Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Безусловно, научно-инновационные процессы требуют методического и психолого - педагогического сопровождения. Именно поэтому построение системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования является важнейшей стратегической задачей в деятельности школы и принимает статус инновационной деятельности[8].
В нашей школе обучается 85 детейс ограниченными возможностями здоровья. Из них 45 детей со статусом « ребёнок - инвалид».
Обучающиеся с особыми образовательными потребностями:
4 ребёнка на домашнем обучении, педагоги проводят занятия на дому – эти дети социализируются путём «точечной инклюзии».
5детей с частичной инклюзией, они посещают школу два дня в неделю. Присутствуют на основных занятиях с классом и пользуются сопровождением тьютора.
Особое внимание наша школа уделяет созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей. Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является комплексное (психолого-педагогическое) сопровождение обучающихся.
Основным субъектом, требующим психолого-педагогического сопровождения, является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого - медиком - педагогической комиссии нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке адаптированной образовательной программы[4].
Субъектами инклюзивной практики также являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, родители и педагоги учреждения.
Формируется установка: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение[9].
Цель психологического сопровождения инклюзивного образования: преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ с различными стартовыми возможностями, к общему образованию. Введение его в культуру, приобщение к жизни в социуме.
Основные задачи:
1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ
2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
3. Построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
4. Интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
5. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;
6. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;
7. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процесс образования;
8. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
Эффективно и технологично вся система психолого-педагогического сопровождения ребенка может осуществляться только при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в психолого - медико-педагогический консилиум школы. Это является одним из организационно-педагогических условий реализации инклюзивного образования. Деятельность школьной ПМПк представляет собой комплексную систему воздействия на ребенка, отражает целостность процесса инклюзии и социализации[5].
Основные задачи консилиума:
определение тактики и конкретных технологий коррекционно-развивающей работы специалистов, включая режимные моменты оказания специализированной помощи ребенку, и необходимость проведения тех организационных мероприятий, которые будут способствовать адаптации ребенка в детской среде и образовательном учреждении в целом;
реализация и динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий в первую очередь по отношению к процессам социальной и образовательной адаптации ребенка;
экспертные задачи по изменению образовательной траектории включенного ребенка в самом ОУ, (при согласии родителей) (например, изменение соотношения индивидуальных и групповых форм работы с ребенком, время пребывания ребенка в среде сверстников и т. п.).
помощь (содействие) ребенку и его семье в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического (по Л. Н. Харавиной)[2].
Первый этап – диагностический – предполагает выявление и углубленную оценку детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий.
На втором этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения в рамках разрабатываемой программы индивидуального сопровождения. После детального определения всех образовательных потребностей ребенка с ОВЗ разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка специалистами консилиума. Каждый специалист предлагает варианты собственного маршрута сопровождения, которые в дальнейшем должны обеспечить ребенку компенсацию имеющихся особенностей, и «сопрягаться» с деятельностью других специалистов консилиума, реализуя целостность сопровождения. Подобные разработки каждого специалиста вначале могут иметь лишь вариативный характер и нуждаются в гибкой корректировке уже на этапе междисциплинарного обсуждения[1].
На третьем этапе совершаются реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику индивидуального прогресса ученика. Также важным является поддержание необходимых ребенку специальных образовательных условий, определяющих эффективную реализацию адаптированной образовательной программы и постоянное сотрудничество с педагогами, родителями по выработке общих подходов, единой стратегии работы с ребенком.
На следующем этапе происходит анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом. Подобная оценка может определяться опосредованно через показатели овладения ребенком адаптированным учебным материалом, традиционные показатели социализированности ребенка[6].
На основании анализа результатов сопровождения проводится коррекция всех компонентов образовательного маршрута, в том числе деятельности специалистов. Таким образом, процесс сопровождения ребенка в инклюзивной среде – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка.
Систему специального образования ни в коем случае нельзя подменять инклюзивным образованием. Эти две системы должны развиваться во взаимодействии друг с другом[8].
Следует выделить два направления психолого-педагогического сопровождения: Актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка. Перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии. Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех участников образовательного процесса[2].
В качестве перспективного направления деятельности социально- психологической работы в области инклюзии мы выделяем работу с родителями.
На базе школы действует родительский клуб « Золотой ключик» с целью реализации широких потенциальных возможностей семьи в обучении и воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Разработана программа « Просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии» Цель: формирование у родителей педагогических компетенций.
Являюсь участником проекта « Мир равных возможностей» ГОБУСОН « Мурманского центра социальной помощи семье и детям» сотренер семинара – тренинга « Родительские выходные», которые проводятся для семейных пар воспитывающих ребёнка – инвалида.
Привлекаем родителей для участия в школьной жизни ребенка - посещение праздников и внешкольных мероприятий. Школьные праздники планируем таким образом, что бы у родителей была возможность принять активное участие в мероприятиях на равных с детьми. При любой возможности демонстрируем родителям фотографии и видеоролики с участием их детей в школьной жизни, в неурочной деятельности.
Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но все педагоги стараются создать условия для дальнейшего роста и совместного обучения детей в классе. Наши детине имеют широких контактов со сверстниками и мы стараемся сделать всё возможное для их включения в общую жизнь школы, путём формирования поисковой, творческой активности. Развиваем коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе сверстников, работать в команде, учим находить пути решения нравственных и социальных проблем, формируем толерантное отношение друг к другу. От занятия к занятию дети раскрывают свои способности, реализуют свой эмоциональный и творческий потенциал. Обретается опыт новых форм деятельности, развивается саморегуляция чувств и поведения.
Анализ работы показал, что инклюзивное обучение дает возможность детям:
наработать навыки конструктивного поведения;
адаптироваться в обществе;
поверить в себя;
приобрести друзей.
Важно отметить, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Инклюзивное обучение оказывает положительное влияние не только на учеников с ОВЗ, но и является надеждой для родителей, что их ребёнок со временем включится в коллектив сверстников, приобретая опыт взаимодействия, конструктивного поведения.
Список литературы
1. Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. - С.302
2. Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад Алехиной С.В., представленный 7.12.2010 года в рамках Международного симпозиума «Инвестиции в образование - вклад в будущее». - С.102
3. Библиографическое описание: К.А. Михальченко Инклюзивное образование - проблемы и пути решения / Михальченко К.А. // Теория и практика образования в современном мире: -- СПб.: Реноме, 2012. - С. 206
4. Инклюзивное образование. Выпуск №1 / Фадина А.К., Семаго Н.Я., Алехина С.В. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - С.132
5. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершен-ство, 1998. Издание второе, исправленное.
6. Семаго, Н.Я. Роль школьного психолога на начальных этапах организации инклюзивного образования в школе / Н.Я. Семаго / Пути развития инклюзивного образования в Центральном округе: сб. статей // под общ. ред. Н.Я. Семаго. - М.: ЦАО, 2009. - С. 56.
7. Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010. - С. 200
8. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010. - С.136.
9. Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010. - С. 200