kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Формирование универсальных  учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных - является  одним из приоритетов современного начального образования.  А это способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию.  Совокупность способов действия учащего, обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формируют  умения учиться.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках окружающего мира»

Проектная деятельность на уроках окружающего мира как одно из
  средств развития регулятивных УУД

Шашова Вера Степановна,
учитель начальных классов
МБОУ НШ №12
п. Ильиногорск, Нижегородская область



Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных - является одним из приоритетов современного начального образования. А это способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию. Совокупность способов действия учащего, обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формируют умения учиться.

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Начиная работу с учащимися, сталкиваешься с рядом проблем:

  • -низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

  • -неумение следовать инструкции ,внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнять работу от начала до конца в соответствии с заданием;

  • -невысокий уровень развития основных мыслительных операций;

  • -отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную

  • при изучении предметных тем на уроках окружающего мира ограничивается время на проведение исследования и творчества;

  • часто изучение отдельных тем не дает учащимся полного представления о системе знаний, закономерностях, а также теряется взаимосвязь различных тем курса.

  • недостаточный уровень умения учащихся видеть проблему, формулировать цель и достигать результаты;

  • недостаточный уровень умения учащихся эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Обдумывая эти проблемы формирования универсальных учебных действий, поставленные в рамках стандартов второго поколения, необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Поэтому, необходимо вовлекать учащихся в проектную деятельность. Проект дает учащимся колоссальный опыт общения, формирует умение совместно находить ответы на интересующие вопросы, учит учиться и развивает творческие способности. Любой проект- это изначальное создание образа и рефлексивное осознание его при соотношении с окружающей действительностью .

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое. Из всех предметов начальной школы в отношении применения метода проектов наиболее эффективно срабатывают уроки окружающего мира. В процессе изучения окружающего мира ,учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов.

Выполнение проектно-исследовательской работы предусматривает формирование у учащихся ряда универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • определять цель

  • определять проблему в деятельности

  • выдвигать версии,

  • выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

  • принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем результат своих действий



Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.

1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

Регулятивные действия – целеполагание.

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

.

4. Презентация результатов.

.

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий:

Виды проектов

УУД

Результативность деятельности

Творческие

Регулятивные


– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

 

Информационные




– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.

 

Коллективные

Регулятивные

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

-саморегуляция и оценка, контроль и коррекция

 

Как происходит формирование универсальных учебных действий, рассмотрим на примере работы над проектом «Дикие и домашние животные»

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

Опасности, подстерегающие нас в природе.

Автор (ы) проекта

Шашова Вера Степановна

Номер и/или название школы/ОУ

МБОУ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 12

Описание проекта

Тема учебного проекта

Дикие и домашние животные

Краткое содержание проекта

В процессе работы над проектом у учащихся начальной классов формируются понятия о разнообразии животного мира с целью исследования их образа жизни и повадок;

Предмет

Окружающий мир

Класс

3 класс

Приблизительная продолжительность проекта

1 неделя

Основа проекта

Образовательные стандарты

1. Понятия о разнообразии животного мира в окружающей природе; 

2.Стремление к познанию окружающего мира

3.Бережное отношение к окружающей среде.

Дидактические цели/Ожидаемые результаты

В результате проекта ученики должны продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с требованиями учебной программы; предъявить «итоговый продукт» учебных исследований (презентация, буклет, сочинение, др.); в порядке рефлексии кратко рассказать об использованных методах оценивания имеющихся и выявлении недостающих знаний и умений, планировании и способах их достижения. Предложить свои варианты внедрения проекта и продолжения работы над проектом. Предмет: Окружающий мир

Результаты проекта

Сбор материалов, создание презентации и сочинения

Краткое описание проекта


В процессе работы над проектом у учащихся начальной классов формируются понятия о разнообразии животного мира в окружающей природе; деление животных на группы и их признаки; как влияет человек на животных; отличие диких животных от домашних; правила ухода за животными.

В ходе работы над проектом учащиеся работали с дополнительной литературой: художественной и научной, энциклопедиями, Интернет ресурсами; подбирали и придумывали кроссворды, ребусы, загадки, стихи, составляли презентации.

Ребята наблюдали за домашними и дикими животными с целью исследования их образа жизни и повадок; выявляли какие животные появились у человека первыми, через моделирование процессов одомашнивания животных древним человеком.

Выполнить частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составить связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

В результате проекта ученики должны продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с требованиями учебной программы; предъявить «итоговый продукт» учебных исследований (презентация, сочинение); в порядке рефлексии кратко рассказать об использованных методах оценивания имеющихся и выявлении недостающих знаний и умений, планировании и способах их достижения.


Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Домашние и дикие животные

Проблемный вопрос учебной темы

Представим, что на планете Земля нет домашних животных.

- Как вы считаете, нужны ли они людям?

- Если да, то кого бы вы приручили первым?


Учебные вопросы

На какие группы мы делили животных? Какие признаки различных групп животных вы знаете? Бережное отношение к животным в природе.

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Вводное слово учителя



Создание групп

Листы самооценки в группе.

Итоговое занятие



Защита проекта

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки.

Знать: Разнообразие животных окружающих нас в природе.

Уметь: отличать домашних и диких; правильно вести себя с домашними питомцами; находить необходимую дополнительную информацию в разных источниках; классифицировать опасности по среде обитания животных; одомашнивание диких животных человеком.


Учебные мероприятия

1.

Распределение ролей в группах.

2

Подбор материала по темам исследования из различных источников.

  1. Распределить роли в группе (аналитик, экспериментатор, иллюстратор, исследователь).

  2. Выработать правила поведения в группе

    • Доброжелательность

    • Слушать друг друга (я тебя правильно понял…)


3.

Оформление результатов

4

. Представление результатов самостоятельной работы в форме защиты. Взаимопроверка.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала

возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя; направленная на решение интересной проблемы.

План исследования:

  1. Подумать самостоятельно.

  2. Посмотреть книги о том, что исследуешь.

  3. Спросить у других людей.


Одаренный ученик

Самостоятельные исследования, ведущая роль в проекте

План исследования:

  1. Подумать самостоятельно.

  2. Посмотреть книги о том, что исследуешь.

  3. Спросить у других людей.

  4. Познакомиться с кино – и телефильмами по теме своего исследования.

  5. Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет.

  6. Понаблюдать.


Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии - оборудование

Компьютер с подключением к сети Интернет, принтер, проектор

Материалы на печатной основе

Энциклопедии, учебники, методические пособия, справочный материал:

2. Энциклопедия "Мир и человек" 2008 год, изд.-М. «Махаон»

1.«Энциклопедия для детей. ЭКОЛОГИЯ» под редакцией

Виктора Володина;

2. «ВОКРУГ СВЕТА» под редакцией Сью Грэбхем.


Интернет - ресурсы

Список использованных веб-сайтов:

1.Информационно-поисковой портал Google; Yandex.

2. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронный

вариант)

3. Электронное приложение « В мире животных»





По продолжительности проведения - средней продолжительности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. Роль учителя на первом этапе - этапе замысла - весома и значима. От того, как учитель отработает свою роль на этом этапе, зависит судьба проекта в целом. На следующем этапе организуется деятельность детей. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя организуются в группы, определяют цели и задачи своей работы. После того, как работа спланирована, наступает собственная деятельность детей, учащиеся все делают сами. На последнем этапе — этапе представления своей работы — учащиеся снова работают под руководством учителя, чья роль очень важна, поскольку учащимся в силу возраста не под силу сделать обобщение всего того, что они наработали. Процесс работы над проектом и формируемые универсальные учебные действия представлены в таблице.

Развитие УУД в процессе проектной деятельности

Этапы проекта

Роль учителя

Роль ученика

Формируемые УУД

Замысел

Организатор

Участник замысливания

В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.


Деятельностный этап

Консультант

Творец

В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

.

Представление работы

Координатор

Диктор и артист

.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.





Результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению ; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности. Использование метода проектов на уроках позволяет решить значительную часть стоящих перед преподавателем проблем, помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса. В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество.

Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, которые встречаются в повседневной жизни..
Проектная деятельность дает возможность раскрыться каждому ребенку.

Литература:

  1. М. Романовская: Метод проектов в начальной школе//Издательство: Педагогический поиск, 2014 г.

  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

  3. Ляхова Л. В. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа.№7. 2013.

  4. Назарова Е. В. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся. № 4. 2010.

  5. Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся Начальная школа. 2012. № 9

  6. Метод проектов на уроках в начальной школе Василовская Анна Ильинична, учитель начальных классовhttp: //festival.1september.ru/

  7. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2010.

  8. «Актуальность метода проектов, особенности его применения в начальной школе» Викторова И.А//http://obrotdelstr.narod.ru/doc/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная деятельность на уроках окружающего мира

Автор: Шашова Вера Степановна

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 283984

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "отчет по самообразованию"Развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектной деятельности по окружающему миру" "
    ["seo_title"] => string(155) "otchiet-po-samoobrazovaniiu-razvitiie-poznavatiel-nykh-vozmozhnostiei-mladshikh-shkol-nikov-na-osnovie-proiektnoi-dieiatiel-nosti-po-okruzhaiushchiemu-miru"
    ["file_id"] => string(6) "131196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416098502"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Технологическая карта урока проектной деятельности по окружающему миру "Природные сообщества" "
    ["seo_title"] => string(112) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-proiektnoi-dieiatiel-nosti-po-okruzhaiushchiemu-miru-prirodnyie-soobshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "188177"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426619061"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "Программа экспериментальной деятельности   по развитию познавательного интереса у младших школьников в проектной деятельности на уроках окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(176) "proghramma-ekspierimiental-noi-dieiatiel-nosti-po-razvitiiu-poznavatiel-nogho-intieriesa-u-mladshikh-shkol-nikov-v-proiektnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "121551"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413992971"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Проектная работа по окружающему миру 3 класс. Мой любимый предмет "Окружающий мир"."
    ["seo_title"] => string(95) "proiektnaia-rabota-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass-moi-liubimyi-priedmiet-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "263595"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449575974"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Урок – проектная  задача  по  окружающему  миру «Разнообразие профессий ,связанных с осенней порой в жизни людей»."
    ["seo_title"] => string(122) "urok-proiektnaia-zadacha-po-okruzhaiushchiemu-miru-raznoobraziie-profiessii-sviazannykh-s-osienniei-poroi-v-zhizni-liudiei"
    ["file_id"] => string(6) "260164"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448901040"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства