kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» для учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Дом, в котором я живу» дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до проектных работ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» для учащихся начальной школы»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа

с. Покрово-Берёзовка Пензенского района





ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

для учащихся начальной школы

Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов, на 4 года обучения.







Авторы-составители:

Мартюшина Ирина Викторовна,

Дмитриева Светлана Алексеевна

учителя начальных классов

высшей категории

МОБУСОШ с. Покрово-Берёзовка






с. Покрово-Берёзовка, 2017г.


Пояснительная записка

Актуальность

Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.

Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.

Изучение истории родного края тесно связано с изучением истории своей семьи. Эта проблема сегодня актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.

Педагогическая целесообразность

Именно в начальной школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за свой край, появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим.

Программа «Дом, в котором я живу» дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до проектных работ

Программа «Дом, в котором я живу» разработана и построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа связана с такими дисциплинами, как окружающий мир, география, история, экология, поэтому обеспечивает благоприятные условия для дальнейшего изучения предметов естественно - научного цикла в среднем звене.

Принципы построения программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.



  • Формы работы:

Вся работа курса построена по методу проекта, которая подразумевает разные формы работы: Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику программы «Дом, в котором я живу» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Необходимо проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть расширять образовательное пространство. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Методы работы

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Цель:

создание условий для формирования у детей исторического сознания, воспитания патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного края, приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного края, удовлетворение исследовательских и познавательных интересов школьников;

  • воспитывать интерес, уважение к культуре и истории своего края;

  • формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край;

  • вырабатывать коммуникативные навыки в совместной деятельности;

  • создать благоприятные условия для достижения результатов в познавательно- поисковой деятельности.

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Дом, в котором я живу» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

  • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Обучающиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Пензенской области.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.). Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Прогнозируемые результаты:

  • обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;

  • научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;

  • приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;

  • будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:

1) формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов;

2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе фольклорного материала, культурного наследия народа нашей страны;

3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

4) формирование уважительного отношения к иному мнению;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

7) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

8) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.



Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

7) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;

8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

10) умение договариваться о распределении заданий в совместной деятельности;

11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.



 Предметные результаты:

1) понимание краеведения как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;

3) использование разных видов деятельности ; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных источников информации, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку событий;

4) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

5) умение анализировать информацию: устанавливать причинно-следственные связи и определять главное;

7) умение работать с разной информацией.


Данный курс “ Дом, в котором я живу ” рассчитан на преподавание в 1 – 4 классах начальной школы, 33 часа в 1 классе (1 час в неделю), по 34 часа в год во 2-4 классах(1 час в неделю).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ “ Дом, в котором я живу

Учебно-тематическое планирование занятий

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс


Тема / кол-во часов

Тема / кол-во часов

Тема / кол-во часов

Тема / кол-во часов

1

четверть

Проект «Россия – великая держава!»

(9 часов)

Проект «Россия – великая держава!»

(9 часов)

Проект «Россия – великая держава!»

(9 часов)

Проект «Россия – великая держава!»

(9 часов)

2

четверть

Проект «Мой край на карте России»

(7 часов)

Проект «Мой край на карте России»

(7 часов)

Проект «Мой край на карте России»

(7 часов)

Проект «Мой край на карте России»

(7 часов)

3

четверть

Проект «Я и моя семья – частица огромной страны»

(8 часов)

Проект «Я и моя семья – частица огромной страны»

(9 часов)

Проект «Я и моя семья – частица огромной страны»

(9 часов)

Проект «Я и моя семья – частица огромной страны»

(9 часов)

4

четверть

Проект «Моя малая родина»

(8 часов)

Проект «Моя малая родина» (8 часов)

Проект «Моя малая родина» (8 часов)

Проект «Моя малая родина» (8 часов)


Итоговое занятие

(1 час)

Итоговое занятие

(1 час)

Итоговое занятие

(1 час)

Итоговое занятие

(1 час)

Итого

33 часа

34 часа

34 часа

34 часа


Календарно-тематическое планирование 1 класс


1 класс


Кол. час.

Раздел/ тема

1

четверть

9

Проект «Россия – великая держава!»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение. Россия – страна, в которой я живу

Главный город России – Москва.

Вторая столица России – Санкт- Петербург.

Растительный мир России.

Животный мир России.

Красная книга России.

Народы России и их традиции.

Народы России и их праздники.

Презентация проекта.

2

четверть

7

Проект «Мой край на карте России»

1

2

3

4

5

6

7

Мой родной город – Пенза!

Музеи города Пенза.

Улицы города Пенза.

Памятники города Пенза.

Парки культуры и отдыха города Пенза.

Новый город Спутник в городе Пенза.

Презентация проекта

3

четверть

8

Проект «Я и моя семья – частица огромной страны»

1

2

3

4

5

6

7

8

Моя семья. Мои родители. Бабушки и дедушки.

Семья и здоровье. Семейный досуг

Семейные будни

Наша дом – наша квартира

Дом и уют. Кто следит за порядком в доме и создает уют?

Праздник папы, дедушки и брата

 Праздник бабушки, мамы и сестры

Презентация проекта

4

четверть

8

Проект «Моя малая родина»

1

2

3

4

5

6

7

8

Как появилось моё село?

Люди моего села.

Достопримечательности села.

Моя школа.

Учителя моей школы.

Улицы моего села.

Моё село на карте России.

Презентация проекта.


Итоговое занятие (1 час)

Итого

33 часа



Календарно – тематическое планирование 2 КЛАСС


2 класс


Кол. час.

Раздел/ тема

1

четверть

9

Проект «Россия – великая держава!»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение. Россия – страна, в которой я живу

Москва – столица моей Родины.

Наша Родина на карте мира.

Географическое положение России.

Водоёмы России.

Горы России.

Леса России.

Моря России.

Презентация проекта.

2

четверть

7

Проект «Мой край на карте России»

1

2

3

4

5

6

7

Мой родной город – Пенза!

Карта Пензенской области.

Города Пензенской области.

Районы Пензенской области.

Районы Пензенской области.

Знаменитые сёла Пензенской области.

Презентация проекта

3

четверть

9

Проект «Я и моя семья – частица огромной страны»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 Моя семья – часть моего народа

Семейный досуг

Семья и здоровье

 Семейные праздники.

Семейный бюджет

Особенность уклада, строя жизни семьи.

Наше хозяйство.

Как защитить свой дом.

Презентация проекта

4

четверть

8

Проект «Моя малая родина»

1

2

3

4

5

6

7

8

Моё село на карте Пензенской области.

Растительный мир моего села.

Животный мир моего села.

Интересные люди моего села.

Герои Великой Отечественной войны в моём селе.

ОАО «Широкополье»

Сельское хозяйство в селе.

Презентация проекта.


Итоговое занятие (1 час)

Итого

34 часа


Календарно – тематическое планирование 3 КЛАСС


3 класс


Кол. час.

Раздел/ тема

1

четверть

9

Проект «Россия – великая держава!»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение. Россия – страна, в которой я живу

Крупные города России.

Крупные города России.

Чем гордится наша Родина.

Чем гордится наша Родина.

Кем гордится наша Родина.

Кем гордится наша Родина.

Заводы России.

Презентация проекта.

2

четверть

7

Проект «Мой край на карте России»

1

2

3

4

5

6

7

Мой родной город – Пенза!

Соседи Пензенской области.

Соседи Пензенской области.

Что даёт наш край стране?

Туризм в Пензенской области.

Заповедники Пензенской области.

Презентация проекта

3

четверть

9

Проект «Я и моя семья – частица огромной страны»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 Родственное пространство семьи.

Генеалогическое древо семьи.

Свободное время и семья.

Семейный бюджет.

Экономия и бережливость.

Семейные праздники.

Семейная память.

Семейные реликвии.

Презентация проекта

4

четверть

8

Проект «Моя малая родина»

1

2

3

4

5

6

7

8

История моего села.

Труд людей в разное время года.

Памятники культуры Пензенского района.

Музеи Пензенского района.

Народные промыслы Пензенского района.

Предприятия Пензенского района.

Сельское хозяйство в Пензенском районе.

Презентация проекта.


Итоговое занятие (1 час)

Итого

34 часа



Календарно – тематическое планирование 4 КЛАСС


4 класс


Кол. час.

Раздел/ тема

1

четверть

9

Проект «Россия – великая держава!»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение. Россия – страна, в которой я живу

Политическая карта России.

Народы России.

Народы России.

Национальные традиции народов России.

Национальные традиции народов России.

Заповедники России.

Заповедники России.

Презентация проекта.

2

четверть

7

Проект «Мой край на карте России»

1

2

3

4

5

6

7

Мой родной город – Пенза!

Погода и климат Пензенской области.

Водоёмы Пензенской области.

Экологические проблемы в моём крае.

Пензенская область во время Великой Отечественной войны Люди, прославившие Пензенскую область.

Презентация проекта

3

четверть

9

Проект «Я и моя семья – частица огромной страны»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 Я тоже хозяин/хозяйка в своём доме!

Деньги – зачем они нужны?

Спортивные занятия - правило жизни семьи.

Музыка в доме.

Ключ от счастья.

Семейный этикет.

На что я имею право.

Семья в моей жизни.

Презентация проекта

4

четверть

8

Проект «Моя малая родина»

1

2

3

4

5

6

7

8

Храмы Пензенского района.

Родники Пензенского района.

Музей братьев Мозжухиных.

Знаменитые люди Пензенского района.

Строим будущее.

Я сделаю свой край знаменитым.

Я – часть огромной страны!

Презентация проекта.


Итоговое занятие (1 час)

Итого

34 часа

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дмитриева Светлана Алексеевна

Дата: 25.03.2018

Номер свидетельства: 463263

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Развитие творческой одаренности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(95) "razvitiie-tvorchieskoi-odariennosti-uchashchikhsia-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "139525"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417726563"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Программа кружка "ОБЖейка" "
    ["seo_title"] => string(28) "proghramma-kruzhka-obzhieika"
    ["file_id"] => string(6) "123697"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414525493"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "100478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402381590"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424070515"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа "Умелые руки 1-4 классы" "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-umielyie-ruki-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "116807"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412611546"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства