К сожалению, дети с нарушениями речи зачастую не овладевают ими на там же уровне, что и их сверстники. Поэтому необходимо на своих уроках включать в программу работы по коррекции речи проектную деятельность. Необходимо отметить, что перед детьми, учитывая их психологические и речевые особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи. Следует обращаться за помощью к родителям, включать в работу различный вспомогательный материал (памятки, инструкции, шаблоны). Работа на лексическом уровне, наблюдениях явлений многозначности, синонимии, антонимии, омонимии вылилась в создание проекта «Ах, эти разные слова». Во время работы над проектом формируются компетентности в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; в сфере социально – трудовой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в начальной школе »
Проектная деятельность в начальной школе
Дулова Наталья Васильевна
г. Астрахань
МБОУ «СОШ № 40»
В процессе проектной деятельности у детей с нарушениями речи формируются такие важные коммуникативные умения, как:
умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников,
умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации);
умение выражать свою точку зрения (ясно и понятно формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное решение)
К сожалению, дети с нарушениями речи зачастую не овладевают ими на там же уровне, что и их сверстники. Поэтому необходимо на своих уроках включать в программу работы по коррекции речи проектную деятельность. Необходимо отметить, что перед детьми, учитывая их психологические и речевые особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи. Следует обращаться за помощью к родителям, включать в работу различный вспомогательный материал (памятки, инструкции, шаблоны). Работа на лексическом уровне, наблюдениях явлений многозначности, синонимии, антонимии, омонимии вылилась в создание проекта «Ах, эти разные слова». Во время работы над проектом формируются компетентности в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; в сфере социально – трудовой деятельности. Проект выполняют ученики 3 класса под руководством учителя и логопеда.
Цель исследования: познакомить детей с многообразием слов родного языка.
Задачи: на уровне наблюдений сформировать у детей начальные представления о многообразии слов в русском языке; развивать грамматические и умения, расширять и обогащать словарь детей по лексическим темам.
Участники проекта: третьеклассники, родители, учитель начальных классов, учитель.
Тип проекта: исследовательский, краткосрочный (1 месяц)
Направления работы проекта:
Слова-сорняки
Слова - неприятели (антонимы).
Слова – приятели (синонимы).
Слова близнецы (омонимы).
Многозначные слова.
Предполагаемые результаты проекта: правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей;
Этапы проекта:
1 этап. На начальном этапе называем слова-сорняки, антонимы, синонимы, омонимы, многозначные слова. Для этого нужно:
вспомнить самим;
спросить у родителей, знакомых;
найти информацию в литературных источниках, Интернете.
2 этап. На следующем этапе объясняем значения слов-сорняков, антонимов, синонимов, омонимов, многозначных слов, их употребления в речи. Для этого нужно:
с данными словами составить словосочетания и предложения;
найти некоторые из них в учебной литературе;
3 этап. На заключительном этапе распределяем все слова по группам. Для этого нужно:
дифференцировать эти слова;
записать их в таблицы.
Использование проектной деятельности вполне возможно как на коррекционно-логопедических занятиях, так и на уроках русского языка. Педагогическая деятельность при этом будет строиться с учетом целеполагания, моделировании учебного процесса: планирования процесса поэтапного освоения знаний, формирование навыков оценивания. Для учащегося учебный проект дает возможность выполнить работу самостоятельно или в группе, максимально использовать свои возможности, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, публично показать достигнутый результат.
Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.
Список литературы
Жарова Л.В. Учить самостоятельности. М., 1993. – 205 с.
Леонтович А.В. “Исследовательская деятельность учащихся”. М., 2003. – 134 с.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М., Просвещение, 2011. – 192 с.