Просмотр содержимого документа
«Проект для начальной школы "Все профессии важны!"»
Город Ессентуки МБОУ Начальная школа
«Все профессии важны»
Проект
Пирогова Елена Васильевна
учитель начальных классов
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность
3
Паспорт проектной работы
4
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
5
Этапы работы над проектом
5-6
Описание деятельности учащихся по решению задач
7-8
Заключение
9
Список литературных и других источников
10
Актуальность
«Самое страшное, что может однажды случиться с человеком,- это проснуться седым и дряхлым на закате своей бессмысленной жизни, обнаружив, что за все эти годы он использовал только часть себя» (У. Берроу).
«Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (А.П. Чехов).
Эти мудрые мысли, сказанные разными людьми в разное время, дают возможность задуматься о нашей жизни и месте, которое мы в ней занимаем. Окружающий нас мир меняется очень быстро и предъявляет все более высокие требования к личности каждого. Чтобы стать успешным в современной жизни, человек должен быть активным и ответственным, гибким и мобильным, толерантным, владеть знаниями, которые он может применить в быстро меняющихся обстоятельствах.
Во многом успех зависит от правильно выбранной профессии. А многие современные выпускники совершенно не представляют себе, кем быть и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок. Задача данного проекта – расширить кругозор первоклассников, развивать интерес к какой-либо профессии, воспитывать уважение к людям труда.
Паспорт проектной работы:
Тип проекта:
По количеству участников – групповой, индивидуальный
По времени –
Вид проекта:
Информационный, частично-поисковый, творческий.
Цель:
Развитие интереса к профессиям
Расширение кругозора
Воспитание уважения к людям труда
Задачи:
Найти информацию о профессиях
Найти пословицы, поговорки, загадки о профессиях
Провести классный час на тему «Все профессии важны, все профессии нужны»
Взаимодействие с родителями, оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей, задают вопросы и высказывают своё мнение (при презентации других учащихся)
Оказывают помощь в подготовке к защите проекта
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта
Оценивает усилия учащихся, качество отчета, мотивирует учащихся.
.
Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения
Консультируют в оформлении отчета
Описание деятельности учащихся
На уроке литературного чтения, работая над стихотворением Э.Мошковской «Можно всему – всему научиться», отвечали на вопрос: «Для чего нужно учиться?». После интересной дискуссии пришли к выводу, что учиться нужно для того, чтобы быть успешным в жизни, чтобы стать хорошим специалистом в какой-то области. Разговаривая о профессиях, выяснили, что существует много профессий, о которых мы не знаем. Решили больше узнать о профессиях, о значении каждой профессии в жизни людей.
Формы и способы деятельности:
в урочной деятельности:
- учебная дискуссия,
- рассказы детей и учителя
во внеурочной деятельности:
- мини-исследования
- индивидуальная работа
- мини-доклады,
- ролевые игры,
- опрос
Мы разделились на группы. У каждой группы свои задания: найти пословицы, поговорки о труде ; опрос среди учащихся начальной школы , загадки и стихи о профессиях.
При помощи детской загадки про профессии в интересной и простой форме дети познают о том, чем отличается повар от врача, учитель от продавца. Узнают о том, что такое орудие труда и чем оно отличается у людей разных профессий. Процесс разгадывания загадок вовлекает в участие все психические функции ребенка. Включая воображение, ребенок старается представить, себе о какой профессии идет речь, логическое и образное мышление рисует образ отгадки, а память старается запомнить загадку про профессию, чтобы потом можно было загадать её кому-нибудь еще. Ребенок с малых лет будет знать, чем отличается одна профессия от другой, что поможет самому ему в будущем выбрать правильную специальность.
Кроме работы в группах каждый индивидуально проводил мини-исследование. Чтобы больше узнать о профессиях, решили создать словарь профессий. Написали названия профессий. Каждому досталась профессия на какую-то букву: аптекарь, библиотекарь, врач, дворник, машинист, почтальон и другие. Каждый ребёнок с родителями, которые помогали найти информацию и выделить главное, давал описание своей профессии, рисовали рисунок. По мере готовности дети рассказывали одноклассникам, что они узнали о своей профессии, какое значение данная профессия имеет для людей. Некоторые ребята нашли стихи о профессии.
Также учащиеся рисовали рисунки на тему «Кем я хочу быть?» и рассказывали одноклассникам, почему им нравится эта профессия. Для расширения знаний детей о профессиях родителей, решили узнать, в чём заключается работа мамы и папы. Кто-то рисовал рисунки, кто-то принёс фотографии, отражающие профессии родителей, кто-то писал мини-сочинение.
Также были проведены классные часы на темы: «Редкие профессии», «Все профессии важны, все профессии нужны» игра «Угадай профессию». На классный час «Все профессии важны, все профессии нужны» были приглашены родители. Они рассказали, как важны такие профессии, как пекарь и технолог для выпекания хлеба, врач, парикмахер. Итоговый классный час показал, что работа над проектом ребятам очень понравилась, они много узнали нового о профессиях.
ВЫВОДЫ
Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект позволяет развить следующие умения и навыки: умение вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; уверенно держать себя во время выступления, артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; отвечать на незапланированные вопросы; навыки устного опроса, навыки монологической речи.
В результате работы над проектом «В мире профессий» ученики не только нашли, но и запомнили пословицы и поговорки, загадки и частушки; рисовали рисунки «Кем я хочу быть», «Профессии моих родителей», узнали, какие бывают профессии, создали альбом «Словарь профессий» (Приложение), рассуждали, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть успешным, учились представлять свой проект.
ЛИТЕРАТУРА
http://detkam.e-papa.ru/zagadki/3/21/ (загадки о профессиях)
http://gorkischool.belip.ru/2011-05-05-09-23-11/98-2011-05-05-09-17-54.html (Особенности работы над проектом в начальной школе)
http://luntiki.ru/blog/chtenie/821.html (стихи о профессиях)
http://pogovorki.net/cat14/p3.html (пословицы и поговорки)