kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность как одна из форм деятельностного подхода к обучению и воспитанию младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В младшем школьном возрасте ведущую роль в психическом развитии играет учебная деятельность. Различные виды ее проявления являются основой психического развития ребенка. Нельзя ввести ребенка в мир познания, минуя его собственную деятельность. Таким образом, ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении, направленный на формирование средств и способов мыслительной деятельности.

В настоящее время в связи с реформированием школьного образования, встала проблема возрождения метода проектов в школьной практике. Основные положения метода можно соотнести с деятельностным подходом в обучении и воспитании младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как одна из форм деятельностного подхода к обучению и воспитанию младших школьников »

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24» город Саратов «Проектная деятельность как одна из форм деятельностного подхода к обучению и воспитанию младших школьников» Подготовила учитель начальных классов БУРМИСТРОВА В.Н. 2015 г Проектная деятельность как одна из форм деятельностного подхода к обучению и воспитанию младших школьников. «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Китайская пословица Китайская пословица.

1. Проектная деятельность как средство обучения.

В младшем школьном возрасте ведущую роль в психическом развитии играет учебная деятельность. Различные виды ее проявления являются основой психического развития ребенка. Нельзя ввести ребенка в мир познания, минуя его собственную деятельность. Таким образом, ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении, направленный на формирование средств и способов мыслительной деятельности.

В настоящее время в связи с реформированием школьного образования, встала проблема возрождения метода проектов в школьной практике. Основные положения метода можно соотнести с деятельностным подходом в обучении и воспитании младших школьников.

Сущность овладения учебной деятельностью в младшем школьном возрасте состоит в усвоении ее структуры (учебные ситуации, учебные действия, действия контроля и оценки). В традиционном обучении структура учебной деятельности формируется стихийно. В проектной деятельности структурные компоненты формируются в процессе выполнения заданий проекта, т.к. проектная деятельность полностью представляет собой развернутую структуру учебной деятельности.

Структура учебной деятельности

Деятельность участников проектного обучения

1. Учебная ситуация, цели и задачи учебной деятельности

1. Анализ исходной позиции, определение целей и задач деятельности

2. Учебные действия по достижению цели

2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей, выполнение необходимых операций

3. Учебный контроль

3. Контроль, коррекция

4. Оценка деятельности, рефлексия

4. Оценка деятельности, рефлексия

Алгоритм проектной деятельности способствует поэтапному формированию мыслительных операций.

2. Проектная деятельность как средство развития личности.

Одной из закономерностей развития психических образований является их опосредованность деятельностью, в которую включен субъект. Обучение школьников проектной деятельности, ее организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности.

В младшем школьном возрасте акценты смещаются на обучение младших школьников умению планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.

Выполнение творческих проектов, защита помогает школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определенных волевых усилий, сочетание интереса и необходимости формирует произвольность психических процессов.

Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности.

3. Технология выполнения творческих проектов в начальной школе.

Строить проектную деятельность необходимо с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также с помощью методов, соответствующих данному возрасту. Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Особенностью содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Важно так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна.

Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний.

Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения. На исследовательском (подготовительном) этапе, когда учитель ставит перед учащимися проблемы, кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), используются метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки. Целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. Для этого создается группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить в процессе выполнения проектов. Группа «экспертов» проводит экспертизу и отбирает наиболее интересные из них.

На следующем этапе учитель, используя метод информационной поддержки, предоставляет учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, справочники и другие источники. На технологическом этапе широко используется метод упражнений – основной метод обучения проектной деятельности на данном этапе. Учитель с помощью демонстрации плакатов, личного примера формирует у учащихся умения и навыки деятельности. На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты используются методы сравнительного анализа (сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочетов), конкурс творческих проектов.


В настоящее время проектная деятельность учащихся рассматривается как один из наиболее эффективных инструментов повышения качества общего образования, одно из главных средств формирования компетенции, а её результативность – как ведущий критерий современного качества образования. Раннее приобщение школьников к исследовательской и проектной работе способствует формированию интеллектуального будущего нашего общества. Поэтому важно еще на начальной ступени обучения выявить одаренных детей, развить их способности.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Бурмистрова Виктория Николаевна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Проектная деятельность как одна из форм развития критического и творческого мышления младших школьников."
    ["seo_title"] => string(106) "proiektnaiadieiatielnostkakodnaizformrazvitiiakritichieskoghoitvorchieskoghomyshlieniiamladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "271843"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451818937"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Проектная деятельность, как средство формирования здорового образа жизни младших школьников"
    ["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_dieiatiel_nost_kak_sriedstvo_formirovaniia_zdorovogho_obraza_zhizni_"
    ["file_id"] => string(6) "388542"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486390537"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии в обучении младших школьников "
    ["seo_title"] => string(64) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-v-obuchienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "124296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414676979"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) ""Метод проектов как дидактическое средство развития, обучения и воспитания младших школьников". "
    ["seo_title"] => string(105) "mietod-proiektov-kak-didaktichieskoie-sriedstvo-razvitiia-obuchieniia-i-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "100555"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402384169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства