Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся по УМК "Планета Знаний"»
«Не с курьёзами и диковинками науки
должно в школе занимать дитя,
а, напротив – приучить его находить
занимательное в том, что его
беспрестанно и повсюду окружает».
К.Д. Ушинский
За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.
Отсюда вытекает основная задача образования:научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности.
Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
С введением новых ФГОС в процессе обучения стала необходимой работа над проектами.
Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал новый УМК «Планета знаний», который полностью соответствует требованиям стандартов нового поколения.
В комплекте учебников «Планета знаний» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, так как по мере освоения работы над проектами во внеурочное время в более старших классах проектная деятельность может использоваться как одна из форм учебной деятельности.
УМК «Планета знаний» решает проблему корректировки тематических планов по разным предметам, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование. Все проекты по предметам впервые представлены в учебном пособии на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике, после большого раздела. Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии, беседы со взрослыми…
Содержание проектной деятельности в УМК «Планета знаний» создает условия для проявления самостоятельности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.
В 1 классе надо научить выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Важно помочь детям оформить проекты и их защитить, здесь используется индивидуальная работа с учащимися.
В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
По окружающему миру по теме «Домашние животные» ребята рассказывали о своих любимцах с помощью картинок, загадок, познавательного материала, проводили наблюдения за своими животными.
Презентации «Домашние животные».
Среди проектов, вызвавших у учащихся первого класса познавательный интерес, можно назвать и «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!»
Это широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил здорового образа жизни, пользе молока и молочных продуктов. В домашних условиях ребята ставили опыты и наблюдали, какой химический состав. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков и таблиц.
Презентация «Польза молока».
Со своими бывшими учениками в рамках проектной недели в 2015-2016 учебном году представляли практико-ориентированный проект. Тема проекта, над которой работали учащиеся 4 «В» класса, «В каждом зернышке пшеницы сила зернышка хранится!»
Побывав на экскурсии, дети заметили, что с наступлением зимы многие поля стоят зеленые. Это взошли озимые растения. Возникли вопросы:
Можно ли в классе искусственно создать условия для роста и развития злаковых растений?
Какие природные условия необходимы для выращивания хлеба?
Является ли хлеб продуктом производства одного человека?
Как на уроках технологии можно применить зерна пшеницы?
Актуальность проектав том, чтомир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что–то новое. Углубить знания о пшенице, об истории возделывании, о значении хлеба в жизни человека.
Гипотеза - среди большого разнообразия растений есть такие, которые не столь требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в условиях «искусственного лета» в зимний период.
Цель проекта:опытным путём установить, вырастет ли пшеница в осеннее - зимний период.
Задачи проекта:
Уточнение условий для прорастания растений.
Выращивание пшеницы в условиях искусственного лета.
Поиск информации о данном растении.
Использование зерен пшеницы на уроках технологии.
Объект исследования:пшеница.
Предмет исследования:условия роста растений.
Мы составили план выполнения проекта:
Уточнить условия роста растений.
Прорастить семена пшеницы и поместить их в почву.
Наблюдать за развитием ростков.
Следить за соблюдением условий.
Вести дневник исследования.
Найти познавательный материал.
Получить конечный результат.
Сделать вывод.
Предполагаемый результат:выращенное из семени растение - пшеница.
На уроках окружающего мира вспомнили условия, необходимые для нормального роста растений.
С 11 декабря и по настоящее время ведем длительное исследование по выращиванию пшеницы.
Сделали вывод, что для роста растений необходимо: влага, почва, тепло, воздух и солнечный свет.
Мы завели дневник исследования.
11 декабря (1-й день)– подготовили почву и посадили семена пшеницы.
14 декабря (3-й день)– ростки пробились сквозь почву.
17 декабря (6-й день)– высота самого большого ростка была 3,5 см. Каждый день поливаем растение.
20 декабря (9-й день)– высота растений 12 см. Почти каждое посаженное зернышко дало росток.
21 декабря (10-й день)– увеличилась высота на 1,1 см.
25 декабря ( 14–й день) - высота растений 19 см. Продолжаем полив, подсыпали слой почвы.
11 января (30-й день) –за месяц растение достигло 56 см.
Колоски пшеницы набирают зрелость, продолжают расти.
Исследование еще не закончилось.
Кроме исследовательской деятельности, мы собирали познавательный материал об истории происхождения хлеба, откуда он к нам пришел.
Это было очень давно, из жизни первобытных людей. Однажды мужчины вернулись с охоты ни с чем. А запасы продуктов закончились. Что будет с племенем?
На рассвете женщина отправилась на поиски пищи. Поблизости всё было собрано, и она спустилась в лощину. И вдруг около ручья она увидела незнакомое растение. Что это? Женщина нагнулась, и из колоска на ладонь упали золотистые зёрна. Они были сладкие на вкус. Вот она пища! Спасение племени.
Так, много лет назад человек открыл хлебные растения. Мучнистые зёрна приносили приятное ощущение сытости.
Сегодня растения, зёрна которых годятся в пищу, называют одним словом – ХЛЕБ.
Результаты нашего проекта таковы:
Цель проекта:вырастить пшеницу в осенне - зимний период; использовать семена данного растения на уроках технологии.
Вывод: разрешая поставленную в проекте проблему, мы выяснили, что для превращения маленького зернышка в сильный колос необходимы природные условия: земля, солнце, вода, тепло.
Результат:растение еще растет и скоро даст плоды; при использовании семян на уроках технологии получились великолепные работы.
Итоги наблюдений.
Созревание пшеницы в обычных условиях: через 120 -130 дней после посева.
Созревание пшеницы в условиях нашего исследования: 150 – 160 дней.
Общий вывод:В осенне–зимний период пшеницу вырастить можно, но сроки роста и созревания растения будут более длительными.
Были представлены работы, которые выполняли из зерен пшеницы на уроках технологии. Дома вместе с родителями или старшими членами семьи пробовали печь из пшеничной муки.
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя - научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес.
Как сказали великие, школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.Анри Барбюс