Вязание крючком является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека, но постоянно развивается. Подбор ниток и фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ.
Приобщение подрастающего поколения к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны учащимся в их дальнейшей жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по кружку »
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детско - юношеского творчества»
«Рассмотрено» Согласовано «Утверждено»
На заседании Зам.директора поУВР Директор МБУ ДО « ЦДЮТ»
Методического совета __________(Царёва А.А.) ________(Шайхатарова С.Е).
Протокол№ « »_________2013г « » ____________2013г
от__________2013г
Рабочая программа
художественно-эстетического направления
«Умелые руки »
ПДО Капкаевой Эльвиры Вильевны
Объединения «Вязание»
Срок реализации 1 год,
возраст обучающихся 11 - 14 лет.
Пояснительная записка.
Актуальность
Вязание крючком является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека, но постоянно развивается. Подбор ниток и фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ.
Приобщение подрастающего поколения к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны учащимся в их дальнейшей жизни.
Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.
Работа детей в объединении по вязанию крючком имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации.
Исходя из этого, разработана программа по вязанию крючком для школьников среднего возраста, занимающихся в учреждении дополнительного образования, рассчитана на 144 часа на 1 год обучения, возраст 11 – 14 лет.
Цель программы:
- содействие становления активной личности через формирование устойчивого интереса к различным видам прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
- обучение детей основным приемам вязания крючком, чтению схем;
- обучение правилам поведения в обществе, соответствующим принципам этики.
Развивающие:
- развитие трудовых навыков, умения доводить начатое дело до конца;
- развитие творческой и трудовой активности детей и их стремление к самостоятельной деятельности.
Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования творческой деятельности.
Работа в объединении состоит из теоретических и практических занятий. Основой содержания теоретических занятий являются вводные беседы о содержании и задачах работы кружка, раскрытие тем и заданий на ближайший период. На практических занятиях дети учатся пользоваться материалами, инструментами, получают навыки изготовления изделий. На занятиях прослеживаются связи с историей, технологией.
Программа включает в себя постепенное освоение приемов вязания; выполнение изделий от простого и доступного до сложного и необычного; понимание схем и рисунков.
Работа строится по следующим направлениям: обучающая деятельность, исследовательская деятельность, воспитательная деятельность.
Предусмотрено использование таких форм проведения занятий, как:
объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый метод, ситуационный метод, экскурсии.
В ходе выполнения практической работы определенное время отводится правилам техники безопасности. В результате разнообразных теоретических и практических работ у учащихся углубляются, расширяются, прививаются умения и навыки .
Возраст детей 11-14лет
Сроки реализации программы - 1 год.
1 год – 144 часа в год, в неделю 4 часа- 2 раза по 2часа
Прогнозируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
название изученных материалов и инструментов, их назначение;
технику безопасности при работе с крючком, иглами, булавами, ножницами;
правила планирования и организации труда;
основные приёмы вязания крючком, условные обозначения;
выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических операций (планирование), сличать промежуточные результаты с образцами (самоконтроль);
проявлять элементы творчества на всех этапах;
соблюдать правила безопасной работы с ручными инструментами;
Документы и материалы с учетом которых составлена программа:
Конвенция «О правах ребёнка» (Утверждена генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.)
Устав МБУ ДОД «ЦДЮТ».
План работы отдела.
Положение о программе МБУ ДОД.
Конституция Российской Федерации. Основной закон Российского государства (12 декабря 1993г.)
Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 30.12 2001г. № 194- ф3, ст.9, 26 п1, 2;ст.32 п.2; № 186- ф3 от 23.12.2003г.
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Постановления Правительства РФ от 07.03.1995г.№ 233; от 22.02.1997г.№212 от 08.08.2003г. №470; от 07.12.2006г.№752.
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»
санПиН 2.4.4.1251-03 (введённые 20 июня 2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003г. № 27с)
О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей ( Приказ Министерства образования РФ от 03.05.2000
Учебно – тематический план
№
Тема занятий
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие.
2
2
2
Основные приемы вязания крючком.
2
4
6
3
Вязание воздушных петель и столбиков.
1
3
4
4
Вязание узорного полотна.
1
3
4
5
Домашние тапочки.
2
14
16
6
Прихватка.
1
9
10
7
Декоративная прихватка.
2
12
14
8
Воротник.
2
12
14
9
Салфетка.
2
14
16
10
Вязаная сумочка.
2
16
18
11
Беретка.
2
16
18
12
Летний топик.
2
18
20
13
Итоговое занятие. Выставка работ.
2
2
Итого: 144 часа
Календарно – тематическое планирование
№ занятия
Изучаемый раздел, тема учебного материала
Количество
часов
Дата проведения
Планируемые результаты
КИМ
Всего
Тео-рия
практика
план
факт
знания
умения
навыки
1.
Вводное занятие
2
2
-
Знать правила поведения в ЦДЮТ, в кабинете, ТБ в кабинете, по ПДД. Введе-ние в курс образователь-ной программы.
Слушать,
выполнять правила поведения в и ТБ.
Поведе-ние в кабинете
опрос
II.
Основные приёмы вязания крючком.
6
2
4
Знать инструменты, виды пряжи, особенности техники вязания крючком.
Уметь читать условные обозначения
Правиль-ное поло-жение рук
опрос
2.1
Инструменты и пряжа.
1
1
-
2.2
Техника вязания крючком.
5
1
4
III.
Вязание воздушных петель и столбиков.
4
1
3
Знать условные обозначения воздушных петель и столбиков.
Уметь вязать воздушные петли и столбики.
Пользо-ваться крючком и другими инстру-ментами
опрос
3.1
Столбики без накида, столбики с накидом.
2
-
2
3.2
Скрещенные столбики.
2
1
1
IV
Вязание узорного полотна.
4
1
3
Знать способы вязания.
Уметь видеть раппорт.
Пользо-ваться крючком и другими инстру-ментами
опрос
4.1
Изменение фактуры вязаного полотна.
2
1
1
4.2
Способы вязания. Понятие о раппорте.
2
-
2
V
Домашние тапочки.
16
2
14
Знать способ вязания домашних тапочек.
Уметь выполнять элементы, соединять их.
Правиль-но держать руки.
Опрос
5.1
Выбор формы. Запись схемы.
3
1
2
5.2
Вязание элементов.
11
1
10
5.3
Сборка элементов.
2
-
2
VI
Прихватка.
1
9
10
Знать способ вязания прихватки.
Уметь выполнять узоры, вязать их.
Выпол-нять работу по схеме.
Опрос
6.1
Выбор формы. Запись схемы.
2
1
1
6.2
Вязание прихватки.
2
1
1
VII
Декоративная прихватка.
14
2
12
Знать способ вязания декоративной прихватки.
Уметь выполнять узоры, вязать их.
Выпол-нять работу по схеме.
Опрос
7.1
Выбор формы. Запись схемы.
3
2
7.4
Вязание прихватки
2
2
VIII
Воротник.
14
2
12
Знать способ вязания воротника.
Уметь выполнять узоры, вязать их.
Выпол-нять работу по схеме.
Опрос
8.1
Выбор формы. Запись схемы.
2
1
1
8.2
Вязание воротника.
2
1
1
IX
Салфетка.
16
2
14
Знать способ вязания салфетки.
Уметь выполнять узоры, вязать их.
Выпол-нять работу по схеме.
Опрос
Выбор формы. Запись схемы.
1
1
Вязание салфетки.
2
2
X
Вязаная сумочка
18
2
16
Знать способ вязания сумочки.
Уметь выполнять узоры, вязать их.
Выпол-нять работу по схеме.
Опрос
Выбор формы. Запись схемы.
Вязание сумочки.
XI
Беретка.
18
2
16
Знать способ вязания беретки.
Уметь выполнять узоры, вязать их.
Выпол-нять работу по схеме.
Опрос
Выбор формы. Запись схемы.
Вязание беретки.
XII
Летний топик.
20
2
18
Знать способ вязания летнего топика.
Уметь выполнять узоры, вязать их.
Выпол-нять работу по схеме.
Опрос
Выбор формы. Запись схемы.
Вязание топика.
XIII
Итоговое занятие. Выставка работ.
2
-
2
Подытожить ЗУН
Условия реализации программы.
Материально - технические условия:
- материально – техническая база (нитки, крючки и вспомогательные инструменты);
- дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей);
- методическое обеспечение (методическая литература; иллюстрации с образцами узоров вязания, показом приемов техники вязания; фотографии и рисунки моделей; изделия, выполненные в натуральную величину);
- техника безопасности;
- теоретические и практические занятия проводятся в кабинете литературы МБОО «Ямашинская СОШ».
Кадровые условия
Обучение по данной программе могут вести педагоги, имеющие навыки вязания крючком.