Проектная деятельность как средство в реализации ФГОС на уроках биологии
Проектная деятельность как средство в реализации ФГОС на уроках биологии
Современная система образования ориентирована на формирование человека, не только обладающего разносторонними знаниями, но и умеющего добывать необходимую информацию. Приходит понимание того, что в век высоких технологий, быстрых изменений человеку, чтобы справиться с большими объемами информации, новыми проблемами и задачами будущего, необходимо научиться учиться. Поэтому актуальным становиться использование в образовательном процессе технологий и методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Таким методом становиться проектная технология, которую мы используем как на уроке, так и во внеурочной работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство в реализации ФГОС на уроках биологии »
Проектная деятельность как средство в реализации ФГОС на уроках биологии
Эрдынеева Цыцык Гомбоевна,
учитель биологии
МБУ ОШИ Агинской окружной гимназии-интерната
Современная система образования ориентирована на формирование человека, не только обладающего разносторонними знаниями, но и умеющего добывать необходимую информацию. Приходит понимание того, что в век высоких технологий, быстрых изменений человеку, чтобы справиться с большими объемами информации, новыми проблемами и задачами будущего, необходимо научиться учиться. Поэтому актуальным становиться использование в образовательном процессе технологий и методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Таким методом становиться проектная технология, которую мы используем как на уроке, так и во внеурочной работе.
Цель ФГОС — выпустить компетентного специалиста, разносторонне образованного, способного к самообразованию и личностному росту. Метод проектов может рассматриваться как один из ведущих методов обучения, в большей степени отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся. [ 1]
Подготовка к проектированию состоит из следующих этапов:
- погружение в проблему;
- организация деятельности;
- осуществление деятельности;
- презентация результатов;
- самооценка и самоанализ
В ходе проектной деятельности учащиеся имеют возможность соотнести общие представления, усвоенные на уроках биологии, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, родители, учителя. Любое исследование начинается с решения проблем, поставленных перед учащимися. Таким образом проект позволяет преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской деятельностью. Прежде всего, мы рассматриваем работу над проектами как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий) согласно ФГОС:
- обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом.
В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, ролево - игровые, информационные, практико-ориентированные (таб. 1). [ 2 ]
Виды проектов
Виды проектов
Основные характеристики
Исследовательские
требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов;
Творческие
предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;
Ролево-игровые
участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы;
Информационные
требуют от участников изначальной направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ее анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории;
Практико-ориентированные
отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен. Проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время. [ 4 ]
По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения. Высоко цениться и социальные проекты, где решаются важные социальные вопросы, а также экологические проекты. Такие проекты как охрана реки, охрана леса, а также жизнь мусора и т.д. Мой небольшой опыт показывает, что в ходе выполнения данных проектов учащиеся самостоятельно планируют работу, выявляют способы решения возникшей проблемы и разрешают проблемы и выступают на разных конкурсах. С большим удовольствием учащиеся осуществляют и выполняют индивидуальные проекты. Самое главное во время выполнения проекта учитель координирует деятельность учащихся, но не навязывает свое мнение, а дает рассуждать и делать выводы самим учащимися
За период моей работы в Агинской окружной гимназии –интернате вместе с гимназистами проделаны немало проектов и исследований по разным темам, которые представлены на разных конференциях, такие как «Первые шаги », «Шаг в науку», «Шаг в будущее», «Культура. Юность. Наука» и т.д. На этих конференциях мои исследователи занимают призовые места. Результатом проектной деятельности становиться проектный продукт: плакат, презентация, брошюра, рисунки, ролики, инсценировка и исследовательские работы.
Таким образом, проектная деятельность помогает каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, самостоятельность и создает ситуацию успеха для учащихся. Результатом проекта, достигшего своих целей можно считать интерес к глубокому изучению предметов, творческое развитие личности, привитие элементов исследовательской культуры, осуществляющееся посредством организации профессионально ориентированной исследовательской деятельности школьников [3]
Использованная литература:
1/Метод проектов — один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС [Текст] / Л. П. Вяжевич [и др.] // Инновационные педагогические технологии: 2.Беседина Л.А. Проектная деятельность в биологическом образовании // Биология в школе. – 2010. — №2. – С. 52-54.(таблица)
3. Веселова В. Г. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя в услових широкой социальной конкуренции : Автореф. дис. . кадн. пед. наук: 13.00.08 / БГПУ — Брянск, 2002 .— 22с.
4. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 256с.