Проектная деятельность, как средство формирования здорового образа жизни младших школьников
Проектная деятельность, как средство формирования здорового образа жизни младших школьников
Реформирование системы образования ориентировано на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей. Целостная оценка здоровья подразумевает единство организма и личности, с выделением взаимосвязи следующих определяющих компонентов: духовного, физического, психического и социального. Перед школой стоит задача не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, а полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет важную роль. Следовательно, одна из задач школы – формирование у младшего школьника системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе и к своему здоровью.
На современном этапе уже недостаточно проведении занятий в форме беседы или лекции. Методика работы с детьми строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельную работу и поисковую активность самих детей, что побуждает детей к творческому отношению при выполнении заданий.
В настоящее время процесс обучения и воспитания связан с деятельностным подходом в освоении детьми новых знаний, умений и навыков.
Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Проектная деятельность в начальной школе достаточно трудна, так как дети малы, но возможна при правильной организации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность, как средство формирования здорового образа жизни младших школьников»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Колледж ЧГПУ
Кафедра педагогики, психологии и предметных методик
Проектная деятельность, как средство формирования здорового образа жизни младших школьников
Выполнил(а):
Студент(ка) (№ группы) (ФИО)
Научный руководитель:
(уч.степень, должность,
ФИО научного руководителя)
Работа допущена к защите
«____» __________ 20__ г.
Зав. кафедрой ППиПМ
__________
Челябинск 2017
Содержание
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»
1.2 Проектная деятельность, как средство формирования здорового образа жизни. Понятие «метод проектов»
1.3 Организация проектной деятельности по формированию
представлений о здоровом образе жизни со старшими дошкольниками
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности
метода проектов в формировании здорового образа жизни у
младших школьников
2.1 Диагностика сформированности знаний у младших
школьников о здоровом образе жизни
2.2 Проекты, направленные на формирование ЗОЖ
2.3 Результаты проверки эффективности экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – не всё, но все без здоровья – ничто
(древнегреческий философ Сократ)
Здоровье – тема актуальная для всех времен и народов, в 21 веке она становится первостепенной.
Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный [2], Брехман И.И. [3], Л.Г. Татарникова [16, 17] и др.) свидетельствуют о том, что тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В последние годы результаты медицинского осмотра детей показывают неблагоприятную ситуацию со здоровьем школьников. Данная ситуация обусловлена ухудшением социальной и экономической обстановки, наследственностью, обострением проблем рационального питания, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети ведут малоподвижный образ жизни, много времени проводят за компьютером.
Состояние здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Одна из причин этого - образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети.
Другой причиной является то, что у учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой знаний о здоровом образе жизни.
Проблеме формирования здорового образа жизни уделяли внимание многие ведущие философы, социологи, психологи и педагоги, среди которых отметим Н.М.Амосова, И.И.Брехмена, Г.К.Зайцева, Л.Г.Татарникова, Л.А.Обухова, Н.В.Колбанова.
Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х - начале 80-х гг., двадцатого столетия. Однако результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек, и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.
С середины 90-х годов ХХ века появилось много научных работ исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе [9], гигиену обучения и воспитания школьников [14], школьную валеологическую работу [6;7; 12].
Реформирование системы образования ориентировано на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей. Целостная оценка здоровья подразумевает единство организма и личности, с выделением взаимосвязи следующих определяющих компонентов: духовного, физического, психического и социального. Перед школой стоит задача не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, а полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет важную роль. Следовательно, одна из задач школы – формирование у младшего школьника системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе и к своему здоровью.
На современном этапе уже недостаточно проведении занятий в форме беседы или лекции. Методика работы с детьми строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельную работу и поисковую активность самих детей, что побуждает детей к творческому отношению при выполнении заданий.
В настоящее время процесс обучения и воспитания связан с деятельностным подходом в освоении детьми новых знаний, умений и навыков.
Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Проектная деятельность в начальной школе достаточно трудна, так как дети малы, но возможна при правильной организации.
Цель исследования: выявить эффективность метода проектов в формировании знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.
Объект исследования: знания о здоровом образе жизни.
Предмет исследования: метод проектов в формировании знаний о здоровом образе жизни.
Гипотеза исследования:
Представляется, что формирование знаний о здоровом образе жизни будет успешным при использовании метода проектов.
Задачи исследования:
. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни», «метод проектов».
. Выявить представления учащихся о здоровом образе жизни, с помощью проектной деятельности.
. Выявить и экспериментально проверить эффективность метода проектов в формировании знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»
Улучшение состояния здоровья нового поколения - важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Необходимо организовать школьную деятельность так, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Для этого необходимо иметь представления о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». Проанализировав специальную литературу, я выяснила что, однозначного определения понятия здоровья нет, и представляется оно по-разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения.
По моему мнению, здоровье - это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры.
Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно - экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.
Понятие образа жизни по своему составу является сложным. Оно позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины из поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Также существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни». По моему мнению, в определении этого понятия, необходимо учитывать: наследственность, функционирование организма и стиль жизни.
Итак, понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» являются сложными. Первое из них отражает смысл сохранения и развития биологических, социальных, духовных функций человека и общества и определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных и национально – региональных ценностей культуры.
Второе характеризует стиль жизнедеятельности, обусловленных особенностями организма человека, условиями его существования и ориентированный на сохранение, укрепление и восстановление здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций.
1.2 Проектная деятельность, как средство формирования здорового образа жизни.Понятие «метод проектов»
Формирование у младших школьников знаний о здоровом образе жизни является одним из путей решения проблемы ухудшения здоровья. Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности.
Как один из возможных путей формирования установки на здоровый образ жизни можно применить метод проекта, авторами которого являются Д. Дьюи, У. Килпатрик, С. Т. Шацкий.
Метод проекта — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В теории и практике отечественной педагогической науки в последнее время инициируется интерес к методу проектов как к технологии, направленной на решение важнейших образовательных стратегий. Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Формирование проектной деятельности необходимо учащимся для вооружения их универсальным умением решать различные проблемы, в том числе и образовательные. В современной педагогике проектная деятельность используется не вместо системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования.
Понятие «метод проектов» имеет следующие определения:
- технология организации образовательных ситуаций, в которых
учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология
сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем (Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова)[9,с.21];
- способ организации педагогического процесса, основанный на
взаимодействии педагога и учащегося;
-способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Н. А. Виноградова)[6,с.28];
- система обучения, гибкая модель организации учебного процесса,
ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся,
развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость (А. А. Хромов)[20,с.22];
-система обучения, модель организации учебного процесса,
ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его
интеллектуальных качеств и творческих способностей (М. В. Чанова);
- комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный
процесс, исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результат которой – создание какого-либо продукта или явления (М. В. Моисеева);
-совокупность приемов, действий учащихся в их определенной
последовательности для достижения поставленной задачи – решение
определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта (Е. С. Полат)[20,с.23];
Практика показывает, что при применении метода проектов
наблюдаются: высокая активность воспитанников; интенсивная
самостоятельная познавательная деятельность дошкольников; повышение личностной ценности реализованных проектов; увеличение глубины и объема полученных знаний, приобретенных умений. Знания, умения, навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно-значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются ребенком, превращаются в его активный запас знаний и практический опыт, легко переносятся на другие виды деятельности.
Таким образом, сущность метода проектов заключается в том, что
ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем. Метод проектов характеризуется концептуальностью и системностью, результаты его легко воспроизвести, этот метод подходит для самых разных областей знаний.
Но так же, метод проектов связан и с некоторыми трудностями, которые не стоит упускать из вида[18,с.134]:
- индивидуально-ориентированная система организации работы –
каждый участник выполняет свою часть работы, обусловливает
необходимость перехода от фронтальной формы прямого обучения к
индивидуальной форме проблемного и исследовательского видов обучения, следовательно, педагогу необходимо заинтересовать учащегося,
оказать помощь в поиске информации; 11
- затратность по времени, материалам – большинство проектов требует
тщательной подготовки;
- необходимость продуктивного взаимодействия с родителями,
специалистами для оказания консультативной помощи родителям в ходе проекта.
-педагогу, обратившемуся к методу проектов, следует помнить, что
проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, при этом проблема должна быть актуальна для участников проекта, они должны быть мотивированы. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата, деятельность должна быть посильна учащимся, соответствовать интересам и возможностям каждого.
Перечислим признаки проектов[18,с.42]:
-самостоятельность – проект подразумевает самостоятельную
деятельность детей в поиске информации, планировании деятельности,
представлении результатов;
- свобода применения имеющихся знаний, практического опыта – с
одной стороны, проект является неким итогом предшествующей
образовательной работы (дети могут на практике применить полученные знания), с другой – в процессе проектной деятельности учащийся самостоятельно познает новое;
- разнообразие видов самостоятельной деятельности;
- практическое значение проектного продукта.
При выборе тематики проекта следует ориентироваться на следующие
Проектирование – это всегда работа с идеями. Н. А. Краля в книге
«Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся» предложила наглядное представление взаимосвязи основных понятий в виде пятиконечной звезды (рис. 1)[20,с.25]. Проект как идеальный объект расположен в центре звезды, но для его полноценного выполнения необходимы все указанные виды деятельности.
Рис. 1. Взаимосвязь основных понятий, касающихся проектирования.
Классификацию проектов можно провести по следующим
основаниям[20,с.26]:
- доминирующая деятельность – исследовательский, творческий,
ролевой, информационный;
- предметно-содержательная область – монопроекты, создаваемые в
рамках одной образовательной области (экологический, музыкальный,
- характер координации – открытая координация, когда педагог
открыто руководит проектом, обучает детей; скрытая
координация, когда педагог только незаметно направляет деятельность учащихся, имеющих в данном случае большую свободу;
- число участников – индивидуальный, когда каждый учащийся создает
свой продукт; парный, когда учащийся действует совместно с родителем; групповой и коллективный, когда на первых этапах педагог помогает распределению на группы и координирует деятельность групп, а затем учащиеся самостоятельно осуществляют данную деятельность;
Тематика проектов по формированию ЗОЖ разнообразна. Это могут быть проекты: «Наши зубы», «Охрана зрения», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Полезные привычки», «Компьютер – друг или враг?» «Наши зеленые друзья», «Здоровая пища» и многие другие.
Педагогическая значимость метода проектов состоит в том, что: - метод проектов выводит педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта;
- метод проектов дает возможность изменить характер учебной деятельности учащихся, из репродуктивной она превращается в поисковую и творческую (ученик сам познает, открывает, осмысливает и применяет знания);
- метод проектов позволяет учащимся экспериментировать, осуществлять самостоятельное действие, предъявлять результаты – продукт; они получают возможность самореализации в конкретном деле, они не только слушают и видят, но и действуют.
- метод проектов – метод, идущий от детских потребностей и интересов, их возрастных и индивидуальных особенностей;
- метод проектов позволяет учащимся проявить учебную инициативу и самостоятельность, использовать в нестандартной ситуации знания и умения из разных областей знаний;
- метод проектов позволяет учителю выявить уровень личностного отношения учащихся к учебному труду; их умение работать в коллективе.
1.3 Организация проектной деятельности по формированию
представлений о здоровом образе жизни со старшими дошкольниками
Технология проектирования относится к современным педагогическим
технологиям, которые являются инновационными в работе образовательных
учреждений, т. к. они дают учащимся возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и
коммуникативные навыки, тем самым позволяя им успешно адаптироваться
в школе, в социальном обществе.
Исследовательская деятельность позволяет
организовать процесс воспитания и обучения так, чтобы учащийся смог
задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы.
По Л.Д. Морозовой метод проектов, применяемый в образовательном
учреждении , имеет следующие характеристики:
– в основе метода - активная познавательная деятельность учащегося;
– исходный пункт познавательной деятельности учащегося внутри
проекта - детские интересы;
– содержание проекта отражает различные стороны жизни учащегося
и включает основные виды их деятельности;
– учащиеся сами определяют и реализуют познавательные задачи;
– познавательная деятельность учащихся носит ярко выраженный
продуктивный характер[24,с.22].
Л.Д. Морозова выделяет следующие типы проектов в образовательном учреждении и их отличия [24,с.39]:
Исследовательские и информационные проекты. Их отличает четкая
структура, обозначенность целей, наличие гипотезы, актуальность и
социальная значимость содержания для всех участников, комплекс методов
получения и обработки информации.
Творческие проекты. Нет детально проработанной структуры, она
только намечается и далее развивается в соответствии с интересами
участников, подчиняясь конечному результату (продуманную структуру
имеет только оформление результата; программа концерта, сценарий
постановки и т.д.).
Игровые проекты. Структура только намечается, а участники берут на
себя определенные роли (литературных персонажей, выдуманных герое» в
придуманных ситуациях).
Практико-ориентированные проекты с четко обозначенным
ориентированным на социальные интересы результатом и продуманной
структурой и организацией работы.
Основными педагогическими принципами проектной деятельности в образовательном учреждении по формированию представлений о здоровом образе жизни являются[27,с.32]:
1.Формирование представлений о ЗОЖ основывается на ценностях и
традициях национальной культуры, строится в соответствии с ценностями и
нормами, присущими в данной семье.
2.Принцип гуманистической ориентации –осознание ученика в социальной защищенности и уважительном отношении к нему.
3.Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу учащегося –
требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и
развития эмоций, которые усиливают внимание учащегося на действиях и
поступках.
4.Принцип дифференциации – создание благоприятной среды для
усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым учеником.
5.Принцип стимулирования интереса учащихся к определенным
проблемам;
6.Принцип сотрудничества педагога и учащегося.
Метод проектов делает образовательную систему открытой для
активного участия учащихся и их родителей, а основной его целью является
воспитание потребности в ведении здорового образа жизни, которое
определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности
учащихся, где взрослые являются помощниками и направляют эту
деятельность[28,с.7].
Организация проектной деятельности с учащимися образовательного учреждения предусматривает следующие этапы:
подготовительный этап:
«Рождение проблемы»,
технологический этап (реализация проекта) включает
творческую обработку информационного и предметного материала,
заключительный этап включает подведение и итогов, постановку новой
проблемы.
Данный вид деятельности дает больше возможностей для
физического и социального включения учащегося в работу с группой
одноклассниками, чем традиционные методы обучения, позволяет
самореализоваться и самоутвердиться. При подведении итога деятельности
педагогу следует выделять правила, к которым учащимся необходимо
придерживаться для охраны и укрепления своего здоровья[28,с.8].
Учитывая наглядно-образный характер мышления школьников, в
проекте нужно использовать различные методы, наглядно показывающие
необходимость выполнения правил:
-моделирование;
-экспериментирование;
-создание проблемных ситуаций;
-проведение опытов;
-рассматривание иллюстраций;
-знакомство со схемами;
-игры и игровые упражнения[28,с.10].
Вся жизнь школьника пронизана игрой, только так он может
открыть себя миру и мир для себя. Ивановой Н.В. доказано, что включение
дидактических игр и упражнений значительно повышает эффективность
обучения, дает возможность менять виды деятельности, предупреждает
утомляемость, сохраняет высокую работоспособность [16].27
Любая деятельность учащегося в рамках проекта носит оздоровительную
направленность и способствует воспитанию привычек, а затем и
потребностей к здоровому образу жизни, формирует навык принятия
самостоятельных решений в отношении сохранения, укрепления и
поддержания своего здоровья.
Основные достоинства метода проектов в формировании
представлений о ЗОЖ у младших школьников[17,с.62]:
-усвоение и использование правил здорового образа жизни носит
осознанный характер;
-понимание необходимости выполнения правил для здоровья;
-формирование практических умений и мотивов выполнения правил
окрашено положительными эмоциями;
-развитие самоконтроля;
-возможность достичь объективно и субъективно значимого
результата;
-возможность проявлять свою познавательную, творческую,
активность;
-самостоятельно применять освоенные ранее знания и умения;
- развитие умение наблюдать, слушать;
- развитие способностей обобщать, анализировать;
-формирование умения увидеть проблему комплексно.
Чтобы использование правил носило стойкий и осознанный характер
необходимо изменять условия для их выполнения.
Купить здоровье нельзя, по словам Б.Н.Чумакова, его можно только
«заработать», собственными постоянными усилиями. Таким образом, с
ранних лет сформированные элементарные представления о здоровом образе
жизни станут прочным фундаментом для создания мотивации к охране
собственного здоровья во взрослой жизни. Метод проектов со школьниками
сегодня – это инновационный и перспективный метод, дающий возможность
коллективного поиска, совместного творчества и помогающий закрепить
полученные знания на практике.
Выводы по главе 1
В рамках первой главы мною были рассмотрены теоретические аспекты
формирования представлений о здоровом образе жизни у учащихся
путем проектной деятельности.
Метод проектов в образовательном учреждении представляет собой
современную педагогическую технологию, сущность которой заключается в
том, что учащийся в процессе деятельности осваивает особое умение –
самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных
проблем. Метод проектов характеризуется концептуальностью и
системностью, результаты его легко воспроизвести, этот метод подходит для
самых разных областей знаний.
Здоровый образ жизни - активность людей, направленная на
сохранение и улучшение здоровья. Здоровый образ жизни учащихся
школьного возраста определяют как форму повседневной жизни, которая
отвечает гигиеническим правилам, развивает адаптивные возможности
организма, способствует успешному поддержанию и развитию его резервных
возможностей. K компонентам здорового образа жизни младших
школьников относятся: соблюдение режима дня, правильное питание,
стабильного психоэмоционального состояния. Структура здорового образа
жизни у младших школьников включает в себя: системные знания и
представления учащегося по основным направлениям здорового образа жизни;
практическую реализацию системы знаний в привычках и поведении;
осознанное ценностное отношение к своему здоровью и окружающим.
Младший школьный возраст является наиболее сенситивным для
формирования и развития представлений о своем организме и его здоровье.
Под элементарными представлениями о здоровом образе жизни у учащихся
понимают определенный уровень осведомленности и
поведение, которые формируются в процессе целенаправленной
педагогической работы и предполагают следующее: учащийся
имеет сформированные представления об особенностях строения и функциях организма человека; о здоровье как состоянии физического и психологического благополучия; о болезни и факторах, разрушающих здоровье и т.д.; проявляет умение заботиться о своем здоровье; осознает значение здорового образа жизни для здоровья.
Представления младшего школьника о ЗОЖ носят элементарный, но
целостный характер; он осознает необходимость проведения
оздоровительных, закаливающих и культурно-гигиенических мероприятий,
присваивает переданный взрослыми опыт и переносит его в
самостоятельную деятельность.
Выделяют следующие типы проектов в образовательном учреждении по формированию навыков здорового образа жизни у младших школьников:
исследовательские и информационные проекты, творческие проекты,
игровые проекты, практико-ориентированные проекты. Организация
проектной деятельности с учащимся предусматривает следующие этапы: подготовительный этап: «Рождение
проблемы», технологический этап (реализация проекта) включает
творческую обработку информационного и предметного материала,
заключительный этап включает подведение и итогов, постановку новой
проблемы. Любая деятельность учащегося в рамках проекта носит
оздоровительную направленность и способствует воспитанию привычек, а
затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирует навык принятия
самостоятельных решений в отношении сохранения, укрепления и