kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная технология как средство реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Цель курса: трансформация процесса развития интеллектуально творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

       Задачи курса:

• развивать познавательные потребности младших школьников;

• развивать познавательные способности младших школьников;

• обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

• формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

• формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная технология как средство реализации ФГОС»

Сургутский естественно- научный лицей

учитель начальных классов

Юнг Зоя Николаевна


Проектная технология как средство реализации ФГОС во внеурочной деятельности.


Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной деятельности. Следовательно, возникает вопрос: как эффективно организовать проектную деятельность в младшем школьном возрасте? Роль педагога в проектной деятельности своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: «Я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для проектной деятельности учащихся».

Зачем нужно заниматься проектной деятельностью? Какие задачи она решает?

1.Узкопрактические: получение информации по определённой теме.

2.Обучающие: повышение уровня познавательной, коммуникативной и других компетенций ученика.

3.Развивающие: выявление талантов, склонностей ученика и, как следствие этого, общее повышение мотивации к учебной деятельности, воспитание потребности к самообучению и саморазвитию.

Проект - это метод обучения, который ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проектную деятельность можно осуществлять по двум направлениям: в рамках урочной деятельности со всеми учащимися и внеурочной деятельности, с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. В нашем естественно - научном лицее осуществляется работа по этим двум направлениям, но работа во внеурочной деятельности более актуальна, так как дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои стремления и способности.

Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь», которая последовательно применяет метод проектов, строится как серия взаимосвязанных занятий, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Цель курса: трансформация процесса развития интеллектуально творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи курса:

• развивать познавательные потребности младших школьников;

• развивать познавательные способности младших школьников;

• обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

• формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

• формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, которая заключается в следующем.

Формирование у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относятся:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).

Данные умения формируются с первых дней ребёнка в школе, когда дети в учебных ситуациях совместно с учителем «открывают» и доступно формулируют необходимые «Правила общения», которые помогут устранить излишний шум на уроке, который так часто пугает учителя, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно. Пугать и настораживать учителя должно прежде всего то, если ребёнок не работает в группе, старается «отсидеться», пассивен при обсуждении, неинициативен.

Известно, что в школу приходят дети с разным уровнем подготовки. Ко времени начала работы над проектом (октябрь) далеко не каждый ребёнок в состоянии выбрать тему исследования, прочитать текст, содержащий необходимую информацию, осознавать его и пересказывать. Первоклассникам не устанавливается единый объём работы и не выдвигаются строгие требования по её содержанию и оформлению. Важно создать инициативную группу и оказать учащимся необходимую помощь.

Она может состоять в следующем:

1) разъяснить основную тему исследования;

2) предоставить список из 5-8 примерных тем для подготовки сообщения;

3) объяснить методику работы:

  • как выбрать тему;

  • как собирать информацию;

  • как обрабатывать информацию;

  • как подготовить сообщение (содержательную часть и иллюстративный ряд);

  • как предоставить свой проект.

Следует особо подчеркнуть, что методика работы над проектами в 1-ом классе существенно отличается от методики, применяемой в работе 2-4 классов.

Как известно, работа над проектом предполагает постановку цели, определение задач, выдвижение гипотезы. Подобные понятия первоклассник не способен осознать. Поэтому «проект» в 1-ом классе - скорее, сообщение на заданную тему.

Что семилетний ребёнок может выполнить сам

  • Выбрать из ряда предложенных тему по своему интересу.

  • Умеющие читать могут прочитать небольшой текст, некоторые - пересказать его.

  • Вспомнить что-нибудь из своего жизненного опыта так или иначе относящееся к теме.

  • Изготовить поделку, нарисовать рисунок, иллюстрирующие проект.

Что семилетний ребёнок может выполнить с помощью взрослого

  • Найти источники, из которых можно получить информацию по теме.

  • Отобрать необходимый материал и скомпоновать его в сообщение.

  • Подобрать иллюстративный материал.

  • Отработать презентацию доклада.

Более важен с точки зрения развития ребёнка не конечный результат, а процесс.

Ученик должен овладеть информационной компетенцией: уметь находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия, правильно её ранжировать, выделять главное, усваивать её в виде новых знаний.

Проектная деятельность, как никакая другая, служит цели формирования коммуникативной компетенции: умения продуктивно общаться со сверстниками, учителем, родителями, техникой, с Интернетом и любым информационным полем. Поэтому так важно «позволить» ребёнку выполнять работу самому.

Я готовлю детей к дальнейшей исследовательско – поисковой работе, ставлю перед учащимися новые, более сложные задачи, одновременно повышая требования.

Методический паспорт учебного проекта:

  • предмет;

  • тип проекта;

  • возрастная категория;

  • название учебной темы (линия);

  • творческое название;

  • аннотация;

  • сроки проведения проекта;

  • проблема, решению которой посвящен проект;

  • дидактические цели;

  • методические задачи;

  • основополагающий вопрос;

  • проблемные вопросы (темы исследований);

  • планы работ учеников;

  • формы работ учащихся;

  • форма представления исследований школьников;

  • информационные ресурсы: печатный и электронный материал;

  • используемые информационные технологии и программные продукты;

  • консультации со специалистами;

  • материалы и оборудование.

Этапы проекта

Подготовительный этап

Учитель должен продумать замысел и разработать структуру проекта; создать организационные, дидактические и методические материалы; инструкции к заданиям, шаблоны для заполнения результатов исследовательской и практической деятельности учащихся.

Этап реализации проекта

Является ведущим в формировании у младших школьников основных умений и навыков самостоятельной творческой поисковой работы, развитии ключевых компетенций.

Организационный этап

Включает в себя определение темы, типа проекта, количества участников.

Этап текущей рефлексии

Служит обязательным условием для того, чтобы учащиеся увидели схему организации проекта, осознали рассматриваемую проблематику и оценили промежуточные результаты. Они должны понять способы деятельности, обнаружить ее смысловые особенности. Формы образовательной рефлексии различны (устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений на протяжении этапа проекта). Ученикам начальной школы нравится графическая рефлексия, когда требуется начертить, нарисовать, изобразить свое настроение в ходе проекта

Этап планирования

Определяет возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. Проблемы выдвигаются учащимися, учитель лишь помогает им, задавая наводящие вопросы или предлагая ситуации, способствующие выявлению проблем. Ученики самостоятельно выбирают предмет деятельности, обсуждают подходящие методы решения проблемы, составляют расписание работы над проектом и характеризуют "конечный продукт".

Этап поиска

Распределяет задачи по группам. Учащиеся обсуждают возможные методы исследования, поиска информации, принимают творческие решения. Они работают по индивидуальным или групповым исследовательским и творческим задачам. Источники для сбора материала во многом зависят от избранной темы. Но и актуализация поиска новых сведений создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами.

Следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с добытой информацией. Главный смысл настоящего исследования – найти знания самостоятельно.

Этап промежуточных результатов и выводов

Имеет большое значение в организации внешней оценки проектов. Только таким образом можно отслеживать их эффективность и недочеты, необходимость своевременной коррекции. Характер оценки в большой степени зависит от типа и темы (содержания) проекта, условий проведения. Сложно решить, что делать с информацией, как ее проанализировать, а затем обобщить, выделить главное и исключить второстепенное, в каком виде представить. Здесь в первое время никак не обойтись без помощи взрослого.

Этап текущей рефлексии

Помогает ученикам сформулировать полученные результаты, скорректировать цели дальнейшей работы и свой образовательный путь. Рефлексия выступает как источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления. Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать собственную индивидуальность.

Этап защиты и оппонирования

Работа завершается коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов, формулировкой выводов. Результаты должны быть реалистичными. Если рассматривается теоретическая проблема, то итогом проектной деятельности является конкретное ее решение: советы, рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая проблема, то требуется получить конкретный продукт, готовый к внедрению (видеофильм, альбом, компьютерная газета, доклад и т. д.).

Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Время представления проекта целесообразно ограничить 7–9 мин. Необходимо строго регламентировать вопросы и ответы. По завершении прений следует поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы.

Виды презентаций проектов

Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

        деловой игры;

        демонстрации видеофильма, (выполненного на основе информационных технологий);

        научной конференции;

        отчета;

        рекламы;

        ролевой игры;

        соревнования;

        спектакля;

        спортивной игры;

        театрализации;

        телепередачи;

        экскурсии;

Типы проектов:

  • исследовательские;

  • творческие;

  • приключенческие, игровые;

  • информационные проекты;

  • практико-ориентированные;

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах) ;

парные (между парами участников);

групповые (между группами участников).

В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, т.д.). Роль педагога в этом случае особенно велика.

Самым важным этапом проектной деятельности является сотрудничество с родителями.

  • Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.

  • Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.

  • Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.

Главным этапом работы над проектом является выбор темы.

Правила выбора темы проекта.

Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Правила работы над проектом:

  • помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;

  • на основе тщательного наблюдения и оценки определять сильные и слабые стороны учеников; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями;

  • не сдерживать инициативы учащихся и не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

  • научить не торопиться с вынесением суждения;

  • научить прослеживать межпредметные связи;

  • приучить к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;

  • использовать трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач;

  • помогать детям научиться управлять процессом усвоения знаний;

  • подходить ко всему творчески.

Если на первом этапе учитель предлагает ребятам общую тему для их творческой работы, то на третьем этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь учитель только помогает последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работ. Давайте зададим себе вопрос: можно ли каждого ребёнка научить сочинять, с интересом познавать, творчески мыслить? Можно! Если у учителя появится желание использовать во внеурочной работе педагогическую технологию, такую как метод проектов.

Какими дети рождаются, это от них не зависит. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умное руководство со стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться. Развитие творческих способностей не может проходить без развития мышления. Мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли. Не мыслям надо учить, а учить мыслить.

Действия, которые будут сформированы в результате ведения курса по проектной деятельности «Юный исследователь» приведены в таблице.






Планируемые результаты.

Обучающиеся должны

научиться

Сформированные

действия

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


Оформление проектной папки

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

    паспорт проекта;

    планы выполнения проекта и отдельных его этапов. В планах указываются: индивидуальное за­дание каждого участника проектной группы на предстоящий про­межуток времени, задачи группы в целом, форма выхода оче­редного этапа;

   промежуточные отчеты группы;

   вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet;

    результаты исследований и анализа;

    записи всех идей, гипотез и решений;

   эскизы, чертежи, наброски продукта;

    материалы к презентации (сценарий);

  В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.

Грамотно составленная проектная папка позволяет:

   организовать работу каждого участника проектной группы;

    создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом;

    объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

    судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта;

     сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.

В последнее время число детей, умеющих пользоваться компьютером, сильно увеличилось. Однако, как показывает практика, дети знакомы по большей части с компьютерными играми и используют компьютерную технику в основном для развлечения. При этом познавательные, а в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят далеко позади. Таким образом, можно сделать вывод, что для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

В рамках работы над проектом учащимся предоставляются следующие возможности:

  • использования программы MS Word для создания и форматирования документов;

  • подготовки информационных бюллетеней (в виде простых или сложных документов на уровне настольных издательских систем);

  • сбора и анализа данных для разработки отчетов и анализа результатов в программе MS Excel;

  • поиска, сбора, анализа и систематизации данных, полученных из Интернета и других источников информации;

  • построения структуры и проведения презентаций, в которых используются графика, анимация и звуки, с помощью программы MS PowerPoint;

  • делового общения при совместном решении вопросов.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Проектная технология как средство реализации ФГОС

Автор: Юнг Зоя Николаевна

Дата: 30.05.2017

Номер свидетельства: 419496

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО"
    ["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_dieiatiel_nost_kak_sriedstvo_dostizhieniia_planiruiemykh_riezul_tato"
    ["file_id"] => string(6) "468685"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1525701185"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Развитие творческих способностей  через  проектную исследовательскую деятельность, как средство реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(126) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-chieriez-proiektnuiu-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "118482"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413141879"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Презентация "Проектная деятельность как  средство  формирования УУД у младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(98) "priezientatsiia-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-formirovaniia-uud-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "104976"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402775560"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Программа профессионального развития "Проектная деятельность как средство формирования УУД""
    ["seo_title"] => string(99) "proghramma-profiessional-nogho-razvitiia-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-formirovaniia-uud"
    ["file_id"] => string(6) "249579"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446917674"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Проектная деятельность как средство в реализации ФГОС на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(81) "proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-v-riealizatsii-fgos-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "200463"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428841785"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства