нескольких учебных предметов: родной, русский языки, родная, русская литература, изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура.
3 вариант — внеурочная деятельность. В рамках внеурочной деятельности программа может быть освоена за счёт часов, отведённых на внеурочную деятельность, в форме кружков, студий, факультативных занятий, клубов по интересам через проведение воспитательных мероприятий (праздников, викторин и другие) и т.д.
4 вариант — комплексная образовательная деятельность, объединяющая все 3 вышеперечисленные варианты и вншбтабеные (школьные) мероприятия, включаемые в программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Данный иариант прсдпшшгаст реализацию образовательной программы, интегрирующей общее и дополнительное образование, урочную и внеурочную деятельность.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При проектировании содержания учебного курса система базовых национальных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество) одновременно выполняет функцию «каркаса» и ценностной составляющей структуры формирования гражданской, региональной и этнокультурной идентичностей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) в начальной школе
В результате изучения курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретают в процессе освоения содержания учебного предмета (курса) «Культура народов Республики Саха (Якутия)».
Содержание учебного предмета (курса) направлено на формирование:
— основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ;
— этнической и региональной принадлежности;
— ценностей многонационального российского общества;
— целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
— уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
— эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметными результатами изучения «Культуры народов Республики Саха (Якутия) в начальной школе являются:
— умение ставить цели, планировать и реализовать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
— готовность к индивидуальной и коллективной этнокультурной и поликультурной деятельности;
— умение работать в паре, группе, коллективе;
— готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешнему виду, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
— умение работать с разными источниками информации, в том числе в сети Интернет и с носителями культуры о культуре народов Республики Саха (Якутия), Российской Федерации и мира (поиск, сбор, обработка, анализ, передача и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета);
— умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме;
— готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
— формирование логических действий учащихся через развитие
следующих мыслительных операций:
конкретное сравнение (на примере быта, одежды, танцев народов Якутии, России и мира);
анализ, синтез (на примере национальной одежды, игр, игрушек, национальной кухни и т.д.);
классификация (на примере родственных отношений в семье, коренных народов республики, видов декоративно-прикладного творчества народов и т.д.);
обобщение (на примере особенностей природных условий жизни и т.д.);
развитие умения узнавать культуры коренных народов республики через общепринятые знаки и символы,
другие.
Предметными результатами изучения «Культуры народов Республики Саха (Якутия)* в начальной школе являются:
— овладение базовыми понятиями для самоидентификации как
К)
представителя конкретного этноса Республики Саха (Якутия) и гражданина России;
— формиронание базовых умений представлять себя как представителя этноса, якутянина и гражданина России через овладение специальным понятийным аппаратом;
— формирование первоначальных представлений о культурном, языковом многообразии Республики Саха (Якутия), Российской Федерации и мира;
— овладение специальным понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации в целом;
— соблюдение традиций коренных народов Республики Саха (Якутия) в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях (ысыах, обряды и т.д.);
— формирование первоначальных представлений об особенностях этикета народов Якутии, России и мира;
— умение представлять культуру родного народа в условиях межкультурного общения.
Содержание учебного предмета (курса) в начальной школе
Основное содержание предмета (курса) «Культура народов Республики Саха (Якутия)» представлено следующими содержательными линиями: «Природа моего края», «Родной край», «Моя семья», «Традиционное жилище коренных народов Якутии», «Традиционное хозяйство народов Якутии», «Народные художественные промыслы коренных народов Якутии», «Одежда», «Национальная кухня народов Якутии», «Национальные виды спорта, игры и игрушки народов Якутии», «Музыкальная культура коренных народов Якутии», «Устное народное творчество коренных народов Якутии», «Национальные праздники народов Якутии», «Национальные танцы народов Якутии».
Народы и их культура
Понятие о народах мира. Понятие о культуре. Народы России: русские, татары, башкиры, чуваши, украинцы, белорусы, якуты, буряты, калмыки, коренные малочисленные народы Севера и многие другие. Народы Республики Саха (Якутия). Коренные народы Якутии: якуты, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, долганы, русские старожилы. Международный день культуры — 15 апреля. Национальный этикет народов России, в том числе Республики Саха (Якутия), и мира.
Планета Земля — наш общий дом
Природа Республики Саха (Якутия).
Разнообразие природных богатств Якутии: тайга, тундра, горы. Животные и птицы.
Деревья, травы, цветы, съедобные растения, лекарственные растения. Бережное отношение к растительному и животному миру. Животные и растения, занесённые в Красную книгу.
Всемирный день Земли — 20 марта, Всемирный день охраны окружающей среды — 5 июня.
Индивидуальная и групповая проектная деятельность по следующим рекомендуемым темам (по выбору): «Природа — наше богатство», конкурс плакатов: «Берегите лес!», «Вода — основа жизни»; «Природоохранные традиции наших предков», «Наш дом — Земля», «Наш дом — Арктика», «Национальный парк «Ленские столбы» — Всемирное наследие ЮНЕСКО», «Якутия: туристический маршрут для наших друзей», «Семь чудес нашей Якутии», «Природа Якутии: удивительное и невероятное» и другие.
Наша Россия — многонациональная страна
Первоначальные общие сведения. Понятие Родины. Российская Федерация на политической карте мира. Россия — многонациональное государство. Понятие о государственной символике Российской Федерации: герб, флаг. Гимн России. Первоначальные понятия о государственной структуре Российской Федерации: Президент, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации. Государственные праздники России: День России, День Победы, День Российского флага, День русского языка и другие. Регионы России (республики, области, края, округа), регионы компактного проживания конкретных этносов.
Индивидуальная и групповая проектная деятельность по следующим темам (по выбору): «Россия многонациональная: карелы ...», «День Победы в нашем посёлке (городе)», «День Российского флага в нашем городе (улусе)», «Новости НВК «Саха»: День русского языка в Республике Саха (Якутия)», «Наша большая семья и регионы России» и другие.
Москва — столица многонациональной России. Достопримечательности г. Москвы: Красная площадь, Кремль, Останкинская башня,
Могила неизвестного солдата, Дом Правительства Российской Федерации, Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, Храм Василия Блаженного, Поклонная гора (Мемориальный комплекс Победы), московский метрополитен. Большой театр и другие. Жители Москвы — москвичи.
Индивидуальная и групповая проектная деятельность по следующим рекомендуемым темам (по выбору): «Москва — любимый город нашей семьи», «Мои каникулы в Москве», «Истории улиц г. Москвы: Тверская ...», «Москва златоглавая: из истории церквей», «Достопримечательности г. Москвы: царь-колокол ...», «Музеи г. Москвы: Третьяковская галерея ...», «Москва — Якутск: мост дружбы» (интернет-мероприятие с московскими школьниками/ студентами из Якутии), «Ысыах в Москве», «Москва — город моей мечты» и другие.
Республика Саха (Якутия) — многонациональный регион Российской Федерации.
Первоначальные общие сведения. Республика Саха (Якутия) на карте Российской Федерации. Государственная символика Республики Саха (Якутия): герб, флаг. Гимн Республики Саха (Якутия).
Государственная структура Республики Саха (Якутия): Глава (Ил Дархан) Республики Саха (Якутия), Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Правительство Республики Саха (Якутия). Карта Республики Саха (Якутия), где показаны территориальные разделения на улусы (районы) и их наименования.
Официальные праздники Республики Саха (Якутия): День Республики Саха (Якутия) — 27 апреля, Национальный праздник Ысыах - 23 июня, День государственности Республики Саха (Якутия) — 27 сентября и другие.
Индивидуальная и групповая проектная деятельность по следующим рекомендуемым темам (по выбору): «Семь алмазов — семь народов», «Наша большая семья и улусы (районы) Республики Саха (Якутия)», «Знакомьтесь — Республика Саха (Якутия)», «Споёмте с нами — Гимн нашей республики», «Города Якутии: Нерюнгри», «Улусы Республики Саха (Якутия): Нижнеколымский улус», «Государственные символы Республики Саха (Якутия) в нашей школе», «Новости: День Республики Саха (Якутия)» и другие.
Якутск — столица Республики Саха (Якутия)
Первоначальные общие сведения. Основные достопримечательности г. Якутска: парк для проведения национального праздника ысыах в местности «Ус Хатынг», башня «Якутский острог», памятник Абакаяде и Семёну Дежнёву, площадь Победы, мемориальный комплекс Победы, площадь Ленина, Дом Правительства Республики Саха (Якутия), памятники А.Е. Кулаковскому, П.А. Ойунско- му, Суоруну Омоллоону, А.С. Пушкину, Саха академический театр имени П.А. Ойунского, Государственный академический русский драматический театр имени А.С. Пушкина, Театр оперы и балета РС(Я) имени Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона, Театр коренных малочисленных народов Севера, Театр юного зрителя и другие. Музеи г. Якутска: Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера имени Ем. Ярославского, Государственный музейный художественный комплекс «Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)», музей мамонта и другие. Жители г. Якутска, якутяне, учащиеся якутских школ, студенты.
Индивидуальная и групповая проектная деятельность по следующим рекомендуемым темам (по выбору): «г. Якутск: мой туристический маршрут», «г. Якутск: памятники знаменитым личностям», «г. Якутск в истории нашей семьи», «Якутск — Тикси: мост дружбы» (интернет-мероприятие с учащимися или студентами), «Зелёный Якутск: план будущего», «Уроки музыки: песни о Якутске» и другие.
Наш улус (район)
Первоначальные общие сведения. Улус (район) на карте Республики Саха (Якутия). Карта улуса (района): населённые пункты. Природно-климатические особенности улуса (района). Официальная символика улуса (района): герб и флаг. Улусный (районный) 'центр. Песни о родных местах. Достопримечательности улуса (района). Музеи улуса (района). Национальный состав населения. Основные виды трудовой деятельности жителей улуса (района).
Индивидуальная и групповая проектная деятельность по следующим рекомендуемым темам (по выбору): «Наш улус (район): туристический маршрут для наших друзей», «Знакомьтесь — это наш улус (район)», «Официальная символика наших посёлков: о чем они рассказывают?», «Наш улус (район) — колыбель национальной культуры», «Телепередача «Новости нашего района», «Радиопередача «Наш улус (район) сегодня», «Предания нашего улуса (района)» и другие.
Наше родное село
Первоначальные общие сведения. Наше село на карте улуса (района), Республики Саха (Якутия). Официальная символика нашего села. Достопримечательности нашего села. Песни о родных местах. 14
Население: национальный еостан, осноннаи трудовая деятельность жителей села.
Индивидуальная и групповая проектная деятельность по следующим рекомендуемым темам (по выбору): «История нашего села в истории нашей семьи», «Многонациональные семьи нашего села», «Наше село — колыбель национальной культуры», «Предания нашего села», «Незабываемые каникулы в деревне» и другие.
Национальный костюм коренных народов Якутии
Первоначальные общие сведения. Понятие о национальном костюме как об ансамбле, который объединяет одежду, обувь, головной убор, аксессуары в единый образ. Эстетическая функция национального костюма. Национальные костюмы народов мира (японский, китайский, грузинский, монгольский, французский, саами и другие). Национальные костюмы народов России (русский, татарский, бурятский, чувашский, нанайский, ненецкий и другие).
Национальные костюмы коренных народов Якутии. Национальный костюм народа саха (женский, мужской, для девочек и мальчиков). Зимние и летние национальные костюмы. Национальные костюмы народов Севера: эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей, долган, их сходство и отличия.
Индивидуальная и групповая проектная деятельность по следующим рекомендуемым темам (по выбору): «Национальный костюм моей бабушки», «Национальный костюм моего дедушки», «Мой национальный костюм», «Национальный костюм нашего класса», «Мастерская: готовимся к национальному празднику», «Выставка национальных костюмов», «Национальный костюм моей мечты» и другие.
Языки в нашей жизни
Первоначальные общие сведения. Языки народов мира. Понятие международного языка. Международные языки: английский, арабский, испанский, русский, французский, китайский. Понятие государственного языка. Государственный язык Российской Федерации. Понятие национального языка. Национальный язык и этнос. Ценность родного языка каждого народа. Двуязычие и многоязычие в современном мире. Международный день родного языка — 21 февраля. День родного языка и письменности в Республике Саха (Якутия). День родного языка. День русского языка — 6 июня.
Индивидуальная и групповая проектная деятельность по следующим рекомендуемым темам (но выбору): «Мой родной язык», «Родной язык — душа народа», «Мои любимые языки», «Я хочу изучить ...», «Мы в гостях на национальном празднике ...», «Языковой портфель нашего класса», «Языковая история нашей семьи», «Языки нашей семьи» и другие.
Моя семья
Первоначальные общие сведения о семье. Понятие о семье и семейно-родственных отношениях. Семейные ценности: любовь к родителям, любовь к детям, уважение родителей, культ матери и отца, забота друг о друге, верность, родной язык, передача национальных традиций. Мононациональные и интернациональные семьи. Организация жизни в семье: язык и культура общения, ведение дома, совместного хозяйства, режим дня, трудовые умения и навыки, обязанности. Семейные традиции: праздники (дни рождения), день создания семьи (свадьбы родителей), юбилеи, чтение, хобби, походы, совместный труд и другие. Семейные реликвии: фотоальбом, памятные вещи, старинная домашняя утварь, передающиеся от поколения к поколению. Международный день семьи — 15 мая. Всероссийский праздник семьи, любви и верности — 8 июля. День матери в России — 30 ноября. Празднование дня матери в других странах мира. День отца в Республике Саха (Якутия) — первое воскресение апреля. Международный день защиты детей — 1 июня.
Индивидуальная и групповая проектная деятельность по следующим рекомендуемым темам по выбору: «Генеалогическое древо нашей семьи», «Семейные традиции: наши совместные походы на природу», «Семейная реликвия: о чём она рассказывает?», «Наша домашняя библиотека», «День матери: как празднуют в Канаде (Японии)?», «Языковая история нашей семьи», «Многоязычие в нашей семье: как мы этого добились».
Традиционные жилища коренных народов Якутии
Первоначальные общие сведения. Традиционные жилища коренных народов Республики Саха (Якутия): типы и виды, наименования жилищ (юрта, чум, балаган, изба, яранга), их конструкция, внешнее и внутреннее устройство, особенности зимних и летних вариантов. Традиции в выборе места и особенностей расположения жилища. Стойбище. Двор. Традиционная усадьба. Домашняя утварь.
Индивидуальная и групповая проектная деятельность по следующим рекомендуемым темам (по выбору): «Балаган — традиционное жилище якутов», «Якутская усадьба», «Ураса — летнее жилище
якутов», «Юрта и чум — традиционные жилища кочевых народов», «Стойбище оленеводов», «Мастерская: готовим макет традиционного жилища ...», «История моей семьи: дома, в которых жили наши предки», «Традиционные жилища моего народа» и другие.
Традиционное хозяйство коренных народов Якутии
Первоначальные общие сведения. Основные виды хозяйственной деятельности коренных народов Республики Саха (Якутия): охота, рыболовство, собирательство, оленеводство, скотоводство, коневодство, земледелие, выращивание хлеба и огородничество. Зависимость основных видов хозяйственной деятельности коренных народов от природно-климатических условий Якутии. Скотоводство и коневодство — основные виды традиционной хозяйственной деятельности народа саха. Оленеводство — основной вид деятельности коренных народов Севера. Необходимость ведения кочевого образа жизни коренными народами Севера. Основные трудовые умения и навыки, необходимые для занятия традиционными видами хозяйственной деятельности коренных народов Якутии. Рыболовство и охота как традиционные виды хозяйственной деятельности коренных народов Якутии. Традиционные способы улова рыбы и охоты коренных народов Якутии. Традиционные знания коренных народов Якутии — результат многовекового жизненного опыта и адаптации человека в суровых природно-климатических условиях Севера. Выращивание хлеба и огородничество — основные занятия русских крестьян, живших в Якутии.
Индивидуальная и групповая проектная деятельность по следующим рекомендуемым темам (по выбору): «Мои каникулы в деревне (в стаде)», «Рассказы моей бабушки (моего дедушки)», «Мой телёнок», «Мой оленёнок», «Наши семейные традиции: рыбалка», «Наши семейные традиции: сенокос», «Семейные трудовые традиции: от отца к сыну, от матери к дочери», «Картинная галерея: труд в картинах якутских художников», «Мой дед — охотник» и другие.
Национальная кухня народов Якутии
Первоначальные общие сведения. Понятие о национальной кухне. Национальные блюда народов мира: корейские (хвачхе из разных фруктов, хэ из разных видов мяса и рыбы, соевые каши, печенья, пасты, блюда из креветок), японские (роллы, суши, различные соусы), китайские (овощное рагу по-китайски), кавказские (шашлыки, харчо, хачапури, хинкали), узбекские (плов, самса, манты, лагман), киргизские (бешбармак по-киргизски, суп кесме, хошан, санза). Природно-климатические услоиии проживании народов и особенности их национальной кухни.
Национальные блюда народов России: русская, татарская, карельская, тувинская и другие.
Национальные блюда народов Якутии и сведения о технологии приготовления. Якутская национальная кухня: блюда из мясных продуктов, рыбы, молочных продуктов, мучные блюда, блюда с ягодами, напитки из ягод. Национальная кухня коренных народов Севера: блюда из рыбы, оленины, съедобных растений и ягод.
Индивидуальная и групповая проектная деятельность по следующим рекомендуемым темам (по выбору): «Кулинарное путешествие по России», «Кулинарное путешествие по Якутии», «На кухне моей бабушки», «Любимые блюда нашей семьи», «В ресторане национальной кухни», «По рецепту Иннокентия Тарбахова», «Национальное блюдо моего народа — мои первые рецепты» и другие.
Народные художественные промыслы народов Якутии
Первоначальные общие сведения. Понятие о народных художественных промыслах. История возникновения народных промыслов. Народные художественные промыслы как эстетическое восприятие мира. Народные художественные промыслы как неотъемлемая часть культуры народов России. Виды народных художественных промыслов. Художественное творчество и рукоделие. Художественная резьба по кости, дереву, камню. Художественная обработка металла. Гончарное искусство (керамика), кожевенный промысел, ножевой промысел. Плетение (бисероплетение, лозоплетение, плетение из конских волос, ротанг и другие). Вышивание (нитью, бисером). Лоскутное шитьё. Макраме. Мозаика. Кружево. Ручное узорное ткачество. Деревянные, глиняные и берестяные игрушки (дымковская игрушка, матрёшки и другие). Орнаменты и узоры, технология нанесения. Хохломская, жостовская, гжельская росписи. Вклад народных мастеров в становление культурных традиций народов России. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.
Художественные народные промыслы коренных народов Республики Саха (Якутия). Традиционные виды декоративно-прикладного творчества коренных народов Якутии. Национальные орнаменты, используемые для украшения одежды, обуви, предметов быта, их названия, смысл и предназначение.
Известные народные мастера Якутии. Знакомство с народными мастерами.
Индивидуальная и групповая проектная деятельность по следующим рекомендуемым темам (по выбору): «Мастерская: готовим национальные сувениры для наших друзей», «Подарки наших друзей», «Национальные сувениры народов Севера», «Семейная реликвия», «Сундук моей бабушки», «Музейная экспозиция: народные художественные изделия», «Национальный орнамент моего народа», «Изделия народных художественных промыслов в нашем доме», «Уроки народного мастера ...», «Делайте вместе с нами ...», «Выставка-ярмарка народных художественных промыслов», «Народные художественные промыслы моего народа» и другие.
Устное народное творчество коренных народов Якутии
Первоначальные общие сведения. Понятие устного народного творчества. Жанры устного народного творчества (загадки, пословицы, сказки, песни, скороговорки, героический эпос, легенды). Сказки народов мира. Пословицы народов мира. Героические эпо- сы народов мира.
Устное народное творчество народов России (сказки, пословицы, песни, героические эпосы).
Устное народное творчество народов Якутии. Якутские сказки (о животных, бытовые, волшебные). Сказки коренных народов Севера (о животных, бытовые, волшебные). Пословицы (якутские, эвенские, эвенкийские, юкагирские, чукотские, долганские). Песни (якутские, эвенские, эвенкийские, юкагирские, чукотские, долганские). Якутский героический эпос — олонхо. Героический эпос коренных народов Севера.
Индивидуальная и групповая проектная деятельность по следующим рекомендуемым темам (по выбору): «Моя любимая народная сказка», «Загадки народов России о животных», «Пословицы народов мира о трудолюбии», «Пословицы народов России о доброте», «Загадки коренных народов Якутии о природных явлениях», «Герои — якутского героического эпоса», «Сказки народов Севера об оленях» и другие.
Национальные танцы коренных народов Якутии
Первоначальные общие сведения. Понятие о народных и национальных танцах. Виды народных танцев: пляски и хороводы. Танцы народов мира. Русские народные танцы (пляски, хороводы, игровые танцы). Танцы других народов России. Сюжеты и образы национальных танцев. Культура народных танцев: язык танцев, выразительность пластики человеческого тела, эмоциональное состояние, передача эмоций с помощью мимики и жестов. Ритм и характер танца. Особенности мужских и женских танцев. Плавность, изящество, грациозность, женственность женских танцев. Основательность, ясность и точность пластического рисунка, сила, ловкость, достоинство в мужских танцах.
Народные танцы коренных народов Якутии. Круговые хороводные танцы (осуохай — якутский хороводный танец, сээдьэ — хороводный танец народов Севера). Обрядовые танцы (танец-алгыс и другие).
Национальные танцы коренных народов Якутии. Якутские национальные танцы: сюжеты, связанные с традиционными видами хозяйствования, элементы национальных спортивных игр, обрядов национального праздника ысыах, интеграция жанров устного народного творчества как тойук, чабыргах и игра на хомусе в якутские национальные танцы.
Национальные танцы коренных народов Севера: традиционные сюжеты, связанные с укладом жизни и обрядами, картины национальных праздников, культ охоты и рыболовства, преклонения тотемам; единение с природой (подражание повадкам зверей и птиц); комбинирование вокала и горлового звукоподражания.
Национальный театр танца Республики Саха (Якутия) имени С.А. Зверева и танцевальные коллективы, исполняющие национальные танцы коренных народов Якутии.
Индивидуальная и групповая проектная деятельность по следующим рекомендуемым темам (по выбору): «Осуохай — танец дружбы», «Сэдьэ — танец встречи солнца», «Фестиваль русских хороводов», «Фестиваль круговых хороводов народов Сибири и Севера», «Танцуем с нами сэдьэ», «Танцуем с нами осуохай», «Уроки национального танца...», «Осуохай — в рекорде Гиннеса», «Мой любимый танец: сюжет и движения», «Национальный танец моего народа», «Мастерская: костюм для национального танца», «Музыка национальных танцев народов Якутии», «Художественная галерея: танец и картина» и другие.
Национальные спортивные игры, народные игры и игрушки коренных народов Якутии
Первоначальные общие сведения. Понятие о народных играх и игрушках. Виды народных игр (настольные, подвижные и другие). Русские народные игры, забавы, развлечения и игрушки. Народные игры других народов России. Народные игры и игрущкц коренных народов Якутии. Якутские традиционные настольные игры (хабылык, хаамыска, тыксаан). Якутские подвижные игры. Народные игры коренных народов Севера. Игрушки коренных народов Якутии, их виды и их изготовление.
Понятие о национальных видах спорта. Национальные спортивные игры народа саха (якутские национальные прыжки, перетягивание палки, прыжки «горностая»). Национальные виды спорта народов Севера (тройной национальный прыжок, бег с палкой по пересечённой местности, метание и другие). Соревнования по национальным видам спорта.
Индивидуальная и групповая проектная деятельность по следующим рекомендуемым темам (по выбору): «Мастерская национальных игрушек: готовим подарки для друзей», «Национальные игрушки в музеях нашего города», «Мастерская национальной игрушки: делаем подарки для детского сада», «Любимые игры моего дедушки (бабушки)», «Давайте играть вместе», «Игры наших предков», «Любимые национальные игры нашей семьи», «На стойбище», «Игры детей тундры» и другие.
Музыкальная культура коренных народов Якутии
Первоначальные общие сведения. Понятие о национальной музыкальной культуре. Музыкальная культура народов России: русская, татарская, осетинская, бурятская, коренных народов Севера и другие. Песенный фольклор, народные жанры. Песни-импровизации. Хороводные песни народов, истоки их возникновения. Национальные музыкальные инструменты. Исполнители народных песен, мастера, изготовляющие музыкальные инструменты.
Музыкальная культура коренных народов Якутии. Якутские народные песни и музыкальные инструменты. Хомус как варганная музыка. Установление рекорда Гиннеса по игре на хомусе. Музей варганной музыки народов мира.
Музыкальная культура коренных народов Севера. Народные песни и национальные музыкальные инструменты.
Индивидуальная и групповая проектная деятельность по следующим рекомендуемым темам (по выбору): «Любимые народные песни нашей семьи», «Моя любимая народная песня», «Мои любимые народные мелодии», «Мама, папа и я — музыкальная семья», «Споёмте вместе ...», «Любимые песни наших друзей», «Музейная экспозиция», «Музыкальные инструменты народа саха», «Музыкальные инструменты коренных народов Севера» и другие.
Национальные праздники коренных народов Якутии
Первоначальные общие сведения. Понятие о национальных праздниках. Национальные праздники народов России. Русские народные праздники (рождество, пасха, масленица и другие). Националь-
ные праздники других народов России (сабантуй, курбан-байрам, ураза-байрам, вороний день, медвежий праздник и другие).
Национальные праздники народов Якутии. Календарные праздники (22 мая — якутский новый год по старинному календарю и другие). Ысыах — якутский национальный праздник. Установление рекордов Гиннеса по игре на хомусе, осуохай, кумысопитию.
Национальные праздники коренных народов Севера (эвинек — эвенский национальный праздник, бакалдын — эвенкийский национальный праздник, шахадьибэ — юкагирский национальный праздник, праздники оленеводов и другие).
Национальные праздники народов Якутии, признанные официальными: ысыах, День охотника, День народного мастера, День олонхо, День хомуса и другие.
Индивидуальная и групповая проектная деятельность по следующим рекомендуемым темам (по выбору):«Мой любимый национальный праздник», «Любимый национальный праздник нашей семьи», «Школьный ысыах — наш любимый праздник», «Семейная мастерская: готовимся к национальному празднику», «Национальный праздник: принимаем гостей», «Мы в гостях на национальном празднике ...» и другие.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Ill класс (34 часа) |
Базовые национальные ценности | Содержание образовательной деятельности | Характеристика деятельности обучающихся |
Человечество. | Введение. Народы и их культура (1 час). Расширение и углубление понятия о народах Республики Саха (Якутия), России, мира. Международный день коренных народов мира — 9 августа. Национальный этикет народов Якутии, России и мира. | Рассказывать о разных народах и их культуре. Практическая работа: показывать на карте территорию России и Якутии, места проживания разных народов. |
Природа. | Наш дом — планета Земля (2 часа). Всемирное наследие ЮНЕСКО. Национальный парк Республики Саха (Якутия) «Ленские столбы». Природный ландшафт Якутии. Природоохранные традиции коренных народов Якутии. Священные места (Ытык сирдэр): священная гора, великий курган, Эбэ (река, озеро) и другие. Священные деревья (Ытык мастар): берёза, лиственница, ель, сосна и другие. Растения, занесённые в Красную книгу. Заповедники. Загадки, народные песни о растениях. Стихи о цветах, деревьях. Работа с картиной: — Владимир Семёнович Карамзин. Ленские столбы. | Рассказывать о бережном отношении коренных народов Якутии к природе, об их обычаях и обрядах. Находить информацию о природе с использованием средств ИКТ, образовательного портала. Практическая работа: экскурсия на природу, наблюдение за природными явлениями Проектная деятельность: «Семь чудес нашей Якутии», «Якутия: туристический маршрут для наших друзей», конкурс плакатов «Берегите лес!», «Гора Кисилях», «Священная земля Олонхо», «Ленские столбы» и другие. |
Отечество и патриотизм. | Наша Россия — многонациональная страна (1 час). Общее понятие о праздниках (международные, государственные, республиканские, национальные, корпоративные (ведомственные), семейные). Государственные праздники России: День России, День Победы, День Российского флага, День русского языка, День народного единства и другие. Работа с картиной: • Афанасий Петрович Мунхалов. Слушают мир (Аан дойдуну истэллэр. «Мин хоту дойдум» серияттан). • Василий Семёнович Парников-Сэксэй. Мир. | Различать государственные праздники России. Выступить с сообщением о государственных праздниках России. Проектная деятельность: «День Российского флага в нашем городе (улусе, посёлке)», «Новости: теле-(радио) сюжет «Дети о России», «Праздники России: День Победы* и другие. |
Отечество и патриотизм. | Республика Саха (Якутия) — многонациональный регион Российской Федерации (2 часа). Официальные праздники Республики Саха (Якутия): День родного языка и письменности — 13 февраля. День Республики Саха (Якутия) — 27 апреля, Национальный праздник ысыах — 23 июня, День государственности Республики Саха (Якутия) — 27 сентября, День олонхо, День хомуса и другие. Город Якутск — столица Республики Саха (Якутия). Основные исторические достопримечательности г. Якутска: национальный парк для проведения ысыаха в местности «Ус Хатынг», башня «Якутский острог», памятник Абакаяде и Семёну Дежнёву и другие. | Различать официальные праздники Республики Саха (Якутия). Рассказывать об официальных праздниках Республики Саха (Якутия). Находить информацию об исторических памятниках города Якутска. Проектная деятельность: «Новости НВК «Саха»: День олонхо», «Наши праздники: День Республики Саха (Якутия)», «Памятники нашей столицы», «Моя экскурсия по г. Якутску» и «Якутск — мой родной город» и другие. |
Патриотизм. | Наш улус (район) (1 час). Природно-климатические особенности родного края. Улусный (районный) центр. Достопримечательности улусного (районного) центра. Топонимика улуса (района). Достопримечательности улуса (района). Музеи улуса (района). Национальный состав населения. Основные виды трудовой деятельности жителей улуса (района). | Выступить с устным сообщением о родном улусе (районе) с ИКТ-подцержкой. Рассказывать о достопримечательности улуса (района). Выступить с сообщением об основных видах трудовой деятельности жителей улуса (района). Проектная деятельность: |
| Наше родное село (1 час). Природно-климатические особенности нашего села. Топонимика родных мест. Достопримечательности нашего села. Песни о родных местах. Население: национальный состав. Основная трудовая деятельность жителей села. | «Официальная символика наших посёлков: о чём она рассказывает?*, «Многонациональные семьи нашего села», «Наше село — колыбель национальной культуры», «Незабываемые каникулы в деревне» и другие. «Наш улус (район): туристический маршрут для наших друзей», «Знакомьтесь — это наш улус (район)». «Наш улус (район) — колыбель национальной культуры». |
Творчество и искусство. | Национальные костюмы коренных народов Якутии (2 часа). Национальный костюм коренных народов Якутии: традиции и современность. Якутский женский национальный костюм: наименования, назначения и технология пошива. Якутский мужской национальный костюм: наименования, назначения и технология пошива. Якутские национальные костюмы для девочек и мальчиков (наименования, назначения и технология пошива). Зимние и летние национальные костюмы. Национальные костюмы народов Севера: женские, мужские, для девочек и мальчиков (наименования, назначения и технология пошива). Этикет ношения национального костюма. | Рассказывать о роли одежды в природно-климатических условиях Якутии. Различать характерные особенности национальных костюмов народов Якутии. Искать информацию об уходе за одеждой с использованием ИКТ. Проектная деятельность: «Национальный костюм нашего класса», «Мастерская: готовимся к национальному празднику», «Выставка-продажа национальных костюмов», «Национальный костюм моей мечты» и другие. |
Языковое и культурное разнообразие. | Языки в нашей жизни (1 час). Двуязычие и многоязычие как основное условие успешности, мобильности человека в современной жизни. Двуязычие и многоязычие в истории Якутии и России. Исторические личности, владевшие несколькими языками. Основные условия формирования двуязычия и многоязычия. | Рассказывать о значении двуязычия и многоязычия в современной жизни. Различать функции родного, государственного и международного языков. Проектная деятельность: «Мои любимые языки», «Мои достижения в изучении языков ...», «Языковой портфель нашего класса», «Языковая история нашей семьи», «Языки нашей семьи» и другие. |
Семья. | Моя семья (3 часа). Семейно-родственные отношения: пожилые родственники, родственники с ограниченными возможностями, дети младшего возраста. Семейные ценности: любовь к родителям, любовь к детям, уважение, забота друг о друге. Семейный очаг — это свет и тепло, дружба и радость общения. Семейные традиции: праздники, чтение, хобби, походы, совместный труд. Устное народное творчество (фольклор) о семье. Семейные реликвии: фотоальбом, памятные вещи, старинная домашняя утварь, передающиеся от поколения к поколению. | Рассказывать о своей семье и о пожилых родственниках и других. Приводить примеры заботы о младших членах семьи. Собирать материалы на основании бесед с родными, друзьями семьи о семейных праздниках и традициях. Проектная деятельность: «Семейные традиции: забота о пожилых», «Семейные традиции: любовь к чтению», «Семейные традиции: совместные чаепития и общение», «Семейная реликвия: о чём она рассказывает?», «Наш домашний музей» и другие. |
Семья и труд. | Традиционные жилища коренных народов Якутии (2 часа). Традиционные жилища коренных народов Якутии: внешнее и внутреннее устройства (балаган, ураса, юрта, яранга, чум). Домашняя утварь саха, русских старожилов, коренных малочисленных народов Севера, их предназначение. Работа с картиной: • Иван Васильевич Попов. Внутренний вид якутской урасы. | Различать внешнее и внутреннее устройства национального жилища коренных народов Якутии. Рассказывать о традиционном жилище родного народа. Находить дополнительную информацию о типах жилищ, домашней утвари из Интернета, образовательного портала и т.д. Проектная деятельность: «История моей семьи: дома, в которых жили наши предки», «Балаган: внутреннее устройство», «Чум: внутреннее устройство», «Интеграция культур: домашняя утварь». |
Труд и природа. | Традиционные виды хозяйствования коренных народов Якутии (3 часа). Охота и рыболовство как традиционные виды хозяйственной деятельности коренных народов Якутии. Традиционные способы улова рыбы и охоты. Традиционные снаряжения охотников и рыбаков. Экологические традиции коренных народов Якутии, придерживаемые охотниками и рыбаками. Благословение — алгыс охотников и рыбаков. Понятия «Байанай» и «Эбэ иччитэ». Личностные физические, духовные и интеллектуальные качества, необходимые охотнику и рыбаку. Охотничьи и рыбацкие традиции, умения и навыки коренных народов Якутии. Земледелие, выращивание хлеба и огородничество традиционные виды хозяйственной деятельности русских крестьян в Якутии. Посещение музея. Устное народное творчество (фольклор) о труде. Работа с картиной: • Иннокентий Иннокентьевич Корякин. Сенокос. • Афанасий Николаевич Осипов. Коневоды. • Афанасий Николаевич Осипов. Молодой оленевод. | Различать виды традиционного хозяйствования коренных народов Якутии. Выступить с сообщением об основных способах рыболовства и охоты в Якутии, об экологических традициях. Представлять примеры из реальной жизни об интересных событиях из жизни охотников и рыбаков. Проектная деятельность: «Мой дед — охотник», «Традиции якутских охотников: солидарность и благородство», «Моя первая рыбалка», «Народные приметы и охота», «Народные приметы и рыбалка», «День охотника в Республике Саха (Якутия): готовим поздравления», «Охота и рыболовство» — любимая телепередача нашей семьи», «Журнал «Байанай» — любимый журнал моего отца (деда)» и другие. |
Труд и здоровье. | Национальная кухня коренных народов Якутии (3 часа). Национальные блюда народов России: русская (щи, борщ, рассольник, блины, пирожки, пироги, пельмени, вареники), татарская (чак-чак, азу по-татарски, бэлиш с уткой), карельская, тувинская и другие. Национальная кухня коренных народов Севера: блюда из рыбы (строганина, уха, юкола), блюда из дичи, зайчатины, сохатины, блюда из оленины (язык, отварное мясо, суп), блюда из съедобных растений и ягод (морошка, дикорастущие ягоды). | Группировать национальные блюда коренных народов Якутии по их видам (мясные, рыбные, молочные, мучные). Характеризовать основные особенности национальной кухни народов Якутии. Проектная деятельность: «Кулинарное путешествие по России», «Любимые блюда нашей семьи», «Национальное блюдо коренных народов Севера — мои первые рецепты», «По рецепту Иннокентия Тарбахова» и другие. |
Искусство и труд. | Народные художественные промыслы народов Якутии (2 часа). Народные художественные промыслы как неотъемлемая часть культуры народов России. Художественное творчество и рукоделие. Вышивание (нитью, бисером). Лоскутное шитьё. Макраме. Мозаика. Кружево. Ручное узорное ткачество. Деревянные, глиняные и берестяные игрушки (дымковская игрушка, матрёшки и другие). Орнаменты и узоры, технология нанесения. Хохломская, жостовская, гжельская росписи. Вклад народных мастеров в становление культурных традиций народов России. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства Национальные орнаменты, используемые. для украшения одежды, обуви, предметов быта, их названия, смысл и предназначение. Работа с картиной: • Владимир Семёнович Карамзин. Узоры. • Марианна Михайловна Лукина. Натюрморт. | Различать виды декоративно- прикладного творчества народов России, Республики Саха (Якутия). Находить необходимую информацию из разных источников, в том числе в сети Интернет. Выступить сообщением с использованием ИКТ средств. Практическая работа: изготавливать изделие с национальным орнаментом и узором (по выбору). Проектная деятельность: «Музейная экспозиция: народные художественные изделия», «Национальный орнамент моего народа», «Изделие народных художественных промыслов в нашем доме», «Делайте вместе с нами ». «Семейная реликвия» и другие., |
Творчество. | Устное народное творчество народов Якутии (2 часа). Якутские сказки (о животных, бытовые, волшебные). Сказки коренных народов Севера (о животных, бытовые, волшебные). Сказки народов мира (о животных, бытовые, волшебные). | Различать сказки коренных народов Якутии и народов мира. Рассказывать любимую народную сказку. Проектная деятельность: «Моя любимая народная сказка», «Сказки народов Севера о животных» и другие. |
Искусство. | Национальные танцы народов Якутии (2 часа). Сюжеты и образы национальных танцев коренных народов Якутии, связанные с природой родного края. Культура народных танцев: язык танцев, выразительность пластики человеческого тела, эмоциональное состояние, передача эмоций с помощью мимики и жестов. Ритм и характер танца. Особенности мужских и женских танцев. Плавность, изящество, грациозность, женственность женских танцев. Основательность, ясность и точность пластического рисунка, сила, ловкость, достоинство мужских танцев. Работа с картиной: • Владимир Семёнович Карамзин. Осуохай. • Михаил Михайлович Носов. Старинный якутский танец. | Различать национальные танцы коренных народов Якутии их специфику. Находить информацию о национальных танцах с использованием средств ИКТ (образовательный портал). Проектная деятельность: «Танцы о птицах: стерхи», «Танцы о животных: олени», «Танцы о растениях: подснежники», «Осуохай — танец дружбы», «Осуохай — в рекорде Гиннеса», «Танцуем с нами осуохай», «Фестиваль русских хороводов». |
Труд и творчество. | Национальные игры и игрушки коренных народов Якутии (2 часа). Якутские традиционные настольные игры (хабылык, хаамыска, тыксаан). Якутские подвижные игры. Национальные игры коренных народов Севера. Национальные игрушки коренных народов Якутии, их виды и их изготовление. Игрушки из природных материалов. Изготовление национальных игрушек. Игрушки для девочек и мальчиков. Фольклор об игрушках. Работа с картиной: • Элляй Семёнович Сивцев. Стрельба из лука. Работа с картиной: •Андрей Васильевич Чикачёв. Одуванчик. | Различать виды национальных игр и игрушек народов России, в том числе коренных народов Якутии. Выявлять связи народных игр коренных народов Якутии с временами года. Рассказывать правила национальных игр родного народа. Участвовать в национальных играх народов России и соблюдать правила игры. Проектная деятельность: «На празднике оленеводов: национальные игры», «На стойбище», «Игры детей тундры», «Мастерская национальной игрушки: делаем подарки для детского сада», «Мастерская национальной игрушки: хоровод дружбы», «Национальные игрушки в музеях нашего города» и другие. |
Искусство. | Музыкальная культура коренных народов Якутии (2 часа). Хомус как варганная музыка. Установление рекорда Гиннеса по игре на хомусе. Музей хомуса народов мира (г. Якутск). Международный центр хомусной (варганной) музыки (г. Якутск). Музыкальная культура коренных народов Севера. Народные песни и национальные музыкальные инструменты. | Различать основные музыкальные инструменты коренных народов Якутии. Узнавать игру на национальных музыкальных инструментах. Уметь представлять музыкальную культуру своего народа (играна музыкальном инструменте, исполнение песни или устное сообщение). Находить необходимую информацию из дополнительных источников о музыкальной культуре народов Якутии, России. Проектная деятельность: «Кабинет музыки: национальные музыкальные инструменты нашей школы», «Музейная экспозиция: музыкальные инструменты народа саха», «Музыкальные инструменты народов Севера», «Музей хомуса: истории экспонатов», «Варганные инструменты народов мира» и другие |
Культурное разнообразие и социальная солидарность | Национальные праздники народов Якутии (2 часа). Понятие о национальных праздниках. Национальные праздники народов России. Русские народные праздники (рождество, пасха, масленица и другие). Национальные праздники других народов России (сабантуй, курбан-байрам, ураза-байрам, вороний день, медвежий праздник и другие). Национальные праздники народов Якутии. Календарные праздники (22 мая — якутский новый год по старинному календарю и другие). Ысыах — якутский национальный праздник. Национальные праздники коренных народов Севера (эвинек — эвенский национальный праздник; бакалдын — эвенкийский национальный праздник; шахадьибэ - юкагирский национальный праздник, праздники оленеводов и другие). Национальные праздники народов Якутии, признанные официальными: Ысыах, День охотника, День народного мастера, День олонхо, День хомуса и другие. | Искать информацию о национальных праздниках из различных источников. Различать государственные и национальные праздники. Участвовать в праздниках совместно с близкими и родными. Проектная деятельность: «Мой любимый национальный праздник», «Любимый национальный праздник нашей семьи», «Школьный ысыах — наш любимый праздник», «Семейная мастерская: готовимся к национальному празднику», «Национальный праздник: принимаем гостей», «Мы в гостях на национальном празднике ...» и другие |
СПИСОК РАБОТ ХУДОЖНИКОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА (КУРСА)
III класс
Неизвестный мастер. Кычым.
Неизвестный мастер. Чепрак.
Мунхалов А.П. Слушают мир. Серия «Мин хоту дойдум».
Осипов А.Н. Коневоды.
Осипов А.Н. Юный оленевод.
Карамзин B.C. Ленские столбы.
Карамзин B.C. Народные узоры.
Карамзин B.C. Осуохай.
Карамзин B.C. Песня Нюргуна.
Васильев В.Р. Мастера.
Парников B.C.-Сэксэй. Мир (плакат).
Носов М.М. Якутский старинный танец.
Лукина М.М. Натюрморт.
Корякин И.И. Сенокос (ОттооЬун).
Пестряков И.Ю. Алгысчыт.
Попов И.В. Внутренний вид якутской урасы.
Попов И.И. Хотун ийэ (Мать).
Сивцев Э.С. Стрельба из лука.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема урока | Д.З |
1 | | Введение. Народы и их культура | |
2 | | Наш дом — планета Земля | |
3 | | Наш дом — планета Земля | |
4 | | Наша Россия — многонациональная страна | |
5 | | Республика Саха (Якутия) — многонациональный регион Российской Федерации | |
6 | | Республика Саха (Якутия) — многонациональный регион Российской Федерации | |
7 | | Наш улус (район) | |
8 | | Наше родное село | |
9 | | Национальные костюмы коренных народов Якутии | |
10 | | Национальные костюмы коренных народов Якутии | |
11 | | Языки в нашей жизни | |
12 | | Моя семья | |
13 | | Моя семья | |
14 | | Моя семья | |
15 | | Традиционные жилища коренных народов Якутии | |
16 | | Традиционные жилища коренных народов Якутии | |
17 | | Традиционные виды хозяйствования коренных народов Якутии | |
18 | | Традиционные виды хозяйствования коренных народов Якутии | |
19 | | Традиционные виды хозяйствования коренных народов Якутии | |
20 | | Национальная кухня коренных народов Якутии | |
21 | | Национальная кухня коренных народов Якутии | |
22 | | Национальная кухня коренных народов Якутии | |
23 | | Народные художественные промыслы народов Якутии | |
24 | | Народные художественные промыслы народов Якутии | |
25 | | Устное народное творчество народов Якутии | |
26 | | Устное народное творчество народов Якутии | |
27 | | Национальные танцы народов Якутии | |
28 | | Национальные танцы народов Якутии | |
29 | | Национальные игры и игрушки коренных народов Якутии | |
30 | | Национальные игры и игрушки коренных народов Якутии | |
31 | | Музыкальная культура коренных народов Якутии | |
32 | | Музыкальная культура коренных народов Якутии | |
33 | | Национальные праздники народов Якутии | |
34 | | Национальные праздники народов Якутии | |
9