Тема урока:   Образование органических веществ в листьях на свету. Фотосинтез
Цель:  1. Образовательная - познакомить учащихся с сущностью процесса фотосинтеза, его значением в природе и жизни человека; работами ученых, исследовавших процесс фотосинтеза.
2. Развивающая - развивать у учащихся навыки выделять главное и делать выводы, обогащение специальной речи учащихся; продолжить формирование навыков работы с лабораторным оборудованием, а также умения ставить простой опыт.
3. Воспитательная - формирование умений учащихся работать в группах.
Оборудование: проектные работы учащихся, живые растения, сырой картофель, раствор йода, чашки Петри, пинцет.
	- Организационный момент
- Психологический настрой
- Проверка д/з
- Изучение новой темы
- Закрепление
- Домашнее задание
- Рефлексия. Оценивание
1. Органицационный момент.
- Здравстуйте, ребята! Рада всех вас видеть на уроке.
2. Психологический настрой.
- Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу хорошего настроения и удачного дня.
3. Проверка домашнего задания:
	- Что такое лист? Формы листовых пластинок?
- Какую функцию выполняет лист?
- Чем отличаются простые листья от сложных?
- Строение листа? Дать характеристику.
- Как устроены устьица? Какую функцию они выполняют?
4. Новая тема
         Учитель:    - Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает?
Ещё в 6 веке встал вопрос о том, как питается растение. Казалось бы просто: растение корнями из земли берёт всё, что ему необходимо. Голландский учёный Ван-Гельмонт решил проверить это на практике.  Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой. Гельмонт не знал, откуда берётся пища для растения.
Много других ученых пытались ответить на этот вопрос. Например:  (слайд2)
     
Автор опыта
Описание и результат опыта
Вывод
Ян ван Гельмонт
За пять лет масса выращенной в бочке ивы увеличилась примерно в 30 раз, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г.
Растение строит тело с участием воды
Джозеф Пристли
Под стеклянным колпаком мышь через некоторое время погибала, а в присутствии растения жила.
Растение выделяет кислород
Д.Пристли
Ян Ингенхауз
На помещенной в воду ветке ивы пузырьки кислорода выделялись. В темноте пузырьков не наблюдалось.
Кислород выделяется только на свету
Жан Сенебье
С увеличением содержания в воде углекислоты увеличивается и количество выделяемых листьями пузырьков “чистого воздуха” (кислорода).
Кислород выделяется только в присутствии углекислого газа
Юлиус Сакс
В растениях на свету образуется крахмал, который выявляется йодной пробой.
На свету в растениях образуется крахмал
 
На участках листа герани, лишенных хлорофилла, крахмал не образуется
Крахмал образуется только в зеленых листьях (содержащих хлорофил
Вывод: листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит расскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы догадались, речь пойдёт о фотосинтезе.
Тема сегодняшнего урока «Образование органических веществ в листьях на свету. Фотосинтез».
Проблемный вопрос: Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?
Дети предлагают:
- провести эксперимент;
- сформулировать выводы по результатам эксперимента.
- Сделать общие выводы по результатам исследования и записать.
Экспериментальная проверка:
Предположим, что органическое вещество образуется в листьях, но как его обнаружить?
Знаете ли вы, что существуют вещества – индикаторы, с помощью которых  можно точно узнать о наличии других определённых веществ.
Например: раствор йода  помогает обнаружить органическое вещество – крахмал (учитель демонстрирует изменение окраски раствора йода на срезе клубня картофеля, затем наносит раствор йода на лист герани и показывает, что лист не изменил свою окраску). Но ведь изменению окраски может мешать зелёный цвет листа.
Учитель объединяет детей в группы и даёт карточки с заданием 
Задание 1 группы: удалите хлорофилл и попробуйте ещё раз обработать лист йодом.
Задание 2 группы: образуются ли органические вещества в листьях герани, находящейся  три дня в тёмном месте?
Задание 3 группы: перед вами комнатное растение колеус (зелёную окраску имеют только края его листьев), постоявшее на свету.
Объясните, на всей ли площади листа  образуется органическое вещество (крахмал)
Учащиеся выполняют эксперименты в группах, делают схемы, выводы и  записывают в тетради. На задание отводиться 10 минут.
- Сравните с результатами  проведенных исследований с текстом учебника,
и рисунком на слайде.
5 Закрепление :
В качестве итога групповой работы учитель предлагает обобщить полученные результаты.   слайд: «Фотосинтез»
 Используя  схему, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза.
Расшифровку термина, записываем в тетради, используем учебник.
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. (от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).( слайд 5 )
По схеме ученики дают определение понятия “фотосинтез”.
- Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека? (учитель зачитывает строки стихотворения и просит ответить на проблемный вопрос).
Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс - фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова -
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.
О роли фотосинтеза, более ста лет назад писал К. А. Тимирязев: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.
Значение фотосинтеза(слайд10)
1.    В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.
2.    Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.
3.    Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой
4.    Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли.
- Великий русский ученый ботаник К.А.Тимирязев называл зеленый лист великой фабрикой жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ и вода, двигателем – свет. Зеленые растения, постоянно выделяя кислород, не дадут погибнуть человечеству. А мы, должны заботиться о чистоте воздуха.
6.Домашнее задание
№ 18 
7.  Рефлексия. Закрепление
- Предлагаю вернуться к проблемному вопросу
Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?
Учащиеся высказывают и обосновывают своё мнение.
Ребята, вы все на славу потрудились и заслуживаете наивысшего балла. Большое Вам спасибо, до свидания!
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «фотосинтез 6 класс»
                            
            
                                                             Биология 6 класс
 г. Павлодар
 СОШ № 29
 Учитель биологии  
 Ныгманова Айжан Сергеевна
 Тема урока: Образование органических веществ в листьях на свету. Фотосинтез
 Цель: 1. Образовательная - познакомить учащихся с сущностью процесса фотосинтеза, его значением в природе и жизни человека; работами ученых, исследовавших процесс фотосинтеза.
2. Развивающая - развивать у учащихся навыки выделять главное и делать выводы, обогащение специальной речи учащихся; продолжить формирование навыков работы с лабораторным оборудованием, а также умения ставить простой опыт.
3. Воспитательная - формирование умений учащихся работать в группах.
  Оборудование: проектные работы учащихся, живые растения, сырой картофель, раствор йода, чашки Петри, пинцет.
  -  Организационный момент 
-  Психологический настрой 
-  Проверка д/з 
-  Изучение новой темы 
-  Закрепление 
-  Домашнее задание 
-  Рефлексия. Оценивание 
 1. Органицационный момент.
  - Здравстуйте, ребята! Рада всех вас видеть на уроке.
  2. Психологический настрой.  
  - Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу хорошего настроения и удачного дня.
  3. Проверка домашнего задания:
  -  Что такое лист? Формы листовых пластинок? 
-  Какую функцию выполняет лист? 
-  Чем отличаются простые листья от сложных? 
-  Строение листа? Дать характеристику. 
-  Как устроены устьица? Какую функцию они выполняют? 
 
 
  
 
  4. Новая тема
    Учитель: - Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает?
  Ещё в 6 веке встал вопрос о том, как питается растение. Казалось бы просто: растение корнями из земли берёт всё, что ему необходимо. Голландский учёный Ван-Гельмонт решил проверить это на практике. Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой. Гельмонт не знал, откуда берётся пища для растения.
  Много других ученых пытались ответить на этот вопрос. Например: (слайд2)
        
      | Автор опыта | Описание и результат опыта | Вывод | 
  | Ян ван Гельмонт | За пять лет масса выращенной в бочке ивы увеличилась примерно в 30 раз, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г. | Растение строит тело с участием воды | 
  | Джозеф Пристли | Под стеклянным колпаком мышь через некоторое время погибала, а в присутствии растения жила. | Растение выделяет кислород | 
  |  Д.Пристли Ян Ингенхауз | На помещенной в воду ветке ивы пузырьки кислорода выделялись. В темноте пузырьков не наблюдалось. | Кислород выделяется только на свету | 
  | Жан Сенебье | С увеличением содержания в воде углекислоты увеличивается и количество выделяемых листьями пузырьков “чистого воздуха” (кислорода). | Кислород выделяется только в присутствии углекислого газа | 
  | Юлиус Сакс | В растениях на свету образуется крахмал, который выявляется йодной пробой. | На свету в растениях образуется крахмал | 
  |   | На участках листа герани, лишенных хлорофилла, крахмал не образуется | Крахмал образуется только в зеленых листьях (содержащих хлорофил | 
 
  
 
  Вывод: листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит расскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы догадались, речь пойдёт о фотосинтезе.
  Тема сегодняшнего урока «Образование органических веществ в листьях на свету. Фотосинтез».
  Проблемный вопрос: Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?
  Дети предлагают:
  - провести эксперимент;
  - сформулировать выводы по результатам эксперимента.
  - Сделать общие выводы по результатам исследования и записать.
  Экспериментальная проверка:
  Предположим, что органическое вещество образуется в листьях, но как его обнаружить?
  Знаете ли вы, что существуют вещества – индикаторы, с помощью которых  можно точно узнать о наличии других определённых веществ.
  Например: раствор йода  помогает обнаружить органическое вещество – крахмал (учитель демонстрирует изменение окраски раствора йода на срезе клубня картофеля, затем наносит раствор йода на лист герани и показывает, что лист не изменил свою окраску). Но ведь изменению окраски может мешать зелёный цвет листа.
  Учитель объединяет детей в группы и даёт карточки с заданием 
  Задание 1 группы: удалите хлорофилл и попробуйте ещё раз обработать лист йодом.
  Задание 2 группы: образуются ли органические вещества в листьях герани, находящейся  три дня в тёмном месте?
  Задание 3 группы: перед вами комнатное растение колеус (зелёную окраску имеют только края его листьев), постоявшее на свету.
  Объясните, на всей ли площади листа  образуется органическое вещество (крахмал)
  Учащиеся выполняют эксперименты в группах, делают схемы, выводы и  записывают в тетради. На задание отводиться 10 минут.
  - Сравните с результатами  проведенных исследований с текстом учебника,
  и рисунком на слайде.
5 Закрепление :
  В качестве итога групповой работы учитель предлагает обобщить полученные результаты. слайд: «Фотосинтез»
   Используя  схему, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза.
Расшифровку термина, записываем в тетради, используем учебник.
  Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. (от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).( слайд 5 )
  По схеме ученики дают определение понятия “фотосинтез”.
  - Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека? (учитель зачитывает строки стихотворения и просит ответить на проблемный вопрос).
  
Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс - фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова -
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.
  О роли фотосинтеза, более ста лет назад писал К. А. Тимирязев: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.
  Значение фотосинтеза(слайд10)
  -  В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов. 
-  Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека. 
-  Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой 
-  Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли. 
 - Великий русский ученый ботаник К.А.Тимирязев называл зеленый лист великой фабрикой жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ и вода, двигателем – свет. Зеленые растения, постоянно выделяя кислород, не дадут погибнуть человечеству. А мы, должны заботиться о чистоте воздуха.
  6.Домашнее задание
  № 18  
  7. Рефлексия. Закрепление
  - Предлагаю вернуться к проблемному вопросу
  Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?
  Учащиеся высказывают и обосновывают своё мнение.
  Ребята, вы все на славу потрудились и заслуживаете наивысшего балла. Большое Вам спасибо, до свидания!
 
 
                                                  
         
            
            
                                    Просмотр содержимого презентации
                                                    
                    «Фотосинтез 1»
                            
            
                                                            
     
Образование органических веществ в листьях на свету. Фотосинтез 
     
Цель:  
1. Образовательная - познакомить учащихся с сущностью процесса фотосинтеза, его значением в природе и жизни человека; работами ученых, исследовавших процесс фотосинтеза.  2. Развивающая - развивать у учащихся навыки выделять главное и делать выводы, обогащение специальной речи учащихся; продолжить формирование навыков работы с лабораторным оборудованием, а также умения ставить простой опыт.  3. Воспитательная - формирование умений учащихся работать в группах. 
     
Автор опыта 
Описание и результат опыта 
Ян ван Гельмонт 
Вывод 
За пять лет масса выращенной в бочке ивы увеличилась примерно в 30 раз, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г. 
Джозеф Пристли 
Растение строит тело с участием воды 
Под стеклянным колпаком мышь через некоторое время погибала, а в присутствии растения жила. 
Д.Пристли 
Жан Сенебье 
Ян Ингенхауз 
На помещенной в воду ветке ивы пузырьки кислорода выделялись. В темноте пузырьков не наблюдалось. 
Растение выделяет кислород 
Кислород выделяется только на свету 
С увеличением содержания в воде углекислоты увеличивается и количество выделяемых листьями пузырьков “чистого воздуха” (кислорода). 
Юлиус Сакс 
Кислород выделяется только в присутствии углекислого газа 
В растениях на свету образуется крахмал, который выявляется йодной пробой. 
  
На свету в растениях образуется крахмал 
На участках листа герани, лишенных хлорофилла, крахмал не образуется 
Крахмал образуется только в зеленых листьях (содержащих хлорофил 
     
История открытия 
- Первым обнаружил, что растения выделяют кислород, английский химик Джозеф Пристли около 1770. 
- В 1817 г. два французских химика, Пельтье и Каванту, выделили из листьев зеленое вещество и назвали его хлорофиллом. 
- В 1845 г. немецкий физик Роберт Майер утверждеал о том, что зеленые растения преобразуют энергию, солнечного света в химическую энергию. 
- Тимирязев показал, что фотосинтез проходит с наибольшей интенсивностью в тех областях солнечного спектра, где находятся максимумы поглощения хлорофилла. 
- В 20 в. было установлено, что процесс фотосинтеза начинается на свету в фоторецепторах хлорофиллов, однако многие из последующих стадий могут протекать в темноте. 
- В 1941 американский биохимик Мелвин Калвин показал, что первичный процесс фотосинтеза заключается в фотолизе молекул воды, в результате чего образуются кислород и водород, идущий на восстановление диоксида углерода до органических веществ. 
 
Фотосинтез 
Фотосинтез 
 Фотосинтез – процесс превращения углекислого газа и воды в углеводы и кислород под действием энергии солнечного света. Образующиеся углеводы используются в качестве пищи, а кислород поступает в атмосферу. 
     
Где происходит фотосинтез 
Где происходит фотосинтез 
Фотосинтез происходит в клетках, содержащих зелёный пигмент – хлорофилл. Это вещество способно поглощать и трансформировать солнечную энергию. У растений хлорофилл содержится в специальных органеллах – хлоропластах 
Фотосинтез происходит в клетках, содержащих зелёный пигмент – хлорофилл. Это вещество способно поглощать и трансформировать солнечную энергию. У растений хлорофилл содержится в специальных органеллах – хлоропластах 
    
Хлоропласты 
Хлоропласты 
 Зелёные пластиды, которые встречаются в клетках растений и водорослей. С их помощью происходит фотосинтез. Хлоропласты содержат хлорофилл. Являются двумембранными органеллами. Под двойной мембраной имеются тилакоиды (мембранные образования, в которых находится электронтранспортная цепь хлоропластов). Тилакоиды высших растений группируются в граны, которые представляют собой стопки сплюснутых и тесно прижатых друг к другу тилакоидов, имеющих форму дисков. Пространство между оболочкой хлоропласта и тилакоидами называется стромой. В строме содержатся хлоропластные молекулы РНК, ДНК, рибосомы, крахмальные зёрна. 
Зелёные пластиды, которые встречаются в клетках растений и водорослей. С их помощью происходит фотосинтез. Хлоропласты содержат хлорофилл. Являются двумембранными органеллами. Под двойной мембраной имеются тилакоиды (мембранные образования, в которых находится электронтранспортная цепь хлоропластов). Тилакоиды высших растений группируются в граны, которые представляют собой стопки сплюснутых и тесно прижатых друг к другу тилакоидов, имеющих форму дисков. Пространство между оболочкой хлоропласта и тилакоидами называется стромой. В строме содержатся хлоропластные молекулы РНК, ДНК, рибосомы, крахмальные зёрна. 
     
2 фазы фотосинтеза: 
-  Световая фаза (светозависимая) . Световые реакции территориально привязана к пространству, ограниченному тилакоидами. 
-  Световая фаза (светозависимая) . Световые реакции территориально привязана к пространству, ограниченному тилакоидами. 
 
 
-  Темновая фаза (не зависящая от света). Проходит в строме хлоропласта. 
-  Темновая фаза (не зависящая от света). Проходит в строме хлоропласта. 
 
Процесс фотосинтеза 
     
Значение фотосинтеза 
- Процесс фотосинтеза является основой питания всех живых существ, а также снабжает человечество топливом, волокнами и бесчисленными полезными химическими соединениями. Из диоксида углерода и воды, связанных из воздуха в ходе фотосинтеза, образуется около 90-95% сухого веса урожая. Человек использует около 7% продуктов фотосинтеза в пищу, в качестве корма для животных и в виде топлива и строительных материалов 
 
Спасибо за внимание!!! 
Спасибо за внимание! 
     
г. Павлодар 
Учитель биологии 
Ныгманова А.С. 
Спасибо за внимание!