Проектно – исследовательская работа
«Вторая жизнь бумаги»
Автор: Нудная Наталья, ученица 4 класса МКОУ С(К)ОШИ
Руководитель: Пешкова Е.Н., учитель начальных классов
Оглавление
1.Краткая аннотация……………………………………………………………………3
2.Введение……………………………………………………… ………..4
3.Научная статья …………………………………………………………….5
4.Практическая значимость…………………………………………………………………..7
5. Заключение…………………………………………………………….....7
6. Литература………………………………………………………………..8
Краткая аннотация
Нудная Наталья, ученица 4 класса
«Вторая жизнь бумаги».
руководитель: Пешкова Елена Николаевна, учитель начальных классов
Цель научной работы:
Привлечь внимание детей и взрослых к изучению истории происхождения техники папье-маше.
Собрать материал о особенностях возникновения техники папье-маше в разные эпохи.
Изучили технологию изготовления игрушек из папье-маше.
Привлечь внимание детей и взрослых к проблеме бережного отношения к бумаге.
Изготовить коллекцию игрушек в технике папье-маше, учебное пособие к уроку живого мира .
Организовать выставку детских работ из папье-маше.
Методы проведенных исследований: исследовательский, научный и практический. Основные результаты научного исследования (научные, практические): изготовлены поделки, разработана модель наглядно методического пособия для учащихся (макет)
Введение
Применение папье-маше для изготовления различных предметов обихода дает простор фантазии, нестандартному мышлению, то есть оказывает влияние на развитие и формирование творческих навыков. Учитель нам рассказала , как она будучи такой же как мы, собирала такие же газеты, книги, свои тетради и участвовала вместе со своими одноклассниками в очень полезном деле по сбору макулатуры, которую затем отправляли на пункты переработки для изготовления новой. Нам захотелось понять, смогли бы мы как – то вернуть отслужившей бумаге новое применение?
Тема моего исследования « Вторая жизнь бумаги».
Актуальность: Мы часто сталкиваемся с тем, что видим, как много вокруг книг, газет, тетрадей которые отслужили своё и стали в один день не нужными. Бумага-это продукт вырубки деревьев, что так пагубно влияет на окружающую среду. Использование бумаги (макулатуры) в качестве материала для поделок позволяет «дать бумаге вторую жизнь»
Цели :
Собрать материал о особенностях возникновения техники папье-маше в разные эпохи.
Изучили технологию изготовления игрушек из папье-маше.
Привлечь внимание детей и взрослых к проблеме бережного отношения к бумаге.
Изготовить коллекцию игрушек в технике папье-маше, учебное пособие к уроку живого мира .
Организовать выставку детских работ из папье-маше.
Моя гипотеза состоит в том, что, применение папье-маше для изготовления различных предметов обихода дает простор фантазии, нестандартному мышлению, то есть оказывает влияние на развитие и формирование творческих навыков.
Методы и приемы исследования:
1. Исследовательский метод (было прочитано много литературы по технике папье-маше; были изучены статьи и различные материалы по истории возникновения папье-маше).
2. Научный метод (познакомилась с инструментами и приспособлениями для изготовления папье-маше; познакомилась с технологией изготовления папье-маше; изучила основные приемы выполнения папье-маше) .
3. Практический метод (освоила на практике технологию выполнения папье-маше.
И я, автор этой исследовательской, творческой работы, изучив историю папье-маше, решила попробовать с одноклассниками создать небольшую коллекцию поделок из папье-маше.
Научная статья
Папье-маше (франц. papier mâché), буквально - жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением ".С точки зрения сегодняшней классификации, папье-маше это конструкционный композитный материал и его можно рассматривать, например, как одного из предшественников древесноволокнистых плит. Подобно ДВП, папье-маше состоит из волокон целлюлозы и небольшого количества клея.
Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком к развитию производства в Европе изделий из папье-маше. Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий: табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же разнообразные изделия мебели, включая кровати и гардеробы.
Папье-маше в России стало популярно, вероятно, еще в эпоху Петра I, который сделал государственной политикой коллекционирование предметов искусств и поддержку ремесел . Но промышленное производство художественных изделий из папье-маше (лаковой миниатюры) возникло только в 19 веке ( Федоскино Палех, Мстера и Холуй).
К этому же времени относится расцвет производства изделий из папье - маше в самых разных странах. Например, во времена королевы Виктории, на британских островах существовало около 25 компаний по выпуску таких изделий. Наиболее известные мастера этого периода Jennings и Bettridge из Бирмингема, которые имели собственные магазины в Лондоне и Нью-Йорке.
История папье-маше в России
Два века назад московский купец Петр Иванович Коробов, изучивший технологию немецких лаков, изготовляющихся фабрикой Иоганна Штобвассера в городе Брауншвейге, основал в 1795 году в селе Даниловке (часть современного села Федоскино) небольшую фабрику. Местные крестьяне с помощью вывезенных из Германии мастеров быстро освоили технологию изготовления папье-маше, материала, из которого и поныне создают лаковые шкатулки, украшаемые красочной миниатюрой. Поначалу зародившееся в России лаковое производство выпускало лакированные козырьки для военных головных уборов, потом – круглые табакерки, модные в начале XIX века.
В 1818 году Федоскинская фабрика перешла к зятю Коробова Петру Васильевичу Лукутину (1784-1863), затем к сыну Александру. Техника изготовления папье-маше отличает русские лаки самим материалом от более древних – японских и китайских лаков с основой на дереве. Нарезанные ленты картона смазываются мучным клейстером и навиваются на деревянные или металлические болванки нужных форм: шкатулки, ларцы, коробочки для мелочей, чайницы и прочие изделия. После прессования заготовку снимают и пропитывают льняным маслом, сушат в специальных шкафах при температуре до 100˚С. Потом приделывают крышку и приделывают донышко.
После чего изделие обрабатывается стамесками, наждаками с целью достижения нужного контура формы, шпаклюется и просушивается. После шлифовки накладывается черный лак в несколько слоев. Внутренняя поверхность коробки окрашивается в красный цвет и покрывается бесцветным лаком. Прежде чем приступить к миниатюре черная поверхность пемзуется, отчего она становиться матовой. На нее наноситься рисунок путем перевода или прочерчивания, и начинается сложный процесс живописи. Традиционно в Федоскине пишут масляными красками, соответственно применяя метод реалистической живописи, воспринятый от традиции искусства XVIII-XIX веков.
Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше.
По первой - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.
По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.
По третьему методу, - изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона. Высушенные изделия , шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи. Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса. В производстве изделий из папье-маше для интенсификации процессов и повышения плотности изделий можно использовать давление и температуру, так же, как мы это делаем при изготовлении твердых ДВП.
Привлекательность папье-маше для современного покупателя основывается скорее в применении натуральных материалов и использовании классической художественной традиции.
Практическая значимость. Занимаясь папье – маше в изделия я вкладываю свою фантазию, любовь, выполняю их с радостью. Поэтому изготовленные поделки пополнят музей нашей школы, а макет «Природа Якутии» принесут дополнительные знания для меня и моих одноклассников (слайды28 -43). Но мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно ищем все новые и новые идеи для творчества.
Заключение Испробовав технику папье- маше, проведя опыт, мы пришли к выводу, что вторично использовать бумагу можно и нужно, так как бумага проста в применении
Изготовление игрушек в технике папье – маше доступно любому человеку, так как технология изготовления достаточно проста
Литература
1.Издательство: "Дрофа Плюс", 2007 г. Папье-маше
2.Наше папье-маше Автор: Лыкова И.А. Серия: Мастерилка. Детский дизайн Издательство: Карапуз Год выпуска / Номер: 2008
3.Поделки из папье-маше Автор: Светлана Ращупкина Издательство: Рипол Классик Год: 2012
4.Иванова Е.П. Название: Поделки из папье-маше Серия: Чудеса своими руками Издательство: ООО "Книжный клуб семейного досуга"
5.Браиловская Л.В. Арт – дизайн: красивые вещи “hand made”. - Ростов н/Д: “Феникс”, 2006
8