"Пути совершенствования литературно - творческого развития учащихся на уроках литературного чтения"
"Пути совершенствования литературно - творческого развития учащихся на уроках литературного чтения"
Я Пискунова Наталья Борисовна учитель начального класса. Я очень люблю свою профессию. на уроке Наталья Борисовна ведет индиведуальную работу со слабоуспевающими учащимися. Для этого при подготовке к уроку просматривает тертрадь длч учета пробелов в знаниях учащихся и намечает фамилии учащихся для опроса, продумывает задания и вопросы, подбирает упражнения. В зависимости от специфики пробелов в знаниях, и учитывая способности учащихся, выделяет таких, которые справятся самостоятельно с устранением этих пробелов. В этих целях практикует карточки- задания на дом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Пути совершенствования литературно - творческого развития учащихся на уроках литературного чтения"»
Упражнения на развитие моторики
При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук. Существует много игр и упражнений.
Рисование, раскрашивание картинок.
Изготовление поделок из бумаги, природного материала, пластилина, глины.
Конструирование.
Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Всасывание пипеткой воды.
Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
Нанизывание бус и пуговиц.
Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать.
«Показ» стихотворения.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают мелкие мышцы рук, во-вторых, формируют художественный вкус, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.
Упражнения на развитие мышления
Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.
1. Запиши обобщающее слово:
- окунь, карась-…
- трава, дерево-…
- крот, мышка-…
- пчела, жук-…
- чашка, тарелка-…
- ботинки, туфли-…
2. В каждом ряду найди одинаковые цифры, вычеркни их. Сложи те, которые останутся. Сколько получилось?
Необходимо проводить игры и игровые упражнения для усвоения математических понятий:
- сравнение предметов по размеру и форме (длиннее, короче, больше, меньше, выше, ниже);
- последовательность чисел и счет предметов (первый, второй, третий…) – до 10;
- временные и пространственные представления (раньше, позже, выше, ниже, слева, справа, за, перед, сверху, внизу, вверх и т. д.)
1.Игра «Что куда?»
Расстановка предметов по Вашим указаниям вида:
- на верхнюю полку поставь кубик. Под ним - куклу, левее кубика поставь слона, правее - мишку и т. д.
2.Игра «Назови соседей».
Расставь 6 -7 игрушек в любом порядке. Назови соседей куклы, мишки и т.д.
3.Игра «Кто раньше, кто позже».
Эти игры можно проводить, используя сказки, например, «Репка», «Теремок» и др. Дети должны назвать героев, кто пришел раньше, кто позже.
4. Что выше?
Дом или забор?
Слон или крокодил?
Стол или стул?
Горка или песочница?
Грузовик или легковая машина?
5. Реши задачку!
1)Катя выше Люды, Люда выше Сони. Кто выше всех?
2)Нарисуй огурец слева от моркови, но справа от яблока.
3)Пчела летит выше, чем муха. Муха летит выше, чем оса.
Кто летит ниже всех?
4)Дима темнее Коли. Коля темнее Саши. Кто темнее всех?
6. Запомни и нарисуй. ( Читается 2 раза)
1) Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая.
2) Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький.
3) Нарисуй семь грибов разного цвета и размера так, чтобы второй гриб был желтого цвета, на шляпке четвертого лежал листочек, а средний – самый маленький.
7. Посчитаем
Утром спросите у ребенка, сколько щеточек стоит в стаканчике в ванной комнате? Почему? Какая щетка самая большая?
Сели завтракать. Спросите, чего на столе больше: вилок или ложек? Сколько чашек? Положи в каждую чашку по чайной ложке. Чего меньше, чего больше?
По дороге в детский сад считайте деревья, проходящие машины, идущих навстречу людей.
8. У кого больше…
…лап - у кошки или попугая?
…хвостов - у собаки или лягушки?
…ушей - у мышки или свинки?
…глаз - у змеи или крокодила?
9. Кого больше?
Кого в реке больше - рыбы или окуней?
Кого у вас в группе больше - детей или мальчиков?
Чего на клумбе больше - цветов или тюльпанов?
Кого в зоопарке больше - животных или медведей?
Чего в квартире больше - мебели или стульев?
10. Посмотри вокруг
Что бывает прямоугольной формы?
Что бывает круглое?
Что бывает треугольное?
11. Истинно или ложно?
Все кошки полосаты.
В Москве есть зоопарк.
Я такая сильная, что могу поднять слона.
Заяц съел на обед волка.
На яблоне выросли бананы.
На елке сливы не растут.
12. Реши примеры:
__ ___
___
___
____ ___
+ ___
___
___
+ ___
13. Выполни задания:
1) Нарисуй 8 квадратов.
2) Под ними нарисуй треугольников на 3 меньше.
3) Нарисуй кругов на 2 больше, чем треугольников.
4) Половину квадратов заключи в овал, а остальные перечеркни.
5) Половину кругов закрась синим цветом, а половину красным.
14. Графические диктанты Напиши и продолжи…
І
1) Одна клетка вниз.
2) Одна клетка вправо.
3) Одна клетка вверх.
4) Одна клетка вправо.
5) Одна клетка вниз.
6) Одна клетка вправо.
7) Одна клетка вверх.
ІІ
1) Три клетки вправо.
2) Одна клетка вниз.
3) Одна клетка вправо.
4) Одна клетка вверх.
5) Три клетки вправо.
6) Одна клетка вниз.
7) Одна клетка вправо.
8)Одна клетка вверх.
Развитие грамматических способностей ребенка
Запоминаем буквы
Цель: помочь ребенку легче запоминать буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную и мышечную память.
Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.
Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее.
Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.
Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой-то буквы с предметами из окружающего мира.
Замени твердое звучание на мягкое
Цель: тренировать фонематический слух, внимание.
Замените на конце слова твердый согласный звук на мягкий: угол, брат, ел, топ, мел, хор, пыл, был, жар, дал, стал, вес.
Цепочка из слов
Цель: тренировать навык звукового анализа слов, стимулировать интерес ребенка к словесному творчеству.
Все играющие по очереди называют слова, при этом каждое последующее должно начинаться с того звука, которым закончилось предыдущее. При этом не следует путать понятия «звук» и «буква».
Учите делить слова на слоги.
Полезный совет: попробуйте это сделать при помощи хлопка в ладоши. Потренируйте ребенка в делении слов на слоги и схематичном изображении слов.
Например, слово ЛИ – СА (два слога)
Учите детей находить ударные слоги.
Выделение гласных и согласных звуков.
Это Вы должны знать, чтобы помочь Вашему ребенку выделять гласные и согласные звуки в словах и обозначать их на схемах.
1.Гласные звуки произносятся плавно и напевно, они как бы «поются».
2.Согласные звуки произносятся четко и отрывисто, при произношении мы встречаем в полости рта как бы препятствие.
Учите составлять предложения по схемам.
Что такое схема? Схема – это графическое изображение слов.
По схеме можноопределить количество слов в предложении.
В этом предложении 3 слова.
- - это слово.
Составление рассказов по иллюстрациям.
Учите ребенка составлять простые предложения по картинкам, но сначала предложите ему самому рассказать, что он видит на картинке, без наводящих вопросов. Поощряйте ребенка, если предложения получились красивыми и выразительными. Если испытывает затруднения, то:
- задавайте наводящие вопросы;
- требуйте отвечать на вопросы целыми предложениями;