kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная задача как механизм формирования УУД при реализации ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.

Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

 Таким образом, использовать проектные задачи целесообразно для того, чтобы подготовить младших школьников к полноценной проектной деятельности в основной школе. 

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная задача как механизм формирования УУД при реализации ФГОС НОО »

Ф. И. О. Игнатова Ольга Александровна

Место работы: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»

Адрес ОУ 623280, Свердловская область, г. Ревда, ул. Спортивная, д.16

Структура конкурсной работы

Название.

«Проектная задача как перспективная форма развития творческих способностей младших школьников»

Обоснование актуальности проблемы.

Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.


У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось – не сосчитать.


В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.


Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.


А ведь, ребята, в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда всё это подевалось?

(В. Берестов)



У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий. Один из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений – метод проектов.

В настоящее время общее образование, и особенно начальное, претерпевает большие изменения. С чем это связано легко понять, ведь меняется время, меняется мир, меняются и наши дети. Они становятся более раскрепощёнными, свободно мыслящими, не подверженными шаблонам, с возможностями получать и использовать информацию из самых разнообразных источников. А чем занимаемся мы? Мы пытаемся до сих пор учить, руководствуясь девизом: «Делай как я!». И в результате на выходе из начального звена мы получаем то, что ученик не умеет пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебной и жизненной ситуации. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах. Но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

Передо мной встал вопрос - для чего я прихожу в школу? Только для того чтобы дать детям крепкие знания, умения и навыки, или ещё помочь маленькому человеку ориентироваться в этом сложном мире, решать поставленные жизнью задачи и выходить победителем из сложных ситуаций? Конечно, хорошие знания – это немаловажно, но так хочется совместными усилиями всего педагогического коллектива школы вырастить и воспитать такого ученика, который сможет легко адаптироваться в современной социокультурной среде. А начало этому процессу следует положить именно в начальной школе. Тогда сразу встаёт следующий вопрос: как, с помощью чего достичь поставленной перед собой цели. Пересмотрев огромное количество разнообразных направлений в образовании, методов и приёмов, я остановилась на так называемом методе проектов или проектной деятельности. Почему? Попытаюсь объяснить.

Теоретическая база опыта.

Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.

Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

  • развитию творческих способностей и активности учащихся;

  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.

Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно, да я и не ставила перед собой такой задачи. Более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов из основной школы, либо это присвоение названия «проект» всему, что ни делается. Мне кажется, что на начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Отсюда возникает цель моей педагогической деятельности: создать такую систему проектных задач, которая предполагала бы успешное развитие социальной самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их.

В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:

  • изучить всю доступную информацию по проектной деятельности учащихся;

  • мотивировать учащихся на работу над проектом, объяснить преимущество этого рода деятельности;

  • внедрить проектную деятельность в классно-урочную и внеурочную деятельность без ущерба для освоения программы;

  • разработать систему проектных задач (пока в рамках одного учебного предмета);

  • формировать у детей умение сотрудничать друг с другом, вырабатывать общую стратегию решения задач, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь;

  • отслеживать результаты влияния проектной деятельности учащихся на усвоение ими содержания образования путём диагностического мониторинга.

Таким образом, использовать проектные задачи целесообразно для того, чтобы подготовить младших школьников к полноценной проектной деятельности в основной школе.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексия (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

  • целеполагание (ставить и удерживать цели);

  • планирования (составлять план своей деятельности);

  • моделирование (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);

  • проявление инициативы при поиске способа решения задачи;

  • коммуникативные способности (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Как же устроена проектная задача?

  1. Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько».

  2. Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении?

  3. Планирование действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге?

  4. Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.

  5. Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.

  6. Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить.

  7. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата.

  8. Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа.

В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и, тем более, конечного результата. Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности учащихся – работы в малых группах (в парах).

Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. Описание жизненной ситуации может быть представлено в виде единого текста или отдельных отрывков с множеством различных данных, в том числе избыточных, не имеющих отношения к конкретной ситуации. В то же время представленная в описательной части информация может быть неполной, недостаточной, что вынуждает детей самостоятельно обращаться к справочной информации, содержащейся в приложении к проектной задаче или во внешних источниках, а возможно, и к собственному жизненному опыту. Информация, необходимая для выполнения одного задания, может также содержаться в тексте других заданий или в их результатах.

Не секрет, что после изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объёме.

Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».

В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод – встроенное наблюдение. У эксперта будет карта наблюдения, которая нужна для анализа. В роли экспертов можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников. Обязательно должно присутствовать публичное выступление экспертов, в котором отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работы групп школьников над проектной задачей.

В 4 – 5 классах ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.

Сколько проектных задач должно быть в учебном году? Количество и содержание проектных задач задаётся деятельностной технологией той образовательной системы, которая реализуется в школе. Например, на один предмет приходится минимум 4-5 проектных задач: одна задача (предметная или межпредметная) в фазе запуска, две предметные проектные задачи в фазе решения учебных задач и одна проектная задача (предметная или межпредметная) в рефлексивной фазе.

Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в рабочей программе учителей начальной школы. Как правило, на решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач – по два урока ежедневно в течение недели.

Технологическая схема опыта.

Система работы учителя по обучению учащихся решению проектных задач


Название этапа


1

Подготовительный

владение необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН);

формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные

2

Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

интерес к работе и посильность во многом определяют успех;

проблемный вопрос предлагают учащиеся

3

Мотивация учащихся

важно педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы

4

Выбор вопроса проекта

основополагающий вопрос должен быть интересен учащимся (только в этом случае проект будет успешен)

5

Создание групп учащихся

оптимальное количество учащихся в группе не более 5 человек

6

Учет возможных рисков

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

7

Решение проектной задачи

создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить


Результативность работы по данной проблеме.

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Конфуций

Несомненно, обучение учеников решению проектных задач требует от учителя особой системы по организации деятельности внутри конкретного урока. Структура такого урока будет кардинально отличаться от традиционных уроков как по использованию форм организации различных этапов, так и по применению тех или иных образовательных технологий.

Результат 1. Путем проб и ошибок мной была разработана такая структура, которую можно использовать на уроке, предполагающем решение проектной задачи.


Название этапа

Ученик

Педагог


Подготовительный

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов

Создание проблемной ситуации

Проектировочный

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки

Координация работы

Практический

Сбор материала. Создание презентаций и публикаций

Координация работы

Контрольно-коррекционный

Самооценка

Координация работы

Заключительный

Представление (презентация) проекта

Координация работы. Создание портфолио проекта


Результат 2. Схематично работу над проектной задачей (проектом) можно выстроить согласно схеме, представленной ниже.





Результат 3. Наличие системы мониторинга сформированности ключевых компетенций.

Модель ключевых компетенций, применяемая мной в образовательном процессе, содержит технологическую карту мониторинга, в которой определены показатели, параметры, критерии, оценочный инструментарий, позволяющие сделать процедуру оценки сформированности ключевых компетенций прозрачной как для учеников, так и для родителей. К показателям системы мониторинга относятся: сформированность мотивации к достижению поставленных перед собой целей, овладение креативными навыками продуктивной деятельности, навыками организации и участия в коллективной деятельности, наличие устойчивых ориентиров на адаптацию к жизни в постоянно меняющихся условиях. Параметрами оценки выступают: предметные результаты (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению), метапредметные результаты (освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями), личностные результаты (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию).

Оценочный инструментарий представлен компетентностно-ориентированными заданиями, интегрированными контрольными работами, системой проектных задач, диагностическими картами, портфолио учащегося. В качестве критериев оценивания выступают как количественные, так и качественные критерии (приоритет отдается последним). Прежде всего, следует отметить, что смена приоритетов целей образования от суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть ученик, к сформированности познавательных и личностных способностей, обеспечивающих у учащихся «умение учиться», внесла коррективы и в оценочную деятельность учителя, заключающуюся в оценивании сформированности системы универсальных учебных действий (ключевых компетенций, ОУУН).

На мой взгляд, наиболее значимыми являются метапредметные результаты, поскольку именно они отражают наличие сформированной той или иной ключевой компетенции. Для выявления уровня сформированности компетенций используются следующие критерии: 0 баллов – компетенция не сформирована, 1 балл – сформирована частично, 2 балла – сформирована полностью (с учетом умений, характерных для школы первой ступени).

Используя такую критериальную оценочную шкалу, мне как учителю, наиболее эффективно и оперативно удается получать результаты как по каждому моему ученику в отдельности, так и по классу в целом. И на основе полученных результатов выстраивать коррекционную работу.

Еще одной немаловажной особенностью в оценочной деятельности является привлечение к оцениванию наряду с учителями и самими учениками (в 4 классе) родителей. Таким образом, складывается интегральная оценка, являющаяся наиболее объективной.

Результат 4. Сформированность у моих учеников по окончании начальной школы ключевых компетенций (универсальных учебных действий, общеучебных умений и навыков).

Как уже было выше сказано, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников сформируются такие способности как рефлексия, целеполагание, планирование, моделирование, проявление инициативы при поиске способа решения задачи, коммуникативные способности. А это и есть те самые УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), формированию которых отдается приоритет в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Введение системно-деятельностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике моей педагогической деятельности.

Во-первых, целью обучения становится, прежде всего, сам процесс достижения учащимися конечного результата, зафиксированного ФГОС. Существенно меняются и подходы к оценке конечного результата - в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля достижений (портфолио), наблюдение за деятельностью учащихся.

Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий - обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.

Увидеть, насколько моя педагогическая деятельность за четыре года работы с учениками была продуктивна и результативна, позволяет мониторинг сформированности ключевых компетенций моих учеников.

В соответствии с разработанной моделью все компетенции объединены в четыре модуля, - информационная компетенция; коммуникативная компетенция; общекультурная компетенция; учебно-познавательная компетенция, которые соотносимы с УУД ФГОС.

В каждом модуле цели обучения по каждой компетенции сформулированы в виде конечных результатов. Результат определяет, что именно учащийся должен уметь делать по окончанию модуля в зависимости от ступени обучения. Описанные таким образом результаты значимы, достижимы, четко и ясно изложены, понятны, имеют практическую направленность.

В результате учащийся получает одно из трех заключений: компетентен - (когда выполнены все требования к доказательствам), доказательств не достаточно для подтверждения компетентности - (когда результат полностью не достигнут), пока еще не компетентен - (когда учащемуся дается еще одна попытка для предоставления доказательств своей компетентности после дополнительной работы над материалом модуля).

В результате работы по формированию ключевых компетенций у учащихся я, как учитель, получаю возможность разнообразить формы проведения урока, используя упражнения по формированию ключевых компетенций для активизации деятельности учащихся. В результате такого обучения я получаю более высокий результат своего труда - компетентного учащегося; учащийся - опыт практической деятельности, необходимый для дальнейшего саморазвития; родители – ребенка, который способен сориентироваться в сложившейся обстановке, принять верное решение, найти способ решения конкретной задачи, продиктованной жизненной ситуацией.

Содержание ключевых компетенций, по формированию которых я осуществляю свою деятельность, представлено конкретным набором умений:































Компе

тенции

Набор умений

Информационная

Оценивать потребность в дополнительной информации. Определять возможные источники информации и способы ее поиска. Осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении. Анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы). Организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям. Наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая, систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях. Создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы). Использовать информацию для построения умозаключений. Использовать информацию для принятия решений. При работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий. Владеть навыками использования информационных устройств: телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона.

Коммуникативная

Понимать возможности различных позиций и точек зрения, уметь ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной. Учитывать разные мнения и умение обосновать собственное с учетом разных потребностей и интересов.

Продуктивно организовывать совместную деятельность. Умение договариваться, приходить к общему решению. Умение убеждать, аргументировать свою точку зрения и т.д., уступать. Осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности. Осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Умение договариваться в ситуации столкновения интересов, способность находить общее решение. Умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Осознанно и правильно читать тексты различных жанров. Владение различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным; по ролям, про себя, вслух. Умеет самостоятельно подготовиться к выразительному чтению художественного, публицистического, научно- популярного текста. Работать с основными компонентами текста учебника. Определять примерное содержание незнакомой книги по титульному листу, оглавлению, предисловию, иллюстрациям, аннотации. Владеет библиографическими умениями. Составляет простой план. Умеет грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты. Умеет оформлять тетради и письменные работы в соответствии с нормами. Умеет создавать тексты различных типов. Владеет различными видами изложения текста.

Понимает сказанное однократно в нормативном темпе. Умеет задавать и уточняющие вопросы. Умеет составить простой план устного текста. Умеет создавать устные тексты различных типов. Умеет выразительно говорить. Владеет различными видами пересказа текста. Умеет наблюдать объект в соответствии с целями и способами, предложенными учителем, использует по рекомендации учителя различные виды наблюдения. Умеет качественно и количественно описывать наблюдаемый опыт

Учебно-познавательная

Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности. Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»). Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации. Владеть различными способами контроля и оценки деятельности своей и одноклассников (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»). Определять причины возникающих трудностей, пути их устранения; предвидеть трудности (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»); находить ошибки в работе и уметь их исправлять. Вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи. Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с ними (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устно описывать объект наблюдения. Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов. Анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Проводить простейшие измерения разными способами; использовать соответствующие приборы и инструменты для решения практических задач. Решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

Общекультурная

Выполнять различные социальные роли: ученик, одноклассник, покупатель и т.п. и действовать в соответствии с принимаемой ролью. Определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, коллективе. Владеть культурными нормами и традициями. Организовывать свое свободное время. Владеть элементами художественно- творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя и т.п. Владеть элементарными навыками экологической деятельности. Знать и применять правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Позитивно относиться к своему здоровью. Знать и применять правила личной гигиены. Умение заботиться и своем здоровье, личной безопасности. Владеть способами оказания первой медицинской помощи.










Моя работа по формированию и оцениванию уровня сформированности ключевых компетенций продолжается уже в течение нескольких лет. (И, как оказалось, идет в ногу со временем и с теми преобразованиями, которые меня ожидают в новом учебном году с введением ФГОС). В связи с тем, что в 2010-2011 учебном году мои дети заканчивают четвертый класс (а выявление уровня сформированности компетенций производится только по окончании какой-либо ступени обучения), имеет смысл сказать о тех результатах, которые получены в рамках заявленной системы деятельности.

Так, на основании мониторинга, проведенного педагогами, уровень сформированности ключевых компетенций следующий: информационная, коммуникативная и учебно-познавательная компетенции – у 90% учащихся сформирована полностью, у 10% - частично; полностью овладели общекультурной компетенцией – 85% учащихся, частично - 15% .

По предложенным показателям оценивали детей и сами родители. На основании оценки родителей полностью ориентируются в информационном пространстве начальной школы около 87% детей, владеют необходимыми коммуникативными умениями в полном объеме – 90%, полностью сформирована учебно-познавательная компетенция у 95%, а общекультурная – 80% учеников.

Учащимся было предложено произвести самооценку по тем же самым показателям. Результаты таковы: о полном уровне сформированности информационной и общекультурной компетенции заявили 90% учеников; отметили, что коммуникативная компетенция сформирована полностью – 85%; учебно-познавательная компетенция сформирована полностью – 95% детей.

Средняя оценка по всем субъектам образовательного процесса отражена в таблице.

Компетенции

Результат (средний по классу, 4 класс)

Учитель

Родители

Ученики

Средняя

Информационная

(обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией)

1,8

1,75

1,8

1,78

Коммуникативная

(знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе)

1,8

1,8

1,7

1,77

Учебно-познавательная

(совокупность умений в сфере познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами)

1,8

1,9

1,9

1,87


Общекультурная

(освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития, важным аспектом является самовыражение личности)

1,7

1,6

1,8

1,7


Сравнивая результаты оценивания уровня сформированности компетенций учениками, их родителями и самим учителем, следует отметить, что расхождения в оценке совсем незначительные. Это говорит о том, что оценочный инструментарий оптимальный, система оценивания интуитивно понятна и доступна всем субъектам образовательного процесса. Если говорить об уровне сформированности ключевых компетенций, то его можно назвать достаточным для того, чтобы мои ученики успешно продолжили обучение в основной школе.

Результат 5. С точки зрения современных родителей наиболее значимым является наличие таких умений как: работа с различными источниками информации в плане подбора оптимальных источников, умения анализировать информацию, выбирать наиболее значимые сведения и умение представить их в разных формах. Кроме этого, родители отметили, что и сами они стали (благодаря своим детям) больше читать, увеличилось количество семей, имеющих дома компьютеры (с 43% в первом классе до 76% в четвертом классе) и доступ в сеть Интернет (с 12 до 51%). Так же родители отмечают, что дети научились выслушивать различные точки зрения, отстаивать свое мнение, приводя необходимые аргументы, прислушиваться к чужому мнению, работать в группе (паре) и многому другому.

Результат 6. Отрадно отметить и то, что родители отмечают и повышение качества образования своих детей и, как следствие этого, расширение возможностей продемонстрировать, проявить свои знания через участие в предметных и межпредметных олимпиадах, научно-практических конференциях и других формах интеллектуально-творческой деятельности (см. Приложение «Портфолио учителя»).


Предметные результаты


Доля учащихся, охваченных интеллектуально-творческой деятельностью



Результат 7. Наверное, и мне самой следует ответить на вопрос: а что изменилось в моей педагогической деятельности, во мне как в учителе?





  • Освоение современных образовательных технологий и результат освоения:

Технология

Обоснование

применения

Результат

Тестовая технология проверки знаний обучающихся

Достижение большей объективности оценивания знаний обучающихся, абсолютное измерение их уровня

Составлены тесты для входного контроля и тесты по основным темам для текущего контроля

Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств

Рациональная организация и оптимизация познавательной деятельности, повышение эффективности обучения

  • Использование электронных учебных пособий по преподаваемым предметам;

  • Проведение открытого урока в рамках городского семинара для зам. директоров по УВР;

•Проведение открытого урока для коллег и родителей в рамках дня открытых дверей;

•Проведение открытого урока для коллег в рамках дня методической учебы;

•Участие в работе творческой лаборатории педагогов ОУ «Применение ИКТ в образовательном учреждении»;

  • Участие во Всероссийском Фестивале «Открытый урок». Издательский дом «Первое сентября»


  • Демонстрация опыта в педагогическом сообществе (конкурсы, фестивали, конференции и т. д.)


Год участия

Название мероприятия

Результативность

2006 год

Городская научно-практическая конференция «Информатизация городской системы образования: опыт, проблемы, перспективные направления»

Публикация

2007 год


Международная научно-практическая конференция «Управление качеством образования»

Публикация

2008 год

Всероссийский фестиваль «Открытый урок 2007-2008»;

Городской семинар для заместителей директоров по УВР «Применение ИКТ в образовательном процессе»

Публикация


Открытый урок, презентация творческой лаборатории педагогов «Коп-Ас»

2009 год


Областная выставка «Инновации в системе образования Свердловской области»


Презентация модели ключевых компетенций обучающихся – 1 место (муниципальный этап), 2 место – областной этап

Конкурс лучших учителей образовательных учреждений Российской Федерации (в рамках ПНПО «Образование»)

Победитель (Почетная грамота Министерства образования и науки РФ)

2010 год

2010 год

Школьный конкурс «Учитель года»

Победитель в номинации «Учитель начальных классов»

Областная выставка «Инновации в системе образования Свердловской области»


Презентация комплекта программного обеспечения по русскому языку (рабочая программа учебного курса и рабочая программа надпредметного курса), а также системы оценивания образовательных результатов обучающихся – 1 место (муниципальный этап), 2 место – областной этап

Национальная премия в области образования «Элита российского образования - 2010» номинация «Лучшее программное обеспечение для образовательного процесса»

Диплом II степени


2011 год

Областной семинар для руководителей, заместителей руководителей, специалистов методических служб образовательных учреждений, являющихся членами сети инновационных школ академической площадки УрО РАО по теме


Выступление на пленарном заседании – презентация программы внеурочной деятельности, проведение открытого урока с использование проектной задачи, проведение семинара – практикума по применению в образовательном процессе интерактивных технологий обучения (сертификат, благодарность)

Международный форум «Нова школа – новая волна»

Презентация собственного опыта по системе оценивания образовательных достижений учащихся (в том числе, ключевых компетенций)

Публикация


  • Внешняя экспертная оценка (благодарственные письма, отзывы, рецензии):

Год

Вид внешней экспертной оценки

Основание

Приказ (распоряжение, постановление)

2007

Диплом Ревдинской районной территориальной избирательной комиссии

За подготовку победителей муниципального этапа областного конкурса среди учащихся учреждений общего и профессионального образования «Мы выбираем будущее»

Не указан

Благодарственное письмо избирательной комиссии Свердловской области

За участие в десятом юбилейном конкурсе среди учащихся учреждений общего и профессионального образования «Мы выбираем будущее»

Не указан

Диплом (3 место) областной избирательной комиссии Свердловской области

За подготовку призеров (3 место) областного конкурса среди учащихся учреждений общего и профессионального образования «Мы выбираем будущее»

Постановление №6/31 от 15.03.2007

2008

Диплом издательского дома «Первое сентября»

За представление своего педагогического опыта на .всероссийском фестивале «Открытый урок» (2007-2008 учебный год)

№101-433-411

Отзыв Ревдинской территориальной избирательной комиссии

О сотрудничестве и взаимодействии


2009

Сертификат Российского комитета по регистрации рекордов планеты Международного клуба рекордсменов «Интерстронг»

За активное участие и достижение высоких результатов в Первом Интеллектуальном чемпионате среди образовательных учреждений «Эрудиты Свердловской области»

Не указан

Почетная грамота Министерства образования и науки РФ

За победу в конкурсе лучших учителей образовательных учреждений Российской Федерации (в рамках ПНПО «Образование»)

Приказ №236

от 01.07.2009

Грамота управления образования городского округа Ревда

За победу в конкурсе лучших учителей образовательных учреждений Российской Федерации (в рамках ПНПО «Образование»)

Распоряжение №217 от 14.08.2009

2010

Сертификат Российского комитета по регистрации рекордов планеты Международного клуба рекордсменов «Интерстронг»

За активное участие в IX Международной Интернет-Олимпиаде «Эрудиты планеты -2010» с участием команд из России и зарубежных стран

Не указан

Благодарность Регионального оргкомитета игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»

За высокий уровень проведения игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех» на базе МОУ «СОШ №10»

Не указан

Благодарственное письмо МОУ ДПО «Центр развития образования»

За подготовку призера муниципального этапа олимпиады младших школьников «Орешек знаний» по математике

Не указан

Благодарственное письмо И.О. управляющего Западным управленческим округом В.А. Вольфа

За создание организационных условий проведения окружного научно-практического семинара «Социальное здоровье, профилактика зависимостей»

Распоряжение №85 от 20.12.2010


Благодарственное письмо комитета по делам молодежи, физической культуре спорту и туризму ГО Ревда

За сотрудничество в организации городского конкурса фотографий, посвященного Дню матери

Не указан


Грамота МОУ «СОШ №10»

За высокие результаты профессиональной деятельности по развитию интеллектуально-творческого потенциала образовательного учреждения и в связи с Годом Учителя

Приказ №59-д

от 05.03.2010

Диплом МОУ «СОШ №10»

За победу в школьном конкурсе «Учитель года – 2010» в номинации «Учитель начальных классов»

Приказ №17/1

от 04.10.2010

Благодарность МОУ «СОШ №10»

За качественную подготовку учебного кабинета к новому учебному году, организацию ремонтно-восстановительных работ»

Не указан

2011

Благодарственное письмо УрО РАО

За активную поддержку проекта «Научно-методическое сопровождение деятельности инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона»

Не указан


Диплом Ревдинской территориальной избирательной комиссии

За самое плодотворное сотрудничество учащихся и педагога

Не указан



















Так каков же, все - таки, ответ на вопрос, который я задала сама себе «Зачем прихожу в школу»?

Мой ответ, таков: «У каждого человека в этом мире есть свой путь и свое место. Уже 20 лет я каждое утро иду в школу, ожидая общения со своими учениками. Рядом с ними я чувствую себя на своем месте и надеюсь, что это ощущение не только моё».







Приложение

Проектная задача по математике «Общешкольный родительский комитет»


Название проектной задачи

Общешкольный родительский комитет

Предмет

Математика

Класс

4

Вид задачи

Предметная одновозрастная проектная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах, и на ее основе осуществлять выбор оптимального решения из множества возможных.

  2. Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределенная деятельность) при решении общей задачи.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

  1. Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах (таблица, словесное описание).

  2. Перевод описания модельной ситуации на математический язык (построение математической модели).

  3. Владение способом умножения многозначных чисел.

  4. Применение свойств умножения для рационализации вычислений.

  5. Умение выбирать оптимальный вариант решения.

  6. Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

  • усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

  • умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт» - подготовить смету расходов на наиболее выгодную покупку столов и стульев для школьной столовой и привести соответствующие обоснования

Способ и формат оценивания результатов работы

Особенность задачи в том, что она имеет различные возможные варианты решения, но среди этих вариантов есть оптимальный. В таких условиях, когда возможно много правильных решений, важным становится этап обсуждения полученных результатов. На обсуждение результатов выносится смета расходов на покупку столов и стульев и обоснование предлагаемого варианта сметы.

Замысел проектной задачи

В проектной задаче «Общешкольный родительский комитет» описывается ситуация, максимально приближенная к реальным условиям, - требуется провести экономический расчет и выбрать наименее затратный вариант покупки товара.

Учащимся необходимо поставить себя на место родителей, подготавливающих смету расходов на покупку мебели в школьную столовую. Для этого им, работая в малой группе, нужно самостоятельно сформулировать условия, которые должен учитывать родительский комитет при расчете требуемых затрат, а именно, исходя из площади столовой, количества квадратных метров, необходимых для размещения одного стола, количества стульев, которые можно разместить за одним столом, определить общее количество столов и стульев и, используя данные о ценах на мебель в разных магазинах, выбрать место (места) покупки и рассчитать суммарные затраты для выбранного варианта.

При решении данной проектной задачи учащимся необходимо построить математическую модель рассматриваемой ситуации, для чего они должны проанализировать от начала до конца всю задачу, представив, какой «продукт» в результате они должны получить. Необходимая информация для построения математической модели представлена в виде таблиц. Интрига заключается в том, что экономически наиболее выгодный вариант состоит в покупке различных наименований товара в разных магазинах.

Решение такой проектной задачи позволяет учащимся планировать свои действия, анализировать информацию, представленную в табличной форме, распределять наилучшим способом имеющиеся ресурсы, отрабатывать вычислительные навыки.

Продолжительность выполнения проектной задачи 1 урок.

Цель, которую должны достичь дети: выбрать и обосновать оптимальное (наиболее выгодное) решение по покупке мебели. Итоговую документацию по предполагаемым затратам – смету представить в виде таблицы.

Подготовительный этап. (Описание проектной задачи)

Дорогие ребята! Общешкольный Совет родителей изыскал возможность и денежные средства в размере 130 000 рублей на покупку столов и стульев для школьной столовой.

Для отчетности перед родителями и общественностью необходимо предоставить документацию по предполагаемым затратам, по возможности не выходящим за рамки выделенной суммы.

Сформулируйте, чем нужно руководствоваться при расчете требуемых затрат.

В случае, если вы не укладываетесь в выделенные средства (то есть на покупку мебели вам требуется больше, чем 130 000 рублей), предложите возможные способы изыскания дополнительных денежных средств.

Проектировочный этап (Задание)

Определите:

  • общую стоимость столов и стульев, которые необходимо купить;

  • по возможности – количество денег, которые можно сэкономить при покупке мебели.

Результаты ваших расчетов внесите в таблицу «Смета затрат на покупку мебели для школьной столовой».

При расчетах можно воспользоваться данными:

  • о площади школьной столовой;

  • о количестве квадратных метров, необходимых для размещения одного стола;

  • материалами из прейскуранта цен трех магазинов «Мебельные реформы», «Уютный дом», «Мебель +».

Приведите обоснование вашей сметы затрат, которое можно представить на заседание общешкольного Совета родителей, посвященное утверждению данной сметы.

Информация о площади школьной столовой: длина зала – 20 м; ширина зала – 15 м.

Информация о размещении столов: 10 м2 – для размещения одного стола.

Информация о количестве стульев на один стол: за один стол можно разместить 4 стула.

Прейскуранты разных мебельных магазинов

«Мебельные реформы»

Наименование товара

Цена

1

Стол кухонный

1650 рублей

2

Стул

740 рублей


«Уютный дом»

Наименование товара

Цена

1

Стол кухонный

1900 рублей

2

Стул

670 рублей


«Мебель +»

Наименование товара

Цена

1

Стол кухонный

1900 рублей

2

Стул

750 рублей

3

Комплект стол + 4 стула

4 350 рублей


Практический этап – работа в группах.


Контрольно-коррекционный – сравнение полученных результатов с условиями, заданными проектной задачей.


Заключительный – защита составленных смет затрат на покупку мебели

Смета затрат на покупку мебели для школьной столовой


Наименование товара

Количество

Цена

Стоимость









Общая стоимость всей покупки (р.)



Для определения количества столов необходимо знать площадь школьной столовой.

Для определения общего количества стульев необходимо рассчитать количество столов, которые можно разместить на площади столовой.

Анализируя прейскуранты различных магазинов, учащимся нужно выбрать оптимальное решение. Возможно, что учащиеся рассчитают затраты при покупке всего товара в каждом из трех магазинов и выберут тот магазин, в котором эти затраты окажутся наименьшими. Более точное решение состоит в покупке товара по частям: каждый вид товара покупается в том магазине, в котором его цена минимальная.

Все полученные в ходе решения задачи данные вносятся в смету предполагаемых расходов. Эта таблица является «сборкой» всех промежуточных результатов и местом для определения общей стоимости покупки.

При анализе решений целесообразно обсудить, какие дополнительные факторы необходимо учитывать, если доставка из магазинов отсутствует или требует дополнительной оплаты.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная задача как механизм формирования УУД при реализации ФГОС НОО

Автор: Игнатова Ольга Александровна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192570

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях  формирования и реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "116993"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412679877"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Пояснительная записка к учебному курсу "Изобразительное искусство" 1 - 4 классы "
    ["seo_title"] => string(82) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-uchiebnomu-kursu-izobrazitiel-noie-iskusstvo-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "241248"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445197050"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Тема «Любовь как источника света» по рассказу И. Бунина «Темные аллеи»  Тип урока : урок-исследование (применение ТРКМЧП) "
    ["seo_title"] => string(123) "tiema-liubov-kak-istochnika-svieta-po-rasskazu-i-bunina-tiemnyie-alliei-tip-uroka-urok-issliedovaniie-primienieniie-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "115601"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412022467"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_protsiessie_o"
    ["file_id"] => string(6) "363013"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245497"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Статья: "Пути достижений метапредметных и личностных результатов в процессе обучения и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_puti_dostizhienii_mietapriedmietnykh_i_lichnostnykh_riezul_tatov_v_prots"
    ["file_id"] => string(6) "363014"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480245742"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства