ПРОЕКТ «Солнце»
Возраст участников: 2 класс / 8-9 лет
Цели:
1.Расширять знания учащихся о Солнце, о вращении Земли вокруг
Солнца и своей оси, о пользе и его вредных воздействиях на человека.
2. Доказать, что без Солнца человек не смог бы достичь даже самой малой доли
того, что он сейчас умеет делать.
3. Способствовать приобретению коммуникативных умений.
Методические задачи:
- Познакомить с понятием «проблема», учить выявлять проблему, проектировать ее решение и исследовать.
- Учить отбирать нужный по теме материал.
- Учить высказывать свое мнение, анализировать, видеть главное, делать обобщение.
- Развивать внимание учащихся.
- Предоставить как можно большему числу учащихся возможность для развития своих творческих способностей.
Творческое название: «Звезда по имени Солнце»
Основополагающий вопрос: Почему солнечный лучик источник жизни на Земле?
Проблемные вопросы учебной темы:
- Почему днем светло, а ночью темно?
- В какое время суток на Земле больше тепла?
- Как влияет солнечный свет на природу Земли?
Темы исследований учащихся (частные вопросы):
- Что такое Солнце?
- Как влияет Солнечная активность на человека.
- Влияние солнечной активности на неживую природу.
Время проведения: 4 академических часов.
План деятельности в рамках проекта.
I этап – подготовительный:
Учащимся предлагается ряд проблемных вопросов:
1.Узнать, почему есть день и ночь.
2. Выяснить, почему ночью нет на небе Солнца.
3. Узнать, что такое Солнце.
В процессе работы над вопросами дети выдвигают гипотезу:
Днем светло, а ночью темно, потому что Солнце заходит за другую сторону Земли.
II этап – основной:
Ход исследования:
Класс делится на три группы:
Первая группа выясняет, что по вопросу о смене дня и ночи знают сверстники,
родители, знакомые.
Вторая группа обращается за информацией о Солнце к энциклопедиям,
справочникам и Интернету.
Третья группа проводит опыт с резиновым мячом и лампой.
III этап – итоговый:
Отчет первой группы.
На вопрос о том, почему происходит смена дня и ночи ответили 3 девочки, 4 мальчика и 5 взрослых. Мы узнали, что Солнце не заходит за другую сторону Земли, а Земля вращается вокруг своей оси. В результате этого вращения происходит смена дня и ночи.
Отчет второй группы.
Изучив статьи из разных источников и Интернета, мы узнали, что Солнце – раскаленное шарообразное небесное тело – звезда. Это самая близкая к Земле звезда. Температура Солнца на поверхности около +6000 градусов С. Вокруг Солнца движется Земля. Солнце всегда освещает Землю. Когда Солнце освещает одну половину Земли, другая находится в ее собственной тени. Там стоит ночь.
Отчет третьей группы.
Проведя опыт с мячом и лампой, мы убедились, что непрозрачный шар не может быть освещен со всех сторон источником света. Наша Земля – шар, она освещается Солнцем. Земля вращается вокруг своей оси, подобно мячику. Мы видели, что одна половина освещена, а другая – затенена. По мере вращения мяча полоса света постепенно перемещается, а вместе с ней и затененная. Так происходит смена дня и ночи.
Вывод:
Земля вращается вокруг своей оси.
На половине Земли, обращенной к Солнцу – день. Другая половина находится в ее собственной тени. Там – ночь.
Выход проекта:
1. Обсуждение за круглым столом результатов проделанной работы.
2. Обработка и оформление проекта.
3. Презентация проекта «Почему днем светло, а ночью темно?»
4. Создание буклета «Как влияет солнечный свет на жизнь Земли?»
Источники:
Я познаю мир. Детская энциклопедия. М., 1995.
Все обо всем – энциклопедия. М., 1998-2000.
Большая энциклопедия. Кирилл и Мефодий. (Диск)
Анализ результата.
Проект проводился в ходе изучение темы 2 класса «Космос» и охватывал 2 недели (4 часа) учебного времени. Работа над проектом позволила создать условия для развития у его участников специальных (природоведческих) и общеучебных умений. Учащиеся выбирали нужную часть информации в её большом потоке. Планировали лабораторный опыт и проводили его, в ходе работы разрешая возникшие затруднения. Происходило осмысление и анализ результатов опыта.
Практическая значимость проекта состоит в понимании детьми значения солнечного света для жизни на Земле.
Данный проект позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения. По завершении работы над проектом ученики становятся специалистами в данной сфере и могут консультировать по вопросам значения солнечного света для жизни на Земле.