kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«психологические аспекты инклюзивного образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для выступления на педсовете, УМО. Работа психолого -медико -педагогического консилиума в коррекционной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««психологические аспекты инклюзивного образования»»

\




«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Безусловно, научно-инновационные процессы требуют методического и психолого - педагогического сопровождения. Именно поэтому построение системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования является важнейшей стратегической задачей в деятельности школы и принимает статус инновационной деятельности[8].

В нашей школе обучается 85 детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них 45 детей со статусом « ребёнок - инвалид».

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями:

  • 4 ребёнка на домашнем обучении, педагоги проводят занятия на дому – эти дети социализируются путём «точечной инклюзии».

  • 5детей с частичной инклюзией, они посещают школу два дня в неделю. Присутствуют на основных занятиях с классом и пользуются сопровождением тьютора.

Особое внимание наша школа уделяет созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей. Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является комплексное (психолого-педагогическое) сопровождение обучающихся.

Основным субъектом, требующим психолого-педагогического сопровождения, является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого - медиком - педагогической комиссии нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке адаптированной образовательной программы[4].

Субъектами инклюзивной практики также являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, родители и педагоги учреждения.

Формируется установка: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение[9].

Цель психологического сопровождения инклюзивного образования: преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ с различными стартовыми возможностями, к общему образованию. Введение его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

Основные задачи:

1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ

2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

3. Построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

4. Интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

5. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

6. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

7. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процесс образования;

8. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

Эффективно и технологично вся система психолого-педагогического сопровождения ребенка может осуществляться только при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в психолого - медико-педагогический консилиум школы. Это является одним из организационно-педагогических условий реализации инклюзивного образования. Деятельность школьной ПМПк представляет собой комплексную сис­тему воздействия на ребенка, отражает це­лостность процесса инклюзии и социализации[5].

Основные задачи консилиума:

  • определение тактики и конкретных технологий коррекционно-развивающей работы специалистов, включая режимные моменты оказания специализированной помощи ребенку, и необходимость проведения тех организационных мероприятий, которые будут способствовать адаптации ребенка в детской среде и образовательном учреждении в целом;

  • реализация и динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий в первую очередь по отношению к процессам социальной и образовательной адаптации ребенка;

  • экспертные задачи по изменению образовательной траектории включенного ребенка в самом ОУ, (при согласии родителей) (например, изменение соотношения индивидуальных и групповых форм работы с ребенком, время пребывания ребенка в среде сверстников и т. п.).

  • помощь (содействие) ребенку и его семье в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.

Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического (по Л. Н. Харавиной)[2].

Первый этап – диагностический – предполагает выявление и углубленную оценку детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий. 

На втором этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения в рамках разрабатываемой программы индивидуального сопровождения. После детального определения всех образовательных потребностей ребенка с ОВЗ разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка специалистами консилиума. Каждый специалист предлагает варианты собственного маршрута сопровождения, которые в дальнейшем должны обеспечить ребенку компенсацию имеющихся особенностей, и «сопрягаться» с деятельностью других специалистов консилиума, реализуя целостность сопровождения. Подобные разработки каждого специалиста вначале могут иметь лишь вариативный характер и нуждаются в гибкой корректировке уже на этапе междисциплинарного обсуждения[1]. 

На третьем этапе совершаются реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику индивидуального прогресса ученика. Также важным является поддержание необходимых ребенку специальных образовательных условий, определяющих эффективную реализацию адаптированной образовательной программы и постоянное сотрудничество с педагогами, родителями по выработке общих подходов, единой стратегии работы с ребенком. 

На следующем этапе  происходит анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом. Подобная оценка может определяться опосредованно через показатели овладения ребенком адаптированным учебным материалом, традиционные показатели социализированности ребенка[6].

На основании анализа результатов сопровождения проводится коррекция всех компонентов образовательного маршрута, в том числе деятельности специалистов. Таким образом, процесс  сопровождения ребенка в инклюзивной среде – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка.

Систему специального образования ни в коем случае нельзя подменять инклюзивным образованием. Эти две системы должны развиваться во взаимодействии друг с другом[8]. 

Следует выделить два направления психолого-педагогического сопровождения:  Актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка.
Перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии. 
Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех участников образовательного процесса[2].

В качестве перспективного направления деятельности социально- психологической работы в области инклюзии мы выделяем работу с родителями.
  • На базе школы действует родительский клуб « Золотой ключик» с целью реализации широких потенциальных возможностей семьи в обучении и воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  • Разработана программа « Просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии» Цель: формирование у родителей педагогических компетенций.
  • Являюсь участником проекта « Мир равных возможностей» ГОБУСОН « Мурманского центра социальной помощи семье и детям» сотренер семинара – тренинга « Родительские выходные», которые проводятся для семейных пар воспитывающих ребёнка – инвалида.

  • Привлекаем родителей для участия в школьной жизни ребенка - посещение праздников и внешкольных мероприятий. Школьные праздники планируем таким образом, что бы у родителей была возможность принять активное участие в мероприятиях на равных с детьми. При любой возможности демонстрируем родителям фотографии и видеоролики с участием их детей в школьной жизни, в неурочной деятельности.

Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но все педагоги стараются создать условия для дальнейшего роста и совместного обучения детей в классе. Наши дети не имеют широких контактов со сверстниками и мы стараемся сделать всё возможное для их включения в общую жизнь школы, путём формирования поисковой, творческой активности. Развиваем коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе сверстников, работать в команде, учим находить пути решения нравственных и социальных проблем, формируем толерантное отношение друг к другу. От занятия к занятию дети раскрывают свои способности, реализуют свой эмоциональный и творческий потенциал. Обретается опыт новых форм деятельности, развивается саморегуляция чувств и поведения.

Анализ работы показал, что инклюзивное обучение дает возможность детям:

  • наработать навыки конструктивного поведения;

  • адаптироваться в обществе;

  • поверить в себя;

  • приобрести друзей.

Важно отметить, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Инклюзивное обучение оказывает положительное влияние не только на учеников с ОВЗ, но и является надеждой для родителей, что их ребёнок со временем включится в коллектив сверстников, приобретая опыт взаимодействия, конструктивного поведения.

Список литературы

1. Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. - С.302

2. Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад Алехиной С.В., представленный 7.12.2010 года в рамках Международного симпозиума «Инвестиции в образование - вклад в будущее». - С.102

3. Библиографическое описание: К.А. Михальченко Инклюзивное образование - проблемы и пути решения / Михальченко К.А. // Теория и практика образования в современном мире: -- СПб.: Реноме, 2012. - С. 206

4. Инклюзивное образование. Выпуск №1 / Фадина А.К., Семаго Н.Я., Алехина С.В. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - С.132

5. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершен-ство,
1998. Издание второе, исправленное.

6. Семаго, Н.Я. Роль школьного психолога на начальных этапах организации инклюзивного образования в школе / Н.Я. Семаго / Пути развития инклюзивного образования в Центральном округе: сб. статей // под общ. ред. Н.Я. Семаго. - М.: ЦАО, 2009. - С. 56.

7. Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010. - С. 200

8. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010. - С.136.

9.  Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010. - С. 200


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«психологические аспекты инклюзивного образования»

Автор: Чистякова Ирина Юрьевна

Дата: 28.01.2019

Номер свидетельства: 497446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Анализ организации интегрированного (инклюзивного) образования для детей с умственной отсталостью в сельской школе "
    ["seo_title"] => string(128) "analiz-orghanizatsii-intieghrirovannogho-inkliuzivnogho-obrazovaniia-dlia-dietiei-s-umstviennoi-otstalost-iu-v-siel-skoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "144002"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418642439"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными   возможностями здоровья в общеобразовательной организации."
    ["seo_title"] => string(133) "psikhologhopiedaghoghichieskoiesoprovozhdieniieriebionkasoghranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavobshchieobrazovatielnoiorghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "300893"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456822523"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Организация методического сопровождения процесса обучения детей-инвалидов  с применением дистанционных образовательных технологий "
    ["seo_title"] => string(155) "orghanizatsiia-mietodichieskogho-soprovozhdieniia-protsiessa-obuchieniia-dietiei-invalidov-s-primienieniiem-distantsionnykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "120019"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413569313"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства