«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО _____________М.Н.Хакимова Протокол №_____ от «___» ____________2013г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ с.Берёзовка» _____________О.В. Хайбалиева «___» __________ 2013г. | «УТВЕРЖДАЮ» Руководитель МБОУ «СОШ с.Берёзовка» ____________О.А.Филатов «___» ____________2013 г. |
Рабочая программа педагога
Любимкиной Татьяны Ивановны
учителя начальных классов
по изобразительному искусству 2 класс
(УМК «Планета знаний»)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №___ от
«____»________2013 г.
2013-2014
учебный год
ПРОГРАММА КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1-4 классы
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:
приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:
сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
Основные разделы программы
В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.
Планируемые результаты освоения программы
по изобразительному искусству к концу 2 класса.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
• осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
• внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
Учащиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
• понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
• положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
• интереса к посещению художественных музеев, выставок;
• представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
• составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
• определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
• передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
• подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
• использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.
Учащиеся получат возможность научиться:
называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
• учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
• правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
• изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
• выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
• понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
• выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
• подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• понимать цель выполняемых действий,
• понимать важность планирования работы;
• выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
• осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
• адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
• решать творческую задачу, используя известные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
• продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
• объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
• различать и соотносить замысел и результат работы;
• включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
• различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
• сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
• характеризовать персонажей произведения искусства;
• группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
• конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
• уметь слышать, точно реагировать на реплики;
• учитывать мнения других в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
• выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
• задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс (34 ч)
«Мир изобразительного искусства» (14 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
«Виды изобразительного искусства» (13 ч). Живопись. Графика. Скульптура.
«Мир декоративного искусства» (8 ч)
Декоративное рисование. Азбука декора. Контрастные цвета. Линейный орнамент. Монотипия. Декоративные эффекты. Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование солью.
Коллаж.
«Мир народного искусства» (7 ч)
Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Прялки. Мезенская роспись. Каргопольские игрушки. Тетёрки. Птица счастья.
«Мир дизайна и архитектуры» (5 ч)
Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы. Цилиндры.
Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству 2 класс
на 2013-2014 учебный год
Преподаватель Любимкина Татьяна Ивановна
Программа: Планета знаний. Изобразительное искусство. Н.М. Сокольникова. Программа общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.:АСТ, «Астрель». 2011 г.
Предмет: изобразительное искусство 2 класс
Количество часов в неделю по программе 1
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год 34
Содержание учебного курса окружающего мира 2 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | «Мир изобразительного искусства» | 14 |
2 | «Мир декоративного искусства» | 8 |
3 | «Мир народного искусства» | 7 |
4 | «Мир дизайна и архитектуры» | 5 |
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Услов. обозн. | Коррек- тировка |
1 | | Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца. | 1 | | |
2 | | Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Школа графики и живописи. | 1 | | |
3 | | Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди».(продолжение работы) Школа графики и живописи. | 1 | | |
4 | | Акварель. Тёплый цвет. Школа живописи. «Небо на закате» | 1 | | |
5 | | Акварель. Холодный цвет. Школа графики и живописи. | 1 | | |
6 | | «Зимнее окно». «Облака». Гуашь». | 1 | | |
7 | | Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. Школа графики «Ветвистое дерево». | 1 | | |
8 | | Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики «Нарядные ёлочки». | 1 | | |
9 | | Тушь и перо. Школа графики «Кувшин и яблоко». | 1 | | |
10 | | Школа живописи и графики. «Осенний листок». | 1 | | |
11 | | Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки. | 1 | | |
12 | | Лепка декоративной чаши. Школа декора. | 1 | | |
13 | | Лепка рельефа «Птички.» Лепка декоративной скульптуры «Котик» или «Медвежонок». | 1 | | |
14 | | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Лепка декоративной чаши. | 1 | | |
15 | | Декоративное искусство вокруг нас. | 1 | | |
16 | | Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки» | 1 | | |
17 | | Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. | 1 | | |
18 | | Школа декора. Монотипия «Бабочка». «Волшебные ладошки». | 1 | | |
19 | | Школа декора. Декоративный ковёр «Осень». Печать листьями. Печать предметами. | 1 | | |
20 | | Декоративные эффекты. Школа декора. Рисуем кляксами. Рисование солью. | 1 | | |
21 | | Коллаж «Грибы». «Лесные человечки». Школа декора. «Волшебный ковёр». | 1 | | |
22 | | Проверочный урок. Твои творческие достижения. | 1 | | |
23 | | Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Школа народного искусства. | 1 | | |
24 | | Пермогорские узоры. Прялки. Школа народного искусства. | 1 | | |
25 | | Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Школа народного искусства. | 1 | | |
26 | | Каргопольская игрушка. Полкан. Школа народного искусства. | 1 | | |
27 | | Печенье тетёрки. Школа народного искусства. | 1 | | |
28 | | Архангельская птица Счастья. Школа народного искусства. | 1 | | |
29 | | Проверочный урок. Твои творческие достижения | 1 | | |
30 | | Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Школа дизайна. | 1 | | |
31 | | Пирамиды. Школа дизайна. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. | 1 | | |
32 | | Конусы. Школа дизайна. «Петушок». «Весёлая мышка». | 1 | | |
33 | | Цилиндры. Школа дизайна. «Весёлые зверята». «Гусеничка». | 1 | | |
34 | | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Подвеска «ангел». | 1 | | |
Учебно-методический комплект:
класс
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ,
Астрель. 2013 г.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель. 2013 г.
Н.М. Сокольникова. Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель. 2013 г.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа «Планета знаний»
1-4 классы. Астрель. 2012 г.
23