Проект «Формирование имиджа современного педагога».
Проект «Формирование имиджа современного педагога».
Данный материал будет полезен для учителей общеобразовательных учереждений.
Цель проекта – изучение сущности и особенностей создания положительного имиджа учителя, анализ теоретических и научно-практических основ развития имиджа учителя и технология его реализации в учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Формирование имиджа современного педагога».»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова
г. Семикаракорска Ростовской области
Проект «Формирование имиджа современного педагога».
Выступление
на районном семинаре
МО учителей начальных классов
подготовил:
учитель начальных классов
Шах Е.П.
г. Семикаракорск
2016 г.
Цель проекта – изучение сущности и особенностей создания положительного имиджа учителя, анализ теоретических и научно-практических основ развития имиджа учителя и технология его реализации в учебной деятельности.
Слайд1
В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога.
Слайд 2
Кто же создает имидж?
Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить.
Во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т.п.
В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации - печать, радио, телевидении.
В-четвертых, его создают и окружающие люди - друзья, родные, сотрудники.
Слайд 3.
Что же такое имидж?
Имидж – это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем.
Имидж современного учителя, какой он? Учителя «вычисляют» в непрофессиональной сфере очень быстро и без труда. «Вы, наверное, учительница?» - спрашивают соседи по купе в поезде уже сразу после непродолжительного общения. Как они догадываются?
Слайд 4.
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Существует ли специфический имидж учителя?
Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.
Как театр «начинается с вешалки», учитель начинается с того, как он выглядит.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.
Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Слайд 5
Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения.
Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Забота учителя о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.
Обучение детей – это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже – это также профессиональное требование.
Начальная школа всегда предназначалась не только обучить чему-либо, на начальном этапе формирующуюся личность ребёнка, но и, прежде всего для того, чтобы воспитать. В этой связи, имиджу учителя начальных классов, принадлежит не последняя роль. "Подобное рождает подобное" - замечает профессор Гарри А.
Одной из важнейших составляющих имиджа учителя начальных классовявляется коммуникативная толерантность. Учитель начальных классов, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми - благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель начальных классов должен стремиться, безусловно, принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами
Слайд 6.
Перечислим слагаемые имиджа. К ним относятся:
- визуальная привлекательность;
- вербальное поведение;
- невербальное поведение;
- манеры, этикет;
- соответствие необходимому образу;
- обаяние.
Рассмотрим модель имиджа учителя.
Слайд 7.
ВИЗУАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению.
Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Визуальная привлекательность- это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность- это показатель культуры человека.. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа.
Внешний вид учителя имеет довольно большое значение, так как его работа связана с общением с большим количество людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды.
Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие.
Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку, это может быть и элегантное платье
Основной стиль учителя – это классика. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов.
Слайд 8
Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Например, теплые тона способствуют доверительности, холодные – дистанционируют и дисциплинируют.
Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах.
Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими, если учитель не хочет, чтобы в течение всего урока ученики внимательно изучали ее новое колье, вместо того, чтобы учиться.
Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.
Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.
Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять.
Лицо учителя должно быть доброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним.
Следует сказать пару слов и о руках. Ни у кого не вызывает сомнения, что руки должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, (но в тон губной помаде), цветом. Бледно – розовым, тельным, светло- бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти.
Слайд 9
ВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.
Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях.
Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией.
А люди, голос которых всегда звучит в громком «ругательном» режиме, сразу отталкивают от себя других. Оправдывая себя, они заявляют: «Я не кричу, у меня такой голос». Для педагога такая голосовая манера – сигнал о том, что над своим звуковым имиджем нужно поработать.
Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами.
Но помните, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это язык подсознания. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.
Слайд 10ЭТИКЕТ
Говоря о вербальном и невербальном поведении, стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет.
Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении.
Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.п.
Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.
Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы ваш имидж был органичен и притягателен для окружающих, не забывайте быть обаятельными.
Слайд 11
Обаяние –это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии.
Говорят, что учитель должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек.
Неотъемлемым компонентом личности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех учеников, которые кажутся безнадежными. А наилучшим (и обязательным!) помощником в этом служит вера учителя в успех учеников.
И наконец – общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности. «Если вам интересны люди, то из вас выйдет прекрасный учитель. Если вы интересны людям, и они тянутся к вам, то смело идите в учителя.
Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих.
Слайд 12
Помните, привлекательные люди:
• часто и охотно улыбаются;
• обладают хорошим чувством юмора;
• естественно себя ведут;
• веселы;
• часто и охотно говорят комплименты;
• знакомы с этикетом и следуют ему;
• уверены в себе;
• умеют посмеяться над собой;
• дружелюбны, с ними легко в общении.
Слайд 13.
Семь шагов технологии успешного имиджа учителя
1. Найти свой правильный смысл жизни, поставить планку потребностей;
2.Сделать инвентаризацию своих способностей и возможностей, сделать анализ того, что имеешь и что можешь сам изменить к лучшему;
3.Развивать чувство собственного достоинства и при этом избавиться от заниженной или завышенной самооценки; если надо – избавиться от невротического поведения, которое никогда не сделает вас успешным;
4.Самовоспитание, самоконтроль, самоорганизация, самообразование: хронический интерес к профессиональному росту, к науке и – обязательно – к психологии;
5.Развивать позитивное мышление, способность превращать неудачу в успех;
6.Одно из важных качеств учителя – способность и желание «расти».
7.Не следует думать, что учитель – это некий ангел, «набитый добродетелями» (В.Н. Сорока – Росиньский). Главное – определить свою «породу», найти то хорошее, на что следует опереться и что следует развивать.
Слайд 14ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.
«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.
В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и в учительской профессии: учитель не должен быть серым. Учитель – это не только профессия, это – жизненное кредо.
Секрет успеха вашего профессионального имиджа будет напрямую зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.
Измените свою жизненную установку (если она не способствует успеху), измените свой имидж - и вас ждет успех!
В заключение хочу сказать, что на Руси так повелось, что учитель всегда был почитаемым человеком в обществе, чье мнение было авторитетно, неким эталоном поведения, поэтому, сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже учителя. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, ведь учитель – это не профессия, это образ.
Я желаю вам хоть иногда расслабляться и почувствовать себя не учителем, а просто человеком.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актерские способности в деятельности учителя: Метод. пособие/Сост. Л.А. Ильина. Магнитогорск, 1998.
2. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя. /Народное образование №2, 2006.
3. Журавлев Д. Имидж учителя – необходимость или дань моде? // Народное образование №7, 2003.
4. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя.//Имидж №5 Гуманитарное образование в школе: теория и практика.
5. Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.
6. Новокшонова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.//Учитель №3, 2005.
7. Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.
8. Смирнова Н.Е. Имидж учителя.//Преподаватель, 2001, №1.