Автор – Никифорова Монира Боргановна –учитель МБОУ «Школа №54»
Авиастроительного района города Казани
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы новых умений.
Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска и анализа информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию у них творческих способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий и исследовательской деятельности в обучении младших школьников.
Проект – одна из форм исследовательской работы. К современным детям поступает огромное количество информации. Обилие этой информации само по себе не приводит к системности знаний. Необходимо научить младших школьников отбирать нужное: находить связи, ранжировать, структурировать информацию, выделять главное. Наша задача научить их этому. Мы должны создать условия для: • формирования у детей информационной компетентности; • формирования у ребят коммуникативной компетентности. Надо учить: • не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике; • формировать вопросы для общения и поиска информации.
Для успешной реализации этих задач необходимо вовлекать учащихся в проектную деятельность. Участие в проектной деятельности – сложный труд для ученика, но интересный и захватывающий. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача взрослых участников – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, содействовать, направлять, советовать, помогать в решении сложных вопросов.
Много лет работаю по программе « Школа 2100»), где обучение предполагает проектную работу на уроках. Эта деятельность не новая, но если раньше подразумевалось общее развитие детей, то сейчас на первый план выходит формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться. Я реализую проектную деятельность не только через урок, но и через внеурочную деятельность. Для этого отведёно 2 часа в неделю. Поделюсь опытом ведения проектной деятельности в 3 классе на примере создания проекта « Вода – источник жизни» начала с изучения литературы. Изучив литературу, выделила для себя следующие условия: - стараться подходить ко всему творчески, бороться со стереотипными банальными решениями; - ориентироваться на процесс исследовательского поиска, а не только на результат; - стремиться открыть и развить в каждом ребёнке его индивидуальные наклонности и способности; - в процессе работы не забывать о воспитании школьника; - стараться меньше заниматься наставлениями, помогать детям действовать независимо, уклоняться от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься; - при оценивании нужно помнить – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать; - помнить о главном педагогическом результате – не делать за ученика то, что он может сделать самостоятельно; - учить детей прослеживать связи и выстраивать цепочки; - учить детей действовать независимо, приучать их к самостоятельным поискам и анализу ситуаций; - учить способности добывать информацию; - стараться обучать школьников умению анализировать и классифицировать получаемую ими информацию; - помогать детям учиться управлять процессом собственного исследования.
Этапы проекта: 1. Выбор темы и целей. Ребятам предлагался список примерных тем для работы над проектом, учитывая интересы класса, например: « Занимательные игры», «Секреты», «Я и моя семья», «Мои интересы», "У меня получится", "Вода – источник жизни". Это вполне допустимый вариант запуска проектов, особенно в ситуации, когда у учеников ещё нет опыта проектной деятельности. Предложенные темы стали отправной точкой для обсуждения в классе, в ходе которого остановились на теме «Вода – источник жизни».
Начиная работу над проектом, детям предлагается найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (развитие познавательных учебных действий: формулирование проблемы). Определение проблемы подскажет, как сформулировать тему исследования. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность её решить.
Главная задача любого третьеклассника – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ увидеть проблему – учиться смотреть на одни предметы с разных точек зрения. Название работы может и не включать в себя слово «проблема», но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться. Ребята задумались над вопросом , почему мы почти всегда хотим пить воду? Затем ставится цель проекта. Определить цель исследования – это ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Цель: получить первоначальные знания о воде (Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели.)
2. Определив цель, предлагается один или несколько способов её достижения, ответить на вопрос «Каким образом?» (Познавательные: создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.) Все дети разделились на 3 группы: социологическая, историческая, исследовательская . 3. Планирование проектной деятельности. Социологическая группа. Цель: провести опрос детей школы; узнать, что они знают о воде. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.) Историческая группа. Цель: познакомиться с работами ученых, исследователей , которые исследовали свойства воды , собрать материал. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.) Исследовательская группа. Цель: узнать о воде . как источниках (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
4. Непосредственная реализация проекта.
Участники социологической группы опросили 20 человек. Задавались следующие вопросы: • Нравится ли Вам качество воды , которую вы пьете? • Почему? • Знаете ли Вы сколько воды на нашей планете? • Что Вы знаете о воде и какие виды воды вы знаете? • Каких ученых вы знаете, которые занимались проблемами воды? (Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.) Затем были подведены итоги опроса. (Познавательные УУД: умение структурировать знания; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.)
Сделаны следующие выводы: • отношение к воде хорошее; • детям нравится пить воду про кипяченую; • названо много хороших сортов воды; • назвали ученых которые занимаются проблемой воды. Но: • многие не знают о свойствах воды, пьют воду из под крана; • надо продолжать знакомить детей с составом воды. (Познавательные УУД: умение анализировать информацию, выведение следствий.) Ребята продолжали работу по исследованию воды , перечитали литературу, проделали опыты
5. Представление проекта. Свой проект ребята представляли на открытом внеклассном мероприятия . Личностные УУД: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою работу, коммуникативные УУД: умение передавать информацию другим людям.)
6. Оценка и самооценка проекта. После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. (Личностные: становление самооценки как результат самоопределения.) Работая над проектом, дети узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект. Развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавятся от самоуверенности и поймут, что без труда ничего нельзя добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов. Представляю одну работу , которую выполнила самостоятельно ученица 3 класса.