Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы.»
Программа
воспитательной работы
Школа – наш второй дом.
Этапы работы
1 класс «Создаем дружный коллектив»
Цель: создание условий для формирования детского коллектива, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция
2 – 3 класс «Развиваем способности и таланты учащихся»
Цель: выявлять интеллектуальные задатки учащихся, способствовать их развитию, учить самовыражению.
4 класс «Развитие самостоятельности у учащихся»
Цель: подготовка учащихся к переходу в среднее звено
«… Учитель должен знать и чувствовать,
что на его совести судьба каждого ученика,
что от его духовной культуры… Зависит разум,
здоровье, счастье человека, которого воспитывает школа!»
Пояснительная записка
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания ещё более трудным. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы.
Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать недюжинными воспитательными способностями.
Проблема воспитания любви к Родине, к родному языку, культуре выходит на национальный уровень. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий учебный процесс обучения и развития. Начальная школа является первой ступенью гражданского образования. Перед учителем начальных классов стоит задача формирования основ гражданской позиции младшего школьника через формирование нравственных качеств личности, его культуры общения коммуникативных навыков ребенка, мировоззренческих позиций, чувства сопричастности к историческому прошлому края.
Актуальность программы
Процесс воспитания всегда связан с желанием получить результат. Ради конечного результата разрабатываются теории, системы, технологии педагогической науки, которые затем утверждаются и проверяются практикой.
Таким образом, цель воспитания – это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности. Цель выступает мотивом такой деятельности.
С давних пор человек создал идеал человека разностороннего – умелого, трудолюбивого, доброго, веселого, красивого, сильного (например, в русском фольклоре).Философы древности представляли человека средоточием добродетелей: развитый ум, доброе сердце, восторженная душа, физическая красота – т. е. личность всесторонне развитую, в которой гармонично сочетаются физические и духовные достоинства человека как идеал воспитания. В дальнейшем идея всесторонне развитой личности была сформулирована философами и педагогами 19-20 века как цель, которая может стать реальностью в обществе, где созданы необходимые условия. Таким образом, всесторонне развитая гармоничная личность – цель воспитания, идеал к которому стремится общество.
Главная задача воспитательной деятельности в начальной ступени: формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, старшими и младшими педагогами. Ведущими интегративными качествами личности в начальной школе выступают: гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, организованность.
Цели обучения и воспитания сегодняшней школы следующие:
- Формирование здоровья ребенка и обучение его сохранению и совершенствованию своего психического и физического здоровья.
- Обучение учащихся чтению, счету, письму, речи в рамках школьных программ и совершенствование этих умений.
- Развитие умения общаться и сотрудничать.
- Развитие общеучебных умений учащихся.
- Формирование и развитие предметных знаний и умений.
- Развитие и совершенствование интеллектуальных умений.
- Развитие эмоциональной и волевой сферы.
- Формирование положительной Я - концепции.
- Развитие мотивационно - потребностной сферы.
Функции классного руководителя в начальной школе.
1. Забота о развитии каждого ребенка.
2. Помощь в решении возникающих проблем.
3. Организация разнообразной деятельности в классе.
Принципы построения воспитательной работы.
1.Принцип открытости.
2. Принцип привлекательности будущего дела.
3. Принцип деятельности.
4. Принцип свободы участия.
5. Принцип обратной связи.
6. Принцип сотворчества.
7. Принцип успешности.
Качества, которые необходимо развивать у учащихся:
1. Интерес к самому себе.
2. Самопризнание себя как личности.
3. Управление самим собой.
4. Уважение чужого мнения.
5. Любознательность о вовлеченность в деятельность.
6. Эмоциональная устойчивость.
7. Мотивация действий и поступков.
Содержания программы:
O Ты и я – мы теперь с тобой друзья! (взаимоотношения друзей, нравственное, интеллектуальное воспитание, творческие способности детей)
O Если будем мы дружить – безопасней будем жить! (Здоровый образ жизни)
O Мы патриоты!!! (Патриотизм)
O Мы крепкая и дружная семья! (работа с семьей, и с детьми «группы риска»
(выбор родительского комитета, о задачах на учебный год)
Учитель
октябрь
ЗАКОНЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ, ЗАКОНЫ ЖИЗНИ КЛАССА
Учитель
декабрь
Причины и последствия детской агрессии
Учитель
февраль
РОЛЬ КНИГИ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ РЕБЁНКА
Учитель
май
Итоги учебного года
Учитель
Работа с детьми
ведется по следующим направлениям:
Ты и я – мы теперь с тобой друзья! (взаимоотношения друзей, нравственное, интеллектуальное воспитание, творческие способности детей)
Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений, обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей, создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи деятельности в направлении:
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
4. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
5. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
6.Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
- Изучение способности к общению каждого ученика детском коллективе.
- Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.
- Обучение проявлению эмпатии, создания положительных ситуаций общения, формирование умений общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.
- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.
- Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе.
- Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.
Если будем мы дружить – безопасней будем жить! (Здоровый образ жизни)
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы, больницей поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.
3. Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Мы патриоты!!! (Патриотизм)
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин»:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
План воспитательных мероприятий
Месяц проведения
Мероприятия
Сентябрь
Праздник «День знаний»,
Классный час «Правила поведения в школе»,
Родительские собрания «Как помочь первокласснику в период адаптации»,
Классный час по ПДД,
Конкурс стихов « Ах,Осень…Осень…»
Праздник «Посвящение в первоклассники»,
Индивидуальные беседы с родителями по адаптации первоклассников
Октябрь
Привлечение первоклассников к различным занятиям в кружках
Классный час по ПДД
Классный час «Правила поведения в школе»
Классный час «Пожарная безопасность и поведение при пожарах»
Родительское собрание« О времени, детях и себе…»
Игра «Пешеходы и водители».
Ноябрь
Проведение праздника «День рождения класса»
«Знаменитые люди Котласа»
Классный час по ПДД
Участие в Дне матери
Конкурс рисунков «Профессия моей мамы»
Кл.час. Конкурс рассказов о семье «Расскажи нам о себе, расскажи нам о семье»
Декабрь
Родительское собрание «Детишек воспитывать – не курочек пересчитать»
Классный час « Мы патриоты»
Классный час «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»
Классный час «Классный час «Безопасное поведение дома»
Подготовка к новому году (украшение класса)
Конкурс-смотр «Новогодняя Ёлка класса»
Театральный разъезд « Сказки о зиме».
Проведение новогоднего праздника
Посещение театра
Январь
Классный час по основам безопасности жизнедеятельности
Классный час по ПДД
Классный час безопасное поведение дома
Конкурс стихов о зиме
Классный час «Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых
Городской шашечный турнир
Февраль
КТД. Неделя вежливости
Праздник посвященный Дню защитника Отечества
День Святого Валентина
Классный час по ПДД
Классный час «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени»
Родительское собрание «Один вне общего закона»
Март
Веселые старты ко Дню 8-е марта
Весенний праздник для милых мам.
Классный час «Основные виды травм у детей младшего школьного возраста»
Классный час «Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Апрель
Праздник «Прощания с азбукой»
Выставка поделок из природного материала «Чудеса своими руками»
Всероссийский День здоровья
Всероссийский день здоровья
Классный час по ПДД
Классный час правила поведения дома
Классный час «Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения»
Май
Родительское собрание «Итоги учебного года»
Кл. час. «Моя школа- мой дом родной!»
Классный час по ПДД
Классный час «Основы личной гигиены»
Классный час «Основы здорового образа жизни»
Последний звонок
Праздник «Окончание первого класса»
Работа с родителями
Мы крепкая и дружная семья! (работа с семьей, и с детьми «группы риска»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Формы
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).
- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
- Дни творчества, дни открытых дверей.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.