Просмотр содержимого документа
«Психологическая комфортность – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии.»
Психологическая комфортность – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии.
Голубкова А.А.
учительначальных классов
МБОУ СОШ №19 с.Дальнее
Сахалинской области
Поступление ребенка в школу – большая и серьезная ступень в его жизни. От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к постоянному напряженному учебному труду, иному ритму жизни.
В процессе обучения в начальной школе в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача – сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Ученик, особенно первоклассник, может активно и полноценно работать в течение не более 15 минут, после чего обязательна смена деятельности, так как наступает утомление.
Для того, чтобы помочь сохранить физическое и психическое здоровье необходимы двигательные минутки. Приветствие и прощание – этапы каждого урока, которые вырабатываются совместно. Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра друг другу. Приветствие учителя – это заявка на то, в каком психологическом режиме он поведет урок.
Помогают активизировать внимание детей на уроке и повысить их работоспособность дыхательные упражнения. Первое и важное условие правильного дыхания – дыхание через нос. Дыхательные упражнения проводятся в зависимости от времени года.
Полезное воздействие на функции организма оказывает изменение позы во время урока. Хороший эффект дают занятия в режиме динамических поз: учащиеся сидят, выполняя письменную работу, выполнили – встают, кладут пропись, дожидаются остальных.
Уроки письма немыслимы без пальчиковой гимнастики. Упражнения для этой гимнастики разнообразны, например, массаж пальцев.
Минутки отдыха необходимы учащимся после продолжительности чтения и письма.
Используя на уроках упражнения на рефлексию , учитель создает условия для познания и осознания учеником самого себя. Рефлексия как заключительная часть урока обращает ученика мысленно ко всему ходу урока, к своим ощущениям, переживаниям, способствует осмыслению роста ученика. Таким образом, в ходе урока создаются условия психологического комфорта с учетом индивидуальности каждого ученика.
Забота о здоровье детей подводит учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки – игры, уроки – экскурсии, уроки – путешествия и т.п. Сегодня ситуацию в школе следует рассматривать через два приоритетных принципа: «Не навреди!» и «Ребенок, ты ценность!». Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитательной среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья.