Просмотр содержимого документа
«Психологическая компетентность современного педагога.»
С.Н.Шипилова
Учитель начальных классов
Психологическая компетентность современного педагога.
Профессия педагога является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие психологической компетентности педагога выражает его теоретическую и практическую готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. К системе образования всегда предъявлялись повышенные требования. В современных условиях, когда осуществляется переход к новой образовательной парадигме, преподаватель становится той фигурой, на которую возлагаются большие надежды при решении поставленных задач . Но решение этих задач доступно лишь тому преподавателю, который постоянно совершенствует свой профессионализм, заботится о своем личностном росте.
Исследования в области психологии приобретают в системе образования особое значение еще и потому, что педагог сегодня — это не просто транслятор знаний и информации, но и еще в какой-то мере — практический психолог. От его психологической компетентности во многом зависят эффективность и успешность его педагогической деятельности, а также успешность деятельности обучаемых.
Необходимость формирования психологической компетентности субъектов образовательного процесса на современном этапе связана с решением еще одной проблемы: формирование высоконравственной личности, умеющей брать на себя ответственность за принятие решений, обладающей психологической культурой. Обозначенный процесс может осуществляться путем постепенного изменения психологии, самосознания личности.
В этой связи возникает необходимость поиска путей формирования психологической компетентности педагога, выявление условий и механизмов управления этим процессом с целью оптимизации целостного педагогического процесса.
Сегодня эта проблема стала актуальной в силу того, что появились новые возможности при решении данного вопроса. Организация психологических служб в образовательных учреждениях позволила по-иному, более оптимально и профессионально организовывать этот процесс. Таким образом, компетентность педагога является одним из значительных условий повышения качества, как начального, так и среднего и высшего образования. Целью образования можно рассматривать воспроизводство и развитие культуры во всем многообразии ее общечеловеческого и национального богатства. Система образования представляется нам эффективной лишь тогда, когда в обществе будет высок статус человека знающего, культурного, интеллигентного. А преподаватель будет обладать не только знаниями в области своего предмета, но знаниями о человеке, его индивидуальных особенностях, т. е. психологическими знаниями. Возможно, это будет тогда, когда вся совокупность общественных отношений будут материально и духовно стимулировать потребность в образовании и постоянном самообразовании. Психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности на основе психологической грамотности, т.е. означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач, проблем.
Некоторые зарубежные ученые не разделяют понятия психологической компетентности и психологической грамотности. С их точки зрения психологическая компетентность это «начальный» уровень психологической грамотности.
В основе различения компетентности и грамотности лежит использование опыта других людей, своего прошлого опыта и общественно-исторического. Компетентность предполагает соединение обобщенных психологических знаний со знаниями о себе, конкретном человеке, конкретной ситуации. Грамотный человек знает о чем-то абстрактно, а компетентный человек – может на основе этого знания эффективно решать какую-либо психологическую задачу или проблему. В то же время компетентность означает отказ от прямого копирования чужого опыта, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих-то указаний, предписаний, установок.
Таким образом, основное отличие психологической грамотности от психологической компетентности заключается в том, что грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации), а компетентный – реально и эффективно может использовать знания а решении тех или иных проблем, способен перейти от слов к делу, от общих рассуждений к обоснованным поступкам. Грамотный педагог знает психологию, а компетентный реально и эффективно эти знания использует, т.е. знает и реально учитывает психологию взрослых и детей. Задача развития психологической компетентности – не просто больше и лучше знать человека, а включать эти знания в психологическую практику школы.
В работах психологов (Ю.И. Емельянова, Л.С. Колмогоровой, Л.А. Петровской, Л.Д. Столяренко, М.А. Холодной и др.) рассматривается структура психолого-педагогической компетентности:
компетентность в общении - способность общаться, обмениваться информацией и на этой основе устанавливать и поддерживать педагогически целесообразные отношения с участниками педагогического процесса;
интеллектуальная компетентность как особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности, знания о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и умение это реализовать в педагогической практике;
социально-психологическая компетентность, проявляющаяся в умении строить перспективные и организаторские планы самостоятельной и совместной деятельности (учебной, образовательной, воспитательной, исследовательской, экспериментальной и т.д.); разрабатывать технологию; выбирать оптимальные методы и средства их реализации. Организовывать эффективную систему контроля, самоконтроля, обратной связи субъектами образования.
Как считают некоторые авторы (А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина), психологическая компетентность зависит от личности учителя, его личностных качеств. Личностно-деловые качества учителя сливаются в единую психолого-педагогическую компетентность.
Практика показывает, что наиболее «западающим» компонентом психологической компетентности оказываются профессионально значимые качества личности педагога.
М.И.Лукьянова определяет как важные, необходимые в педагогической деятельности следующие личностные качества: рефлективность, эмпатичность, коммуникативность, гибкость личности, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность.
В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психологической компетентности педагога, которая включает в себя:
осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей деятельности и личности, и что нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.
Психология личности учителя проявляется не только в его позиции - отношение к детям, но и в организации собственной педагогической деятельности. Часто незнание собственных психологических особенностей приводит к тому, что учитель начинает копировать опыт своих коллег, которые имеют свои индивидуальные психологические особенности.
Формирование умений учителя оценивать и совершенствовать свой индивидуальный стиль, профессиональные позиции и установки с целью повышения профессионализма.
Совершенствование качеств учителя, необходимых для его педагогической деятельности и профессиональной самореализации с целью развития профессионально важных характеристик личности Таким образом, в развитии психологической компетентности главная роль отведена самосовершенствованию, профессиональному и личностному самосознанию, выделению своих профессиональных позиций.
Психологическая компетентность формируется у педагога неравномерно, в течение профессиональной жизни. Видеть эту внутреннюю динамику – значит оценить ее, дать прогноз его профессионального и личностного роста.
Профессиональные позиции, установки, педагогические умения, личностные качества как структурные элементы профессиональной компетентности могут быть предметом становления профессионализма педагога.
Литература
1. Ангеловски К. Учителя и инновации книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991,-159с.