kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Здоровьесберегающие технологии в условиях Крайнего Севера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Максимова Эмилия Андреевна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «ЦДТ» изостудии

«Юный художник» Томпонского района

п. Хандыга

 

«Здоровьесберегающие технологии в условиях Крайнего Севера»

 

 

Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит

 их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

 прочность знаний, вера в свои силы…

В.А. Сухомлинский

 

Многие годы своей жизни человек проводит в стенах образовательных учреждений. Поэтому естественно возникает вопрос, что и как нужно сделать для того, чтобы образование, в частности обучение, не разрушало, а наоборот, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье человека.

На сегодняшний день тема «сохранение здоровья» – очень важна и злободневна. Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и обучающиеся и педагоги были здоровы.

Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: «здоровье» - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье – одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом.

Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в образовательное учреждение  здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребенка в образовательном учреждении (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.  

Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы:

·                   - организационно-педагогические технологии, определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПинах, способствуют предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

·                   - психолого-педагогические технологии, связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

·                   - учебно-воспитательные технологии,  предусматривают обучение грамотной заботе о своем здоровье, предусматривают формирование культуры здоровья обучающихся и мотивации и их к ведению здорового образа жизни.

Факторы развития школьных заболеваний

Первое направление, наиболее ярко выраженное в 90-х годах, связано с изучением влияния негативных внешних и внутренних факторов, воздействующих на детское здоровье, часто – с преувеличением их фатальности. Как результат – реакция учительства (утрированно): «Обеспечьте сначала нормальную школьную мебель, а потом спрашивайте нас о здоровье учеников» или «Сначала вылечите детей, а потом спрашивайте нас об уровне успеваемости».

Важность проведения исследований влияния негативных факторов на состояние здоровье учащихся безусловна. Но на этом пути исследователя подстерегает опасность поддаться искушению, ограничиться констатацией внешне очевидных причин ухудшения здоровья школьников – дети мало двигаются, питаются плохо, мебель не соответствует росту, огромное количество учебной информации, рост числа детей, рожденных с нервно-психическими проблемами и т.д. Количество негативных факторов, влияющих на здоровье, можно насчитать не десятки, а сотни! Попытки же все их взять под контроль и снизить влияние на ребенка – дело крайне неблагодарное. И потому, что это практически невозможно, и потому, что тепличность условий еще не гарантирует хорошее здоровье. В тяжелые времена отечественной истории проблемы со здоровьем учащихся не были столь серьезны, как сегодня, в мирное время.

Далеко не всё, что лежит на поверхности, оказывается сущностным. Не преуменьшая роли объективных влияний на здоровье детей со стороны материальных условий их жизни, экологической обстановки, окружающей социокультурной среды, подчеркнем, что причинно-следственный (синдромный – по А.Р.Лурия) анализ источников «школьных болезней» приводит к выводу о том, что наибольший вклад в ухудшение здоровья школьников вносят хронические психоэмоциональные учебные стрессы.

Можно считать доказанным, что ведущей причиной ухудшения здоровья школьников в процессе учебы являются хронические психоэмоциональные учебные стрессы при блокировании естественных механизмов саморегуляции (самокомпенсации стрессов): двигательной активности, эмоционального самовыражения, радости творчества, адекватной самооценки и самопринятия, свободы выбора режима деятельности (темпа, объема, интенсивности, очередности и т.д.)…

Второе направление здоровьесберегающей работы образовательного учреждения связано с конструктивным поиском и реализацией комплекса здоровьесберегающих условий организации учебно-воспитательного процесса. Основное внимание педагогов привлекают гигиенические мероприятия  по оптимизации режима дня, питания, школьного расписания, двигательной активности ребенка, колористики школьных помещений, качества школьной мебели и интерьеров и проч. Нередко эта деятельность эффективно дополняется работой по улучшению психолого-педагогической среды жизни ребенка –  семейного воспитания, психоэмоционального климата в школе, культуры межличностных отношений. Нередко школа озабочена поиском медицинских средств оптимизации учебно-воспитательного процесса. К сожалению, на этом пути нередко внимание педагогов обращается не к официальной медицине, а довольно некритично - к народным методам, нетрадиционным подходам к оздоровлению. Рассмотрим каждое из этих направлений.

Организационно-педагогическая работа по обеспечению оптимальных  гигиенических условий организации учебно-воспитательного процесса – безусловно, важна. Ее цель – оптимизация (повышение) учебной работоспособности школьников, предупреждение инфекционных заболеваний, нарушений зрения и осанки... Это направление – наиболее распространенное в здоровьесберегающей (непедагогической) работе школы из-за высокого уровня разработанности гигиенических технологий и из-за того, что оно практически не затрагивает сам учебный процесс. Кроме того, влияние питания, режима, двигательной активности ребенка на его работоспособность очевидно, потому и хорошо понимается педагогами. Однако результаты такой работы не всегда устраивают учителей: «Каждый день делаем физкультминутки, уж каких только интересных упражнений не насобирали, а дети, все равно, сильно устают. В конце года совсем перестали работать».

Причин тщетности больших ожиданий от санитарно-гигиенической работы может быть несколько. Во-первых, недостаточный профессионализм в вопросах гигиены. Так, при кажущейся простоте использования тех же физкультминуток неправильный подбор упражнений или выполнение всеми детьми класса одинаковых упражнений в одном темпе, как минимум, может не принести  пользы. Во-вторых, не всегда учитывается фактор отношений между участниками образовательного процесса, то есть, психо-эмоциональный фон в классе, который не подлежит гигиеническому нормированию. Известно, что если ребенок занят интересным делом, то даже не в очень комфортных условиях он может работать долго, без перерывов, не устать, остаться бодрым и удовлетворенным. И наоборот, труд, в которой ребенок не видит смысла, или результаты которого остаются низкими, несмотря на затрату больших усилий, психологически отторгается ребенком, нервирует его и быстро утомляет. И тут не поможет ни евроремонт, ни съеденная котлета, ни «два притопа, три прихлопа».

По данным Э.Г. Симерницкой, Н.К. Корсаковой, Ю.В. Микадзе, Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, Н.Г. Манелис и др. подавляющее число неуспешных в учебе учащихся не просто «не хочет учиться», а имеет особенности нервно-психического развития в виде незрелостей, функциональных расстройств или нарушений в нервно-психических функциях, необходимых для учебы, и системах саморегуляции. Имеющиеся у таких детей проблемы чаще всего имеют медико-биологический характер и связаны с последствиями неблагополучного протекания беременности и родов, социальными условиями, неблагоприятной экологической ситуацией (ибо нервно-психические нарушения являются индикаторными патологиями, то есть маркерами неблагополучной экологической ситуации).

В соответствии с данными науки, среди трех видов взаимодействия организма со средой – пластического (обмен веществ), энергетического, информационного – последний играет в детском организме важнейшую  системообразующую роль, реализуя взаимосвязь физиологического и психического, организма и личности. Состояние информационных процессов в организме является индикатором воздействия на него  биологических, социальных и других факторов. 

Учебно-информационная деятельность школьника является системообразующим фактором его развития, здоровья, самореализации. Дети с особенностями нервно-психического развития должны быть в поле зрения нашего внимания не только из-за высокой вероятности их неуспешности в учебе и нереализации своих интеллектуальных способностей, но и в силу того, что неоптимальные когнитивные процессы включаются в качестве звеньев в цепочки развития ряда психо-неврологических и психосоматических расстройств и усугубляют течение многих органических заболеваний. 

 Заключая обсуждение этой тенденции в образовании, следует сказать, что образовательные учреждения не следует превращать в медицинские. Задача первых – учить, воспитывать, развивать ребенка, максимально реализуя здоровьесберегающие возможности педагогических средств воздействия на него.

Проблемы детей с учебной неуспеваемостью следует решать комплексно, целенаправленно на развитие социальных и природных  механизмов регуляции информационного обмена ребенка со средой на разных уровнях его организации: физиологическом, психо-эмоциональном, когнитивном, личностном, межличностном, обеспечивая компенсацию имеющихся дефектов.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в условиях Крайнего Севера »

Максимова Эмилия Андреевна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «ЦДТ» изостудии

«Юный художник» Томпонского района

п. Хандыга



«Здоровьесберегающие технологии в условиях Крайнего Севера»





Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит

 их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

 прочность знаний, вера в свои силы…

В.А. Сухомлинский


Многие годы своей жизни человек проводит в стенах образовательных учреждений. Поэтому естественно возникает вопрос, что и как нужно сделать для того, чтобы образование, в частности обучение, не разрушало, а наоборот, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье человека.

На сегодняшний день тема «сохранение здоровья» – очень важна и злободневна. Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и обучающиеся и педагоги были здоровы.

Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: «здоровье» - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье – одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом.

Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в образовательное учреждение здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребенка в образовательном учреждении (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.  

Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы:

  • - организационно-педагогические технологии, определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПинах, способствуют предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

  • - психолого-педагогические технологии, связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

  • - учебно-воспитательные технологии,  предусматривают обучение грамотной заботе о своем здоровье, предусматривают формирование культуры здоровья обучающихся и мотивации и их к ведению здорового образа жизни.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Отсюда возникают основные задачи:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

  • снижение уровня заболеваемости  учащихся;

  • сохранение работоспособности на уроках;

  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Для достижения цели и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления. Средства двигательной направленности. Это движение. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения   активизируют защитные силы организма. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Чем младше школьник, тем сильнее у него выражена потребность в движении, и длительное статическое напряжение, связанное с учебным трудом, неизбежно ведет к утомлению в центральной нервной системе, и    навык, сформированный в состоянии утомления, не будет отличаться точностью. Школьные уроки физкультуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Поэтому в начальной школе назрела необходимость введения дополнительных занятий спортивно-оздоровительного направления в рамках внеурочной деятельности.  (уроки ритмики, танцевальный кружок); Физкультминутки; Подвижные перемены; Игры. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью мы проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.


Факторы развития школьных заболеваний

Первое направление, наиболее ярко выраженное в 90-х годах, связано с изучением влияния негативных внешних и внутренних факторов, воздействующих на детское здоровье, часто – с преувеличением их фатальности. Как результат – реакция учительства (утрированно): «Обеспечьте сначала нормальную школьную мебель, а потом спрашивайте нас о здоровье учеников» или «Сначала вылечите детей, а потом спрашивайте нас об уровне успеваемости».

Важность проведения исследований влияния негативных факторов на состояние здоровье учащихся безусловна. Но на этом пути исследователя подстерегает опасность поддаться искушению, ограничиться констатацией внешне очевидных причин ухудшения здоровья школьников – дети мало двигаются, питаются плохо, мебель не соответствует росту, огромное количество учебной информации, рост числа детей, рожденных с нервно-психическими проблемами и т.д. Количество негативных факторов, влияющих на здоровье, можно насчитать не десятки, а сотни! Попытки же все их взять под контроль и снизить влияние на ребенка – дело крайне неблагодарное. И потому, что это практически невозможно, и потому, что тепличность условий еще не гарантирует хорошее здоровье. В тяжелые времена отечественной истории проблемы со здоровьем учащихся не были столь серьезны, как сегодня, в мирное время.

Далеко не всё, что лежит на поверхности, оказывается сущностным. Не преуменьшая роли объективных влияний на здоровье детей со стороны материальных условий их жизни, экологической обстановки, окружающей социокультурной среды, подчеркнем, что причинно-следственный (синдромный – по А.Р.Лурия) анализ источников «школьных болезней» приводит к выводу о том, что наибольший вклад в ухудшение здоровья школьников вносят хронические психоэмоциональные учебные стрессы.

Причины, вызывающие их, весьма многолики: низкая учебная мотивация, учебная неуспешность, информационные перегрузки, отсутствие права на ошибку, высокая ответственность, депривация естественных потребностей в движении, полисенсорных ощущениях, радости, любви и уважении. Все эти причины имеют общий корень, связанный с характером управления учебно-познавательной деятельностью ребенка со стороны школы, учителя и программно-методического обеспечения учебного процесса. Социальное управление входит в конфликт с объективно существующими в детском организме механизмами нервно-психической саморегуляции. Именно «сшибка» между внешней регуляцией учебно-познавательной деятельности ребенка со стороны социума и характером ее саморегуляции со стороны природных механизмов организма является ведущей причиной развития у него «школьных болезней».

Речь идет не только о невротических и психосоматических расстройствах, что понятно, но и, например, о нарушениях опорно-двигательной системы: если школьнику внушили, что хорошо учиться – это, значит, сидеть смирно, не шевелясь; если его естественную потребность в двигательной активности порицают как недисциплинированность и даже наказывают за это; если уроки физкультуры не удовлетворяют потребности детей в характереи смысле физической активности детского возраста. Первично расстройства нервно-психической регуляции имеют функциональный характер, но при хронизации психоэмоциональных стрессов они приводят к развитию органических патологий. Закономерно, что большая часть диагнозов, впервые поставленных детям, обучающимся в школе, своей причиной имеет расстройства нервно-психической саморегуляции либо же включает такие расстройства в качестве сопутствующего фактора, влияющего на ход течения любого заболевания. Не случайно, директор института патологической физиологии РАМН, академик Г.Н. Крыжановский называет такие расстройства болезнями регуляции (управления).

Можно считать доказанным, что ведущей причиной ухудшения здоровья школьников в процессе учебы являются хронические психоэмоциональные учебные стрессы при блокировании естественных механизмов саморегуляции (самокомпенсации стрессов): двигательной активности, эмоционального самовыражения, радости творчества, адекватной самооценки и самопринятия, свободы выбора режима деятельности (темпа, объема, интенсивности, очередности и т.д.)…

Информационные патологии, или болезни нервной регуляции, или психосоматические расстройства – это первично функциональные расстройства, вызванные длительным эмоциональным стрессом на фоне неблагоприятных психосоциальных факторов среды, органической неврологической (последствия осложненных беременности и родов) и личностной (впечатлительность, конформность) предрасположенности, проявляющиеся в вегетативных нарушениях и их соматических и невротических эквивалентах. Примеры психосоматических расстройств – распространенные, к сожалению, уже и в детском возрасте вегетососудистая дистония, астеноневрозы, функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, аллергические заболевания.

Второе направление здоровьесберегающей работы образовательного учреждения связано с конструктивным поиском и реализацией комплекса здоровьесберегающих условий организации учебно-воспитательного процесса. Основное внимание педагогов привлекают гигиенические мероприятия  по оптимизации режима дня, питания, школьного расписания, двигательной активности ребенка, колористики школьных помещений, качества школьной мебели и интерьеров и проч. Нередко эта деятельность эффективно дополняется работой по улучшению психолого-педагогической среды жизни ребенка –  семейного воспитания, психоэмоционального климата в школе, культуры межличностных отношений. Нередко школа озабочена поиском медицинских средств оптимизации учебно-воспитательного процесса. К сожалению, на этом пути нередко внимание педагогов обращается не к официальной медицине, а довольно некритично - к народным методам, нетрадиционным подходам к оздоровлению. Рассмотрим каждое из этих направлений.

Организационно-педагогическая работа по обеспечению оптимальных  гигиенических условий организации учебно-воспитательного процесса – безусловно, важна. Ее цель – оптимизация (повышение) учебной работоспособности школьников, предупреждение инфекционных заболеваний, нарушений зрения и осанки... Это направление – наиболее распространенное в здоровьесберегающей (непедагогической) работе школы из-за высокого уровня разработанности гигиенических технологий и из-за того, что оно практически не затрагивает сам учебный процесс. Кроме того, влияние питания, режима, двигательной активности ребенка на его работоспособность очевидно, потому и хорошо понимается педагогами. Однако результаты такой работы не всегда устраивают учителей: «Каждый день делаем физкультминутки, уж каких только интересных упражнений не насобирали, а дети, все равно, сильно устают. В конце года совсем перестали работать».

Причин тщетности больших ожиданий от санитарно-гигиенической работы может быть несколько. Во-первых, недостаточный профессионализм в вопросах гигиены. Так, при кажущейся простоте использования тех же физкультминуток неправильный подбор упражнений или выполнение всеми детьми класса одинаковых упражнений в одном темпе, как минимум, может не принести  пользы. Во-вторых, не всегда учитывается фактор отношений между участниками образовательного процесса, то есть, психо-эмоциональный фон в классе, который не подлежит гигиеническому нормированию. Известно, что если ребенок занят интересным делом, то даже не в очень комфортных условиях он может работать долго, без перерывов, не устать, остаться бодрым и удовлетворенным. И наоборот, труд, в которой ребенок не видит смысла, или результаты которого остаются низкими, несмотря на затрату больших усилий, психологически отторгается ребенком, нервирует его и быстро утомляет. И тут не поможет ни евроремонт, ни съеденная котлета, ни «два притопа, три прихлопа».

Результаты гигиенической работы становятся значительно выше, если школа параллельно серьезно занимается и вопросами психологической комфортности образовательной среды для учащихся, педагогов и родителей, ведет серьезную психокоррекционную работу со всеми семьями, даже с вполне благополучными; если в школе дух взаимоуважения, партнерства, есть совместные творческие и спортивные интересы детей и взрослых (учителей и родителей) и т.д. В таких школах дети не комплексуют, если перебиваются с двойки на тройки: они находят возможность самореализации во внеучебной деятельности. Хотя, конечно, очень досадно, что интеллектуальный потенциал некоторых детей не раскрывается. Ведь среди неуспешных в учебе учащихся оказывается много одаренных личностей, «генераторов идей», потенциальных «локомотивов» науки и культуры. Учитель понимает, что проблемы учебной неуспешности – объективные (не связаны с «ленью» ребенка), но, как правило, мало, что может сделать: «Если не получается у ребенка задание, не кричу на него, подбадриваю, оцениваю не ребенка, а его работу, не сравниваю с другими».

По данным Э.Г. Симерницкой, Н.К. Корсаковой, Ю.В. Микадзе, Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, Н.Г. Манелис и др. подавляющее число неуспешных в учебе учащихся не просто «не хочет учиться», а имеет особенности нервно-психического развития в виде незрелостей, функциональных расстройств или нарушений в нервно-психических функциях, необходимых для учебы, и системах саморегуляции. Имеющиеся у таких детей проблемы чаще всего имеют медико-биологический характер и связаны с последствиями неблагополучного протекания беременности и родов, социальными условиями, неблагоприятной экологической ситуацией (ибо нервно-психические нарушения являются индикаторными патологиями, то есть маркерами неблагополучной экологической ситуации).

В соответствии с данными науки, среди трех видов взаимодействия организма со средой – пластического (обмен веществ), энергетического, информационного – последний играет в детском организме важнейшую системообразующую роль, реализуя взаимосвязь физиологического и психического, организма и личности. Состояние информационных процессов в организме является индикатором воздействия на него  биологических, социальных и других факторов. 

Учебно-информационная деятельность школьника является системообразующим фактором его развития, здоровья, самореализации. Дети с особенностями нервно-психического развития должны быть в поле зрения нашего внимания не только из-за высокой вероятности их неуспешности в учебе и нереализации своих интеллектуальных способностей, но и в силу того, что неоптимальные когнитивные процессы включаются в качестве звеньев в цепочки развития ряда психо-неврологических и психосоматических расстройств и усугубляют течение многих органических заболеваний. 

Заключая обсуждение этой тенденции в образовании, следует сказать, что образовательные учреждения не следует превращать в медицинские. Задача первых – учить, воспитывать, развивать ребенка, максимально реализуя здоровьесберегающие возможности педагогических средств воздействия на него.

Проблемы детей с учебной неуспеваемостью следует решать комплексно, целенаправленно на развитие социальных и природных  механизмов регуляции информационного обмена ребенка со средой на разных уровнях его организации: физиологическом, психо-эмоциональном, когнитивном, личностном, межличностном, обеспечивая компенсацию имеющихся дефектов.


Негативное влияние природно-климатических и социальных условий

Под средой в педагогике рассматривается вся  окружающая действительность, в условиях которой происходит развитие личности. Место проживания ребенка, иными словами «географическая среда» оказывает огромное влияние на развитие ребенка.

Дети, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являются  наиболее социально незащищенной группой населения, находящейся в особо трудных условиях жизнеобеспечения. И поэтому, условия проживания ребенка на территории Крайнего Севера со всеми  вытекающими негативными последствиями  на здоровье  ребенка и его развитие, требуют подробного освещения и необходимость рассмотрения ряда природно-климатических факторов, которые оказывают непосредственное влияние на рост и развитие растущего детского организма.

В силу экстремальных природно-климатических факторов, условия жизни на Севере неравноценны по комфортности с условиями жизни других регионов страны и дети, особенно дошкольного возраста, болеют в 2,5 раза чаще. Под влиянием неблагоприятных климатоэкологических факторов, происходит отставание на 2-5 лет возрастного развития иммунной системы. У каждого пятого ребенка отмечается недостаток массы тела. Наиболее чувствительны к факторам среды дети, и прежде всего младших возрастных групп. У детей Севера все чаще встречаются хронические формы сердечнососудистых заболеваний, болезней органов дыхания, пищеварения,  за счет увеличения частоты хронических форм патологии в округе увеличилось количество детей-инвалидов. Информация Администрации Департамента образования Пуровского района об итогах медицинского осмотра  детей за 2007-8 года свидетельствует об увеличении количества детей  с заболеваниями слуха, зрения, нарушением обмена веществ,  болезнями нервной системы, сколиозом, плоскостопием и  другими заболеваниями. Отметим также, что обеспокоенность ученых вызывает то, что девять из десяти обследованных детей-северян имеют выраженный дефицит йода, а каждый шестой школьник уже имеет эндокринную патологию, зачастую сочетающуюся с нарушением умственного и физического развития. По мнению медиков, дети мало двигаются, что в дальнейшем приводит к серьезному нарушению здоровья, обмена веществ и физического развития подрастающего поколения.

Климат Севера характеризуется рядом факторов, отрицательно влияющих на физическое состояние и здоровье детей. Большинство физиологов и клиницистов (А.П. Авцын 1972, В.Г. Бокша, Б.В. Богуцкий 1980, А.А. Буганов 2002, Н.М. Воронин 1981, Г.М. Данишевский 1968, В.П. Казначеев 1980, И.П. Неверова 1972, Н.Р. Деряпа 1965, и др.) считает, что неблагоприятное воздействие на организм оказывают длительный период низкой температуры воздуха, чрезвычайная неустойчивость погоды, сильные ветры, резкие перепады атмосферного давления; отрицательный годовой баланс солнечной радиации и неравномерное распределение ее в течение года за счёт продолжительных периодов полярного дня и ночи,  необычный световой режим в эти  периоды; близкое расположение от поверхности почвы слоя вечной мерзлоты, геомагнитные бури,  что неизбежно создает дополнительную нагрузку на его психофизическую сферу. Влияние на человека каждого из основных факторов, обладающих известной повторяемостью и одновременно аритмичностью, имеет свои особенности. Весьма часто именно апериодические возмущения, выводящие метеорологическую ситуацию из равновесия, оказывают существенное влияние на организм, самочувствие человека и систему его гомеостаза, а особенно на неокрепший детский организм.

В своих исследованиях академик В.П. Казначеев показал, что относительно полная адаптационная перестройка к этим условиям происходит на протяжении 5-6 поколений. Если учитывать, что 92% детей 4-6 лет являются "переселенцами второй-третьей волны", то адаптационные возможности их организма не могут в полной мере компенсировать функциональные изменения, которые происходят у них под воздействием факторов Крайнего Севера.   По данным И.Е. Оранского (1988), апериодические факторы,  возникающие внезапно, не имеющие ритмичности в своих проявлениях, в ряде случаев носят стрессовый характер и приводят к нежелательным последствиям уже только потому, что организм, не выработавший в себе мер защиты от них, реагирует на их возникновение общей реакцией, иногда превышающей возможности организма. Апериодические возмущения в атмосфере Земли, характеризующие различные сезонные периоды, могут вызвать изменения процессов гомеостаза.

Отмечено, что кровеносные сосуды на воздействие погоды реагируют как сокращением, так и расширением. Вторжение холодного полярного воздуха ведет к капилляроспазму, теплого - к расширению сосудов. Многими наблюдениями установлены факты возникновения болевых синдромов при ряде заболеваний в момент прохождения фронта циклонов (В.Ф. Овчарова, 1975).

Условия полярного дня и полярной ночи не являются безразличными в развитии ребенка. В одних случаях наступает удлинение периода дневного возбуждения, в других - удлинение фазы ночного торможения. Резкое увеличение интенсивности естественного освещения способствует повышению тонуса симпатической нервной системы и наоборот: короткий полярный день ведет к понижению тонуса нервной системы, быстрой истощаемостью нервных процессов, утомляемости и слабости нервных процессов. Кроме того, ультрафиолетовая радиация оказывает влияние на физическую работоспособность. Осадки резко изменяют состояние погоды и оказывают влияние на поведение человека. Морозная сырая погода, как и штормовая, способствует возникновению депрессивных состояний (В.Ф. Овчарова, И.В. Бутьева, Т.Г. Швейнова, 1974).

Контрастная смена погоды оказывает значительные перестройки в реакциях адаптации организма.  Возникающие метеорологические реакции вызывают нежелательные изменения в самочувствии человека, его настроении, снижают уровень АД и физической подготовленности, усугубляют течение болезни. Несмотря на полноценное питание, для Севера характерно распространение эндогенных и экзогенных гиповитаминозов.

Особенно чувствителен детский организм к дефициту солнечной радиации в связи с развивающейся при этом недостаточностью витамина Д и нарушением фосфорно-кальциевого обмена. При отсутствии соответствующей коррекции происходят более глубокие изменения обменных процессов, определяемые недостаточным поступлением в организм витаминов С, Р, В1, В2, РР (В.П. Бисярина, 1978). Гиповитаминозы на Севере - частая патология не только у детей, но и у взрослых. При адаптации к условиям Севера наблюдается торможение углеводного обмена. При этом возникает дефицит водорастворимых витаминов В1 и В2, что, однако, не сопровождается типичной клинической картиной гиповитаминоза. Полноценная адаптация взрослого населения и детей невозможна без восполнения тех ингредиентов, которые тратятся.

Особое значение проблема  влияния климатоприродных экологических факторов на развитие детского организма имеет для детей с нарушением речи. Им изначально свойствен замедленный темп созревания мозговых структур, в частности лобной и нижнетеменной областей, которые участвуют в формировании связей с другими отделами коры и подкорковыми образованиями, что является материальной основой осуществления сложных межанализаторных связей. Это вызывает серьезные затруднения в формировании зрительнодвигательного, слуходвигательного и слухозрительного взаимодействия. В клинической картине для детей с легкой формой псевдобульбарной дизартрии  проявляется в снижении критики, недостаточном самоконтроле, критичности,  неадекватности поведения, психомоторной расторможенности, снижении работоспособности, незрелости моторики, нарушении регуляции движений, недостаточной координации и четкости непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, быстрой утомляемости. Комплексное воздействие природно-климатических факторов снижает функциональную и иммунологическую реактивность детского организма, способствует развитию рахита, простудных и инфекционно-аллергических заболеваний, сказывается на темпах физического и психического развития детей.

Таким образом,  негативное влияние природно-климатических и социальных условий проживания детей в районах Крайнего Севера  является неоспоримым фактором, влияющим на физическое и психическое развитие ребенка.


Здоровьесберегающая эффективность образования

Пятнадцатилетнее исследование здоровьесберегающего эффекта образования, обеспечивающего информационно-психологическую безопасность учебно-познавательной деятельности ребенка и его развитие, выявило эффект неухудшения нервно-психического здоровья учащихся даже при отсутствии дополнительного медицинского и гигиенического сопровождения. Такой вывод был сделан с помощью независимой медицинской экспертизы, которая работала с закодированными номерами учащихся, не зная их принадлежности к экспериментальным или контрольным классам. Исследовались данные электроэнцефалограмм, электрокардиограмм, гемодинамики, биохимических анализов крови, мочи, функциональных проб, нейропсихических и психофизиологических обследований.

Доказано, что только за счет педагогических средств – посредством обучения учащегося умению учиться, общаться, регулировать свой образ жизни – по ряду показателей можно стабилизировать, а по некоторым – даже улучшить состояние нервно-психического здоровья ребенка. Как результат – устойчивое снижение с 1 по 11 класс числа детей с психосоматическими и невротическими расстройствами, снижение в 2 раза неврологических диагнозов, увеличение до 80% числа детей со средне-гармоничным физическим развитием. Но еще более показательными являются биохимические показатели анализа крови, которые относятся к так называемым «гомеостатируемым». Они являются наиболее надежными индикаторами благополучия природных систем саморегуляции организма – прежде всего, самых важных – нервной, эндокринной и иммунной. Были выбраны наиболее информативные показатели: величина перекисного окисления липидов, содержание сывороточного железа, альфа-токоферола и  гормональный статус ребенка. Статистически достоверно показано, что здоровьесберегающий эффект имеет обучение учащегося самостоятельной регуляции своей учебной деятельности через освоение средств такой регуляции, а именно:

- универсальных учебных действий, 
- личного опыта их применения в нормативной структуре деятельности в условиях реальных жизненных ситуации; 
- знаний об эргономике умственного труда, индивидуальных личностных и организменных особенностях, индивидуально рациональных способах учебно-познавательной деятельности, включая ее организацию;
- ценностей безопасности, развития – саморазвития, здоровья – самооздоровления.

Важнейшим результатом педагогического эксперимента следует также считать медицинские заключения о компенсации нервно-психических нарушений у детей с психическим дизонтогенезом, обучавшихся в массовых классах, и успешное освоение ими общеобразовательных программ.



Заключене

Таким образом, формирование у обучающихся культуры учебно-познавательной деятельности не только повышает эффективность образования, но и является одним из факторов здоровьесбережения.

Однако быстрых результатов на этом пути ожидать не следует. Ведь оптимизация когнитивной, эмоциональной и личностной сферы влияет на состояние нервной, эндокринной и иммунной систем не прямо, а опосредованно. Временной фактор получения здоровьесберегающего эффекта определяется объективными скоростными характеристиками физиологических процессов. Психолого-педагогическое воздействие имеет  характер мягкого, а не жесткого управления по отношению к физиологическим процессам. Оно направлено на формирование оптимальных нейро-психо-соматических регуляций, поэтому его результаты приходят не сразу.

Ощутимые и стойкие изменения в состоянии здоровья отмечаются не ранее, чем через полтора-два года после начала комплексного воздействия, зато они, в отличие от медикаментозного сопровождения,  длительные, надежные, на многие годы. Большой скрытый период перед получением очевидных результатов оздоровления детей психолого-педагогическими средствами означает, что не следует отчаиваться, если первые усилия не приносят явных успехов. Они придут обязательно и своей очевидностью полностью компенсируют затраченные усилия. В этой связи неконструктивны и необоснованы ожидания быстрых результатов здоровьесбережения со стороны чиновников образования, что может привести к дутым цифрам, фальсификации результатов со стороны школ (автор был свидетелем рабочего совещания в одном из Департаментов образования, в котором совершенно серьезно обсуждались «хорошие» результаты работы целого района по снижению, в течение года, эндокринной патологии в два раза. Беспочвенны и разочарования учителей в связи с отсутствием быстрых и видимых позитивных результатов от их работы. Такая торопливость рано или поздно может дискредитировать саму идею здоровьесберегающего характера развивающей педагогики, привести к откату на прежние позиции, уже без желания что-то вновь предпринять в этом направлении. К сожалению, бум, который начался сегодня в образовательных учреждениях в связи с внедрением нового стандарта, при формальном отношении грозит превратиться в пустые декларации и красивые рапорты о «всеобщем улучшении здоровья обучающихся».

Еще одна опасность связана с тем, что для большинства педагогов не ясно, каких результатов следует ожидать от педагогического компонента здоровьесберегающей работы. Здесь следует сделать пояснения.

Далеко не все заболевания детей непосредственно вызываются их школьной учебой. К школьным заболеваниям относят, прежде всего, болезни нервной регуляции и болезни, вызванные блокированием психо-моторной саморегуляции. Однако и в их этиологии важны факторы, лежащие вне школы. Несомненна роль семьи, ближайшего окружения ребенка, его наследственности. Понятно, что в силах школы реально повысить устойчивость ребенка к действию неблагоприятного социокультурного и социоприродного окружения за счет обучения его самостоятельному и ответственному проектированию деятельности с прогнозом ее последствий, в т.ч. для здоровья.

Однако освоение позволяющей это сделать новой технологии обучения, предусмотренной госстандартом 2010 года, крайне непросто, оно требует значительных усилий со стороны учителей, кардинальных перестроек всего учебного процесса, поэтому надо прямо сказать, что для большинства массовых школ получение в скором времени педагогическими средствами заметного улучшения здоровья учащихся вряд ли достижимо.  Честнее говорить об уменьшении прироста заболеваний детей. Цели, которые ставятся перед школой и учителем в области охраны детского здоровья должны быть реалистичными. Если учителю пообещать, что он, только введя на уроке элементы развивающего обучения, гарантирует детям здоровье, это – обман с длинным шлейфом негативных психосоциальных последствий и, не исключено, с ухудшением здоровья самого учителя. Ни в коем случае нельзя устраивать соревнования между образовательными учреждениями по показателям здоровьесбережения. Ведь условия их деятельности разные, разный контингент детей, разные учителя, разные экологические условия.



Использованная литература:

  1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1

  2. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3

  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. — М.: Вако, 2007.

  4. Львова ИМ. Физкультминутки//«Начальная школа», 2005. — № 10

  5. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6

  6. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2

  7. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2

  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО,2002

  9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Здоровьесберегающие технологии в условиях Крайнего Севера

Автор: Максимова Эмилия Андреевна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170289

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства