Проектно - исследовательская деятельность учащихся начальной школы
Проектно - исследовательская деятельность учащихся начальной школы
В концепции обобщён опыт работы с 2009 года. Проектно - исследовательская деятельность учащихся начальной школы актуальна в условиях ФГОС, так как отображает деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников Проектно - исследовательская деятельность используется как на уроках , так и во внеурочное время
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектно - исследовательская деятельность учащихся начальной школы »
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Зорина Нина Николаевна
Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, село Сосновка, МАОУ «Сосновская ООШ», учитель начальных классов 1 квалификационная категория
В начале XXI века происходит переход России к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях поликультурного общества, что требует умения решать возникающие новые, нестандартные проблемы и осуществлять коммуникационное взаимодействие и сотрудничество.
В процессе модернизации российской системы образования принципиальной трансформации подвергается и начальная школа, которая сегодня также ориентируется на интеллектуализацию и ставит своей целью формирование свободной и творчески мыслящей личности.
Аннотация
Цель работы состояла в изучении развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:
повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
приобретение коммуникативных умений;
выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей.
При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы: изучение литературы, анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, анализ.
Я считаю, что данная тема актуальна, так как именно в начальных классах работа над эмоциональным и интеллектуальным развитием обучающихся имеет особое значение. Начальная ступень обучения - «это приобретение или неприобретение ребёнком желания и умения трудиться в зависимости от прочности и результативности освоения им всех базовых видов деятельности - умственных и практических, а также сознания и закрепления личностных свойств и качеств средствами учебных предметов дифференцированного, локального действия». (Н.Н. Светловская)
Результатом исследования является формирование саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблемы в различных сферах жизнедеятельности.
Научная статья
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Согласно современным психологическим представлениям, интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности. По мнению Н.С. Лейтис, к 6 годам это развитие осуществляется более чем на треть. К 8 - наполовину, а к двенадцати на 3 четверти.
В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается , что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для обучающихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребёнка. В этот период развиваются формы мышления , обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного и теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.
В связи с разработкой новых образовательных стандартов актуальнойпроблемой становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. В процессе преподавания у меня возникло много вопросов, связанных с решением обозначенной проблемы. Как отобрать материал для уроков и выстроить их композицию, чтобы он смог «ожить» для учеников, стал для них интересным и личностно значимым? Как выделить проблему урока и продуктивно организовать диалог? И при всем этом вооружить обучающихся универсальными учебными действиями и сформировать, и развить их учебно-познавательную компетентность.
Я решила, что использование проектно - исследовательской деятельности на уроках существенно ускорит процессы формирования и развития учебно-познавательной компетентности обучающихся начальных классов, а также позволит научить их работать с различными источниками информации, что принципиально меняет возможности коммуникации, порождает широкие горизонты для принятия решений, выработки собственной позиции.
Главная цель метода проекта - направленность учебно - познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической , но обязательно личностно - значимой проблемы. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о её конечном результате.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания , умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определённого отрезка времени под руководством учителя. Результаты выполненных проектов «осязаемых», если это теоретическая проблема - то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Для того, чтобы использование данного метода имело успех, необходимо пройти сложный путь обучения детей данному виду деятельности. Сначала дети учатся планировать свою деятельность в соответствии с составленным планом, затем составлять план, как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы. И, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему. При таком построении проектной деятельности обучающиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с трудностями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения данной цели.
В современном понимании проект - это шесть «П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио
Очень часто в современной педагогической литературе как синонимы рассматриваются понятия «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» или «проектное обучение». На самом деле между ними есть существенные отличия.
Слово «проект» происходит от латинского «projtctus» (брошенный вперёд). Проектирование , в наиболее упрощённом виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (продукта). Метод проектов предполагает составление чёткого плана проводимых изысканий , с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с чётким планом… «Проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определённых контролируемых рамках.»
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации. Но вместе с тем исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать как минимум трём условиям:
- стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;
- непременно измерять всё, что может быть измерено, по возможности показывать численное отношение изучаемого к известному;
- всегда определять место изучаемого в системе известного.
Основные этапы исследования
Основные этапы проектирования
Постановка проблемы
Постановка проблемы
Изучение теории, посвящённой данной проблематике
Выработка концепции (гипотезы)
Подбор методик исследования
Определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности
Сбор материала, его анализ и обобщение
Создание плана
Научный комментарий
Организация деятельности по реализации проекта
Собственные выводы
Исследования можно классифицировать по - разному:
По количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные)
По теме (предметные или свободные)
Классификация исследований
По месту проведения (урочные и внеурочные)
По времени (кратковременные и долговременные)
Также существуют разные виды классификации проектов. Так, по доминирующей деятельности выделяют
В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие:
Ознакомительно - ориентровачные (информационные), полагающие аналитическую работу с полученной информацией
Исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления
т
Творческие (декламация стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съёмки фильма…)
Практико - ориентировачные(прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребёнку почувствовать свою социальную значимость
Ролевые, игровые проекты ( своеобразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей - то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нём)
ипы проектов:
В работе с детьми, безусловно, полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения, а, следовательно, нужно выполнять и проекты, и исследовательские работы. На практике чаще всего они соединяются в проектно - исследовательскую деятельность. Проектно - исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, определение ожидаемых результатов.
В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю организации проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих , исследовательских проектов, который можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи.
Например, на уроках обучения в 1 классе при изучении буквы Д ребята, работая в группах (аналитики, теоретики, испытатели, иллюстраторы), сами пришли к выводам: какие звуки обозначает буква Д, на что она похожа, в каких случаях мы пишем заглавную, а в каких случаях строчную букву Д.
На обобщающем уроке «В огородах Бабы - Яги»., ребята создали полную картину характеристики жанров устного народного творчества (считалки, загадки. заклички, скороговорки, докучные сказки). Сочинили докучную сказку и инсценировали её.
На уроках технологии мы занимались изготовлением поздравительных открыток. Ребята нашли с помощью родителей информацию в Интернете об открытках, выявили ,в каких случаях дарят открытки. Самостоятельно пришли к выводу , что для каждого праздника существует определённое оформление поздравительной открытки. Выявили, какой ближайший праздник. Ближайшим праздником был День Победы. Нашли информацию о празднике, о том, как можно оформить открытку к 9 Мая, варианты поздравительных открыток с Днём Победы в книгах, учебнике, Интернете. Выбрали понравившийся вариант открытки и приготовили в подарок для ветеранов труда и тружеников тыла.
Во 2 классе на уроках литературного чтения, знакомясь с короткими японскими стихотворениями хокку (хайку), мы составили план, по которому будем изучать тему. Ребята предложили 1.узнать о стране; 2. об обычаях; и, наконец, 3. о творчестве японцев. Изучив тему, нам необходимо было устроить небольшую выставку рисунков о стране или к понравившимся произведениям, чтением японских стихотворений наизусть, по желанию сочинить хокку самостоятельно. Оказалось, что гораздо легче сочинить сказку, рассказ ил большое стихотворение. Но очень сложно выразить чувства тремя строчками. Ребята пришли к выводу, что творчество японских поэтов очень сложное, но прекрасное. С большим интересом обучающиеся участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать , самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.
Руководствуясь научными положениями и методическими разработками А. И. Савенкова, я рассматриваю организацию учебной проектно - исследовательской деятельности прежде всего, внеклассной работы. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований - развитие исследовательской, творческой активности детей.
В 3 классе (2013 год) мы разработали проекты: к 23 февраля «Герои необъявленной войны» (о воинах чеченской войны). Проект представили для обучающихся 4 – 9 классов. Проект «Следы войны на карте Заводоуковского района». В начале, обучающиеся изучили архив музейной комнаты: начало войны; крестьянский труд в тылу врага; ученики Сосновской школы в годы войны; долгожданная Победа. Для каждого пункта изученного материала ребята нашли строки стихотворений или сочинили сами и создали небольшие панорамы. Свою работу представили на едином классном часе: «Эхо прошедшей войны».
В 3 классе (2009 год) мы впервые приняли участие в муниципальной научно - практической конференции «Первые шаги в науку» /Приложение №01/. Ребятам были предложены несколько тем. Они выбрали ту тему, которая на данный момент, по их мнению, была самой актуальной: «Значение школы в жизни человека». Каждый ученик был ответственным за определённое дело: сбор информации, интервью, подборка литературы, работа с Интернет - ресурсами, проведение школьного референдума. Ребята выявили, что школа - это «государство», каждое государство имеет свои символы. У нашей детской организации «Республика Детства» символов нет. Поэтому ребята приготовили проекты флага и герба нашей школьной страны. Провели референдум среди обучающихся 4 - 9 классов. В настоящее время у нашей детской организации есть символы (герб. флаг) ,как в любом государстве. Ребята изучили архивные материалы музейной комнаты, взяли интервью у 150 человек (учеников и учителей школы, родителей, жителей села Сосновка) и пришли к выводу, что значение школы для большинства людей велико. Но «каждый берёт от школы то, что считает нужным». На конференции ребята достойно защитили исследовательскую работу.
В четвёртом классе (2010 год) ребята услышали что кто - то из обучающихся нелестно отозвался о своей маме. Ребята выявили самостоятельно проблему: необходимо показать что мамы - это самые родные и дорогие нашему сердцу люди. Ребята нашли информацию о возникновении праздника День Матери, создали презентации: «Моя мама самая лучшая», «Загляните в семейный альбом», каждый написал о своей маме или стихотворение, или рассказ. Представили свой проект на открытом классном часе в Новозаимской школе: «Милым мамам посвящается…». Присутствующие были приятно удивлены: кажется, самый простой, ничем неприметный человек и в то же время это заботливая, трудолюбивая мама, которая имеет не только «золотое» сердце, но и «золотые» руки.
В четвёртом классе (2010 год) приготовили исследовательскую работу «Немцы Поволжья. Вклад моей семьи в развитие села Сосновка». Хотя работу решил выполнять 1 ученик, но ребята заинтересовались темой (большинство ребят из класса имеют немецкие корни) , помогли собрать и обработать материал. Во многом нам помогла переписка с директором Ишимского литературного музея имени Ершова Сарафанниковой Лидией Александровной. На муниципальной научно - практической конференции заняли 3 место. Доработав исследование по данной теме, мы приняли участие в заочной областной конференции «Стеллеровские чтения». Имеем благодарственное письмо от областного центра немецкой культуры.
В пятом классе обучающиеся готовили проект «Служат ниши ребята». Заинтересовали проектом обучающихся 1 класса. Пятиклассники самостоятельно выявили проблему, поставили цели, задачи. Выработали научную гипотезу, составили план. Изучая историю праздника «День рождения Армии», ребята заинтересовали родителей. Так в архиве музейной комнаты появилась копия фотографии 1914 года. Защитили проект обучающиеся 2 и 5 класса на едином классном часе «23 февраля - праздник настоящих мужчин».
В этом же учебном году ученик 5 класса индивидуально приготовил проект и защитил на научно - практической конференции «Первые шаги в науку»: «Достижения учителей Сосновской школы на примере Бердюгиной Надежды Ивановны». (Виталий Дорошенко награждён благодарственным письмом).
В 2011 – 2012 учебном году обучающиеся 2 и 6 класса приняли участие в областной акции «Символы региона». Нашему селу более 250 лет ( а по неофициальным источникам более 300 лет), поэтому село богато легендами, преданиями, обычаями. Обучающиеся 6 класса по архивам музейной комнаты изучили историю села, опросили старейших жителей о легендах, обычаях. Ребят заинтересовала легенда о том, как среди соснового бора появились берёзовые рощицы. Эта легенда действительно появилась очень давно. Бабушкам обучающихся рассказывали легенду их прабабушки. А вот обычай, провожая молодых юношей на службу в армию, повязывать ленточки на берёзку возле дороги, появился после окончания Великой Отечественной войны (обряд описывали ребята в письме Сарафанниковой Лидии Александровне) . Об этом красивом обряде можно прочитать в Ишимском журнале «Конёк – Горбунок»
В нашем селе много людей, о которых действительно можно сказать: «у этого человека золотые руки». К сожалению, многие мастера своего дела (печники, плотники) ушли из жизни. Но есть люди, у которых можно перенять их мастерство, продолжить дело. О таких односельчанах подготовили проект второклассники.
В 2011 – 2012 учебном году обучающиеся 6 класса Дорошенко Виталий («Умельцы родного села») и Зорин Антон («История моей семьи в истории страны») на конференции «Первые шаги в науку» заняли 1 и 2 места соответственно. В 2012 – 2013 учебном году обучающиеся 7 класса Дорошенко Виталий и Зорин Антон приняли участие в заочном конкурсе проектно – исследовательских работ «История села в фотографиях» ,заняли 1 место в своей возрастной категории. В апреле 2013 года Зорин Антон и Дорошенко Виталий в научно – практической конференции «Шаг в будущее» с исследовательскими работами «Улицы села Сосновка», «Моё село многонациональное» заняли 1 и 2 место соответственно.
Работая в группах, обучающиеся учатся слушать и слышать другого человека, отстаивать свою точку зрения, дети становятся друзьями. Анализируя работу с обучающимися 4 класса, я пришла к выводу, что у детей повысился уровень учебной мотивации: с низким уровнем учебной мотивации в первый класс поступили 64%. Высокий уровень - отсутствовал. К концу первого класса 21 % учащихся - высокий уровень, 58 % - средний уровень и 21 % низкий уровень учебной мотивации.
Анализируя работу с обучающимися 8 класса, можно сделать вывод, что уровень учебной мотивации у обучающихся при переходе из начального звена в среднее не снижается. Подтверждением служат следующие сравнения:
Качество
успеваемости
3 класс
9 чел.
4 класс
9чел.
5 класс
10чел.
6 класс
10 чел.
7 класс
13 чел
8 класс
13 чел.
66 %
70%
70%
70%
54%
54%
Заключение
Анализ сущности и особенностей организации исследовательской и проектной деятельности позволяет сделать вывод, что и та, и другая при правильной их организации создают условия для интеллектуального , творческого , личностного развития обучающихся. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе. Каковы же значимые ценности младшего школьника, занимающегося такого типа деятельностью? Чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Обучающиеся , осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально новый уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.