Предлагаемый проект ориентирован на создание в школе системы сотрудничества между школой, семьями дошколят через систематическую работу по формированию познавательных интересов, физическому развитию ребёнка, творческих способностей, расширению кругозора, развитию памяти, обогащению словарного запаса и развитию трудовых навыков детей 5,5 -7 лет с привлечением родителей, а также воспитанию экологической культуры малышей. Через познание окружающего мира повысить интерес к природе, привить любовь к родному краю, гордость за свою Родину.
Проектировочная деятельность помогает комплексно реализовывать ряд психолого-педагогических принципов: научности, комплексности, системности, систематичности и последовательности работы (этапности), доступности материала, наглядности, учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей воспитанников, мотивации, сотрудничество детей и взрослых.
Проект реализуется посредством проведения совместных мероприятий, экскурсий, наблюдений и обсуждения достигнутых результатов.
Тип проекта смешанный. Использованы элементы исследовательской, творческой, информационной и продукционной деятельности. Участие в проектной деятельности по данной теме позволяет организовать совместную деятельность детей в возрасте 5,5 – 7 лет и родителей, а также значительно увеличивает возможности максимальной самореализации каждого ребенка.
В основе проекта лежит развитие познавательных и практических навыков детей, педагогов, родителей, развитие физических способностей детей с использованием здоровьесберегающих технологий, расширение знаний по профилактике простудных заболеваний
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Школа здоровья"»
Тема проекта: «Школа здоровья»
Новая Концепция развития образования определила одну из стратегических целей грядущих изменений – выравнивание стартовых возможностей стоящих на пороге школы детей. Огромную роль в решении данной проблемы отводится предшкольному образованию. Ребёнок, переступающий порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости. Но полноценное умственное, эмоциональное и духовное развитие ребёнок не может получить без полноценного физического развития. Состояние здоровья детей вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье учащихся ухудшается с каждым годом. Дети приходят в школу с различными хроническими заболеваниями, которые мешают ребёнку получать знания в полном объёме.
С целью создания условий непрерывного благоприятного обучения дошкольников;
полноценного физического развития; формирования психологической готовности к школе, на базе нашей школы была открыта первая группа предшкольной подготовки. «Предшкола» является первой ступенью в обучении любого ребенка в возрасте пяти с половиной лет. Предшкольное образование в первую очередь призвано решить проблему подготовки к школе детей, которые не посещают дошкольные учреждения.
У детей пришедших в группу «Предшкольная подготовка», при прохождении медицинского осмотра были выявлены следующие заболевания:
Многие дети из группы «Предшкольная подготовка» не посещали детский сад именно по причине слабого здоровья. Частые болезни, плохое самочувствие изолировали детей от сверстников, что не давало полноценного развития.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Действительно, если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы сами будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут в большей степени здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
И мы, как учителя начальных классов, решили подробнее разобраться в этой проблеме. Самыми главными вопросами для нас стали: Как увидеть и оценить уникальность природы ребенка? Как снять внутренний дискомфорт и предупредить отставание в его развитии? Как сделать так, чтобы школа стала для ребенка домом здоровья и радости? Как научить детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье?
Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что учебную деятельность разумно сочетать с исследовательской проектной деятельностью, познавательного интереса детей, их стремление к самостоятельным наблюдениям и опытам позволит сформировать конкретные знания о здоровом образе жизни и о своём здоровье, о воздействии человека на окружающую среду, и окружающей среды на человека, создаст благоприятные условия для формирования экологической культуры дошкольников и здорового образа жизни. Вот для того, чтобы решить все эти проблемы, да и многие еще другие, был разработан проект «Школа здоровья».
Предлагаемый проект ориентирован на создание в школе системы сотрудничества между школой, семьями дошколят через систематическую работу по формированию познавательных интересов, физическому развитию ребёнка, творческих способностей, расширению кругозора, развитию памяти, обогащению словарного запаса и развитию трудовых навыков детей 5,5 -7 лет с привлечением родителей, а также воспитанию экологической культуры малышей. Через познание окружающего мира повысить интерес к природе, привить любовь к родному краю, гордость за свою Родину.
Проектировочная деятельность помогает комплексно реализовывать ряд психолого-педагогических принципов: научности, комплексности, системности, систематичности и последовательности работы (этапности), доступности материала, наглядности, учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей воспитанников, мотивации, сотрудничество детей и взрослых.
Проект реализуется посредством проведения совместных мероприятий, экскурсий, наблюдений и обсуждения достигнутых результатов.
Тип проекта смешанный. Использованы элементы исследовательской, творческой, информационной и продукционной деятельности. Участие в проектной деятельности по данной теме позволяет организовать совместную деятельность детей в возрасте 5,5 – 7 лет и родителей, а также значительно увеличивает возможности максимальной самореализации каждого ребенка.
В основе проекта лежит развитие познавательных и практических навыков детей, педагогов, родителей, развитие физических способностей детей с использованием здоровьесберегающих технологий, расширение знаний по профилактике простудных заболеваний. В ходе работы над проектом, мы надеемся, на :
1.изменение показателей медицинского осмотра детей в положительную сторону.
снижение количества пропущенных уроков по болезни.
повышение интереса детей и родителей к проблемам здоровья, выполнению режима дня школьника.
участие детей и родителей в школьных спортивно - массовых мероприятиях.
.
Таким образом, актуальность проекта заключается в том, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе. Он позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, осуществляя взаимодействие со специалистами и родителями.
Объектом исследованияявляется процесс формирования здоровья учащихся через личностно - ориентированный подход к оздоровлению, образованию и воспитанию учащихся.
Предметом исследования являются особенности организации учебно-воспитательного процесса по здоровьесберегающей технологии профессора В.Ф.Базарного, который к критерием здоровья относит следующее:
для соматического и физического здоровья - я могу;
для психического - я хочу;
для нравственного — я должен.
1. Проблема.
Слабое физическое развитие детей предшкольного возраста.
2. Причины:
Недостаток двигательной активности.
Недостаток знаний и практических навыков по здоровому образу жизни.
Недостаточное внимание со стороны родителей к здоровью детей.
3.Цель проекта: Создание условий, обеспечивающих развитие, сохранение и укрепление здоровья детей.
4.Задачи:
Сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью, через пропаганду здорового образа жизни, расширить кругозор, повысить познавательную деятельность и обогатить словарный запас;
Внедрить здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательный процесс
Развить коммуникативные способности;
Вовлечь детей и их родителей в совместную деятельность.
5. Этапы реализации проекта:
Для решения данных задач и достижения целей выдвинуты следующие этапы:
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
I этап. Погружение в проблему (выбор и осознание её).
Вводит в проблемную ситуацию.
Определяет продукт проекта и корректирует задачи. Тестирование.
Вживание в проблемную ситуацию и осознание целей и задач проекта.
II ЭТАП Сбор и обработка информации
Планирует и организует деятельность участников проекта, наблюдает, координирует, поддерживает и сам является информационным источником
Распределение ролей, сбор и обработка информации, работают с
литературой и другими источниками,
III этап Реализация плана действий (проекта)
Оказывает и проводит практическую помощь.
Контролирует и направляет осуществление проекта
Работа по проекту
(беседы, устные журналы, экскурсии, рисунки,
работа кукольн. театра, спортивные мероприятия, игровые часы, внеклассные мероприятия )
IV этап
Рефлексивно - оценочный
Выступает участником коллективной оценочной деятельности. Тестирование и сравнение результатов.
участвуют в коллективном празднике, осуществляют устную самооценку (делятся впечатлениями)
Месяц
Тема занятия
Форма проведения
Октябрь
1.«Твой режим дня»
2 .«Правильное питание. Правила поведения в столовой».
3. «Добрым быть приятней, чем злым, завистливым и жадным»
4.«День здоровья»
Беседа. Составление режима дня.
Беседа. Практическое занятие. Составление правил.
Кукольный театр.
Спартакиада.
Ноябрь
1.«Питание - необходимое условие для жизни человека»..
2.«Инфекция и ее предупреждение».
3 «Возьмемся за руки, друзья». 4.«.Можешь ли ты сам позаботится о своем здоровье».
Беседа и практическое занятие. Советы от Зелибобы.
Беседа.
Игровой час.
Библиотечный час.
Декабрь
1.«Осанка - стройная спина».
2.«Помоги себе сам. ».
3.«Витамины рядом с нами».
4. « Кто и как предохраняет нас от болезней».
Беседа и практическое занятие.
Оздоровительная гимнастика.
Устный журнал. Конкурс рисунков.
Урок здоровья. Игра «Угадай, что я делаю».
Январь
1.Глаза - главные помощники человека.
2.«Зачем нужно проветривать класс и убирать пыль».
3. «Сколько времени можно проводить у телевизора».
Урок здоровья и практические упражнения.
Беседа.
Советы от Совуньи.
Февраль
1.«Вредные привычки».
2. «Что нужно знать о лекарствах».
3.«Здоровое питание».
4. «Ловкие, сильные, смелые, умелые»
Анализ ситуаций, приготовленных Тетушкой Грязнулей.
Урок здоровья с участием Доктора Айболита.
Викторина.
Спортивное состязание.
Март
«Если хочешь быть здоров».
«Лекарства необычной аптеки»
«Органы дыхания. Формирование внимания к их здоровью».
«Движение – путь к совершенству».
Утренник с участием Королевы Простуды и Феи Физкультуры
Внеклассное мероприятие.
Беседа.
Весёлые старты.
Апрель
«Игры во дворе».
«Полезные привычки»
«Твое здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение».
«Опасность в доме».
Подвижные игры на свежем воздухе.
Урок- сказка. Главные герои Тетушка Грязнуля и Петька Микроб.
Игра - сказка «Ребенок и волшебник».
Медиаурок.
Май
1.«Как правильно вести себя на воде».
2. «Отдых на природе. Куда выбрасывать мусор».
3. «Папа, мама, я – спортивная семья»
Разбор ситуаций. Инструктаж.
Экскурсия в парковую зону.
Спортивный праздник..
Для получения положительных результатов необходимо параллельно вести работу с родителями. В основу разработанной системы мероприятий легли собственные выводы , наблюдения из проводимых мной родительских собраний. Выбирая наиболее актуальные темы для родителей, старалась максимально приблизить их к проблемам детей, в результате получилась система работы, помогающая родителям лучше понимать своих детей, а так же, помогающая родителям найти решения многих конфликтах возникающих в связи с обучением ребенка в школе.
Ожидаемые результаты.
1.Изменение показателей медицинского осмотра детей в положительную сторону.
Снижение количества пропущенных уроков по болезни.
Повышение интереса детей и родителей к проблемам здоровья, выполнению режима дня школьника.
Участие детей и родителей в школьных спортивно – массовых мероприятиях.
6.Паспорт проекта
1. Руководитель проекта:Разуваева И.М.. – учитель нач. классов I категории.
, родители детей
2. Участники проекта: учитель нач. классов и родители детей.
3. Тип проекта: инновационно - педагогический, долгосрочный.
4.Срок реализации: 1 год.
7. Ресурсы:
аудиосистема, аудиозаписи (голоса птиц, животных, классическая музыка);
ватман, альбомы для рисования, клей, ножницы, цветная бумага, шаблоны, корм для зимующих птиц,
ДВП, гвозди, проволока, верёвка,
игра «Перелётные и зимующие птицы»,
плакаты с изображением птиц и животных, растений
8. Продукт
Активный интерес детей 5,5 -7 лет к знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Положительное влияние воспитательной информации, воспитание гуманного отношения к окружающему миру, формирование здорового образа жизни, любви к родной природе.
Обучение приемам исследовательской работы, получения новых знаний, формирование навыков работы (работа с бумагой, пластилином, природным материалом, гипсом, глиной).
Приобретение коммуникативных навыков.
Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме, рисунков, аппликаций, творческих работ….
Развитие речи и обогащение словаря.
Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
Повышение профессиональной компетентности учителя.
Банк данных по работе в подготовке детей к обучению в школе.
Тесты, мониторинг.
Разработки мероприятий, конкурсов, праздников, экскурсий, бесед.
Развивающие ( сюжетно – ролевые, дидактические, театрализованные) игры.
«Юным любителям природы», М. «Просвещение»,2006 г.
Журналы «Юный натуралист»
Агафонова Г.К. «Красная книга Томской области». Издательство Томского университета 2002 год. «Облкомприрода».
Рахманов А.И. «Птицы – наши друзья». М «Росагропромиздат», 2004год.
Миловидов С.П. «Животные населенных пунктов Западной Сибири, их охрана». Томск, 2006г.
Миловидов С.П. «Растения населенных пунктов Западной Сибири, их охрана». Томск, 2006г.
Миловидов С.П. «Птицы населенных пунктов Западной Сибири, их охрана». Томск, 2006г.
Касаткина Н.А. «Занимательные материалы к урокам математики и природоведения в начальной школе» (стихи, кроссворды, загадки, игры) Издательство «Учитель», Волгоград.
Касаткина. Н.А. «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе(стихи, кроссворды, загадки, игры) Издательство «Учитель», Волгоград.2003 г.
Учебно–методичесие пособия. Тематический словарь в картинках. Васильева С.А., Мирясова В.И. «Мир растений и грибов» («Фрукты. Овощи.», « Грибы. Ягоды.», «Цветы. Деревья. Кустарники»);
«Мир животных.» («Домашние и дикие животные и птицы средней полосы», «Дикие звери и птицы жарких и холодных стран», «Насекомые. Земноводные. Пресмыкающиеся. Рыбы.» Москва. Издательство «Школьная пресса» 2007 г.