Проектная деятельность как способ достижения эффективной познавательной деятельности младших школьников.
Проектная деятельность как способ достижения эффективной познавательной деятельности младших школьников.
. Школа занимает особое место в жизни общества и играет важную роль в судьбе каждого человека.
Роль начальной школы в становлении личности трудно переоценить, так как любая школа начинается с начальной. Всё это осложняет работу учителя начальных классов. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как способ достижения эффективной познавательной деятельности младших школьников.»
Филиал МБОУ «Комсомольская СОШ» в поселке с-за «Селезневский»
Районный семинар учителей начальных классов.
Тема выступления: «Проектная деятельность как способ достижения эффективной познавательной деятельности младших школьников»
Подготовила
учитель начальных классов
филиала МБОУ «Комсомольская СОШ»
в поселке с-за «селезневский»
Коняхина Инна Алексеевна
2015год
Проектная деятельность как способ достижения эффективной познавательной деятельности младших школьников.
Слайд 1. Школа занимает особое место в жизни общества и играет важную роль в судьбе каждого человека.
Роль начальной школы в становлении личности трудно переоценить, так как любая школа начинается с начальной.
Слайд2
Младший школьник имеет специфические возрастные особенности:
1.неустойчивое внимание
2. преобладание наглядно-образного мышления
3. повышенная двигательная активность
4.стремление к игровой деятельности
5. разнообразие познавательных интересов.
Всё это осложняет работу учителя начальных классов. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки.
Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков, но из всего многообразия педагогических технологий я бы хотела остановиться на методе проектов.
Я хочу поделиться с вами своими наработками в проектной деятельности, которую использую на уроках и во внеурочной деятельности.
Метод проектной деятельности я стала применять со 2 класса. Меня заинтересовали выступления детей на семинаре учителей начальных классов по духовно – нравственному воспитанию. Передо мной встал вопрос: как и с чего, начать. Пришлось прочитать массу статей в журналах «Начальная школа» и методической литературы.
Слайд 4 – 5 Узнала какие бывают проекты и познакомилась с основными принципами организации проектной деятельности
Из всего прочитанного, я сделала для себя следующие выводы:
Детям важно самостоятельно научиться добывать информацию из различных источников. Они должны уметь доводить начатое дело до конца и сообща работать не только с одноклассниками, но и со взрослыми.
Всему на уроках не научишь, ведь поиск или работа «на результат» нередко выходят далеко за границы урока. Работая над проектом, наши ребята учатся получать конкретный результат за определенный отрезок времени.
Работу необходимо планировать в два этапа: сначала сбор информации, а потом реализация проектов.
На ближайшем родительском собрании мы договорились, что родители будут помогать детям в сборе информации, а не искать за них (чтобы побыстрее закончить работу) и следить, чтобы работа обязательно была доведена до конца.
Чтобы обучающиеся выстраивали свою работу грамотно, мною были разработаны памятки.
Слайд 6 И самое главное в этой работе - учебные проекты должны быть посильны и интересны ученикам, чем меньше ребенок – тем проще проект!
Слайд 7 Памятка начинающему исследователю
Выбери тему исследования
Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
.
При изучении новых тем по предметам детей очень часто интересуют дополнительные вопросы. Это и является началом работы над проектом. Ребята выдвигают свои гипотезы, проводят исследования, изучают дополнительный материал.
По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.
Отчетной работой над проектом может быть постановка спектакля, создание книги, какая-нибудь поделка, проведение мероприятий, презентация….
Слайд 7 В рамках предмета окружающий мир был создан проект
ПРОЕКТЫ
«Мы - добрые волшебники природы»
Проект проводился в виде игры – практикума экологического содержания. Каждое занятие в рамках данного проекта посвящено выполнению младшими школьниками конкретного практического дела экологического содержания. В ходе игры обучающиеся исполняют роль добрых волшебников, а каждое конкретное практическое дело представляется как некое волшебство.
Цель: работа в режиме «1день – одно доброе дело»
Слайд 8.4. Подведение итогов. Проходило в виде защиты своих «добрых дел» Ребята знакомили одноклассников с презентациями «Творим добро»
Слайд 9 Во 2 классе при изучении темы «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» обучающимся предлагалось поработать над проектом «Грамматика времен года»
Цель проекта была сформулирована следующим образом: самостоятельный поиск материала к теме. Начиная работать над проектом на уроках русского языка, постепенно проект стал интегрированным.
На уроках русского языка мы работали над формированием орфографических навыков, используя подобранный материал.
Слайд 10На уроках чтения подбирали загадки, сочиняли стихи.
Слайд 11На уроках изобразительного искусства рисовали пейзажи.
На уроках музыки разучивали песни
На уроках технологии продумывали элементы украшения костюмов, выполняли эскизы.
Работа проводилась по группам, которые были сформированы по желанию учащихся. В каждую группу входило по 3-4человека.
Каждая группа получила задание.
В итоге работы над проектом был накоплен большой материал по теме «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением», который был использован на последующих уроках, как для фронтальной, так и для индивидуальной, и дифференцированной работы.
Слайд 12.Итогом всей нашей работы стала конкурсная программа «Мое любимое время года», где все группы приняли активное участие и были награждены грамотами администрации школы.
Слайд13 Плодотворной почвой для проектной деятельности является предмет «Окружающий мир» В рамках этого предмета обучающиеся выполнили следующие проекты: «Моя родословная», «Мы добрые волшебники природы», «С чего начинается Родина»
Слайд 14В преддверии 70летия победы мы активно включились в работу над долгосрочным проектом «Герои войны…Кто они?»
Запланировано в рамках проекта:
Слайд 15Экскурсии в Липецк, Воронеж, Тамбов по местам «Боевой Славы»(ноябрь – январь)
Слайд 16Посещение школьного музея «Гордимся и помним»(февраль)
Встреча с ветеранами(март)
Книга Памяти «Маленькие судьбы большой войны»(апрель)
«Никто не забыт, ничто не забыто» (к 70-летию ВО войны)
Слайд 17Самостоятельная работа детей проводится по следующим направлениям:
Слайд 18-19Сбор информации о родственниках-участниках Великой Отечественной войны. (февраль)
Письмо ветерану. (март)
Эссе «Пусть всегда будет солнце» (работы отправлены на конкурс «Муравей» (март)
Конкурс рисунков «Мир – планете Земля»(апрель)
Слайд 20.Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.