Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД. 1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач. Регулятивные действия – целеполагание. 2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта. Регулятивные действия – планирование и прогнозирование. 3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов. Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция. . 4. Презентация результатов. . Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий: Виды проектов | УУД | Результативность деятельности | Творческие | Регулятивные | – определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, – работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, – понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. | Информационные | |
– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет. | Коллективные | Регулятивные | – при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. -саморегуляция и оценка, контроль и коррекция | Как происходит формирование универсальных учебных действий, рассмотрим на примере работы над проектом «Дикие и домашние животные» ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА Опасности, подстерегающие нас в природе. Автор (ы) проекта | Шашова Вера Степановна | Номер и/или название школы/ОУ | МБОУ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 | Описание проекта | Тема учебного проекта | Дикие и домашние животные | Краткое содержание проекта | В процессе работы над проектом у учащихся начальной классов формируются понятия о разнообразии животного мира с целью исследования их образа жизни и повадок; | Предмет | Окружающий мир | Класс | 3 класс | Приблизительная продолжительность проекта | 1 неделя | Основа проекта | Образовательные стандарты | 1. Понятия о разнообразии животного мира в окружающей природе; 2.Стремление к познанию окружающего мира 3.Бережное отношение к окружающей среде. | Дидактические цели/Ожидаемые результаты | В результате проекта ученики должны продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с требованиями учебной программы; предъявить «итоговый продукт» учебных исследований (презентация, буклет, сочинение, др.); в порядке рефлексии кратко рассказать об использованных методах оценивания имеющихся и выявлении недостающих знаний и умений, планировании и способах их достижения. Предложить свои варианты внедрения проекта и продолжения работы над проектом. Предмет: Окружающий мир | Результаты проекта | Сбор материалов, создание презентации и сочинения | Краткое описание проекта | В процессе работы над проектом у учащихся начальной классов формируются понятия о разнообразии животного мира в окружающей природе; деление животных на группы и их признаки; как влияет человек на животных; отличие диких животных от домашних; правила ухода за животными. В ходе работы над проектом учащиеся работали с дополнительной литературой: художественной и научной, энциклопедиями, Интернет ресурсами; подбирали и придумывали кроссворды, ребусы, загадки, стихи, составляли презентации. Ребята наблюдали за домашними и дикими животными с целью исследования их образа жизни и повадок; выявляли какие животные появились у человека первыми, через моделирование процессов одомашнивания животных древним человеком. Выполнить частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составить связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности. В результате проекта ученики должны продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с требованиями учебной программы; предъявить «итоговый продукт» учебных исследований (презентация, сочинение); в порядке рефлексии кратко рассказать об использованных методах оценивания имеющихся и выявлении недостающих знаний и умений, планировании и способах их достижения. | Вопросы, направляющие проект | Основополагающий вопрос | Домашние и дикие животные | Проблемный вопрос учебной темы | Представим, что на планете Земля нет домашних животных. - Как вы считаете, нужны ли они людям? - Если да, то кого бы вы приручили первым? | Учебные вопросы | На какие группы мы делили животных? Какие признаки различных групп животных вы знаете? Бережное отношение к животным в природе. | План оценивания | График оценивания | До работы над проектом | Ученики работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом | Вводное слово учителя
Создание групп | Листы самооценки в группе. | Итоговое занятие
Защита проекта | Сведения о проекте | Необходимые начальные знания, умения, навыки. | Знать: Разнообразие животных окружающих нас в природе. Уметь: отличать домашних и диких; правильно вести себя с домашними питомцами; находить необходимую дополнительную информацию в разных источниках; классифицировать опасности по среде обитания животных; одомашнивание диких животных человеком. | Учебные мероприятия | 1. Распределение ролей в группах. | 2 Подбор материала по темам исследования из различных источников. Распределить роли в группе (аналитик, экспериментатор, иллюстратор, исследователь). Выработать правила поведения в группе | 3. Оформление результатов | 4 . Представление результатов самостоятельной работы в форме защиты. Взаимопроверка. | Материалы для дифференцированного обучения | Ученик с проблемами усвоения учебного материала | возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя; направленная на решение интересной проблемы. План исследования: Подумать самостоятельно. Посмотреть книги о том, что исследуешь. Спросить у других людей. | Одаренный ученик | Самостоятельные исследования, ведущая роль в проекте План исследования: Подумать самостоятельно. Посмотреть книги о том, что исследуешь. Спросить у других людей. Познакомиться с кино – и телефильмами по теме своего исследования. Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет. Понаблюдать. | Материалы и ресурсы, необходимые для проекта | Технологии - оборудование | Компьютер с подключением к сети Интернет, принтер, проектор | Материалы на печатной основе | Энциклопедии, учебники, методические пособия, справочный материал: 2. Энциклопедия "Мир и человек" 2008 год, изд.-М. «Махаон» 1.«Энциклопедия для детей. ЭКОЛОГИЯ» под редакцией Виктора Володина; 2. «ВОКРУГ СВЕТА» под редакцией Сью Грэбхем. | Интернет - ресурсы | Список использованных веб-сайтов: 1.Информационно-поисковой портал Google; Yandex. 2. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронный вариант) 3. Электронное приложение « В мире животных» |
По продолжительности проведения - средней продолжительности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. Роль учителя на первом этапе - этапе замысла - весома и значима. От того, как учитель отработает свою роль на этом этапе, зависит судьба проекта в целом. На следующем этапе организуется деятельность детей. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя организуются в группы, определяют цели и задачи своей работы. После того, как работа спланирована, наступает собственная деятельность детей, учащиеся все делают сами. На последнем этапе — этапе представления своей работы — учащиеся снова работают под руководством учителя, чья роль очень важна, поскольку учащимся в силу возраста не под силу сделать обобщение всего того, что они наработали. Процесс работы над проектом и формируемые универсальные учебные действия представлены в таблице. Развитие УУД в процессе проектной деятельности Этапы проекта | Роль учителя | Роль ученика | Формируемые УУД | Замысел | Организатор | Участник замысливания | В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия. | Деятельностный этап | Консультант | Творец | В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. . | Представление работы | Координатор | Диктор и артист | . В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. | |