Просмотр содержимого документа
«Пропаганда безопасности дорожного движения в 1 классе»
Пропаганда безопасности дорожного движения в 1 классе
Пермякова Н.В.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МОУ «ТСШК № 12»,
Сухие данные статистики гласят, что наиболее частыми участниками ДТП становятся дети 7-11 лет. Объясняется это не только психофизическими особенностями детей, но и тем, что с 7 лет, с момента поступления в 1 класс ребенок часто становится самостоятельным пешеходом. Иногда родители выбирают для обучения своего ребенка школу, находящуюся не только в отдаленном от места жительства районе города, но и в другом населенном пункте. И неотъемлемой частью жизни ребенка становится ежедневная дорога из дома в школу и обратно. Поэтому с самых первых дней пребывания первоклассника в стенах школы, я считаю необходимым найти, обговорить безопасный маршрут движения и довести до автоматизма действия ребенка по дороге в класс и домой.
Для детей 1 класса эмоциональное восприятие очень важно, поэтому на первых же занятиях я использую слайдовую презентацию с фотографиями зданий, улиц и перекрестков, примыкающих к району школы. Ребятам предлагается узнать их расположение, поделиться впечатлениями, рассказать, кто из них встречает эти объекты по дороге в школу. В продолжении целесообразно предложить каждому ребенку изобразить собственный маршрут в виде рисунка. И не стоит пугаться детской «корявости» на бумаге. В мыслях ребенок преодолевает тот путь, который вынужден проходить.
Естественным логическим завершением данной темы служит экскурсия по микрорайону школы. Она проводится с привлечением родителей учащихся и дает хорошие результаты, так как позволяет первоклассникам еще раз не просто увидеть дороги и перекрестки, но и на практике показать, в каких местах и при каких условиях следует переходить дорогу. Подобные экскурсии я предваряю тематическим родительским собранием, на котором напоминаю о необходимости знакомить ребенка с правилами дорожного движения, используя каждый подходящий момент на улице, на дороге, гуляя в парке, в школьном дворе. Предлагаю перед 1 сентября пройти с ребенком по маршруту от дома до школы, туда и обратно. Желательно несколько раз, обратить внимание на сложные и опасные участки на дороге, пешеходные переходы, светофоры, разметку и дорожные знаки.
Сегодняшние первоклассники – это вчерашние детсадовские малыши, основным видом деятельности которых являлась игра. И это можно и нужно использовать на занятиях по изучению правил дорожного движения. У каждого мальчишки класса найдутся в арсенале множество машинок, а папы, наверняка, не откажутся соорудить макет улиц с дорогами и пешеходными переходами, со светофорами и домами. При изучении сигналов светофора можно на созданном макете моделировать различные ситуации на улицах при движении транспорта. Это не только доставляет удовольствие детям, но и , главное, позволяет окончательно усвоить пространственные представления (налево, направо и др.), дать понятие об особенностях движения различных транспортных средств, развить и увеличить поле зрения ребенка, закрепить имеющиеся знания. Конечно, всё это возможно лишь при условии, что дети не просто бездумно передвигают машинки и фигурки людей, а иллюстрируют конкретные жизненные ситуации. А примеры этих ситуаций я предлагаю им увидеть сначала на плакатах и иллюстрациях. Это позволяет ученикам в мыслях прожить их несколько раз. Бонусом в данной практике является то, что подобные игры позволяют сплотить пока некрепкий коллектив первоклассников и их родителей, привлечь их к совместной деятельности.
Первоклассники – особая категория участников движения. В силу возраста они не способны ещё запоминать сухую теорию и нормативную лексику. Поэтому внимание детей-аудиалов на занятиях я привлекаю литературными произведениями, яркими и доступными в понимании: Маршак С. «Светофор», Савушкин С. «Я бегу через дорогу», Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Садовский «Дорожная азбука в картинках», Дружинина М. «Наш друг светофор», Михалков «Моя улица», Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный!», Еремеев С. «Правила движения» и др. Стихи, загадки, творческие проекты, осуществленные, конечно, с помощью взрослых, помогают малышам получить правильные представления о мире.
Особое место в жизни ребенка играет наблюдение. Наблюдать различные ситуации, поведение людей в них можно и сидя за партой. Моими прекрасными помощниками в этом служат видеофильмы, социальные ролики, мультфильмы. Их я выбираю с особой осторожностью, чтобы на глаза маленьким школьникам не попались особо жестокие и негативные ситуации. Приглашенный на занятие инспектор или участковый милиционер, безусловно, не только прокомментирует увиденное, но и усилит впечатления детей.
Особое место в системе занятий по ПДД в 1 классе занимают те, которые посвящены особенностям поведения детей во время каникул. Занятые на работе родители не всегда могут контролировать места игр детей, а во время каникул дети зачастую остаются предоставленными сами себе. Поэтому важно постоянно обговаривать места игр, прогулок, катаний на велосипеде. Необходимо не просто заучивать правила поведения, но и понимать их смысл и необходимость. В комфортной доверительной беседе постоянно должен присутствовать вопрос – почему? Чем больше дети понимают смысл и необходимость соблюдения тех или иных правил, тем легче следовать им. Всё сказанное, несомненно, запомнится лучше, когда результатом бесед становится созданная совместно с родителями или старшеклассниками альбом-памятка с иллюстрациями самих малышей. Затраченное на её создание время (возможно и дома) окупается гордостью за свой труд и получение опыта и знаний.
Когда багаж знаний детей пополнен, я провожу итоговое занятие в виде викторины. На такие занятия с удовольствием приходят и родители первоклассников. Его можно проводить совместно с параллельным классом. Дух соревнования играет положительную роль. Каждый ребенок получает возможность поделиться тем, что запомнил и усвоил. А для кого-то услышанное, возможно, станет открытием.
Каждое занятие по изучению правил дорожного движения не только в 1 классе, но и вообще должно вооружить школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать эти знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.