kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Географическая карта : определение, свойства, элементы, применение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

   Карты допускают единовременный обзор пространства в любых  пределах  от небольшого участка местности до поверхности Земли в  целом.  Они  создают зрительный обзор формы, величины и взаимного положения  объектов,  позволяют находить их пространственные размеры: координаты, длины, площади,  высоты  и объемы.   Карты   содержат   необходимые   количественные   и   качественные характеристики этих объектов и, наконец, показывают существующие между  ними связи: пространственные и некоторые другие. Эти свойства объясняют  значение и ценность карт для практики.

     Карты служат надежным путеводителем на суше и в океане,  при  движении войск и в туристических походах, для  полета  на  воздушном  корабле  и  для пешеходного маршрута.

      В военном деле они являются основным источником информации о местности и  обязательным  пособием  для  управления   войсками   и   организации   их взаимодействия.

      В промышленном,  энергетическом  и  транспортном  строительстве  карты используются как основа для изысканий, проектирования и  переноса  в  натуру инженерного  проекта.   Теперь   наивыгоднейшие   трассы   железных   дорог, автомагистралей и трубопроводов изыскиваются не  в  поле,  а  намечаются  по топографическим картам в кабинетах проектных организаций.

      Карты широко применяются в  сельском  хозяйстве  при  землеустройстве, мелиорации, мероприятиях по повышению плодородия почв, по борьбе  с  эрозией и вообще для учета  и наиболее правильного, эффективного использования  всех земельных фондов.

      Карты составляют незаменимое  пособие  для  школьного  и  внешкольного обучения. Они не только хранилище накопленных географических  знаний,  но  и действенное средство для их распространения,  подъема  общей  культуры.  Без преувеличения модно сказать, что карты в той или иной  степени  используются во всех сферах человеческой деятельности.

      Большое значение карты приобрели как  средство  научных  исследований, особенно географических. Каждое географическое исследование  так  или  иначе исходит  из  существующих  карт,  дает  материалы  для   их   исполнения   и совершенствования.

      Географические карты, фиксируя положение, состояние и пространственные связи  конкретных  объектов  (явлений),  позволяют  не  только  экономно   и выразительно  излагать  знания  о  размещении  явлений,  но  также  находить закономерности  этого  размещения.  В  некоторых   отраслях   знаний   карты используются как основное средство исследования.

      Сфера использования карт как  средства  научного  исследования  быстро

расширяется  по  мере  общего  нарастания  темпов  научного   прогресса.   В

частности, этому расширению содействуют успехи в становлении  информатики  и в разработке теории моделирования.

      Исследование информатикой общих проблем  сбора,  хранения  и  передачи знаний позволяет еще полнее  оценить  достоинства географических  карт  как особой   формы   обработки,   представления   и   анализа   пространственной информации.  Как  отмечалось  эти  достоинства  заключаются  в   возможности единовременного,  целостного  восприятия  картографических  изображений,  в наглядности территориальных различий  и  удобстве  анализа  пространственных сочетаний, взаимосвязей и закономерностей.

      Энергичное внедрение в современную науку методов моделирования открыло в применении  к  картографии  действительную  силу  карт  как  обобщенных  и упрощенных пространственных образов реального мира,  то  есть  его  моделей, отражающих те стороны, свойства и процессы действительности,  которые  важны для целей конкретных исследований. Карты позволяют  получать  новые  знания, изучать  процессы  развития  и  прогнозировать  многие  явления.  Разработка методов использования карт как  средства  исследования  составляет  одну  из главных задач современной картографии.

      Значение карты в исследованиях Земли очень велико. «Карта есть  начало

и конец географического изучения, описания и выделения ландшафта»,  -  писал Л.С.  Берг.  Развивая  эту  мысль   можно   наметить   три   основных   пути использования карты познания территории.

      Первый путь самый простой (элементарный или пассивный). В этом  случае картография не  обогащается  какими-либо  новыми  идеями  или  методическими приемами.  Географическая  карта  служит  лишь  техническим  средством   или картографической основой, при помощи которой ученый излагает  в  графической форме свои знания о теории. Нанеся их на карту –  основу,  он  затем  делает заключение  о  мере  правильности  своих  научных  суждений,  об   изучаемом

предмете.

      Второй путь применения карты можно назвать научно – отраслевым. В этом случае конечным результатом для ученого  становится  тематическая  карта,  а для картографа возникают определенные, часто  очень  интересные  предпосылки для научно -  методических  картографических  разработок  в  соответствующих отраслях тематической картографии.

      Третий путь применения  географической карты в  научных  исследованиях начал формироваться относительно недавно. Своим возникновением он обязан  не только практической картографии, но и  тем  новым  задачам,  которые  встали перед   географией   в   связи   с   решением   проблем   конструктивно    – преобразовательного характера. Использование  карты  в  решении  этих  задач можно назвать комплексным,  потому  что  при  этом  создаются  благоприятные условия для возникновения новых направлений  в  тематической  картографии  и научных понятий в развитии картографии.

      Уже отмечалось, что одно из таких  направлений  –  ресурсно–оценочное.

Карта используется здесь для  показа  природных  явлений  не  как  элементов ландшафта,  а  как  материальных  объектов,  необходимых  для   практической деятельности людей. Вышло уже немало  карт, характеризующих  и  оценивающих различные  виды  естественных  ресурсов.  Они  получили  название  природно- экономических.  Это,   по   существу,   новый   тип   карт   типологического районирования территории на основе ресурсной оценки изображаемого объекта  и практические рекомендации по использованию того или  иного  территориального

выдела.

      Подобное огромное значение карт в современной науки и его постепенное расширение не может не сказываться на ее  значении в  школьном  образовании, знакомящим молодого человека  с этим изобретением человеческого гения.

      Объектом исследования данной работы являются  элементы  дополнительной характеристики тематических карт.

      Цель  работы  заключается  в  ознакомлении  с  видовыми  особенностями

элементов дополнительной характеристики всех видов физико  –  географических и эконом – географических карт. А также следует определить  уровень  влияния элементов  дополнительной   характеристики   на   глубину   и   разнообразие полученных   по   картам   выводов.   Установить   возможность    соединения картографического изображения и элементов  дополнительной  характеристики  в работе с картами. Это и является научной новизной данной работы.

      Практическое значение работы заключается в  том ,  что  в  результате

проведенной  работы  будут  выявлены  все  типы   элементов дополнительной характеристики тематических карт и будут  предложены  варианты  их  использо вания в учебном процессе.

      Задачи работы конкретизируют цель и показывают стадии ее решения:

     1) описать основные направления использования тематических карт;

     2)  описать  особенности  восприятия  знаков   и   образов   элементов

        дополнительной  характеристики;

     3) охарактеризовать основные элементы дополнительной характеристики

 (диаграммы, графики, статистические  таблицы,  фотокарты,  почвенный

        монолит,  разрез,  профиль,  половозрастная  таблица,  надписи   на

        картах);

     4) описать методические разработки  возможного  применения  материалов

        работы в школьном учебном процессе.

Просмотр содержимого документа
««Географическая карта : определение, свойства, элементы, применение»»

ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»














Реферат по дисциплине

Картография с основами топографии. ГИС. ИКТ на уроках географии



По теме:

«Географическая карта : определение, свойства, элементы , применение»






Исполнитель:

Селивёрстова Светлана Игоревна

















Москва 2017 год


Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3

Определение географической карты………………………………………..6

Основные особенности карт………………………………………………….7

Элементы основы и условные картографические знаки. …………….9

Применение…………………………………………………………………….14

Заключение…………………………………………………………………….18

Список литературы…………………………………………………………….19









































Введение


Карты допускают единовременный обзор пространства в любых пределах от небольшого участка местности до поверхности Земли в целом. Они создают зрительный обзор формы, величины и взаимного положения объектов, позволяют находить их пространственные размеры: координаты, длины, площади, высоты и объемы. Карты содержат необходимые количественные и качественные характеристики этих объектов и, наконец, показывают существующие между ними связи: пространственные и некоторые другие. Эти свойства объясняют значение и ценность карт для практики.

Карты служат надежным путеводителем на суше и в океане, при движении войск и в туристических походах, для полета на воздушном корабле и для пешеходного маршрута.

В военном деле они являются основным источником информации о местности и обязательным пособием для управления войсками и организации их взаимодействия.

В промышленном, энергетическом и транспортном строительстве карты используются как основа для изысканий, проектирования и переноса в натуру инженерного проекта. Теперь наивыгоднейшие трассы железных дорог, автомагистралей и трубопроводов изыскиваются не в поле, а намечаются по топографическим картам в кабинетах проектных организаций.

Карты широко применяются в сельском хозяйстве при землеустройстве, мелиорации, мероприятиях по повышению плодородия почв, по борьбе с эрозией и вообще для учета и наиболее правильного, эффективного использования всех земельных фондов.

Карты составляют незаменимое пособие для школьного и внешкольного обучения. Они не только хранилище накопленных географических знаний, но и действенное средство для их распространения, подъема общей культуры. Без преувеличения модно сказать, что карты в той или иной степени используются во всех сферах человеческой деятельности.

Большое значение карты приобрели как средство научных исследований, особенно географических. Каждое географическое исследование так или иначе исходит из существующих карт, дает материалы для их исполнения и совершенствования.

Географические карты, фиксируя положение, состояние и пространственные связи конкретных объектов (явлений), позволяют не только экономно и выразительно излагать знания о размещении явлений, но также находить закономерности этого размещения. В некоторых отраслях знаний карты используются как основное средство исследования.

Сфера использования карт как средства научного исследования быстро

расширяется по мере общего нарастания темпов научного прогресса. В

частности, этому расширению содействуют успехи в становлении информатики и в разработке теории моделирования.

Исследование информатикой общих проблем сбора, хранения и передачи знаний позволяет еще полнее оценить достоинства географических карт как особой формы обработки, представления и анализа пространственной информации. Как отмечалось эти достоинства заключаются в возможности единовременного, целостного восприятия картографических изображений, в наглядности территориальных различий и удобстве анализа пространственных сочетаний, взаимосвязей и закономерностей.

Энергичное внедрение в современную науку методов моделирования открыло в применении к картографии действительную силу карт как обобщенных и упрощенных пространственных образов реального мира, то есть его моделей, отражающих те стороны, свойства и процессы действительности, которые важны для целей конкретных исследований. Карты позволяют получать новые знания, изучать процессы развития и прогнозировать многие явления. Разработка методов использования карт как средства исследования составляет одну из главных задач современной картографии.

Значение карты в исследованиях Земли очень велико. «Карта есть начало

и конец географического изучения, описания и выделения ландшафта», - писал Л.С. Берг. Развивая эту мысль можно наметить три основных пути использования карты познания территории.

Первый путь самый простой (элементарный или пассивный). В этом случае картография не обогащается какими-либо новыми идеями или методическими приемами. Географическая карта служит лишь техническим средством или картографической основой, при помощи которой ученый излагает в графической форме свои знания о теории. Нанеся их на карту – основу, он затем делает заключение о мере правильности своих научных суждений, об изучаемом

предмете.

Второй путь применения карты можно назвать научно – отраслевым. В этом случае конечным результатом для ученого становится тематическая карта, а для картографа возникают определенные, часто очень интересные предпосылки для научно - методических картографических разработок в соответствующих отраслях тематической картографии.

Третий путь применения географической карты в научных исследованиях начал формироваться относительно недавно. Своим возникновением он обязан не только практической картографии, но и тем новым задачам, которые встали перед географией в связи с решением проблем конструктивно – преобразовательного характера. Использование карты в решении этих задач можно назвать комплексным, потому что при этом создаются благоприятные условия для возникновения новых направлений в тематической картографии и научных понятий в развитии картографии.

Уже отмечалось, что одно из таких направлений – ресурсно–оценочное.

Карта используется здесь для показа природных явлений не как элементов ландшафта, а как материальных объектов, необходимых для практической деятельности людей. Вышло уже немало карт, характеризующих и оценивающих различные виды естественных ресурсов. Они получили название природно- экономических. Это, по существу, новый тип карт типологического районирования территории на основе ресурсной оценки изображаемого объекта и практические рекомендации по использованию того или иного территориального

выдела.

Подобное огромное значение карт в современной науки и его постепенное расширение не может не сказываться на ее значении в школьном образовании, знакомящим молодого человека с этим изобретением человеческого гения.

Объектом исследования данной работы являются элементы дополнительной характеристики тематических карт.

Цель работы заключается в ознакомлении с видовыми особенностями

элементов дополнительной характеристики всех видов физико – географических и эконом – географических карт. А также следует определить уровень влияния элементов дополнительной характеристики на глубину и разнообразие полученных по картам выводов. Установить возможность соединения картографического изображения и элементов дополнительной характеристики в работе с картами. Это и является научной новизной данной работы.

Практическое значение работы заключается в том , что в результате

проведенной работы будут выявлены все типы элементов дополнительной характеристики тематических карт и будут предложены варианты их использо вания в учебном процессе.

Задачи работы конкретизируют цель и показывают стадии ее решения:

1) описать основные направления использования тематических карт;

2) описать особенности восприятия знаков и образов элементов

дополнительной характеристики;

3) охарактеризовать основные элементы дополнительной характеристики

(диаграммы, графики, статистические таблицы, фотокарты, почвенный

монолит, разрез, профиль, половозрастная таблица, надписи на

картах);

4) описать методические разработки возможного применения материалов

работы в школьном учебном процессе.

Определение географических карт

Понятие о географической карте — одно из главных в картографии. Существует множество афоризмов, изречений великих людей о значении географических карт. Известный ученый Н.Н. Баранский так определил роль и значение карты: «Карта — альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования… Карта — второй язык географии».

Очень интересна история появления и создания карт, самые первые из которых до нас,
к сожалению, не дошли. Но, не смотря на это, ученые всегда находили у разных народов карты, вырубленные на камне или древесной коре, построенные из веток и раковин (например, У жителей Океании). Гренландские эскимосы вырезали карты из дерева в виде рельефных фигур ,а на Гавайских островах, например, мореходы использовали тыквы, на кожуре которых вырисовывали карты островов с учетом шарообразности Земли.

Раковины, обозначающие острова, закреплялись на каркасе из черенков пальмовых листьев, а положение черенков обозначало направление течения воды. Таким образом островитяне определяли направление на острова и находили путь к суше.

В результате географических открытий люди наносили на карту всё новые изображения
морей и материков, островов, рек и других географических объектов.

Осваивая мир, люди не могли обойтись без его географического изображения. Карту и в настоящее время ничем нельзя заменить, даже самыми лучшими описаниями территории.
Можно очень долго изучать текстовые данные о территории, таблицы, схемы, графики, но
только карта может дать комплексную, ясную, наглядную и легко запоминающуюся информацию.

С развитием науки, культуры, общества совершенствуются и карты. В России изна
чально карта называлась «чертежом», а атласы «чертежными книгами». В толковом словаре

В. Даля определение карты дается как «чертеж какой-либо части земли, моря, тверди небесной», а в словаре С.И. Ожегова определение карты следующее: «чертеж поверхности Земли,
небесного тела или звездного неба».

В настоящее время наиболее распространенным и общепринятым определением карты
считается следующее:

Географическая карта — это уменьшенное, обобщенное, математически определенное
изображение земной поверхности, показывающее размещение и взаимосвязь всех объектов
природы и общества.

КАРТА, уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли (или ее части) на плоскости. Человек создавал карты с древнейших времен, пытаясь наглядно представить взаимное расположение различных участков суши и морей. Собрание карт, обычно переплетенных вместе, называют атласом (термин введен фламандским картографом эпохи Возрождения Герардом Меркатором).

Шар (сфера) с нанесенным на его поверхность картографическим изображением Земли называется глобусом. Это наиболее точное отображение земной поверхности. На всех картах, дающих изображение шара на плоскости, имеются те или иные искажения, устранить которые невозможно. Тем не менее у карт есть определенные преимущества перед глобусом. Например, карта мира позволяет окинуть взглядом всю земную поверхность (т.е. ее изображение), тогда как на глобусе с одной точки видно не более половины земного шара; поэтому карты более удобны при рассмотрении всей поверхности Земли. На карте, кроме того, существенно легче, чем на глобусе, измерять углы и направления. В настоящее время для навигационных целей глобусы используются редко. Изображение на сферической поверхности территорий, по размерам не превышающих субконтинент, не дает практически никаких преимуществ, поэтому и в таких случаях используют карты, а не сегменты глобуса. Более того, карты гораздо проще изготовить, транспортировать и хранить (хотя некоторые из подобных трудностей могут быть преодолены, если пользоваться надувными глобусами).

 

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАРТ

При всем поразительном разнообразии существующих карт большинству из них присущи некоторые общие черты. Даже контурные карты, максимально разгруженные для того, чтобы учащиеся могли наносить на них дополнительную информацию по своему выбору, обычно имеют градусную сетку координат, масштаб и элементы основы (например, береговые линии). Кроме того, на карты обычно нанесены надписи и условные знаки, и к ним прилагается легенда.

Сетка координат представляет собой систему взаимно пересекающихся линий, обозначающую на карте или поверхности глобуса широту и долготу. Линии, обозначающие широту, проходят в направлении восток – запад параллельно экватору (широта которого равна 0); широта полюсов считается равной 90 (северной широты для Северного полюса и южной – для Южного). Поскольку эти линии не пересекаются и взаимно параллельны, они также называются параллелями. Из них только экватор представляет собой самый большой круг (ограниченная этой линией плоскость, проходящая через центр Земли, рассекает земной шар пополам). Остальные параллели – это окружности, длина которых закономерно убывает с удалением от экватора. Все линии долготы – меридианы – представляют собой половинки большого круга, сходящиеся у полюсов. Меридианы проходят в направлении север – юг, от полюса до полюса; по ним отсчитывается угловое расстояние от начального меридиана, обозначаемого как 0 долготы, на восток и на запад до 180 (при этом долготы, которые отсчитываются в восточном направлении, обозначаются буквами «в.д.», а в западном – «з.д.»). В отличие от экватора, равноудаленного от полюсов на всем протяжении и являющегося в этом смысле «естественной» точкой отсчета при определении широты, начальный меридиан, от которого ведется отсчет долготы, выбирается произвольно. В соответствии с международным соглашением за начало координат (0 долготы) принят меридиан Гринвичской астрономической обсерватории (сейчас она находится на территории Лондона). Однако до того, как было достигнуто это соглашение, некоторые картографы использовали в качестве начальных меридианы Канарских или Азорских о-вов, Парижа, Филадельфии, Рима, Токио, Пулкова и пр.

КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ СЕТКА большинства карт и глобусов образована линиями долгот – меридианами, проходящими в направлении север – юг, и параллелями, обозначающими широты и следующими в направлении восток – запад. Часто показываются также Северный полярный круг (а), Северный тропик (б), Южный тропик (в) и Южный полярный круг (на рисунке не виден).

На поверхности глобуса линии параллелей и меридианов пересекаются под углом 90; что касается карт, то на них такое соотношение сохраняется лишь в некоторых случаях. Как на картах, так и на глобусах обычно наносится определенная система меридианов и параллелей (проведенных через 5, 10, 15 или 30). В дополнение к этому на картах и на глобусах показывают Северный тропик, или тропик Рака (231/2 с.ш.), Южный тропик, или тропик Козерога (231/2 ю.ш.), Северный полярный круг (661/2 с.ш.) и Южный полярный круг (661/2 ю.ш.). Часто на карты наносится также международная Линия перемены даты, которая в основном совпадает со 180 долготы.

Масштаб карты бывает численным (отношение чисел или дробь, например, 1:25 000 или 1/25000); словесным или линейным (графическим). В приведенном примере единица длины на карте соответствует 25 000 таких единиц на местности. Это же соотношение может быть выражено словами: «1 см равен 250 м» или, еще короче: «в 1 см 250 м». В некоторых странах, традиционно использующих неметрические меры длины (США и др.), масштаб выражается в дюймах, футах и милях, например, 1:63 360 или «в 1 дюйме 1 миля». Линейный масштаб изображается в виде линии с нанесенными через определенные интервалы делениями, против которых обозначены соответствующие им расстояния на земной поверхности.

Графическое представление масштаба имеет определенные преимущества перед двумя другими способами его выражения. В частности, если размер карты изменяется при копировании или проекции ее на экран, то только графический масштаб, подвергающийся изменениям вместе со всей картой, остается правильным. Иногда в дополнение к масштабу длин используется также масштаб площадей. На глобусах может использоваться любое из приведенных выше обозначений масштаба.

МАСШТАБ обычно представляется в виде дроби или отношения чисел (а), словесного выражения (б) или графически (в). Во всех трех случаях представлен один и тот же масштаб: 1 см на карте соответствует 1 км на местности.

Элементы основы и условные картографические знаки. К элементам географической основы относят изображение береговой линии, водотоков, политических границ и т.д., которые создают основу, на фоне которой показывают пространственное распространение отображаемого явления. При составлении карт используется множество условных знаков, которые подразделяются на несколько категорий: внемасштабные, или точечные, применяемые для изображения «точечных» объектов или таких, масштаб которых не может быть выражен на карте (например, для показа населенных пунктов – точки или кружки, размер которых обозначает определенную численность населения); линейные для объектов линейного характера, сохраняющие подобие очертаний объекта (например, изображение постоянного водотока в виде линии, толщина которой увеличивается вниз по течению); площадные, используемые для заполнения площадей объектов, выражающихся в масштабе карты (например, штриховка или заливка цветом для показа распространения лесов). Далее эти три класса знаков могут быть подразделены в соответствии с тем, являются ли представленные ими объекты воображаемыми (например, политические границы) или реальными (дороги); являются ли сами знаки однородными (точки на карте, каждая из которых соответствует определенному числу жителей) или дифференцированно представляющими количественные характеристики объектов (изображение городов с помощью кружков разного размера, соответствующего численности населения); дают ли они качественную характеристику объекта (например, наличие болота) или содержат количественную информацию (например, плотность населения – количество человек на единицу площади).

Цель легенды – информировать читателя о значении использованных условных знаков. В старых картах легенда помещалась в вычурно орнаментированную рамочку в виде свитка, а теперь – в строгую прямоугольную рамку.

В качестве примера приведена легенда к географическим картам, содержащимся в данной энциклопедии.

ЛЕГЕНДА К ГЕОГРАФИЧЕСКИМ КАРТАМ

 

Надписи и географические названия на картах. В прошлом все надписи наносились вручную, что придавало индивидуальный характер каждой карте, но сейчас картографы, как правило, выбирают один из стандартных шрифтов, наиболее подходящий к характеру изображаемых объектов. Некоторые типы шрифтов традиционно употребляются для определенных групп объектов, например, реки, озера, моря обычно надписываются курсивом, а элементы рельефа суши обозначаются прямым шрифтом. Размер букв зависит от значительности (или размеров) объекта. Расстояния между буквами и словами в названиях могут варьировать в широких пределах в зависимости от площади или протяженности данного объекта на карте.

Шрифтовое оформление карты включает заголовок, в котором находят отражение содержание карты и территория, к которой она относится; для этого используется самый крупный шрифт. Особое место занимают географические названия, отбор и количество которых зависят от назначения карты (например, план города содержит множество названий улиц, а карты растительности – лишь немного самых необходимых названий). Принято указывать издающую организацию, год издания, использованные источники. Карта сопровождается легендой, в которой расшифровываются условные обозначения, а иногда и примечаниями.

Ориентирование карты по отношению к странам света определяется линиями картографической сетки в пределах рамки карты и представляет собой существенный элемент ее компоновки. В средние века, как в Европе, так и в арабских странах, карты вычерчивались таким образом, что восток располагался наверху (сам термин «ориентирование» происходит от латинского слова oriens – восток). В современных картах север обычно располагается наверху карты, хотя иногда допускаются и отклонения от этого правила. Чтение карты, особенно в полевых условиях, существенно облегчается ее правильным ориентированием относительно объектов и направлений на местности. Для обозначения стран света на карте иногда изображается картушка компаса, но чаще – просто стрелка, указывающая на север.



ТИПЫ КАРТ

Карты подразделяются на группы по ряду признаков – масштабу, тематике, территориальному охвату, проекции и т.д. Однако любая правильно проведенная классификация должна принимать во внимание по крайней мере два первых признака. В США по масштабу выделяют три группы: крупномасштабные карты (включая топографические), среднемасштабные и мелкомасштабные, или обзорные.

Крупномасштабные карты являются основными, поскольку предоставляют первичную информацию, используемую при составлении карт средних и мелких масштабов. Наиболее обычными из них являются топографические карты масштаба крупнее 1:250 000.

На современных топографических картах рельеф обычно показывается при помощи изогипс, или горизонталей, которыми соединяются точки, имеющие одинаковую высоту над нулевым уровнем (обычно это уровень моря). Совокупность таких линий дает очень выразительную картину рельефа земной поверхности и позволяет определить следующие характеристики: угол наклона, профиль склона и относительные превышения. Помимо изображения рельефа топографические карты содержат и другую полезную информацию. Обычно на них показывают транспортные магистрали, населенные пункты, политические и административные границы. Набор дополнительной информации (например, распространение лесов, болот, незакрепленные песчаные массивы и пр.) зависит от назначения карт и характерных черт местности.

Ни одна страна, нуждающаяся в оценке своих природных ресурсов, не может обойтись без топографической съемки, проведение которой в значительной степени облегчается использованием аэрофотоснимков. Тем не менее до сих пор на многие районы земного шара отсутствуют топографические карты, столь необходимые для инженерных целей. Успехи в решении этой проблемы были достигнуты с помощью т.н. ортофотокарт. В качестве основы ортофотокарт используются обработанные на компьютере плановые аэрофотоснимки с повышенной яркостью цветов и нанесенными на них горизонталями, границами, географическими названиями и пр. Ортофотокарты и космические снимки с поднятыми на них элементами топографической нагрузки гораздо менее трудоемки в изготовлении, чем традиционные топографические карты. Многие тематические крупномасштабные карты – геологические, почвенные, растительности и землепользования – используют топографические карты в качестве основы, на которую наносится специальная нагрузка. Другие специальные крупномасштабные карты, например кадастровые или планы городов, могут и не иметь топографической основы. Обычно на таких картах рельеф либо вовсе не показывается, либо изображается очень схематично.

Среднемасштабные карты. Как крупномасштабные топографические, так и среднемасштабные карты обычно выпускаются комплектами, каждый из которых отвечает определенным требованиям. Большинство среднемасштабных издается для нужд регионального планирования или навигации. Наибольшим территориальным охватом отличаются среднемасштабные Международная карта мира и аэронавигационные карты США. Оба комплекта карт выпускаются в масштабе 1:1 000 000 – наиболее распространенном для среднемасштабных карт. При подготовке Международной карты мира каждая страна на свою территорию выпускает карты, подготовленные в соответствии с заданными общими требованиями. Эта работа координируется ООН, однако многие карты уже устарели, а другие еще не завершены. Содержание Международной карты мира в основном соответствует содержанию топографических карт, но отличается большей генерализацией. То же самое относится и к аэронавигационным картам мира, но на большинство листов этих карт нанесена дополнительная специальная нагрузка. Аэронавигационные карты покрывают всю сушу. В среднем масштабе составляются также некоторые морские или гидрографические карты, на которых особое внимание уделяется изображению водоемов и береговой линии. Некоторые административные и дорожные карты также имеют средний масштаб.

Мелкомасштабные, или обзорные, карты. На картах мелкого масштаба показывается вся поверхность земного шара или значительная ее часть. Трудно точно обозначить границу между мелко- и среднемасштабными картами, однако масштаб 1:10 000 000 определенно относится к обзорным картам. Большинство карт атласов имеет мелкий масштаб, причем тематически они могут быть очень разными. Почти все выше обозначенные группы объектов могут быть отражены и на мелкомасштабных картах при условии достаточной генерализации информации. Кроме того, в мелком масштабе составляются карты распространения различных языков, религий, сельскохозяйственных культур, климатические и т.д. В качестве наглядного примера специальных мелкомасштабных карт, хорошо знакомых миллионам людей, можно указать карты погоды.

Мультипликационные и компьютерные карты. Для мультипликационных карт, которые можнопроецировать на телеэкран, вводится четвертая координата – время, позволяющая проследить динамику картографируемого объектаКомпьютерная картография достигла сейчас такой ступени развития, что практически все операции могут выполняться в цифровой форме. В результате существенно облегчается внесение всевозможных исправлений и уточнений. Этот метод создания карт любых типов и масштабов, включая карты-мультипликации, обозначается специальным термином «географические информационные системы» (ГИС).

Понятие о карте и особенностях картографического изображения земной поверхности. Картой называется уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, выполненное по определенному математическому закону и показывающее размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений.

Совокупность показанных на карте элементов и объектов местности и сообщаемых о них сведений называется содержанием карты. От других способов передачи сведений о местности (фотоснимков, рисунков, текста и т. д.) карта отличается математическим законом построения, который выражается в использовании определенного масштаба, картографической проекции и включает переход от физической поверхности к математической; отбором и обобщением отображаемого содержания (генерализацией)," которые обусловлены назначением карты, ее масштабом и особенностями картографируемой территории; изображением всех объектов и явлений с помощью условных обозначений.Существенными особенностями карты являются ее наглядность, измеримость и высокая информативность.

Под наглядностью карты понимают возможность зрительного восприятия пространственных форм, размеров и размещения изображенных объектов. Наиболее важное и существенное в содержании карты выделяют при ее создании на первый план, чтобы оно легко читалось. Карта создает таким образом наглядную зрительную модель картографируемой поверхности.

Измеримость — важное свойство карты, тесно связанное с математической основой, обеспечивает возможность с точностью, допускаемой масштабом карты, определять координаты, размеры и размещение объектов местности, использовать карты при разработке и проведении различных мероприятий народнохозяйственного и оборонного значения, решении задач научно-технического характера. Измеримость карты характеризуется степенью соответствия местоположения точек на карте их местоположению на картографируемой поверхности.

Информативность карты — это ее способность содержать сведения об изображаемых объектах или явлениях. Ни один текстовой или графический материал не может обеспечить так быстро и с такой исчерпывающей подробностью, как карта, получение сведений о расположении и особенностях изображаемых объектов и явлений.

Разновидности карт. Все карты, изображающие поверхность Земли, в том числе моря и океаны, называются географическими картами. По своему содержанию они подразделяются на общегеографические и тематические. К общегеографическим картам относят географические карты, на которых отображается совокупность основных элементов местности без выделения каких-либо из них. Подробность изображения рельефа, гидрографии, растительного покрова, населенных пунктов, дорожной сети и других топографических элементов местности на общегеографических картах зависит от их масштаба.

К общегеографическим картам относят и топографические карты, которые представляют собой подробные карты местности, позволяющие определять как плановое, так и высотное положение точек на земной поверхности. В СССР издаются топографические карты масштаба 1 : 1 000 000 и крупнее. Они служат основой для составления общегеографических карт более мелкого масштаба.

К тематическим картам относят карты, основное содержание которых определяется отображаемой конкретной темой. На них с большей детальностью отображаются отдельные элементы местности или наносятся специальные данные, не показанные на общегеографических картах. Примером тематических карт могут служить обзорно-географические, геологические и другие типы карт. К тематическим относят и специальные карты. Они предназначаются для решения конкретных задач и для определенного круга потребителей. Их содержание имеет более узкую направленность. К специальным картам, создаваемым для войск, относятся дорожные, аэронавигационные и ряд других. Карты с данными о поверхности дна морей, океанов и других водоемов называются морскими навигационными картами.

Возможности использования элементов дополнительной характеристики тематических карт в учебном процессе.

Изучая учебно-методическую литературу мы не нашли вариантов использования элементов дополнительной характеристики совместно с картографическим изображением, поэтому мы предлагаем фрагменты уроков с использованием графиков, диаграмм и т. д. в учебном процессе в виде практических работ по их составлению. Основной целью присутствия элементов дополнительной характеристики на географических картах, является расширение возможностей получения выводов по географическим картам и дополнительного содержания их картографического изображения, а также и формирования практических навыков при построении элементов дополнительной характеристики без использования картографического изображения у учащихся; закрепление или формирование самостоятельным образом, необходимого учебного содержания в процессе этого построения; формирование у учеников умственных процедур работы с материалом, его преобразования в наиболее наглядную форму.

Нами были выявлены подходящие для этого элементы учебного содержания при помощи следующих методов:

анализ литературы;

изучение современного состояния картографической передачи различной тематики на школьных картах;

изучение вариантов элементов дополнительной характеристики на картах с целью их адаптации в учебном процессе;

беседы с учителем и изучение школьной документации ( тематические, поурочные планы) с целью выявления влияния выбранных элементов дополнительной характеристики на учебный процесс.

Возможные типы школьной программы в которой используются подобные методические разработки.

9 и 10 класс – Половозрастная характеристика населения: России, отдельных экономических районов, субъектов федерации, городов: мира, регионов, стран (половозрастная пирамида).

8 класс – Почвы России, отдельных регионов (почвенный разрез).

7 и 8 класс – Климат, тектоника, рельеф, растительность, почвы. Обобщенные темы по природе материков, России, отдельных регионов ( комплексные и специализированные профили).

7 и 8 класс – Климат материков, России, отдельных регионов (графики).

Этот список нельзя считать полным, элементы дополнительной характеристики, при соответствующей подготовке, можно использовать на практических работах по очень широкому кругу вопросов, это значение особенно касается курса экономической и социальной географии, как в силу ее специфики, так и из-за большей подготовленности к такому типу работ самих учащихся.

Предлагаемые нами методики являются помощником при построении тех или иных графических форм, которые применяются на практических уроках. Методики раздаются учащимся непосредственно перед практической работой для самостоятельного разбора или разбираются всем классом, отдельно от практической работы, при руководстве учителя для знакомства с ними как таковыми и усвоения.

Методическая рекомендация по построению профиля.

Для построения профиля необходим лист бумаги с нанесенной на него сеткой, самостоятельно изготовленная сетка должна быть тонкой и учитывать последующий размер шага на линии профиля и на осях координат, то есть не должна быть не слишком частой, не слишком редкой. Чем изломаннее должна быть линия профиля и меньше шаг на осях ( что определяется плотностью показателей и уровнем их перепада относительно друг друга) тем чаще должна быть сетка.

Размер листа должен быть таким, чтобы весь профиль, название, легенда ( условные обозначения) поместились на его одной стороне или на одном развороте, соединенных вместе нескольких листов.

Последовательность действий при выполнении профиля должна быть таковой: название, расчет и запись масштаба, построение оси ординат, построение линий профиля, оформление линий (если таковое требуется, к нему относится: цветовой фон, надписи, сноски, графические знаки), оформление легенды профиля.

Расчет и запись масштаба производится с учетом конкретных показателей по которым будет строиться профиль. У профиля должно быть два масштаба горизонтальный и вертикальный. На первый рассчитывается исходная величина (расстояние), на второй производная (высота). Чем более равнинна профилируемая территория, тем меньше шаг вертикального ландшафта, горизонтальный масштаб, ограничивается размерами листа и необходимой четкостью профиля, то есть, чем больше в нем элементов, тем горизонтальный масштаб должен быть меньше. Оба масштаба записываются под названием профиля.

Расчет длины оси ординат (ОХ) берется от максимальной высоты (глубины) местности на линии профиля, оси абсцисс (ОУ) от выше перечисленных условий.

Построение профиля идет через нанесение на межосевое пространство (координатная плоскость) точек и последующее их соединение плавной, без острых углов линией. Количество точек определяются изменчивостью профилируемого показателя, точки ставятся в тех местах где показатель меняет свою величину.

Легенда размещается под профилем, в крайнем случае справа от него. Условные знаки различных объектов и разных типов не должны смешиваться.

Методическая рекомендация по построению графика

График должен состоять из координатной сетки, осей координат с нанесенными на них длинами с указанием измеряемой величины и линии графика.

Для построения графика нужны два ряда взаимосвязанных цифр (чаще всего год и связанный с ним показатель).

Размеры осей координат (их шаг) определяется размером листа и крайним значением зависимого показателя, который показывается на вертикальной оси, а на горизонтальной показывается основной показатель (год). Все шаги величины на осях должны быть одинаковыми как в отношении длины, так и в отношении масштаба. Каждое деление на осях подписывается возле штриха, тип величины указывается над окончанием оси.

Построение графика идет следующим образом : берется первый зависимый показатель и находится на линии оси, затем из этой точки в сторону координатной сетки (вправо) восстанавливается перпендикуляр до тех пор пока он не пересечется с перпендикуляром восстановленным с другой оси по второму показателю пары. Место пересечения и будет искомой точкой. Затем процедура повторяется со следующей парой цифр. Образуется ряд точек, который соединяется линией без углов.

При совмещении нескольких линий графиков они должны быть особым образом ( цветом) выделены.

Название профиля пишется или над профилем или под ним. Условные обозначения пишутся под профилем или справа от него.



Методическая рекомендация по построению половозрастной пирамиды.

1.Половозрастная пирамида (ПВП) состоит из координатной сетки, координатных осей: абсцисс (в обе стороны от нуля – зеркальная), ординат (только над нулем) и собственно пирамиды (нескольких рядов положенных друг на друга четырехугольников.

2. Для построения ПВП три ряда показателей: промежутки возрастных групп, количество (в тыс. чел. или % от общего числа населения данной возрастной группы ) населения мужского и женского пола соответственно по каждой группе.

3. На вертикальной оси, которая имеет вид столбца, отмечают последовательно возрастные группы (обычно через каждые 5 или 10 лет), толщина оси для каждой группы произвольна (обычно 5мм ). На горизонтальной оси справа и слева от нуля зеркально отмечают тыс. чел. или % ориентируясь на масштабный показатель в одной из групп одного из полов.

Построение ПВП осуществляется следующим образом: берутся показатели обоих полов самого младшего возраста и на осях (для мужчин на правой для женщин на левой) находятся соответствующие отметки, затем от них восстанавливается перпендикуляр в толщину доли вертикального столба отведенного для этой возрастной группы, после проводится линия параллельная горизонтальной оси, в результате получается вытянутый прямоугольник. После строятся прямоугольники для всех последующих возрастных групп, лежащие на более низком ряду.

Название половозрастной пирамиды подписывается обычно под самой пирамидой.





















Заключение


Исследования в области изучения карты и ее элементов многосторонни и имеют большие перспективы. Изучение элементов дополнительной характеристики относится к небольшой их части, но это не снижает их важности. В результате нашего исследования были получены следующие выводы:


1.Широта тематических мелкомасштабных карт позволяет использовать различные элементы дополнительной характеристики ( графики, диаграммы и т. д.)


2. Различные элементы дополнительной характеристики способствуют получению качественных и количественных картируемых явлений.


3. Элементы дополнительной характеристики способствуют характеристики явлений во времени.


4. Наличие элементов дополнительной характеристики делают карту более информативно емкой и позволяют получать по ней более глубокие и разнообразные выводы.


5.Вшкольном курсе не выявлено возможности использования элементов дополнительной характеристики с картографическим изображением.


6. Имеются методические разработки для практических работ по составлению элементов дополнительной характеристики на уроках.



















Список литературы


Салищев К.А. Картография. – М., 1982.

Вахрамеева Л.А. Картография. – М. 1981.

Звонарев К.А. Картография. – М.- Л. 1951.

Рехтзамер Г.Р. Основы картографии. – Л., 1974.

Поспелов Е.М. Топонимика и картография. – М.,1971.

Салищев К.А. Картоведение. – М., 1976.

Итоги науки и техники. Серия «Картография». – Т.2. – М.,1986.

Математические методы в географии / Ю.Р. Архипов, Н.И. Блажко, С.В. Григорьев. – Казань: Изд-во КПУ, 1976.

Атлас СССР. – М.: ГУГК, 1983.

Граур А.М. Математическая картография. – Л.,1956.

Рехтзамер Г.Р. Основы картографии. – Л. 1974.

Берлянт А.М. Образ пространства: Карта и информация. – М.: Мысль,1986.

Трешников А.Ф. Географический энциклопедический словарь. – М., 1989.

Советская энциклопедия. – М., 1988.

География в школе. – М., 1999.

Герасимов Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. География. М.: Просвещение, 1994.

Давыдова М.И. Самостоятельные работы учащихся по физической географии СССР. М.: Просвещение, 1982.

Крылова О.В. Рабочая тетрадь по географии. 8класс. М.: Просвещение, 1996.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Географическая карта : определение, свойства, элементы, применение»

Автор: Селивёрстова Светлана Игоревна

Дата: 26.07.2017

Номер свидетельства: 424500

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по теме "Географическая карта" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-gieoghrafichieskaia-karta"
    ["file_id"] => string(6) "124960"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414856706"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Авторская программа прикладного курса "Картография" "
    ["seo_title"] => string(54) "avtorskaia-proghramma-prikladnogho-kursa-kartoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "212112"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431761394"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Организация подготовки ЕНТ и ВОУД по географии.Анализ результатов пробных тестирований "
    ["seo_title"] => string(97) "orghanizatsiia-podghotovki-ient-i-voud-po-ghieoghrafii-analiz-riezul-tatov-probnykh-tiestirovanii"
    ["file_id"] => string(6) "154395"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421155836"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "«Основные месторождения каменного угля, нефти, газа в Казахстане»"
    ["seo_title"] => string(74) "osnovnyie-miestorozhdieniia-kamiennogho-ughlia-niefti-ghaza-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "292740"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455342706"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Внутренние воды России "
    ["seo_title"] => string(24) "vnutrienniie-vody-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "237514"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444324483"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства