«____»________20___г. «____»_________20___г. «____»_______20___г. приказ №_______
«____»_______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 2 класса
п.г.т. Красная Гора – 2019г.
Пояснительная записка
Программа по окружающему миру для 2 класса составлена в соответствии с :
Федеральным законом № 273 от 26.12.2012г.,
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2010 г.),
образовательной программой начального образованияна основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», принадлежащей системе учебников «Школа России»,Москва. Просвещение,2011г.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации курса являются:
-формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
-осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
-формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Содержание курса охватывает широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек. Природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Место и роль учебного курса, предмета «Окружающий мир»
Специфика курса «Окружающий мир состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод)к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели ).
Для реализации данной программы используется комплект учебников и методических пособий УМК «Школа России»:
Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. -М. : Просвещение, 2016
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2класс. В 2 ч. - М. : Просвещение, 2016
Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир.Тесты 2 класс.–М. :Просвещение, 2016
Тематическое планирование по курсу «Окружающий мир» 2 класс
№п/п
Наименование раздела
Количество часов
1
Где мы живем?
4
2
Природа
20
3
Жизнь города и села
10
4
Здоровье и безопасность
9
5
Общение
7
6
Путешествия
18
7
Итого
68
Наименование раздела, темы
Количество часов (всего)
Из них (количество часов)
Проверочные работы
проекты
экскурсии
Практические работы
Где мы живем
4
1
1
-
-
Природа
20
1
1
1
4
Жизнь города и села
10
1
1
1
-
Здоровье и безопасность
9
1
-
-
1
Общение
7
1
1
-
-
Путешествие
18
1
2
1
2
всего
68
6
6
3
7
Содержание курса «Окружающий мир» 2 класс
В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой для 2 класса предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий :природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространённые породы собак и т. д. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое значение в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.
В качестве другой содержательной линии курса выделяется знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.
Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены, предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т. д.
Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми-детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей -, в школе, в общественных местах.
Ещё одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, её столице и других городах, о разных странах мира и нашей планеты в целом. При этом начинается освоение элементарных приёмов чтения карты, которое будет продолжено в последующих классах. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как к общему дому всего человечествап.
Перечисленные аспекты содержания раскрыты в разделах: «Где мы живём», «Природа», «Жизнь города и села» , « Здоровье и безопасность, «Общение», «Путешествия».
Где мы живем (4 ч)
Родная страна. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Путешествия (18ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Описание ценностных ориентиров содержания курса
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты освоения курса «Окружающий мир» 2 класс
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
-природа живая и неживая; растения дикорастущие и культурные; животные дикие и домашние; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животные своего края; правила поведения в природе; основные сведения о своём крае; виды транспорта; распространённые профессии;
-строение тела человека; правила гигиены; правила безопасного поведения;
-культура поведения; этикет;
-стороны горизонта; устройство и назначение компаса; формы земной поверхности; виды водоёмов; части реки;
-названия нашей страны и её столицы, некоторых городов России; государственные символы России; названия нескольких стран мира.
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
-различать объекты неживой и живой природы, изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных; проводить наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;
-различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села) под руководством учителя;
-выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
-выполнять правила этикета;
-определять стороны горизонта с помощью компаса;
-приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
Учебно – методическое обеспечение программы
Печатные пособия
Демонстрационный материал(таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Физическая карта России.
Политическая карта мира.
Карта Брянской области.
Дидактические материалы (карточки для индивидуальной и групповой работы).
Технические средства обучения
Классная доска (магнитная).
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Мультимедийный пректор.
Экспозиционный экран.
Экранно-звуковые пособия.
CD-диски(электронное приложение к учебнику).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Термометры для измерения температуры воздуха.
2.Термометр медицинский.
3.Компас.
Натуральные объекты
1.Коллекция полезных ископаемых.
2.Гербарии растений.
3.Комнатные растения.
Литература
1.Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы./Плешаков А.А.-М.: Просвещение, 2011.
2..Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. УМКМ.: «Школа России»./Буряк М. В. –М.: Планета, 2016.
3.Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях.М./ Плешаков А.А.- М.:«Просвещение»,2013.
4.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях /Плешаков А.А.- М.: Просвещение, 2016.
5.Окружающий мир. Тесты.2 класс/Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д.- М.: Просвещение, 2013.
6.Окружающий мир. Поурочные разработки. 2 класс. /Васильева Н.Ю. - М.: ВАКО, 2013.
7.Плешаков А.А. « От земли до неба». Атлас - определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение 2013.
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира
№ п/п
Тема
Количество часов
Характеристика деятельности учащихся
Дата
по программе
фактически
Раздел «Где мы живём?» (4ч)
1
Родная страна
1
Различают государственные символы России. Отличают герб и флаг России от гербов и флагов других стран. Исполняют гимн Российской Федерации. Анализируют информацию учебника о федеративном устройстве России, л многонациональном составе населения страны, приводят примеры народов России. Работают со взрослыми, извлекают из различных источников сведения о своего региона и посёлка, национальном составе населения региона. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
2
Город и село. Проект «Родной город(село)»
1
Сравнивают с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Рассказывают о своём посёлке по плану. Работают в паре. Распределяют обязанности по выполнению проекта. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
3
Природа и рукотворный мир
1
Различают объекты природы и предметы рукотворного мира, приводят примеры объектов природы и предметов рукотворного мира. Работают в паре, в группе. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
4
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?». Проверка знаний и умений
1
Выполняют тестовые задания учебника, оценивают свои достижения и достижения других учащихся.
Раздел «Природа» (20 ч)
5
Неживая и живая природа
1
Классифицируют объекты природы по существенным признакам. Различают объекты живой и неживой природы, приводят примеры объектов живой и неживой природы. Работают в паре. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
6
Явления природы. Практическая работа №1.«Как измерить температуру».
1
Работают в паре: различают объекты и явления природы. Рассказывают об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях. Приводят примеры явлений живой и неживой природы, сезонных явлений. Практическая работа: знакомятся с устройством термометра, измеряют температуру воздуха, воды. тела человека, фиксируют результаты измерений. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
7
Что такое погода
1
Наблюдают и описывают состояние погоды за окном класса, характеризуют погоду. Приводят примеры погодных явлений. Работают в паре: составляют план рассказа о погодных явлениях и рассказывают по этому плану. Сопоставляют научные и народные предсказания погоды. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. Работают со взрослыми: ведут наблюдения за погодой, фиксируют результаты.
8
В гости к осени (экскурсия)
1
Наблюдают изменения в живой и неживой природе, устанавливают взаимозависимость между ними. Определяют природные объекты с помощью атласа-определителя. Оценивают результаты своих достижений на экскурсии.
9
В гости к осени (урок)
1
Работают в группе: знакомятся по учебнику с осенними изменениями в живой и неживой природе, выступают с сообщениями по изученному материалу, рассказывают об осенних изменениях в природе родного края (на основе наблюдений). Прослеживают взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. Дополняют сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека.
10
Звёздное небо
1
Находят на рисунке знакомые созвездия, сопоставляют иллюстрацию учебника с описанием созвездия, моделируют созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея. Работают со взрослыми: наблюдают звёздное небо, находят на нём изученные созвездия. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
11
Заглянем в кладовые земли. Практическая работа №2.«Горные породы и минералы».
1
Практическая работа: исследуют с помощью лупы состав гранита, различают горные породы и минералы, приводят примеры горных пород и минералов, готовят сообщения о них. Читают и обсуждают отрывок из книги А. Е. Ферсмана «Моя коллекция». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
12
Про воздух .
1
Рассказывают о значении воздуха , работают в паре: анализируют схемы, показывающие источники загрязнения воздуха . Наблюдают небо за окном и рассказывают о нём. Работают со взрослыми: находят информацию об охране воздуха в родном крае, наблюдают небо. Водные пейзажи, готовят фоторассказы о красоте неба и воды. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
13
Про воду.
Рассказывают о значении воздуха и воды, работают в паре: анализируют схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды. Наблюдают небо за окном и рассказывают о нём. Работают со взрослыми: находят информацию об охране воздуха и воды в родном крае, наблюдают небо. Водные пейзажи, готовят фоторассказы о красоте неба и воды. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
14
Какие бывают растения
1
Устанавливают по схеме различия между группами растений, называют и классифицируют растения, приводят примеры деревьев. Кустарников, трав своего края. Определяют растения с помощью атласа-определителя. Наблюдают и готовят рассказ о красоте растений. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
15
Какие бывают животные
1
Соотносят группы животных и их существенные признаки. Знакомятся с разнообразием животных, находят в рассказах новую информацию о них, выступают с сообщениями. Сравнивают животных, выявляют зависимость строения тела животного от его образа жизни. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
16
Невидимые нити
1
Устанавливают взаимосвязи в природе, моделируют изучаемые взаимосвязи. Читают и обсуждают стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
17
Дикорастущие и культурные растения
1
Сравнивают и различают дикорастущие и культурные растения, приводят примеры растений, классифицируют культурные растения по определённым признакам, находят в текстах новую информацию о растениях. Сочиняют и рассказывают сказочную историю о растениях. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
18
Дикие и домашние животные
1
Сравнивают и различают диких и домашних животных, приводят примеры диких и домашних животных. Сочиняют и рассказывают сказочную историю о диких и домашних животных. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
19
Комнатные растения. Практическая работа. №3. «Уход за комнатными растениями».
1
Узнают комнатные растения на рисунках. Работают в паре: определяют с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находят информацию о них. Практическая работа: осваивают приёмы ухода за комнатными растениями. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
20
Животные живого уголка. Практическая работа №4. «Уход за животными живого уголка».
1
Рассказывают о животных живого уголка и уходе за ними. Работают в паре: определяют с помощью атласа-определителя животных живого уголка, находят информацию о них. Практическая работа: осваивают приёмы содержания животных живого уголка. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
21
Про кошек и собак
1
Определяют с помощью учебника и атласа-определителя породы кошек и собак, приводят примеры. Работают в группе: находят информацию о кошках и собаках, составляют общий план рассказа о домашнем питомце. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
22
Красная книга
1
Работают в паре: выявляют причины исчезновения изучаемых растений и животных, предлагают и обсуждают меры по их охране. Работают в группе: находят информацию о редких растениях и животных, составляют общий план рассказа, рассказывают редких растениях и животных. Работают со взрослыми: узнают, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу, готовят о них сообщения. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
23
Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»
1
Знакомятся с Правилами друзей природы и экологическими знаками. Читают и обсуждают рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. Распределяют обязанности по выполнению проекта.
24
Проверим себяи оценим свои достижения по разделу «Природа». Проверка знаний и умений
1
Выполняют тестовые задания учебника, оценивают бережное или потребительское отношение к природе, оценивают свои достижения и достижения других учащихся, формируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)
25
Что такое экономика
1
Рассказывают об отраслях экономики по предложенному плану. Работают в паре: анализируют взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов, извлекают из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях своего региона и посёлка, готовят сообщения. Определяют по фотографии деньги разных стран, готовят о них сообщения. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
26
Из чего что сделано
1
Классифицируют предметы по характеру материала. Работают в группе: по рисункам учебника прослеживают производственные цепочки, моделируют их. Составляют рассказ, приводят другие примеры использования природных материалов. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
27
Как построить дом
1
Рассказывают о строительстве городского и сельского домов. Работают в паре: сравнивают технологию возведения городского и сельского дома, узнают строительные машины и материалы, рассказывают о строительных объектах в своём посёлке. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
28
Какой бывает транспорт
1
Классифицируют средства транспорта, анализируют схемы и выделяют основания для классификации, приводят примеры транспортных средств каждого вида. Узнают по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносят его с номерами телефонов экстренного вызова, запоминают номера телефонов экстренного вызова. Рассказывают об истории водного и воздушного транспорта. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
29
Культура и образование
1
Различают учреждения культуры и образования, узнают их по фотографиям, приводят примеры учреждений культуры и образования. Совершают экскурсию в школьный музей и виртуальные экскурсии в музеи. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
30
Все профессии важны. Проект «Профессии»
1
Рассказывают о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей. Читают и обсуждают рассказ «Кто сделал хлеб». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. Распределяют обязанности по выполнению проекта.
31
В гости к зиме (экскурсия)
1
Наблюдают над зимними погодными явлениями, исследуют пласт снега. Определяют деревья по их силуэтам и описаниям. Распознают осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных. Наблюдают поведение зимующих птиц. Формулируют выводы по материалу экскурсии, оценивают свои достижения и поведение во время экскурсии.
32
В гости к зиме (урок)
1
Обобщают наблюдения над зимними природными явлениями , проведёнными во время экскурсии. Знакомятся с изменениями в живой и неживой природе зимой, готовят сообщения. Формулируют правила безопасного поведения на улице зимой. Ведут наблюдения в природе и фиксируют их. Подкармливают зимующих птиц. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
33
Проверим себяи оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Проверка знаний и умений
1
Выполняют тестовые задания учебника, оценивают правильность/неправильность предложенных ответов, формируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
34
Презентация проектов «Родной город(село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»
1
Выступают с подготовленными сообщениями, иллюстрируют их наглядными материалами. Обсуждают выступления учащихся.Оценивают свои достижения и достижения других учащихся.
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)
35
Строение тела человека
1
Работают в группе: называют и показывают внешние части тела человека, определяют на рисунке учебника положение внутренних органов человека, моделируют внутреннее строение тела человека. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
36
Если хочешь быть здоров
1
Рассказывают о своём режиме дня, составляют рациональный режим дня школьника, обсуждают сбалансированное питание школьника, различают продукты растительного и животного происхождения. Формулируют правила личной гигиены, демонстрируют умение чистить зубы. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
37
Берегись автомобиля!
1
Моделируют сигналы светофоров, характеризуют свои действия как пешехода при различных сигналах. Соотносят изображения и названия дорожных знаков. Формулируют правила движения по загородной дороге. Оценивают свои достижения на уроке.
38
Школа пешехода. Практическая работа №5 «Правила безопасности».
1
Формулируют правила безопасности на основе прочитанных рассказов. Учатся соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или сотрудника ДПС. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
39
Домашние опасности
1
Объясняют с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. Формулируют правила безопасного поведения в быту, моделируют их с помощью условных знаков. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
40
Пожар
1
Характеризуют пожароопасные предметы, запоминают правила предупреждения пожара, моделируют вызов пожарной охраны. Рассказывают о назначении предметов противопожарной безопасности. Читают и обсуждают рассказ «Горит костёр». Находят информацию о работе пожарных, готовят сообщение. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
41
На воде и в лесу
1
Характеризуют потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. Запоминают правила поведения во время купания. Различают съедобные и ядовитые грибы, определяют с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
42
Опасные незнакомцы
1
Характеризуют потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми, запоминают правила поведения при контактах с незнакомцами. Обсуждают опасные ситуации, сочиняют об этом рассказ. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
43
Проверим себяи оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». Проверка знаний и умений
1
Выполняют тестовые задания учебника, оценивают правильность/неправильность предложенных ответов, формируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
Раздел «Общение» (7 ч)
44
Наша дружная семья
1
Рассказывают по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях. Формулируют понятие»культура общения».Обсуждают роль семейных традиций для укрепления семьи.. Моделируют ситуации семейного чтения и семейных обедов. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
45
Проект «Родословная»
1
Интервьюируют родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях. Отбирают фотографии из семейного архива, составляют родословное древо семьи. Презентуют свой проект с демонстрацией родословного древа. Оценивают свои достижения.
46
В школе
1
Рассказывают о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе. Школе. Обсуждают вопрос о культуре общения в школе.Формулируют правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её, моделируют различные ситуации общения на уроке и переменах. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
47
Правила вежливости
1
Формулируют правила повеления в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной. Моделируют различные ситуации общения. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
48
Ты и твои друзья
1
Обсуждают морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России. Обсуждают проблему подарка в день рождения друга, правила поведения за столом, моделируют их. Формулируют правила этикета в гостях. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
49
Мы - зрители и пассажиры
1
Обсуждают правила поведения в театре, в общественном транспорте, формулируют их. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
50
Проверим себяи оценим свои достижения по разделу «Общение». Проверка знаний и умений
1
Выполняют тестовые задания учебника, оценивают правильность/неправильность предложенных ответов, формируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
Раздел «Путешествия» (18 ч)
51
Посмотри вокруг
1
Сравнивают фотографии в учебнике, находят линию горизонта, различают стороны горизонта, обозначают их на схеме.. анализируют текст учебника, объясняют различия внешнего вида нашей планеты, формулируют вывод о форме Земли. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
52.
Ориентирование на местности.
1
Работают в паре: находят ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём посёлке. Знакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивают приёмы ориентирования по компасу. Знакомятся со способами ориентирования по солнцу, по местным признакам.
53
Компас – прибор для определения сторон горизонта. Практическая работа№6
« Ориентирование по компасу» .
1
Знакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивают приёмы ориентирования по компасу. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
54
Формы земной поверхности
1
Сопоставляют фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности. Анализируют цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Работают в паре: сравнивают по схеме холм и гору, характеризуют поверхность своего края. Описывают красоту гор, составляют фоторассказ на тему «Красота гор». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
55
Водные богатства
1
Различают водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнают их по описанию. Анализируют схему частей реки, рассказывают о водных богатствах своего края. Составляют фоторассказ на тему «Красота моря». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
56
В гости к весне (экскурсия)
1
Наблюдают за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц, используя атлас-определитель. Формулируют выводы о весенних явлениях природы, оценивают свои достижения на экскурсии.
57
В гости к весне(урок)
1
Рассказывают о своих весенних наблюдениях в природе родного края. Работают в группе: по учебнику знакомятся с весенними изменениями в неживой и живой природе, различают известную и новую для себя информацию, выступают с сообщениями. Моделируют взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе. Наблюдают весенние явления в природе, фиксируют результаты наблюдений, составляют фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота весны». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
58
Россия на карте. Практическая работа№7 «Как читать карту».
1
Сравнивают изображение России на глобусе и карте. Соотносят пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России. Осваивают приёмы чтения карты, учатся правильно показывать объекты на настенной карте. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
59
Проект «Города России»
1
Распределяют обязанности по выполнению проекта. Находят сведения об истории и достопримечательностях городов России, составляют презентацию своего исследования , презентуют свои проекты, оценивают достижения свои и товарищей.
60
Путешествие по Москве
1
Находят Москву на карте, знакомятся с планом Москвы, находят на нём достопримечательности столицы. Отличают герб Москвы от гербов других городов. Работают со взрослыми: совершают виртуальную экскурсию по Москве. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
61
Московский Кремль
1
Обсуждают значение Московского Кремля для каждого жителя России. Находят на фотографии достопримечательности Кремля, рассказывают о них. Сопоставляют современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А. Васнецова. Рассказывают о Красной площади. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
62
Город на Неве
1
Находят Санкт-Петербург на карте России, знакомятся с планом Санкт-Петербурга , находят на нём достопримечательности города Рассказывают о достопримечательностях Санкт-Петербурга, отличают герб Санкт-Петербурга от гербов других городов. Работают со взрослыми: совершают виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу, читают рассказ об истории создания памятника Петру Первому. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
63
Путешествие по планете
1
Сравнивают глобус и карту мира. Находят, называют и показывают на глобусе и карте мира океаны и материки. Соотносят фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
64
Путешествие по материкам
1
Находят материки на карте мира, знакомятся с особенностями материков, готовят сообщения. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.
65
Страны мира. Проект «Страны мира»
1
Сравнивают физическую и политическую карты мира. Находят и показывают на политической карте мира территорию России, других стран. Соотносят фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте. С помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. Распределяют обязанности по выполнению проекта.
66
Впереди лето
1
Определяют цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя. Читают и обсуждают рассказ «Разговор в лесу», разыгрывают сценку по этому рассказу. Приводят примеры летних явлений в неживой и живой природе. Рассказывают по своим наблюдениям о красоте животных. Составляют фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота лета», «Красота животных». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. .
67
Проверим себяи оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Проверка знаний и умений
1
Выполняют тестовые задания учебника, оценивают правильность/неправильность предложенных ответов, формируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
68
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»
1
Выступают с подготовленными сообщениями, иллюстрируют их наглядными материалами. Обсуждают выступления учащихся.Оценивают свои достижения и достижения других учащихся.