Тематическое планирование 1 класс (33 ч) № | Тема | Всего часов | 1 | Вводная беседа | 1 | 2 | Работа с бумагой и картоном. | 8 | 3 | Работа с тканью | 8 | 4 | Работа с бросовым материалом | 8 | 5 | Работа с пластилином | 7 | 6 | Подведение итогов | 1 | | Итого | 33 | Содержание программы Вводная беседа (1 ч) Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности Правила рационального использования материалов. Последовательность действий и технологических операций. Рассказ «Из истории бумаги», Работа с бумагой и картоном (8ч) Знакомство с аппликацией. Изготовление плоской аппликации из бумаги по образцу. «Земляничка» Разметка по шаблону. Моделирование на основе природных форм : квадрат, круг. Изготовление аппликации « Ёлки» из папирусной бумаги и аппликации « Кот» из геометрических фигуритКонструктивные свойства бумаги Объёмная аппликация Изготовление аппликации « Грибы» с помощью рваной бумаги Изготовление аппликации «Аквариум» с помощью закручивания бумаги Вырезание деталей из бумаги по заданному контуру. Приемы склеивания. «Горшочки с цветами» . Игрушки из конусов «Петушок» « Заяц» Приемы складывания. Художественное конструирование на основе приемов симметричного вырезания. Оригами. « Бабочка» Работа с тканью( 8 ч) Особенности вырезания ткани. Кукла из ложки Кармашек для мелочей « Слон» Конструктивные и декоративные свойства ткани. Аппликация со шнурками « Кот» Изготовление аппликации « бабочка» с помощью ткани и прищепок Пришивание пуговиц Веселая варежка « Поросенок». Использование ниток в аппликации. Изготовление «Овечка» Изготовление кукол из ниток Работа с бросовым материалом (8 ч) Объемное моделирование. Конструирование игрушек из коробок, туб, одноразовых стаканчиков, одноразовых тарелок и ложек, яичных упаковок. Развитие фантазии и творческого воображения. Изготовление « Бабочки» и « Лягушонка» из одноразовой тарелки, « Медвежонка» из одноразового стаканчика, « Подснежников» из одноразовых ложек, «Кошки» и « Дерева» из тубы, « Нарциссов» из яичных коробок,« Домиков» из коробок Проект. Разработка идеи. Подбор материалов. Групповое изготовление изделий. Анализ проделанной работы. Работа с пластилином (7 ч ) Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Знакомство с простейшими формами Изготовление из пластилина Насекомых и зверей « Божья коровка», «Жук», «Улитка», « ёж», « лисица», сказочные героев « Маша и медведь», Кукольной мебели, посуды, фруктов. Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Аппликация «букетик» Формирование композиционных навыков. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы изготовление аппликации « Домик» Подведение итогов (1 ч) 2 класс (34 ч) № | Тема | Всего часов | 1 | Вводная беседа | 1 | 2 | Работа с природным материалом | 7 | 3 | Работа с бумагой и картоном. | 7 | 4 | Работа с тканью | 7 | 5 | Работа с пластилином | 6 | 6 | Художественное творчество | 5 | 7 | Подведение итогов | 1 | | Итого | 34 | Содержание Вводная беседа (1час). Работа с природным материалом(7 часов). Рассказ о флористике. Природа Ленинградской области. Изготовление композиций из круп « тыква». Изготовление композиций из засушенных листьев. Изготовление животных из шишек: « медведь» « верблюд» «лиса». Изготовление животных из желудей: «Корова». Изготовление животных из скорлупок ореха: «Жук». Составление композиции со злаковыми растениями « Птенцы» Работа с бумагой и картоном (7 часов). Виды бумаги и картона. Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги « Грибы» Работа с упаковочным картоном « Семья ежей» Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки. Изготовление аппликации из гофрированного картона «Натюрморт». Изготовление объёмной аппликации из креповой бумаги « Горшочки с цветами» Вырезание деталей из бумаги по заданному контуру. Разметка по шаблону. Моделирование на основе природных форм : круг. Игрушки из конусов «Петрушка» «Лягушка» « Елка» из конусов Приемы складывания. Художественное конструирование на основе приемов симметричного вырезания. Оригами. « Цветы» Работа с тканью (7 часов). Знакомство с профессией швеи. Знакомство со швами «потайной шов». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций). Шитье мягкой игрушки. Птичка-невеличка Шитье перчаточной куклы Изготовление сувениров из ниток. Превращение помпона Особенности построения композиции Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.Лоскутная аппликация (коллективная) Пришивание из пуговиц . Аппликация из пуговиц « Смородина» Изготовление игольницы « Экзотический кактус» Работа с пластилином (6 часов). Знакомство с простыми формами лепки Лепка людей, животных по образцу. « слон», «овца» Лепка птиц по образцу «Павлин» Пластилиновая аппликация «Деревенский пейзаж» Пластилиновая аппликация на стекле «Бабочки» Художественное творчество (5 часов). Беседа о цветных карандашах, акварели, гуаши. Смешивание цветов. « Осенний лес» Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся. Рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края. Раскрашивание сухих осенних листьев « Филин» « Насекомые» Раскрашивание камней « Заяц», «Рыба» Рисование животных и птиц « ладошками» Подведение итогов (1 час). 3 класс (34 ч) № | Тема | Всего часов | 1 | Вводная беседа | 1 | 2 | Работа с бумагой и картоном | 8 | 3 | Работа с тканью, мехом | 8 | 4 | Художественное творчество | 8 | 5 | Бисер для детей | 8 | 6 | Подведение итогов | 1 | | Итого | 34 | Содержание Вводная беседа (1 час). Работа с бумагой и картоном (8 часов). Сочетания разных видов картона и бумаги. Способы резания бумаги. « Грибы» Сочетания разных видов бумаги « Елка» Сочетания разных видов картона и бумаги и художественного творчества « Снегири» Разметка по шаблону. Моделирование на основе природных форм : круг, треугольник Игрушки из конусов «Снегурочка» « Дед Мороз»,« горшочек с цветами»,«Хоровод» Оригами « Тюльпаны» Работа с тканью (8 часов). Из истории мягкой игрушки. Знакомство со швами «козлик», «узелок» салфетка Шитье мягкой игрушки «гусеница», « черепашка» Шитье мягкой игрушки с использованием шерстяных ниток « Гном» Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на палец Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение. Шитье мягкой игрушки из перчаток« Осьминожка». Пальчиковый театр. Особенности построения композиции Прикрепление элементов к основе. Создание композиции. Аппликация из ткани «куклы-домовенки» Пришивание пуговиц « Кролик» Художественное творчество (8 часов). Беседа об изобразительном материале – пастели. Рисование пастелью. Работа с бисером (8 часов). Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ. Пробные плетения. Головные уборы саамов и поморов, украшенные бисером. Плетение колец и браслетов – «фенечек» из бисера. Подведение итогов (1 час). 4 класс (34 ч) № | Тема | Всего часов | 1 | Вводная беседа | 1 | 2 | Работа с бисером. | 8 | 3 | Работа с тканью | 8 | 4 | Работа с бумагой и бросовым материалом | 8 | 6 | Художественное творчество | 8 | 7 | Подведение итогов | 1 | | Итого | 34 | Содержание Вводная беседа (1 час). Работа с бисером (8 часов). Работа со схемам (изучение знаков, условных обозначений). Плетение брошек (работа по схемам) 2 цветок», «овощи», « человек», « насекомые» Плетение кулонов. Ажурные браслеты. Работа с тканью (8 часов). Знакомство с соединительными швами «простой соединительный шов», «соединительный шов на основе петельного шва», «соединительный шов на основе шва «козлик»» Шитье мягкой игрушки « Мышь»,«Лягушка» Шитье мягкой игрушки из перчатки « птица» Шитье мягкой игрушки из рукавицы « Собака» Изготовление аппликации « Заяц» Пришивание пуговиц « Слоненок» Ткание коврика Работа с бумагой и бросовым материалом (8 часов) Изготовление объемной аппликаций по образцу. « Летний букет» «Грибы» Разметка по шаблону. « Горшок с цветами» Моделирование на основе природных форм : круг. Изготовление игрушек из конуса Сочетание различных видов бумаги и картона « Гнездо», «Пугало» «Овечка» из одноразового стаканчика Приемы складывания. Художественное конструирование на основе приемов симметричного вырезания « Подарочный букет» Роспись по дереву (8 часов). Знакомство, беседа, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробное рисование набросков росписи на листе. Роспись по дереву (на разделочных досках) северной природы, достопримечательностей родного края. Художественное творчество (8часов) Беседа о видах росписи посуды и игрушек Изготовление тарелки в технике папье-маше её роспись , изготовление чайника из гжели роспись одноразовой тарелки, лепки народной игрушки её роспись Подведение итогов (1 час). Планируемые УУД: Освоение детьми программы «Умелые ручки» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы: - учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; - заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла; - различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; - осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве. - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; - художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира; - развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства; -первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию; В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Список литературы 1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).] 2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения). 3. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование). 4. Быстрицкая А. И. Бумажная филигрань.-М.: АЙРИС-пресс, 2012 5. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997. 6. Васина Н.С.Бумажные цветы.М.: АЙРИС-пресс 2012. 7. Васина Н.С. Волшебный картон.М.: АЙРИС-пресс 2013. 8. Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004 9. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль Академия развития, 2006. 10. Немешаева Е. А. Ладошки. М.: АЙРИС-пресс. 2011. 11. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с. 12. Румянцева Е.А.. Простые подедки из пластилина.М.: АЙРИС-пресс 2012. 13. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49. 14. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами М.: АЙРИС-пресс 2013. 15. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с. 16. Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14 |