kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными задачами курса является формирование уважительного отношения к семье,населенному пункту, региону в котором проживают дети,к России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красногорская средняя общеобразовательная школа №1



РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО на заседании педсовета зам.дир по УВР директор школы

протокол №_____ протокол №______ ______________ _______Т.П.Горло

«____»________20___г. «____»_________20___г. «____»_______20___г. приказ №_______

«____»_______20___г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по окружающему миру


для 2 класса
















п.г.т. Красная Гора – 2019г.

Пояснительная записка

Программа по окружающему миру для 2 класса составлена в соответствии с :

  • Федеральным законом № 273 от 26.12.2012г.,

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2010 г.),

  • образовательной программой начального образования на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», принадлежащей системе учебников «Школа России»,Москва. Просвещение,2011г.


Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:


-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;


-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации курса являются:

-формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

-осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

-формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Содержание курса охватывает широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек. Природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.



Место и роль учебного курса, предмета «Окружающий мир»


Специфика курса «Окружающий мир состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод)к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели ).

Для реализации данной программы используется комплект учебников и методических пособий УМК «Школа России»:

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. -М. : Просвещение, 2016

  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2класс. В 2 ч. - М. : Просвещение, 2016

  3. Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир.Тесты 2 класс.–М. :Просвещение, 2016

















Тематическое планирование по курсу «Окружающий мир» 2 класс

п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Где мы живем?

4

2

Природа

20

3

Жизнь города и села

10

4

Здоровье и безопасность

9

5

Общение

7

6

Путешествия

18

7

Итого

68



Наименование раздела, темы

Количество часов (всего)

Из них (количество часов)



Проверочные работы

проекты

экскурсии

Практические работы

Где мы живем

4

1

1

-

-

Природа

20

1

1

1

4

Жизнь города и села

10

1

1

1

-

Здоровье и безопасность

9

1

-

-

1

Общение

7

1

1

-

-

Путешествие

18

1

2

1

2

всего

68

6

6

3

7



Содержание курса «Окружающий мир» 2 класс

В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой для 2 класса предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий :природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространённые породы собак и т. д. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое значение в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.

В качестве другой содержательной линии курса выделяется знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.

Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены, предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т. д.

Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми-детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей -, в школе, в общественных местах.

Ещё одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, её столице и других городах, о разных странах мира и нашей планеты в целом. При этом начинается освоение элементарных приёмов чтения карты, которое будет продолжено в последующих классах. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как к общему дому всего человечествап.

Перечисленные аспекты содержания раскрыты в разделах: «Где мы живём», «Природа», «Жизнь города и села» , « Здоровье и безопасность, «Общение», «Путешествия».

Где мы живем (4 ч)

Родная страна. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на­зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот­ные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве­щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука­ми людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю­ди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, че­ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте­ния. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра­зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас­тений и животных своего края. Правила поведения в при­роде.

Красная книга России: знакомство с отдельными расте­ниями и животными и мерами их охраны.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, дос­тупные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До­машний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй­ство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс­тавления об отдельных производственных процессах, напри­мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре­нию учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир­ский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа­теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо­гические связи в зимнем лесу.

.

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важней­шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо­лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво­охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обраще­нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про­тивопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо­гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на­секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

.



Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно­шения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от­дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Путешествия (18ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон­та, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов­раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле­ния. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие дос­топримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучает­ся по усмотрению учителя).

Описание ценностных ориентиров содержания курса

- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

- Человечество как многообразие народов, культур, религий.

- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.




Планируемые результаты освоения курса «Окружающий мир» 2 класс

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


К концу 2 класса учащиеся должны знать:

-природа живая и неживая; растения дикорастущие и культурные; животные дикие и домашние; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животные своего края; правила поведения в природе; основные сведения о своём крае; виды транспорта; распространённые профессии;

-строение тела человека; правила гигиены; правила безопасного поведения;

-культура поведения; этикет;

-стороны горизонта; устройство и назначение компаса; формы земной поверхности; виды водоёмов; части реки;

-названия нашей страны и её столицы, некоторых городов России; государственные символы России; названия нескольких стран мира.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

-различать объекты неживой и живой природы, изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных; проводить наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;

-различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села) под руководством учителя;

-выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

-выполнять правила этикета;

-определять стороны горизонта с помощью компаса;

-приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

Учебно – методическое обеспечение программы


Печатные пособия

  1. Демонстрационный материал(таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.

  2. Физическая карта России.

  3. Политическая карта мира.

  4. Карта Брянской области.

  5. Дидактические материалы (карточки для индивидуальной и групповой работы).

Технические средства обучения


  1. Классная доска (магнитная).

  2. Персональный компьютер с принтером.

  3. Ксерокс.

  4. Мультимедийный пректор.

  5. Экспозиционный экран.

Экранно-звуковые пособия.

  1. CD-диски(электронное приложение к учебнику).


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1.Термометры для измерения температуры воздуха.

2.Термометр медицинский.

3.Компас.

Натуральные объекты

1.Коллекция полезных ископаемых.

2.Гербарии растений.

3.Комнатные растения.






Литература

1.Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы./Плешаков А.А.-М.: Просвещение, 2011.

2..Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. УМКМ.: «Школа России»./Буряк М. В. –М.: Планета, 2016.

3.Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях.М./ Плешаков А.А.- М.:«Просвещение»,2013.

4.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях /Плешаков А.А.- М.: Просвещение, 2016.

5.Окружающий мир. Тесты.2 класс/Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д.- М.: Просвещение, 2013.

6.Окружающий мир. Поурочные разработки. 2 класс. /Васильева Н.Ю. - М.: ВАКО, 2013.

7.Плешаков А.А. « От земли до неба». Атлас - определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение 2013.

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира

п/п

Тема

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

по программе

фактически

Раздел «Где мы живём?» (4ч)

1

Родная страна

1

Различают государственные символы России. Отличают герб и флаг России от гербов и флагов других стран. Исполняют гимн Российской Федерации. Анализируют информацию учебника о федеративном устройстве России, л многонациональном составе населения страны, приводят примеры народов России. Работают со взрослыми, извлекают из различных источников сведения о своего региона и посёлка, национальном составе населения региона. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



2

Город и село. Проект «Родной город(село)»

1

Сравнивают с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Рассказывают о своём посёлке по плану. Работают в паре. Распределяют обязанности по выполнению проекта. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



3

Природа и рукотворный мир

1

Различают объекты природы и предметы рукотворного мира, приводят примеры объектов природы и предметов рукотворного мира. Работают в паре, в группе. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?». Проверка знаний и умений

1

Выполняют тестовые задания учебника, оценивают свои достижения и достижения других учащихся.



Раздел «Природа» (20 ч)

5

Неживая и живая природа

1

Классифицируют объекты природы по существенным признакам. Различают объекты живой и неживой природы, приводят примеры объектов живой и неживой природы. Работают в паре. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



6

Явления природы. Практическая работа №1.«Как измерить температуру».

1

Работают в паре: различают объекты и явления природы. Рассказывают об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях. Приводят примеры явлений живой и неживой природы, сезонных явлений. Практическая работа: знакомятся с устройством термометра, измеряют температуру воздуха, воды. тела человека, фиксируют результаты измерений. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



7

Что такое погода

1

Наблюдают и описывают состояние погоды за окном класса, характеризуют погоду. Приводят примеры погодных явлений. Работают в паре: составляют план рассказа о погодных явлениях и рассказывают по этому плану. Сопоставляют научные и народные предсказания погоды. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. Работают со взрослыми: ведут наблюдения за погодой, фиксируют результаты.



8

В гости к осени (экскурсия)

1

Наблюдают изменения в живой и неживой природе, устанавливают взаимозависимость между ними. Определяют природные объекты с помощью атласа-определителя. Оценивают результаты своих достижений на экскурсии.



9

В гости к осени (урок)

1

Работают в группе: знакомятся по учебнику с осенними изменениями в живой и неживой природе, выступают с сообщениями по изученному материалу, рассказывают об осенних изменениях в природе родного края (на основе наблюдений). Прослеживают взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. Дополняют сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека.



10

Звёздное небо

1

Находят на рисунке знакомые созвездия, сопоставляют иллюстрацию учебника с описанием созвездия, моделируют созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея. Работают со взрослыми: наблюдают звёздное небо, находят на нём изученные созвездия. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



11

Заглянем в кладовые земли. Практическая работа №2.«Горные породы и минералы».

1

Практическая работа: исследуют с помощью лупы состав гранита, различают горные породы и минералы, приводят примеры горных пород и минералов, готовят сообщения о них. Читают и обсуждают отрывок из книги А. Е. Ферсмана «Моя коллекция». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



12

Про воздух .

1

Рассказывают о значении воздуха , работают в паре: анализируют схемы, показывающие источники загрязнения воздуха . Наблюдают небо за окном и рассказывают о нём. Работают со взрослыми: находят информацию об охране воздуха в родном крае, наблюдают небо. Водные пейзажи, готовят фоторассказы о красоте неба и воды. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



13

Про воду.


Рассказывают о значении воздуха и воды, работают в паре: анализируют схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды. Наблюдают небо за окном и рассказывают о нём. Работают со взрослыми: находят информацию об охране воздуха и воды в родном крае, наблюдают небо. Водные пейзажи, готовят фоторассказы о красоте неба и воды. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



14

Какие бывают растения

1

Устанавливают по схеме различия между группами растений, называют и классифицируют растения, приводят примеры деревьев. Кустарников, трав своего края. Определяют растения с помощью атласа-определителя. Наблюдают и готовят рассказ о красоте растений. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



15

Какие бывают животные

1

Соотносят группы животных и их существенные признаки. Знакомятся с разнообразием животных, находят в рассказах новую информацию о них, выступают с сообщениями. Сравнивают животных, выявляют зависимость строения тела животного от его образа жизни. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



16

Невидимые нити

1

Устанавливают взаимосвязи в природе, моделируют изучаемые взаимосвязи. Читают и обсуждают стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



17

Дикорастущие и культурные растения

1

Сравнивают и различают дикорастущие и культурные растения, приводят примеры растений, классифицируют культурные растения по определённым признакам, находят в текстах новую информацию о растениях. Сочиняют и рассказывают сказочную историю о растениях. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



18

Дикие и домашние животные

1

Сравнивают и различают диких и домашних животных, приводят примеры диких и домашних животных. Сочиняют и рассказывают сказочную историю о диких и домашних животных. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



19

Комнатные растения. Практическая работа. №3. «Уход за комнатными растениями».

1

Узнают комнатные растения на рисунках. Работают в паре: определяют с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находят информацию о них. Практическая работа: осваивают приёмы ухода за комнатными растениями. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



20

Животные живого уголка. Практическая работа №4. «Уход за животными живого уголка».

1

Рассказывают о животных живого уголка и уходе за ними. Работают в паре: определяют с помощью атласа-определителя животных живого уголка, находят информацию о них. Практическая работа: осваивают приёмы содержания животных живого уголка. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



21

Про кошек и собак

1

Определяют с помощью учебника и атласа-определителя породы кошек и собак, приводят примеры. Работают в группе: находят информацию о кошках и собаках, составляют общий план рассказа о домашнем питомце. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



22

Красная книга

1

Работают в паре: выявляют причины исчезновения изучаемых растений и животных, предлагают и обсуждают меры по их охране. Работают в группе: находят информацию о редких растениях и животных, составляют общий план рассказа, рассказывают редких растениях и животных. Работают со взрослыми: узнают, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу, готовят о них сообщения. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



23

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

1

Знакомятся с Правилами друзей природы и экологическими знаками. Читают и обсуждают рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. Распределяют обязанности по выполнению проекта.



24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Проверка знаний и умений

1

Выполняют тестовые задания учебника, оценивают бережное или потребительское отношение к природе, оценивают свои достижения и достижения других учащихся, формируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.



Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)

25

Что такое экономика

1

Рассказывают об отраслях экономики по предложенному плану. Работают в паре: анализируют взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов, извлекают из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях своего региона и посёлка, готовят сообщения. Определяют по фотографии деньги разных стран, готовят о них сообщения. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



26

Из чего что сделано

1

Классифицируют предметы по характеру материала. Работают в группе: по рисункам учебника прослеживают производственные цепочки, моделируют их. Составляют рассказ, приводят другие примеры использования природных материалов. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



27

Как построить дом

1

Рассказывают о строительстве городского и сельского домов. Работают в паре: сравнивают технологию возведения городского и сельского дома, узнают строительные машины и материалы, рассказывают о строительных объектах в своём посёлке. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



28

Какой бывает транспорт

1

Классифицируют средства транспорта, анализируют схемы и выделяют основания для классификации, приводят примеры транспортных средств каждого вида. Узнают по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносят его с номерами телефонов экстренного вызова, запоминают номера телефонов экстренного вызова. Рассказывают об истории водного и воздушного транспорта. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



29

Культура и образование

1

Различают учреждения культуры и образования, узнают их по фотографиям, приводят примеры учреждений культуры и образования. Совершают экскурсию в школьный музей и виртуальные экскурсии в музеи. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



30

Все профессии важны. Проект «Профессии»

1

Рассказывают о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей. Читают и обсуждают рассказ «Кто сделал хлеб». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. Распределяют обязанности по выполнению проекта.



31

В гости к зиме (экскурсия)

1

Наблюдают над зимними погодными явлениями, исследуют пласт снега. Определяют деревья по их силуэтам и описаниям. Распознают осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных. Наблюдают поведение зимующих птиц. Формулируют выводы по материалу экскурсии, оценивают свои достижения и поведение во время экскурсии.



32

В гости к зиме (урок)

1

Обобщают наблюдения над зимними природными явлениями , проведёнными во время экскурсии. Знакомятся с изменениями в живой и неживой природе зимой, готовят сообщения. Формулируют правила безопасного поведения на улице зимой. Ведут наблюдения в природе и фиксируют их. Подкармливают зимующих птиц. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Проверка знаний и умений

1

Выполняют тестовые задания учебника, оценивают правильность/неправильность предложенных ответов, формируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.



34

Презентация проектов «Родной город(село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

1

Выступают с подготовленными сообщениями, иллюстрируют их наглядными материалами. Обсуждают выступления учащихся.Оценивают свои достижения и достижения других учащихся.



Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)

35

Строение тела человека

1

Работают в группе: называют и показывают внешние части тела человека, определяют на рисунке учебника положение внутренних органов человека, моделируют внутреннее строение тела человека. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



36

Если хочешь быть здоров

1

Рассказывают о своём режиме дня, составляют рациональный режим дня школьника, обсуждают сбалансированное питание школьника, различают продукты растительного и животного происхождения. Формулируют правила личной гигиены, демонстрируют умение чистить зубы. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



37

Берегись автомобиля!

1

Моделируют сигналы светофоров, характеризуют свои действия как пешехода при различных сигналах. Соотносят изображения и названия дорожных знаков. Формулируют правила движения по загородной дороге. Оценивают свои достижения на уроке.



38

Школа пешехода. Практическая работа №5 «Правила безопасности».

1

Формулируют правила безопасности на основе прочитанных рассказов. Учатся соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или сотрудника ДПС. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



39

Домашние опасности

1

Объясняют с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. Формулируют правила безопасного поведения в быту, моделируют их с помощью условных знаков. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



40

Пожар

1

Характеризуют пожароопасные предметы, запоминают правила предупреждения пожара, моделируют вызов пожарной охраны. Рассказывают о назначении предметов противопожарной безопасности. Читают и обсуждают рассказ «Горит костёр». Находят информацию о работе пожарных, готовят сообщение. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



41

На воде и в лесу

1

Характеризуют потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. Запоминают правила поведения во время купания. Различают съедобные и ядовитые грибы, определяют с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



42

Опасные незнакомцы

1

Характеризуют потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми, запоминают правила поведения при контактах с незнакомцами. Обсуждают опасные ситуации, сочиняют об этом рассказ. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». Проверка знаний и умений

1

Выполняют тестовые задания учебника, оценивают правильность/неправильность предложенных ответов, формируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.



Раздел «Общение» (7 ч)

44

Наша дружная семья

1

Рассказывают по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях. Формулируют понятие»культура общения».Обсуждают роль семейных традиций для укрепления семьи.. Моделируют ситуации семейного чтения и семейных обедов. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



45

Проект «Родословная»

1

Интервьюируют родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях. Отбирают фотографии из семейного архива, составляют родословное древо семьи. Презентуют свой проект с демонстрацией родословного древа. Оценивают свои достижения.



46

В школе

1

Рассказывают о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе. Школе. Обсуждают вопрос о культуре общения в школе.Формулируют правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её, моделируют различные ситуации общения на уроке и переменах. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



47

Правила вежливости

1

Формулируют правила повеления в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной. Моделируют различные ситуации общения. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



48

Ты и твои друзья

1

Обсуждают морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России. Обсуждают проблему подарка в день рождения друга, правила поведения за столом, моделируют их. Формулируют правила этикета в гостях. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



49

Мы - зрители и пассажиры

1

Обсуждают правила поведения в театре, в общественном транспорте, формулируют их. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». Проверка знаний и умений

1

Выполняют тестовые задания учебника, оценивают правильность/неправильность предложенных ответов, формируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.



Раздел «Путешествия» (18 ч)

51

Посмотри вокруг

1

Сравнивают фотографии в учебнике, находят линию горизонта, различают стороны горизонта, обозначают их на схеме.. анализируют текст учебника, объясняют различия внешнего вида нашей планеты, формулируют вывод о форме Земли. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



52.

Ориентирование на местности.

1

Работают в паре: находят ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём посёлке. Знакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивают приёмы ориентирования по компасу. Знакомятся со способами ориентирования по солнцу, по местным признакам.



53

Компас – прибор для определения сторон горизонта. Практическая работа№6

« Ориентирование по компасу» .

1

Знакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивают приёмы ориентирования по компасу. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



54

Формы земной поверхности

1

Сопоставляют фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности. Анализируют цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Работают в паре: сравнивают по схеме холм и гору, характеризуют поверхность своего края. Описывают красоту гор, составляют фоторассказ на тему «Красота гор». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



55

Водные богатства

1

Различают водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнают их по описанию. Анализируют схему частей реки, рассказывают о водных богатствах своего края. Составляют фоторассказ на тему «Красота моря». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



56

В гости к весне (экскурсия)

1

Наблюдают за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц, используя атлас-определитель. Формулируют выводы о весенних явлениях природы, оценивают свои достижения на экскурсии.



57

В гости к весне(урок)

1

Рассказывают о своих весенних наблюдениях в природе родного края. Работают в группе: по учебнику знакомятся с весенними изменениями в неживой и живой природе, различают известную и новую для себя информацию, выступают с сообщениями. Моделируют взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе. Наблюдают весенние явления в природе, фиксируют результаты наблюдений, составляют фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота весны». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



58

Россия на карте. Практическая работа№7 «Как читать карту».

1

Сравнивают изображение России на глобусе и карте. Соотносят пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России. Осваивают приёмы чтения карты, учатся правильно показывать объекты на настенной карте. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



59

Проект «Города России»

1

Распределяют обязанности по выполнению проекта. Находят сведения об истории и достопримечательностях городов России, составляют презентацию своего исследования , презентуют свои проекты, оценивают достижения свои и товарищей.



60

Путешествие по Москве

1

Находят Москву на карте, знакомятся с планом Москвы, находят на нём достопримечательности столицы. Отличают герб Москвы от гербов других городов. Работают со взрослыми: совершают виртуальную экскурсию по Москве. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



61

Московский Кремль

1

Обсуждают значение Московского Кремля для каждого жителя России. Находят на фотографии достопримечательности Кремля, рассказывают о них. Сопоставляют современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А. Васнецова. Рассказывают о Красной площади. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



62

Город на Неве

1

Находят Санкт-Петербург на карте России, знакомятся с планом Санкт-Петербурга , находят на нём достопримечательности города Рассказывают о достопримечательностях Санкт-Петербурга, отличают герб Санкт-Петербурга от гербов других городов. Работают со взрослыми: совершают виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу, читают рассказ об истории создания памятника Петру Первому. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



63

Путешествие по планете

1

Сравнивают глобус и карту мира. Находят, называют и показывают на глобусе и карте мира океаны и материки. Соотносят фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



64

Путешествие по материкам

1

Находят материки на карте мира, знакомятся с особенностями материков, готовят сообщения. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке.



65

Страны мира. Проект «Страны мира»

1

Сравнивают физическую и политическую карты мира. Находят и показывают на политической карте мира территорию России, других стран. Соотносят фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте. С помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. Распределяют обязанности по выполнению проекта.



66

Впереди лето

1

Определяют цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя. Читают и обсуждают рассказ «Разговор в лесу», разыгрывают сценку по этому рассказу. Приводят примеры летних явлений в неживой и живой природе. Рассказывают по своим наблюдениям о красоте животных. Составляют фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота лета», «Красота животных». Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на уроке. .



67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Проверка знаний и умений

1

Выполняют тестовые задания учебника, оценивают правильность/неправильность предложенных ответов, формируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.



68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

1

Выступают с подготовленными сообщениями, иллюстрируют их наглядными материалами. Обсуждают выступления учащихся.Оценивают свои достижения и достижения других учащихся.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по окружающему миру

Автор: Степаниденко Людмила Михайловна

Дата: 16.02.2020

Номер свидетельства: 539959

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-programma-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "231449"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442502511"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс УМК "Перспектива""
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia_programma_okruzhaiushchii_mir_2_klass_umk_perspektiva"
    ["file_id"] => string(6) "564731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1606549828"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_programma_okruzhaiushchii_mir_1_klass_2"
    ["file_id"] => string(6) "612425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1661893479"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК Школа России "
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "100430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402380425"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Рабочая программа окр. мир "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-okr-mir"
    ["file_id"] => string(6) "113062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1409109757"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства