kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа на тему "Почва и её значение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Актуальность

  Почвенные ресурсы земного шара ограничены. В результате неправильной эксплуатации почвенного покрова имеет место разрушение почв, утрата ими плодородия и отчуждение земель из активного сельскохозяйственного использования. Все это подчеркивает необходимость бережного и рационального использования почвенных ресурсов, охраны почв.

Охрана почв – острейшая глобальная проблема сегодняшнего дня, с которой непосредственно связана проблема обеспечения продовольствием все возрастающего населения планеты. Охрана и использование земель – это система мероприятий, направленная на защиту, качественное улучшение и рациональное использование земельных ресурсов. Охрана почв необходима для сохранения и приумножения плодородия почв, для поддержания устойчивости в биосфере.

2. Цель:

Формирование современных знаний и навыков о почве, ее строении, составе и свойствах.

Задачи:

  1. Собрать информацию о почве.
  2. Узнать основные свойства почвы.
  3. В процессе опытов установить состав почвы.
  4. Выявить способы защиты почвы от разрушения.
  5. Сделать рисунки на тему «Земля – планета жизни» и собрать произведения фольклора о почве.

3. Методика исследования.

Изучение специальной литературы, опыты, выводы.

4. Место и объект исследования.

Россия, Татарстан, Азнакаевский район. Почва.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«проектная работа почва»

МБОУ «Гимназия города Азнакаево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан









Проектная работа: «Почва и её значение»





Номинация: Природоохранное направление



Автор: Шаехова Алия



3 Б класс



Руководитель проекта: Насипова Гузель Шайхетдиновна



1. Актуальность

Почвенные ресурсы земного шара ограничены. В результате неправильной эксплуатации почвенного покрова имеет место разрушение почв, утрата ими плодородия и отчуждение земель из активного сельскохозяйственного использования. Все это подчеркивает необходимость бережного и рационального использования почвенных ресурсов, охраны почв.

Охрана почв – острейшая глобальная проблема сегодняшнего дня, с которой непосредственно связана проблема обеспечения продовольствием все возрастающего населения планеты. Охрана и использование земель – это система мероприятий, направленная на защиту, качественное улучшение и рациональное использование земельных ресурсов. Охрана почв необходима для сохранения и приумножения плодородия почв, для поддержания устойчивости в биосфере.

2. Цель:

Формирование современных знаний и навыков о почве, ее строении, составе и свойствах.

Задачи:

  1. Собрать информацию о почве.

  2. Узнать основные свойства почвы.

  3. В процессе опытов установить состав почвы.

  4. Выявить способы защиты почвы от разрушения.

  5. Сделать рисунки на тему «Земля – планета жизни» и собрать произведения фольклора о почве.

3. Методика исследования.

Изучение специальной литературы, опыты, выводы.



4. Место и объект исследования.

Россия, Татарстан, Азнакаевский район. Почва.



5. Введение.

Значение слова «земля» в различных словарях:

  • Земля — третья от Солнца планета Солнечной системы.

  • То же, что и почва — поверхностный (плодородный) слой Земли.

  • Земля — суша в противоположность морю как водной поверхности.

  • Земля — одна из мировых стихий в алхимии и разного рода оккультизме.

  • Земля — устаревшее (начало XIX века и ранее) название тугоплавких, практически не растворимых в воде оксидов. В настоящее время это название сохранилось в словах «кремнезём», «глинозём» и т. д., присутствует в термине «редкоземельные элементы».

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется? Конечно, – это почва. В нашей проектной работе речь пойдёт о почве, ее составе, типах почв России и их охране.



6. Основная часть

а) Что такое почва?

ПОЧВА – самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Почва представляет собой совершенно особое природное образование, обладающее только ей присущим строением, составом и свойствами. Важнейшим свойством почвы является ее плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений. Чтобы быть плодородной, почва должна обладать достаточным количеством питательных веществ и запасом воды, необходимым для питания растений, именно своим плодородием почва, как природное тело, отличается от всех других природных тел (например, бесплодного камня), которые не способны обеспечить потребность растений в одновременном и совместном наличии двух факторов их существования – воды и минеральных веществ.

Почва – важнейший компонент всех наземных биоценозов и биосферы Земли в целом, через почвенный покров Земли идут многочисленные экологические связи всех живущих на земле и в земле организмов (в том числе и человека) с литосферой, гидросферой и атмосферой.

Роль почвы в хозяйстве человека огромна. Изучение почв необходимо не только для сельскохозяйственных целей, но и для развития лесного хозяйства, инженерно-строительного дела. Знание свойств почв необходимо для решения ряда проблем здравоохранения, разведки и добычи полезных ископаемых, организации зеленых зон в городском хозяйстве, экологического мониторинга и пр.

б
) Состав почвы



в) Свойства почвы.




г) Как образуется почва?

Формирование почвы начинается с выветривания. Горные породы разрушаются и измельчаются. На рыхлой увлажнённой массе появляются первые бактерии, грибы и водоросли. В процессе их жизнедеятельности образуется тонкая плёнка органического вещества, на которой поселяются низшие растения - мхи и лишайники. Микроорганизмы постепенно перерабатывают останки отмерших растений и животных, и органического вещества становится больше. Так в почве накапливается перегной - слой чёрного цвета, называемый гумусом. Он содержит основные питательные вещества, необходимые растениям. Чем больше гумуса в почве, тем она плодороднее.

Почвы формируются очень медленно. Чтобы образовалась почва метровой глубины, необходимо 10 тыс. лет.



д) Типы почв.

Тундровые глеевые почвы находятся на равнинах. Образуются без особого влияния на них растительности. Эти почвы находятся в областях, где есть многолетняя мерзлота (в Северном полушарии). Зачастую глеевые почвы – это места, где обитают и кормятся летом и зимой олени. Примером тундровых почв в России может служить Чукотка, а в мире – это Аляска в США. На территории с такими почвами люди занимаются земледелием. На такой земле растет картофель, овощи и различные травы.

Арктические почвы получаются в результате оттаивания вечной мерзлоты. Такая почва довольно тонкая. Максимальный слой гумуса (плодородного слоя) составляет 1-2 см. У этого типа почв низкая кислая среда. Почва эта не восстанавливается из-за сурового климата. Эти почвы распространены на территории России только в Арктике (на ряде островов Северного Ледовитого океана). В силу сурового климата и маленького слоя гумуса, на таких почвах ничего не растет.

Подзолистые почвы распространены в лесах. В почве всего 1-4% гумуса. Подзолистые почвы получаются благодаря процессу подзолообразования.Происходит реакция с кислотой. Именно поэтому этот тип почвы еще называется кислый.

Серые лесные почвы образуются на территории лесов. Непременным условием для формирования таких почв является наличие континентального климата. Лиственных лесов и травяной растительности. Места образования содержат необходимый для такой почвы элемент – кальций. Благодаря этому элементу вода не проникает в глубь почв и не размывает их. Эти почвы серого цвета.

Бурые лесные почвы распространены в лесах: смешанных, хвойных и широколистных. Эти почвы есть только в условиях умеренного теплого климата. Цвет почвы бурый. Обычно бурые почвы выглядят так: на поверхности земли слой опавшей листвы, около 5 см высотой.

Каштановые почвы распространены в степях и полупустынях. Плодородный слой таких почв составляет 1,5-4,5%. Что говорит средней плодородности почвы. Эта почва имеет каштановый, светло-каштановый и темно-каштановый цвет. Соответственно существует три подтипа каштановой почвы, различающихся по цвету. На светло-каштановых почвах земледелие возможно только при обильном поливе водой. Основное предназначение этой земли – это пастбища. На темно-каштановых почвах хорошо растут и без полива следующие культуры: пшеница, ячмень, овес, подсолнечник, просо. Есть небольшие различия почвы и в химическом составе каштановой почвы. Разделение ее на глинистую, песчаную, супесчаную, легкосуглинистую, среднесуглинистую и тяжелосуглинистую. В каждой из них незначительно отличающийся химический состав. Химический состав каштановой почвы разнообразен. В почве есть магний, кальций, растворимые в воде соли. Каштановая почва имеет свойство быстро восстанавливаться. Ее толщина поддерживается ежегодно опадающей травой и листьями редких в степи деревьев. На ней можно получать неплохие урожаи, при условии, если есть много влаги. Ведь степи обычно засушливы. Каштановые почвы в России распространены на территории Кавказа, на Поволжье и в Средней Сибири.

На территории России есть много видов почв. Все они различаются по химическому и механическому составу.



е) Значение почвы.

Роль почвы в природе

Почвенный покров образует одну из геофизических оболочек Земли - педосферу. Основные геосферные функции почвы как природного тела обусловлены положением почвы на стыке живой и неживой природы. И главная из них - обеспечение жизни на Земле. Именно в почве укореняются наземные растения, в ней обитают мелкие животные, огромная масса микроорганизмов. В результате почвообразования именно в почве концентрируются жизненно необходимые организмам вода и элементы минерального питания в доступных для них формах химических соединений. Таким образом, почва - условие существования жизни, но одновременно почва - следствие жизни на Земле.

Запасание энергии - следующая общая функция почвы. Почва является важнейшим условием фотосинтетической деятельности растений. Этим путем аккумулируется на Земле колоссальное количество энергии. В.А. Ковда приводит такие данные. В форме топлива, пищи, кормов ежегодно на земном шаре расходуется примерно 7 " 1012 кВт " ч этой энергии. Еще 16,2 " 1012 кВт " ч человечество сжигает в виде ископаемого топлива (угля, нефти, газа, торфа), созданного в прошлые геологические эпохи также, по-видимому, растениями. Другие источники энергии (реки, ветер, ядерное топливо) дают неизмеримо меньше энергии. И в настоящее время и, вероятно, еще долго в будущем именно система почва - растения - животные будет главным поставщиком трансформированной энергии Солнца человечеству. Живое вещество неустойчиво, после отмирания организмов оно быстро разрушается, минерализуется, и только небольшая часть его превращается в почве в гумус и надолго сохраняется, обеспечивая нормальное функционирование почв в биосфере.

Третья глобальная функция почвы - обеспечение постоянного взаимодействия большого геологического и малого биологического круговоротов веществ, так как биогеохимические циклы элементов, в том числе таких важнейших биофилов, как углерод, азот, кислород, осуществляются через почву. Эти элементы в разной форме и в разных соотношениях участвуют в синтезе органического вещества растениями. Затем они проходят сложный цикл превращений в почве, и часть продуктов поступает в атмосферу и гидросферу. Тем самым почва участвует в процессе регулирования состава атмосферы и гидросферы. Это четвертая глобальная функция почвы.

Пятая глобальная функция почвы - регулирование биосферных процессов, в частности плотности и продуктивности живых организмов на земной поверхности. Почва обладает не только плодородием, она имеет и свойства, лимитирующие жизнедеятельность тех или иных организмов. Не случайно зарождение древних цивилизаций происходило в тех регионах нашей планеты, где естественное плодородие почв особенно велико. Таким образом, почва - основное средство производства и объект труда в сельском хозяйстве, а ее распределение - причина острых социальных конфликтов.

Роль почвы в жизни и деятельности человека

Почве принадлежит важная роль и в природной среде обитания человека. Прежде всего потому, что почва - основное средство сельскохозяйственного производства, относящееся к категории невозобновимых природных ресурсов. Международные декларации и соглашения по проблемам природопользования ("Всемирная стратегия охраны природы", "Всемирная почвенная хартия", "Основы мировой почвенной политики") утверждают значение почвы как всеобщего достояния человечества, рационально использовать и охранять которое должны все люди Земли. Поэтому вопросы землепользования затрагивают комплекс сложных проблем социально-экономического характера: вопросы земельной собственности, земельного законодательства, земельного права, экономической оценки земель и т.д.

По отношению к окружающей среде и человеку почва выполняет еще одну важную роль - протекторную. Обладая способностью поглощать и удерживать в себе различные загрязняющие вещества, в том числе и радионуклиды, связывая их химическим и физическим путем, почва тем самым служит своеобразным фильтром, предотвращающим поступление этих соединений в природные воды, растения и далее по пищевым цепям в животные организмы и человека. Однако возможности почвы в этом отношении небезграничны, а уровень техногенного прессинга все возрастает, поэтому все чаще наблюдаются случаи опасного загрязнения почв и последующего отравления людей.

Здоровье человека в значительной степени определятся той средой, в которой он вынужден жить, и, как оказалось, почве в этом вопросе принадлежит немаловажная роль. Некоторые заболевания, причины которых ранее были неизвестны, связаны с определенными почвенными условиями: избытком или недостатком химических элементов, нарушением их соотношения. Наиболее широко известными примерами из этой области являются заболевания щитовидной железы (зоб и базедова болезнь), поражения зубной эмали (кариес и флюороз), но их список очень велик и продолжает расширяться. Так, имеются сведения о связи с особенностями почвенного покрова и онкологических заболеваний. Изучение онкологами географического распространения рака желудка показало, что в Тунисе, Египте, Афганистане заболеваемость раком желудка значительно ниже, чем в Англии, Франции, США. Клинические исследования позволили предположить повышенный риск этого заболевания с недостаточным содержанием магния в пище (следовательно, в воде и почвах), а также с нарушением соотношения в почвенном растворе между ионами Са, Mg, Mn. Эта закономерность была подтверждена на примере Ростовской области в совместной работе почвоведов (В.В. Акимцев) и онкологов (З.М. Митлин).

Такие заболевания по предложению А.П. Виноградова были названы эндемическими, а территории с аномальным содержанием химических элементов - эндемическими провинциями. В.В. Ковальский составил карту биогеохимических зон и провинций СССР [6]. На ней он выделил районы распространения ряда заболеваний человека и животных, обусловленных биогеохимическими свойствами почв и вод. Разгадка возникновения эндемических болезней позволила выработать меры нейтрализации этих явлений.

Почвы заселены мириадами микроорганизмов. Некоторые из них выделены из почв и используются для изготовления ценных лечебных препаратов - антибиотиков. В составе почвенной микрофлоры содержатся и патогенные формы, вызывающие тяжелые заболевания, например возбудители столбняка (b. tetani), сибирской язвы (b. antracis), злокачественного отека (b. oedematis maligni) и некоторые др. Некоторые болезни человека и животных связаны с животными, живущими только в определенных почвенных условиях. Например, грызуны и насекомые, живущие в песчаных и супесчаных почвах полупустынь и сухих степей, переносят такие болезни, как туляремия, чума.

Таким образом, многие важные вопросы медицины и ветеринарии не могут быть решены без учета особенностей почвенного покрова. Именно поэтому в 1986 году была организована рабочая группа "Почвы и геомедицина" в рамках Международного общества почвоведов. Это создало предпосылки для выделения особого раздела в почвоведении - медицинского.

Есть еще одна область деятельности человека, где учет свойств почв и почвенного покрова в целом совершенно необходим. Почвы обладают различными инженерно-геологическими свойствами. Долговечность деревянных, металлических и бетонных конструкций, фундаментов зданий и их стен зависит от химического состава почвенно-грунтовых вод и взаимодействия между материалами сооружений и почвой. Строительство дорог, аэродромов также опирается на научные положения почвоведения, так как свойства почв определяют долговечность покрытий этих сооружений.



ё) Что такое плодородие?

Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Это эмерджентное свойство почвы. При взаимодействии компонентов почвы появляется плодородие. Почва состоит из перегноя, азота, фосфора, калийных солей, воды, воздуха, глины и песка.

Вот перед вами яблоко. Представим, что яблоко – это наша планета Земля. Делим его на 4 части; 3 из них – это вода, а ¼ часть – земля, если эту маленькую часть поделим еще, то получим «кусочек земли», где люди не живут: это пустыни, ледники, вершины гор. А теперь эту маленькую часть делим на 3 части: 2 части – это города, дороги, леса, – землю нельзя использовать. И только последний кусочек мы используем. Вот эта кожура – это и будет слой плодородной почвы. А мы, порой, чтобы сократить путь, переходим через вспаханное, засеянное поле или клумбу, делаем на них дорожки, и вот уже почва перестает быть плодородной. Значит, от этого крохотного кусочка можно еще отрезать кроху.

С давних пор человек оценивает почву главным образом с точки зрения её плодородия. Именно от плодородия зависит урожай и красота растений. Почва — сложная система, которая живёт и развивается по своим законам, поэтому под плодородием нужно понимать весь комплекс почвенных свойств и процессов, определяющих нормальное развитие растений. Все процессы, происходящие в почве, связаны между собой. Исключение или ослабление какого–либо составляющего ведёт за собой изменение всего состава почвы и потере ценных её качеств. Деградация почвы — цепная реакция, которую трудно остановить. Ухудшение земель снижает продуктивность растений. Почва в этом случае становится подвержена эрозии и вымыванию полезных веществ, что опять ведёт к снижению численности растений. Мероприятия по возобновлению плодородия почв долговременны, очень дорогостоящи и сложны, поэтому так важно следить за состоянием почвы, не допуская её сильного истощения или загрязнения. Результатом такого внимательного отношения будет привлекательность цветов и отличный урожай.

Для определения плодородия почвы необходимо обратить внимание на её состав, кислотность, отношение к воде и кислороду. Обладая наблюдательностью и элементарными знаниями по биологии можно определить состояние почвы и предпринять необходимые меры по улучшению или поддержанию почвенных свойств.



ж) Везде ли на Земле есть почва?

Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.



Почвенный покров Азнакаевского района

В соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием территория Азнакаевского муниципального района расположена в пределах возвышенно-увалистого суглинистого выщелочено-черноземного и лугово-солонцевато-черноземного округа Предуральской провинции лесостепной зоны.

Природные условия существенным образом повлияли на формирование почвенного покрова территории.

По данным Схемы территориального планирования Республики Татарстан по степени естественного плодородия почвенного покрова почвы Азнакаевского муниципального района относятся к обладающим повышенным плодородием (категория «хорошая») Средний бонитет почв Азнакаевского муниципального района составляет 33,1 .

В почвенном покрове района наибольшее распространение получили плодородные черноземные почвы (90,3 %). Почти половина черноземов приходится на типичные, распространенные на пологих склонах речных долин и возвышенных водоразделах. Среди типичных черноземов наибольшим распространением пользуются среднемощные черноземы, характеризующиеся мощностью горизонта от 45 до 65 см, при содержании гумуса свыше 10 %. Почвообразующими породами для этого типа почв служат элювиальные, элювиально-делювиальные и делювиальные отложения, образовавшиеся за счет разрушения коренных верхнепермских и четвертичных отложений.

Участками встречаются выщелоченные обыкновенные и карбонатные черноземы.

Значительно меньше распространены типичные маломощные черноземы, развитые в основном на плато и на прилегающих к ним склонах. Типичные маломощные черноземы отличаются от среднемощных только несколько меньшим слоем гумусового горизонта (до 35 см), содержанием гумуса в них 10-13 %.

Развиты также выщелоченные и оподзоленные черноземы, первые из которых имеют более широкое распространение. На элювиальных карбонатных породахотдельными пятнами по водораздельным пространствам развиты карбонатные черноземы, а по низким террасам долин более значительных рек- луговые, слабо выщелоченные черноземные почвы. Мощность гумусового слоя в луговых почвах достигает 45-70 см, при содержании гумуса до 11 %.

Отдельными пятнами встречаются серых_и темно-серых лесных почв, распространенных на водоразделах малых рек, покрытых элювиальными пермскими отложениями. Они отличаются серой окраской, средней мощностью гумусового слоя около 75 см.

Преобладающий гранулометрический состав почв в основном глинистый и тяжелосуглинистый (84,2 %), отличающиеся высокой влагоемкостью и слабой водопроницаемостью. Также встречаются супесчаные (0,4 %), среднесуглинистые (11,0%), легкосуглинистые (1,2%) почвы .


Состояние и использование земельных ресурсов Азнакаевского района

Почвенный покров, являясь особым естественно-историческим телом, относится к практически невозобновимым природным ресурсам. Обладая уникальным свойством – плодородием, он обеспечивает существование человека. Огромное санитарное значение почв общеизвестно: именно они выполняют роль природных фильтров, задерживая и трансформируя целые «букеты» различных загрязняющих веществ. Являясь одним из основных компонентов биосферы, почвы выполняют роль аккумулятора и трансформатора энергии. Одним из показателей, характеризующих состояние земельного фонда, являются распределение земель по функциональному значению и их целевому использованию. Основную площадь в районе занимают земли сельскохозяйственного назначения (74,2 %). Общая площадь земель лесного фонда составляет 43,5 тыс.га (20 %).


Загрязнение почвенного покрова территории обусловлено значительными площадями территорий промышленно-коммунального назначения и инженерных сооружений, сетью транспортных магистралей с интенсивными транспортными потоками, а также аэротехногенным выпадением загрязнителей.

Многочисленными исследованиями доказано, что размеры зон сильного загрязнения почв поглощаются размерами сильного загрязнения воздуха, а форма в целом повторяет форму среднегодовой многолетней розы ветров.

Необходимо отметить, что доля земель промышленности составляет в Азнакаевском районе 2,3%, что почти в 2 раза превышает аналогичный показатель по Республике Татарстан. При этом более 80% земель этой категории заняты объектами нефтедобывающей промышленности: НГДУ «Азнакаевскнефть», НГДУ «Джалильнефть», ЗАО «Геология», ООО «Татнефть-Геология».


7. Практическая часть

Опыты для изучения состава почвы:

Опыт 1: В непрокалённой почве есть остатки растений животных

Прокаливаем почву в жестяной баночке. Дым – горят остатки растений. Если нагревать почву до тех пор, пока из неё не перестанет идти дым, почва станет совсем серой.

Опыт 2: Почва состоит из песка и глины.

За 2 часа до урока в воду опустили прокалённую почву. Рассмотрите осадок. Внизу – песок, над песком – более мелкие частицы – глина.

Опыт 3: В почве есть вода.

Если нагревать почву в пробирке, то стекло, помещённое над ней, скоро запотеет. Через некоторое время на нижней стороне стекла появятся капельки. Откуда появилась вода на стекле?

Опыт 4: В почве есть воздух.

Бросим комочек сухой почвы в воду. Наблюдаем, как из почвы выходят пузырьки воздуха. О чём это говорит?

Опыт 5: В почве есть соли.

Капельку воды из стакана, где песок и глина, подогрели в ложке. Вода испарилась, осталась соль.

Вывод: Почва бывает серого, тёмного, иногда совсем чёрного цвета.

В почве есть вода, воздух, остатки растений и животных, песок, глина.



8. Результаты исследования.

  • В непрокалённой почве есть остатки растений животных

  • Почва состоит из песка и глины.

  • В почве есть вода.

  • В почве есть воздух.

  • В почве есть соли.

  • Почва бывает серого, тёмного, иногда совсем чёрного цвета.

  • В почве есть вода, воздух, остатки растений и животных, песок, глина.



Отчего почва разрушается?

  • Неразумная деятельность человека:

  • Неправильная обработка почвы, неграмотный уход за растениями, использование большогоколичества минеральных веществ (удобрений), ядохимикатов для борьбы с вредителями и сорняками

  • строительство;

  • уничтожение парков и скверов;

  • непродуманный выпас скота;

  • вырубка леса;

  • Почву размывает вода;

  • Выдувает сильный ветер;

Способы защиты почв от разрушения.

  • Для накопления влаги в почве применяется снегозадержание;

  • Нельзя вырубать леса, лишать на больших пространствах землю естественного растительного покрова;

  • Как заграждение от ветра в засушливых районах надо сажать полезащитные полосы. Эти насаждения также будут задерживать влагу и насыщать ею воздух;

  • Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав;

  • Вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву.

Опыт наших предков

  • Бросить мусор, плюнуть на землю - ПОЗОР

  • Посевы делали на ровной поверхности

  • Склоны холмов – для многолетних трав

  • Бытовые отходы, растительные остатки складывали в компостные кучи

  • Привлекали птиц.

  • Использовали свойства некоторых растений для борьбы с вредителями

  • Старались приметить «гнилые углы»

  • Для защиты от сильных ветров сажали деревья

  • Зимой для задержания снежного покрова ставили щиты.

  • Вывозили на поля золу и навоз

Надо ли сжигать сухую листву и траву

1) Из-за ежегодного сгребания и сжигания листвы и сухой травы почва лишается перегноя, становится истощенной и бесплодной. Ведь подстилка из опавших листьев и побегов – отличное органическое удобрение, которое обеспечивает растущие деревья, кустарники и травы питательными веществами. Опавшие листья – это не мусор, а единственное удобрение для дикорастущих растений. При сжигании оно буквально вылетает в воздух. Кроме того, оголенная, выжженная земля намного быстрее теряет накопленную за зиму влагу, что мешает полноценному развитию и жизнедеятельности растений.

Сжигание травы – большая беда для обитателей «травяных джунглей»: растений и животных. В огне гибнут насекомые, лягушки, кладки птиц, гнездящихся на земле. Сгорают корни и корневища растений, их семена, так и не попав в землю. Не случайно так беден видовой состав растений и животных в местах частых пожаров.

2) Не каждый думает о том, сколько копоти и вредных газов попадает в это время в атмосферу, загрязняя ее. Терпкий запах горящей листвы и старой травы к тому же небезопасен. Ведь даже дым от обычного костра из хвороста содержит десятки веществ, вредных для здоровья человека. При весенних и осенних кострах и палах, сжигающих «мусор», концентрация этих веществ во много раз превышает гигиенические нормы, предъявляемые к воздуху, которым мы дышим. Такие кострища буквально пышут ядом. У людей ухудшается самочувствие, обостряются аллергические заболевания, заболевания органов дыхания. Массовое сжигание листвы и травы приводит к такому загрязнению атмосферы, которое сравнимо с мощными промышленными выбросами.

– Значит не зря в народе говорят: от пала все пропало. И это справедливо. Теперь вы знаете, почему нельзя сжигать мусор, а полезнее закапывать его в землю, пусть превращается в удобрение. Значит, будет больше плодородных земель, богаче будет наша страна.



Это интересно!

1см почвы - за 250 – 300 лет

20см - за 5 – 6 тысяч лет

На 1 м² земли живет приблизительно 80 дождевых червей

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

О чём говорят расчёты учёных?

1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет! 20 см почвы – за 5-6 тысяч лет! Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, – всего за 15 лет!



Загадки и пословицы о земле



Пословицы о земле



Земля кормит людей, как мать детей.

Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей.

Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку вся земля.

Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!

Всякому человеку – и доброму, и худому – земля даст приют.

Добра мать до своих детей, а земля – до своих людей.

Меня бьют, колотят, режут, ворочают; я всё терплю и всем добром плачу.

Земля – кормилица, а и та есть просит.

Нет плохой земли, есть плохие хозяева

Труженику земля – мать родная.

Земелька чёрненька – а белый хлеб родит.

Держись за землю, трава обманет.

Крестьянин без земли, что дерево без корня.

В землю не положишь – и с земли не возьмёшь.

Без хозяина земля – круглая сирота.

Земля заботу любит.

Без назема-батюшки не жди хлеба от земли-матушки.

Загадки о земле



Меня бьют, колотят, режут —

Я всё терплю, всем добром плачу. (Почва)



Что в году четыре раза

Переодевается? (Земля)



Голубая точка,

В бесконечном море,

Нет родней клубочка,

В космическом просторе.

Проросла травою,

Ожила ручьями

И меня с тобою,

Укрыла небесами.

Горы, океаны,

Реки и поля,

Загадочные страны,

Дом родной... (ЗЕМЛЯ)



Чем больше в неё вложишь,

Тем больше она отдаст. (земля)



Детей не имеет,

А всем мать родная. (земля)



1.Обширное пространство земли, омываемое морями и океанами.

2.Многолетний режим погоды, характерный для нашей местности.

3.Состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте, в данный момент.

4.Грозное природное явление, в результате которого происходит столкновение плит, из которых сложена земная кора и верхняя часть мантии.

5.Центральная часть планеты Земля.

6.Водная оболочка Земли.

7.Гора, в верхней части которой имеются углубления — вулканический кратер, в толще проходит канал — жерло, который ведёт в особую камеру — очаг магмы.

8.Воздушная оболочка Земли.

9.Средняя оболочка Земли.

10.Слой озона в верхних слоях атмосферы, который задерживает опасное для организмов излучение из космоса.

11.Группа островов.

12.Разновидность кислорода.

13.То, из чего состоят горные породы.

14.Все неровности земной поверхности



Сказка о Земле



В незапамятные времена, в Беспредельном Космосе Великий Творец создал голубую планету Земля, планету для своих детей. Прекрасная, цветущая планета, как любящая мать, отдавала людям все свое тепло и красоту. И человек был счастлив жить на чудесной планете, среди деревьев и цветов, и с благодарностью дарили люди Земле такую же нежную и заботливую любовь.

Но проходили века, и постепенно глаза людей разучились видеть красоту, потому что стали холодными их сердца. Люди спрятались от любящей природы за большими каменными стенами городов, стали рубить деревья, сбрасывать мусор в реки и прорывали в Земле огромные раны-шахты. А Земля все так же любила людей, она старалась не показывать, как ей больно, и по-прежнему готова была все отдать людям: на месте спиленных деревьев прорастали новые, подземные источники очищали реки. Но людям было все мало и хоть богатств земных было очень много, и хватало всем с избытком, алчность и жадность холодных сердец не знала границ; стали жестокие люди отбирать друг у друга силой то, что дарила им Мать-Земля. И начались войны, рвались снаряды на ее теле, рушились дома, проливалась на нее невинная кровь, разрывались просторы от крика страдающих людей.

И не смогла больше сдерживать боль Земля, заплакала, застонала, потекла лава из ее вулканов, начались землетрясения, вышли моря из берегов. И только тогда испугались люди и задумались: как уберечь Землю, спасти свой общий дом? И вспомнили, что жили они когда-то среди природы, и были частью Земли, и частью Великого Творца, жили в любви и гармонии со всем миром.

Но страшно было выходить из высоких каменных домов. Лишь немногие смельчаки отважились уйти в леса и поля, и построить себе там маленький дом. Они растят сады, ухаживают за животными, хотят поднять и вылечить Землю.

Очень обрадовалась Земля, когда почувствовала опять тепло человеческих рук, которые несли ей любовь. И сумела выстоять и не погибнуть. Но не восстановились еще полностью силы земные, трудно ей, ведь еще так мало людей умеют жить в любви и гармонии с природой. И пока несчастна наша Мать-Земля, – несчастны и люди. Но когда-нибудь проснутся, оттают людские сердца, вернутся они с покаянием и любовью к Земле, и Земля станет опять такой же прекрасной, какой создал ее Бог, и счастье вновь вернется к людям.

И ты, дорогой, маленький друг можешь помочь нашей Земле вновь стать красивой, если посадишь дерево или цветы на своем подоконнике и будешь ухаживать за ними.

















Почвообразующие факторы























Выводы:

Почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому. Для образования почвы слоем в 1 см нужно 10 тысяч лет, поэтому надо беречь почву.

Плодородных почв на Земле очень мало, поэтому очень важно беречь каждый клочок земли, ведь наличие почвы – одно из самых важных условий жизни многих живых существ, в том числе и человека.


Береги почву!

  1. Не бросай мусор!

  2. Не сжигай сухую траву и мусор!

  3. Ходи только по организованным тропкам, чтобы не утаптывать почву!

  4. Не плюй на землю, ведь она тебя кормит!

  5. Привлекай птиц в свои сады и огороды. Зимой развешивай кормушки, а весной - скворечники.

  6. Сажай деревья для защиты от сильных ветров.



Литература



  1. Ковда В. А. Основы учения о почвах. — М.: Наука, 1983.

  2. Розанов Б. Г. Морфология почв. — М.: изд. МГУ, 1983.

  3. Почвоведение. В 2 ч. / Под ред. В. А. Ковды, Б. Г. Розанова — М.: Высш. шк., 1988. —

  4. Теории и методы физики почв / Под ред. Е. В. Шеина и Л. О. Карпачевского. — М.: «Гриф и К», 2007.

  5. Шишов Л. Л., Лебедева И. И., Тонконогов В. Д. Классификация почв России и перспективы ее развития /Почвоведение: история, социология, методология. Памяти основателя теоретического почвоведения В. В. Докучаева / Отв. ред. В. Н. Кудеяров, И. В. Иванов. — М.: Наука, 2005

  6. Докучаев В.В. Русский чернозем // Избр. соч. М.: Гос. изд-во с.-х. лит., 1948. Т. 1. 480 с.

  7. Докучаев В.В. Лекции о почвоведении // Там же. 1949. Т. 3. С. 339-374.

  8. Докучаев В.В. К учению о зонах природы // Там же. С. 317-329.

  9. Докучаев В.В. Место и роль современного почвоведения в науке и жизни // Там же. С. 330-338.

  10. Орлов Д.С. Цвет и диагностика почв // Соросовский Образовательный Журнал. 1997. № 4. С. 45-51.

  11. Орлов Д.С. Микроэлементы в почвах и живых организмах // Там же. 1998. № 1. С. 61-68.

  12. Лобова Е. В., Хабаров А. В. Почвы. М., 1983.

13. Кауричев И. С., Панов Н. П., Розов Н. Н. и др. Почвоведение. М., 1989.

Просмотр содержимого презентации
«Почва и её значение Гимназия»

Почва и её значение

Почва и её значение

  • Шаехова Алия
  • 3 Б класс
  • 9 лет
  • МБОУ «Гимназия г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ
Меня бьют. колотят, режут- Я всё терплю, всем добром плачу. Почва Загадка

Меня бьют. колотят, режут-

Я всё терплю, всем добром плачу.

Почва

Загадка

Земля Почва Поверхность Суша Земной шар

Земля

Почва

Поверхность

Суша

Земной шар

Почва - это плодородный слой земли, на котором растут растения

Почва - это плодородный слой земли, на котором растут растения

Актуальность

Актуальность

  • Почвенные ресурсы земного шара ограничены. В результате неправильной эксплуатации почвенный покров разрушается, утрачивает своё плодородие и становится непригодным для сельскохозяйственного использования.
  • Охрана почв – острейшая глобальная проблема сегодняшнего дня, с которой связана проблема обеспечения продовольствием всего населения планеты.
Цель:  Формирование современных знаний и навыков о почве, ее строении, составе и свойствах.    Задачи:

Цель: Формирование современных знаний и навыков о почве, ее строении, составе и свойствах.

Задачи:

  • Собрать информацию о почве.
  • Узнать основные свойства почвы.
  • В процессе опытов установить состав почвы.
  • Выявить способы защиты почвы от разрушения.
  • Сделать рисунки на тему «Земля – планета жизни» и собрать произведения фольклора о почве.
Что такое почва? Почва - это верхний плодородный слой земли Основное свойство почвы - плодородие.

Что такое почва?

Почва - это верхний плодородный слой земли

Основное свойство почвы - плодородие.

Состав почвы

Состав почвы

Практическая работа  Опыт 1  Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидите? Какой вывод можно сделать?

Практическая работа

  • Опыт 1

Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидите? Какой вывод можно сделать?

  • В почве есть ВОЗДУХ .
Практическая работа  Опыт 2  Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт? В почве есть ВОДА .

Практическая работа

  • Опыт 2

Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт?

В почве есть ВОДА .

Практическая работа Опыт 3  Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Что доказывает этот опыт?  В почве есть  ПЕРЕГНОЙ .

Практическая работа

  • Опыт 3 Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Что доказывает этот опыт?

В почве есть

ПЕРЕГНОЙ .

Практическая работа Опыт 4  Прокаленную почву, в которой сгорел весь перегной насыпьте в стакан с водой, размешайте. Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите?  В почве есть ГЛИНА и ПЕСОК .

Практическая работа

  • Опыт 4

Прокаленную почву, в которой сгорел весь перегной насыпьте в стакан с водой, размешайте. Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите?

В почве есть

ГЛИНА и ПЕСОК .

Практическая работа Опыт 5   Возьмите несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой воды поместите на стекло. Подержите стекло над водой.  Что вы видите?   В почве есть  СОЛИ и  МИКРОБЫ

Практическая работа

  • Опыт 5

Возьмите несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой воды поместите на стекло. Подержите стекло над водой.

Что вы видите?

В почве есть

СОЛИ и

МИКРОБЫ

Свойства почвы

Свойства почвы

  • Сыпучая
  • Почва пропускает воду - это водопроницаемость
  • Почва нагревается и охлаждается -это теплопроводность
  • Плодородие
Проблемный вопрос Слой толщиной в 1 см образуется за 100 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)?

Проблемный вопрос

Слой толщиной в 1 см образуется за 100 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)?

Подумай! Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть  в лесу за 500000 лет  на лугу за 3225 лет там, где нет растений –всего за 15 лет   - О чем говорят эти расчеты ученых? 9

Подумай!

Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть

  • в лесу за 500000 лет
  • на лугу за 3225 лет
  • там, где нет растений –всего за 15 лет

- О чем говорят эти расчеты ученых?

9

Это интересно!  На 1 м² живет приблизительно 80 дождевых червей

Это интересно!

На 1 м² живет приблизительно 80 дождевых червей

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
  • Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
Типы почв

Типы почв

  • Тундровые глеевые почвы
  • Арктические почвы
  • Подзолистые почвы
  • Серые лесные почвы
  • Бурые лесные почвы
  • Каштановые почвы
Типы почв Черноземные Подзолистые 9

Типы почв

Черноземные

Подзолистые

9

Почвы Азнакаевского района

Почвы Азнакаевского района

  • В почвенном покрове района наибольшее распространение получили плодородные черноземные почвы (90,3 %) .
  • Мощность гумусового слоя в луговых почвах достигает 45-70 см, при содержании гумуса до 11 %.
  • Основную площадь в районе занимают земли сельскохозяйственного назначения (74,2 %). Общая площадь земель лесного фонда составляет 43,5 тыс.га (20 %).
  • Доля земель промышленности составляет в Азнакаевском районе 2,3%, что почти в 2 раза превышает аналогичный показатель по Республике Татарстан. При этом более 80% земель этой категории заняты объектами нефтедобывающей промышленности: НГДУ «Азнакаевскнефть», НГДУ «Джалильнефть», ЗАО «Геология», ООО «Татнефть-Геология».
  • Загрязнение почвенного покрова территории обусловлено значительными площадями территорий промышленно-коммунального назначения и инженерных сооружений, сетью транспортных магистралей с интенсивными транспортными потоками, а также аэротехногенным выпадением загрязнителей.
Значение почвы

Значение почвы

  • является фильтром, который очищает от загрязнений воду и растения
  • является источником солей и минеральных веществ, необходимых для организма человека
  • является источником энергии
  • осуществляет круговорот веществ в природе
  • является местом обитания живых существ
  • используется в строительстве
  • является средством для выращивания злаков, овощей, фруктов и ягод
Что растения получают из почвы?  Углекислый  газ Крахмал Кислород Питание  растений Вода с растворенными  солями

Что растения получают из почвы?

Углекислый

газ

Крахмал

Кислород

Питание

растений

Вода с растворенными

солями

Круговорот веществ

Круговорот веществ

Береги почву

Береги почву

  • Не бросай мусор!
  • Не сжигай сухую траву и мусор!
  • Ходи только по организованным тропкам, чтобы не утаптывать почву!
  • Не плюй на землю, ведь она тебя кормит!
  • Привлекай птиц в свои сады и огороды. Зимой развешивай кормушки, а весной - скворечники.
  • Сажай деревья для защиты от сильных ветров.
«Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планетепланете».

«Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планетепланете».

Наши рисунки

Наши рисунки

Почва - это источник жизни и наша кормилица

Почва - это источник жизни и наша кормилица

Используемая литература:

Используемая литература:

  • http://i052.radikal.ru/1104/fc/e462648f5b88.jpg
  • http://s008.radikal.ru/i306/1104/d1/59032698b963.jpg
  • http://s52.radikal.ru/i137/1104/81/4c39b977d31f.jpg
  • http://s57.radikal.ru/i155/1104/57/41be849b80f8.jpg
  • http://i010.radikal.ru/1104/2f/50b7ba4fc4fa.jpg
  • http://s19.radikal.ru/i192/1104/33/19865fa56bf6.jpg
  • http://s016.radikal.ru/i335/1104/81/9178b128c6d3.jpg
  • http://www.ikt.oblcit.ru/11/gonsharenko/sait/10.htm
  • http://urozhayna-gryadka.narod.ru/erozia.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная работа на тему "Почва и её значение"

Автор: Насипова Гузель Шайхетдиновна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144635

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Оброзование органических веществ в листьях на свету. Фотосинтез"
    ["seo_title"] => string(68) "obrozovaniieorghanichieskikhvieshchiestvvlistiakhnasvietufotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "302191"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457087006"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЭЛЕКТИВНОМ  КУРСЕ ПО ФИЗИКЕ «НЕОБЫКНОВЕННАЯ ФИЗИКА, ОБЫКНОВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ» "
    ["seo_title"] => string(121) "ispol-zovaniie-proiektnoi-tiekhnologii-na-eliektivnom-kursie-po-fizikie-nieobyknoviennaia-fizika-obyknoviennykh-iavlienii"
    ["file_id"] => string(6) "153346"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420995088"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина""
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapokraieviedieniiumoiamalaiarodina"
    ["file_id"] => string(6) "259839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448826584"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) ":  Мое Отечество – Казахстан. Столица нашего государства. Символы: герб, гимн, флаг. Словообразование. Морфемный состав слова. "
    ["seo_title"] => string(129) "moie-otiechiestvo-kazakhstan-stolitsa-nashiegho-ghosudarstva-simvoly-ghierb-ghimn-flagh-slovoobrazovaniie-morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "207726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430632325"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Географическая карта : определение, свойства, элементы, применение»"
    ["seo_title"] => string(75) "gieoghrafichieskaia_karta_opriedielieniie_svoistva_eliemienty_primienieniie"
    ["file_id"] => string(6) "424500"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1501090095"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства