kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оброзование органических веществ в листьях на свету. Фотосинтез

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:   Образование органических веществ в листьях на свету. Фотосинтез

Цель:  1. Образовательная - познакомить учащихся с сущностью процесса фотосинтеза, его значением в природе и жизни человека; работами ученых, исследовавших процесс фотосинтеза.
2. Развивающая - развивать у учащихся навыки выделять главное и делать выводы, обогащение специальной речи учащихся; продолжить формирование навыков работы с лабораторным оборудованием, а также умения ставить простой опыт.
3. Воспитательная - формирование умений учащихся работать в группах.

Оборудование: проектные работы учащихся, живые растения, сырой картофель, раствор йода, чашки Петри, пинцет.

  1. Организационный момент
  2. Психологический настрой
  3. Проверка д/з
  4. Изучение новой темы
  5. Закрепление
  6. Домашнее задание
  7. Рефлексия. Оценивание

1. Органицационный момент.

- Здравстуйте, ребята! Рада всех вас видеть на уроке.

2. Психологический настрой.

- Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу хорошего настроения и удачного дня.

3. Проверка домашнего задания:

  • Что такое лист? Формы листовых пластинок?
  • Какую функцию выполняет лист?
  • Чем отличаются простые листья от сложных?
  • Строение листа? Дать характеристику.
  • Как устроены устьица? Какую функцию они выполняют?

4. Новая тема

         Учитель:    - Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает?

Ещё в 6 веке встал вопрос о том, как питается растение. Казалось бы просто: растение корнями из земли берёт всё, что ему необходимо. Голландский учёный Ван-Гельмонт решил проверить это на практике.  Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой. Гельмонт не знал, откуда берётся пища для растения.

Много других ученых пытались ответить на этот вопрос. Например:  (слайд2)

     

Автор опыта

Описание и результат опыта

Вывод

Ян ван Гельмонт

За пять лет масса выращенной в бочке ивы увеличилась примерно в 30 раз, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г.

Растение строит тело с участием воды

Джозеф Пристли

Под стеклянным колпаком мышь через некоторое время погибала, а в присутствии растения жила.

Растение выделяет кислород

Д.Пристли

Ян Ингенхауз

На помещенной в воду ветке ивы пузырьки кислорода выделялись. В темноте пузырьков не наблюдалось.

Кислород выделяется только на свету

Жан Сенебье

С увеличением содержания в воде углекислоты увеличивается и количество выделяемых листьями пузырьков “чистого воздуха” (кислорода).

Кислород выделяется только в присутствии углекислого газа

Юлиус Сакс

В растениях на свету образуется крахмал, который выявляется йодной пробой.

На свету в растениях образуется крахмал

 

На участках листа герани, лишенных хлорофилла, крахмал не образуется

Крахмал образуется только в зеленых листьях (содержащих хлорофил

Вывод: листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит расскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы догадались, речь пойдёт о фотосинтезе.

Тема сегодняшнего урока «Образование органических веществ в листьях на свету. Фотосинтез».

Проблемный вопрос: Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?

Дети предлагают:

- провести эксперимент;

- сформулировать выводы по результатам эксперимента.

- Сделать общие выводы по результатам исследования и записать.

Экспериментальная проверка:

Предположим, что органическое вещество образуется в листьях, но как его обнаружить?

Знаете ли вы, что существуют вещества – индикаторы, с помощью которых  можно точно узнать о наличии других определённых веществ.

Например: раствор йода  помогает обнаружить органическое вещество – крахмал (учитель демонстрирует изменение окраски раствора йода на срезе клубня картофеля, затем наносит раствор йода на лист герани и показывает, что лист не изменил свою окраску). Но ведь изменению окраски может мешать зелёный цвет листа.

Учитель объединяет детей в группы и даёт карточки с заданием 

Задание 1 группы: удалите хлорофилл и попробуйте ещё раз обработать лист йодом.

Задание 2 группы: образуются ли органические вещества в листьях герани, находящейся  три дня в тёмном месте?

Задание 3 группы: перед вами комнатное растение колеус (зелёную окраску имеют только края его листьев), постоявшее на свету.

Объясните, на всей ли площади листа  образуется органическое вещество (крахмал)

Учащиеся выполняют эксперименты в группах, делают схемы, выводы и  записывают в тетради. На задание отводиться 10 минут.

- Сравните с результатами  проведенных исследований с текстом учебника,

и рисунком на слайде.

5 Закрепление :

В качестве итога групповой работы учитель предлагает обобщить полученные результаты.   слайд: «Фотосинтез»

 Используя  схему, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза.

Расшифровку термина, записываем в тетради, используем учебник.

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. (от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).( слайд 5 )

По схеме ученики дают определение понятия “фотосинтез”.

Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека? (учитель зачитывает строки стихотворения и просит ответить на проблемный вопрос).


Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс - фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова -
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.

О роли фотосинтеза, более ста лет назад писал К. А. Тимирязев: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.

Значение фотосинтеза(слайд10)

1.    В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

2.    Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.

3.    Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой

4.    Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли.

- Великий русский ученый ботаник К.А.Тимирязев называл зеленый лист великой фабрикой жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ и вода, двигателем – свет. Зеленые растения, постоянно выделяя кислород, не дадут погибнуть человечеству. А мы, должны заботиться о чистоте воздуха.

6.Домашнее задание

№ 18

7.  Рефлексия. Закрепление

- Предлагаю вернуться к проблемному вопросу

Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?

Учащиеся высказывают и обосновывают своё мнение.

Ребята, вы все на славу потрудились и заслуживаете наивысшего балла. Большое Вам спасибо, до свидания!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«фотосинтез 6 класс»

Биология 6 класс

г. Павлодар

СОШ № 29

Учитель биологии

Ныгманова Айжан Сергеевна

Тема урока: Образование органических веществ в листьях на свету. Фотосинтез

Цель: 1. Образовательная - познакомить учащихся с сущностью процесса фотосинтеза, его значением в природе и жизни человека; работами ученых, исследовавших процесс фотосинтеза.
2. Развивающая - развивать у учащихся навыки выделять главное и делать выводы, обогащение специальной речи учащихся; продолжить формирование навыков работы с лабораторным оборудованием, а также умения ставить простой опыт.
3. Воспитательная - формирование умений учащихся работать в группах.

Оборудование: проектные работы учащихся, живые растения, сырой картофель, раствор йода, чашки Петри, пинцет.

  1. Организационный момент

  2. Психологический настрой

  3. Проверка д/з

  4. Изучение новой темы

  5. Закрепление

  6. Домашнее задание

  7. Рефлексия. Оценивание

1. Органицационный момент.

- Здравстуйте, ребята! Рада всех вас видеть на уроке.

2. Психологический настрой.

- Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу хорошего настроения и удачного дня.

3. Проверка домашнего задания:

  • Что такое лист? Формы листовых пластинок?

  • Какую функцию выполняет лист?

  • Чем отличаются простые листья от сложных?

  • Строение листа? Дать характеристику.

  • Как устроены устьица? Какую функцию они выполняют?





4. Новая тема

  Учитель: - Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает?

Ещё в 6 веке встал вопрос о том, как питается растение. Казалось бы просто: растение корнями из земли берёт всё, что ему необходимо. Голландский учёный Ван-Гельмонт решил проверить это на практике. Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой. Гельмонт не знал, откуда берётся пища для растения.

Много других ученых пытались ответить на этот вопрос. Например: (слайд2)

     

Автор опыта

Описание и результат опыта

Вывод

Ян ван Гельмонт

За пять лет масса выращенной в бочке ивы увеличилась примерно в 30 раз, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г.

Растение строит тело с участием воды

Джозеф Пристли

Под стеклянным колпаком мышь через некоторое время погибала, а в присутствии растения жила.

Растение выделяет кислород

Д.Пристли

Ян Ингенхауз

На помещенной в воду ветке ивы пузырьки кислорода выделялись. В темноте пузырьков не наблюдалось.

Кислород выделяется только на свету

Жан Сенебье

С увеличением содержания в воде углекислоты увеличивается и количество выделяемых листьями пузырьков “чистого воздуха” (кислорода).

Кислород выделяется только в присутствии углекислого газа

Юлиус Сакс

В растениях на свету образуется крахмал, который выявляется йодной пробой.

На свету в растениях образуется крахмал

 

На участках листа герани, лишенных хлорофилла, крахмал не образуется

Крахмал образуется только в зеленых листьях (содержащих хлорофил



Вывод: листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит расскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы догадались, речь пойдёт о фотосинтезе.

Тема сегодняшнего урока «Образование органических веществ в листьях на свету. Фотосинтез».

Проблемный вопрос: Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?

Дети предлагают:

- провести эксперимент;

- сформулировать выводы по результатам эксперимента.

- Сделать общие выводы по результатам исследования и записать.

Экспериментальная проверка:

Предположим, что органическое вещество образуется в листьях, но как его обнаружить?

Знаете ли вы, что существуют вещества – индикаторы, с помощью которых  можно точно узнать о наличии других определённых веществ.

Например: раствор йода  помогает обнаружить органическое вещество – крахмал (учитель демонстрирует изменение окраски раствора йода на срезе клубня картофеля, затем наносит раствор йода на лист герани и показывает, что лист не изменил свою окраску). Но ведь изменению окраски может мешать зелёный цвет листа.

Учитель объединяет детей в группы и даёт карточки с заданием 

Задание 1 группы: удалите хлорофилл и попробуйте ещё раз обработать лист йодом.

Задание 2 группы: образуются ли органические вещества в листьях герани, находящейся  три дня в тёмном месте?

Задание 3 группы: перед вами комнатное растение колеус (зелёную окраску имеют только края его листьев), постоявшее на свету.

Объясните, на всей ли площади листа  образуется органическое вещество (крахмал)

Учащиеся выполняют эксперименты в группах, делают схемы, выводы и  записывают в тетради. На задание отводиться 10 минут.

- Сравните с результатами  проведенных исследований с текстом учебника,

и рисунком на слайде.

5 Закрепление :

В качестве итога групповой работы учитель предлагает обобщить полученные результаты. слайд: «Фотосинтез»

 Используя  схему, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза.

Расшифровку термина, записываем в тетради, используем учебник.

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. (от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).( слайд 5 )

По схеме ученики дают определение понятия “фотосинтез”.

Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека? (учитель зачитывает строки стихотворения и просит ответить на проблемный вопрос).


Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс - фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова -
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.

О роли фотосинтеза, более ста лет назад писал К. А. Тимирязев: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.

Значение фотосинтеза(слайд10)

  1. В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

  2. Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.

  3. Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой

  4. Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли.

- Великий русский ученый ботаник К.А.Тимирязев называл зеленый лист великой фабрикой жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ и вода, двигателем – свет. Зеленые растения, постоянно выделяя кислород, не дадут погибнуть человечеству. А мы, должны заботиться о чистоте воздуха.

6.Домашнее задание

18

7. Рефлексия. Закрепление

- Предлагаю вернуться к проблемному вопросу

Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?

Учащиеся высказывают и обосновывают своё мнение.

Ребята, вы все на славу потрудились и заслуживаете наивысшего балла. Большое Вам спасибо, до свидания!



Просмотр содержимого презентации
«Фотосинтез 1»

Образование органических веществ в листьях на свету. Фотосинтез

Образование органических веществ в листьях на свету. Фотосинтез

Цель:  1. Образовательная - познакомить учащихся с сущностью процесса фотосинтеза, его значением в природе и жизни человека; работами ученых, исследовавших процесс фотосинтеза.  2. Развивающая - развивать у учащихся навыки выделять главное и делать выводы, обогащение специальной речи учащихся; продолжить формирование навыков работы с лабораторным оборудованием, а также умения ставить простой опыт.  3. Воспитательная - формирование умений учащихся работать в группах.

Цель:

1. Образовательная - познакомить учащихся с сущностью процесса фотосинтеза, его значением в природе и жизни человека; работами ученых, исследовавших процесс фотосинтеза. 2. Развивающая - развивать у учащихся навыки выделять главное и делать выводы, обогащение специальной речи учащихся; продолжить формирование навыков работы с лабораторным оборудованием, а также умения ставить простой опыт. 3. Воспитательная - формирование умений учащихся работать в группах.

Автор опыта Описание и результат опыта Ян ван Гельмонт Вывод За пять лет масса выращенной в бочке ивы увеличилась примерно в 30 раз, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г. Джозеф Пристли Растение строит тело с участием воды Под стеклянным колпаком мышь через некоторое время погибала, а в присутствии растения жила. Д.Пристли Жан Сенебье Ян Ингенхауз На помещенной в воду ветке ивы пузырьки кислорода выделялись. В темноте пузырьков не наблюдалось. Растение выделяет кислород Кислород выделяется только на свету С увеличением содержания в воде углекислоты увеличивается и количество выделяемых листьями пузырьков “чистого воздуха” (кислорода). Юлиус Сакс Кислород выделяется только в присутствии углекислого газа В растениях на свету образуется крахмал, который выявляется йодной пробой.   На свету в растениях образуется крахмал На участках листа герани, лишенных хлорофилла, крахмал не образуется Крахмал образуется только в зеленых листьях (содержащих хлорофил

Автор опыта

Описание и результат опыта

Ян ван Гельмонт

Вывод

За пять лет масса выращенной в бочке ивы увеличилась примерно в 30 раз, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г.

Джозеф Пристли

Растение строит тело с участием воды

Под стеклянным колпаком мышь через некоторое время погибала, а в присутствии растения жила.

Д.Пристли

Жан Сенебье

Ян Ингенхауз

На помещенной в воду ветке ивы пузырьки кислорода выделялись. В темноте пузырьков не наблюдалось.

Растение выделяет кислород

Кислород выделяется только на свету

С увеличением содержания в воде углекислоты увеличивается и количество выделяемых листьями пузырьков “чистого воздуха” (кислорода).

Юлиус Сакс

Кислород выделяется только в присутствии углекислого газа

В растениях на свету образуется крахмал, который выявляется йодной пробой.

 

На свету в растениях образуется крахмал

На участках листа герани, лишенных хлорофилла, крахмал не образуется

Крахмал образуется только в зеленых листьях (содержащих хлорофил

История открытия

История открытия

  • Первым обнаружил, что растения выделяют кислород, английский химик Джозеф Пристли около 1770.
  • В 1817 г. два французских химика, Пельтье и Каванту, выделили из листьев зеленое вещество и назвали его хлорофиллом.
  • В 1845 г. немецкий физик Роберт Майер утверждеал о том, что зеленые растения преобразуют энергию, солнечного света в химическую энергию.
  • Тимирязев показал, что фотосинтез проходит с наибольшей интенсивностью в тех областях солнечного спектра, где находятся максимумы поглощения хлорофилла.
  • В 20 в. было установлено, что процесс фотосинтеза начинается на свету в фоторецепторах хлорофиллов, однако многие из последующих стадий могут протекать в темноте.
  • В 1941 американский биохимик Мелвин Калвин показал, что первичный процесс фотосинтеза заключается в фотолизе молекул воды, в результате чего образуются кислород и водород, идущий на восстановление диоксида углерода до органических веществ.
Фотосинтез Фотосинтез  Фотосинтез – процесс превращения углекислого газа и воды в углеводы и кислород под действием энергии солнечного света. Образующиеся углеводы используются в качестве пищи, а кислород поступает в атмосферу.

Фотосинтез

Фотосинтез

Фотосинтез – процесс превращения углекислого газа и воды в углеводы и кислород под действием энергии солнечного света. Образующиеся углеводы используются в качестве пищи, а кислород поступает в атмосферу.

Где происходит фотосинтез Где происходит фотосинтез . Фотосинтез происходит в клетках, содержащих зелёный пигмент – хлорофилл. Это вещество способно поглощать и трансформировать солнечную энергию. У растений хлорофилл содержится в специальных органеллах – хлоропластах Фотосинтез происходит в клетках, содержащих зелёный пигмент – хлорофилл. Это вещество способно поглощать и трансформировать солнечную энергию. У растений хлорофилл содержится в специальных органеллах – хлоропластах

Где происходит фотосинтез

Где происходит фотосинтез

  • .

Фотосинтез происходит в клетках, содержащих зелёный пигмент – хлорофилл. Это вещество способно поглощать и трансформировать солнечную энергию. У растений хлорофилл содержится в специальных органеллах – хлоропластах

Фотосинтез происходит в клетках, содержащих зелёный пигмент – хлорофилл. Это вещество способно поглощать и трансформировать солнечную энергию. У растений хлорофилл содержится в специальных органеллах – хлоропластах

Хлоропласты

Хлоропласты

Зелёные пластиды, которые встречаются в клетках растений и водорослей. С их помощью происходит фотосинтез. Хлоропласты содержат хлорофилл. Являются двумембранными органеллами. Под двойной мембраной имеются тилакоиды (мембранные образования, в которых находится электронтранспортная цепь хлоропластов). Тилакоиды высших растений группируются в граны, которые представляют собой стопки сплюснутых и тесно прижатых друг к другу тилакоидов, имеющих форму дисков. Пространство между оболочкой хлоропласта и тилакоидами называется стромой. В строме содержатся хлоропластные молекулы РНК, ДНК, рибосомы, крахмальные зёрна.

Зелёные пластиды, которые встречаются в клетках растений и водорослей. С их помощью происходит фотосинтез. Хлоропласты содержат хлорофилл. Являются двумембранными органеллами. Под двойной мембраной имеются тилакоиды (мембранные образования, в которых находится электронтранспортная цепь хлоропластов). Тилакоиды высших растений группируются в граны, которые представляют собой стопки сплюснутых и тесно прижатых друг к другу тилакоидов, имеющих форму дисков. Пространство между оболочкой хлоропласта и тилакоидами называется стромой. В строме содержатся хлоропластные молекулы РНК, ДНК, рибосомы, крахмальные зёрна.

2 фазы фотосинтеза:  Световая фаза (светозависимая) . Световые реакции территориально привязана к пространству, ограниченному тилакоидами.  Световая фаза (светозависимая) . Световые реакции территориально привязана к пространству, ограниченному тилакоидами.

2 фазы фотосинтеза:

  • Световая фаза (светозависимая) . Световые реакции территориально привязана к пространству, ограниченному тилакоидами.
  • Световая фаза (светозависимая) . Световые реакции территориально привязана к пространству, ограниченному тилакоидами.

  • Темновая фаза (не зависящая от света). Проходит в строме хлоропласта.
  • Темновая фаза (не зависящая от света). Проходит в строме хлоропласта.
Процесс фотосинтеза

Процесс фотосинтеза

Значение фотосинтеза

Значение фотосинтеза

  • Процесс фотосинтеза является основой питания всех живых существ, а также снабжает человечество топливом, волокнами и бесчисленными полезными химическими соединениями. Из диоксида углерода и воды, связанных из воздуха в ходе фотосинтеза, образуется около 90-95% сухого веса урожая. Человек использует около 7% продуктов фотосинтеза в пищу, в качестве корма для животных и в виде топлива и строительных материалов
Спасибо за внимание!!! Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!

г. Павлодар Учитель биологии Ныгманова А.С. Спасибо за внимание!

г. Павлодар

Учитель биологии

Ныгманова А.С.

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Оброзование органических веществ в листьях на свету. Фотосинтез

Автор: Ныгманова Айжан Сергеевна

Дата: 04.03.2016

Номер свидетельства: 302191


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства