kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка "Гимнастика для ума" для учащихся 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа кружка «Гимнастика для ума» разработана для реализации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в 1 классе. Интеллектуально-развивающие задания и игры позволяют развивать интерес к познавательной деятельности, формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие умение учиться, а также создают условия для активного межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками и взрослыми, способствуют их творческому самовыражению.

Просмотр содержимого документа
«гимнастика для ума 1 класс»














Рабочая программа


внеурочной деятельности


кружок «Гимнастика для ума»


для учащихся 7-8 лет

















Автор-составитель:


учитель начальных классов

Булатова Г.Г.


2020


1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Пояснительная записка


1.Обоснование необходимости разработки и внедрения программы

в образовательный процесс


Рабочая программа кружка «Гимнастика для ума» для учащихся 1-х классов разработана для реализации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности на основе нормативных документов:

Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 20.12.2012г. №272-ФЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06.10.2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Актуальность разработки программы кружка обусловлена требованиями ФГОС НОО к результатам начального общего образования. Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения поставить цель и достигнуть её, правильно планируя и организуя свою деятельность.

Главной целью общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей, которые не могут быть в полной мере удовлетворены в процессе изучения предметов учебного плана. Интеллектуально-развивающие задания и игры позволяют развивать интерес к познавательной деятельности, формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие умение учиться, а также создают условия для активного межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками и взрослыми, способствуют их творческому самовыражению.


2.Цель и задачи программы

Цель: создание условий для развития интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

обучающие - развитие познавательного интереса к упражнениям для тренировки ума, приобретение ряда интеллектуальных умений (чётко и ясно мыслить, решать задачи и головоломки, разгадывать загадки, шарады, ребусы, рассуждать, спорить, доказывать);

воспитательные - воспитание культуры общения и поведения в социуме;

развивающие – развитие личностных свойств: наблюдательности, находчивости, самостоятельности, активности.

Программа модифицированная, составлена на основе программы занятий для учащихся и методических рекомендаций для учителя Никольской И.Л., Тиграновой Л.И. (Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов: 1-4 классы / И.Л.Никольская, Л.И. Тигранова. – 7-е изд.. перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013). Пособие рекомендовано Российской Академией Образования к использованию в общеобразовательных учреждениях.

3.Отличительные особенности программы

Занятия по программе «Гимнастика для ума» специально направлены на развитие логического, эвристического и творческого мышления учащихся. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • доступность, познавательность и наглядность;

  • учёт возрастных особенностей;

  • детям даётся не готовая информация, а материал для наблюдений и размышлений;

  • уровень абстрактности дидактического материала постепенно повышается.

Виды деятельности учащихся:

  • познавательная,

  • игровая,

  • изобразительная.

Формы работы с детьми:

  • коллективные,

  • индивидуальные.

Формы проведения занятий:

  • познавательные беседы

  • игры лингвистического характера

  • игры конструктивного характера

  • экскурсии, наблюдения

  • викторины; конкурсы

  • игры-соревнования

Основная форма проведения занятий – познавательная беседа. Познавательные беседы вовлекают детей в практическую деятельность на теоретических занятиях (выполнение заданий для развития мышления, познавательные игры), и в активную познавательную деятельность на практических занятиях (викторины, конкурсы, игры-соревнования).

Отличительная особенность программы – игровая форма проведения занятий с использованием в качестве дидактического материала детского игрового фольклора. Детские игры «в слова» содержат в себе богатые дидактические возможности. На шарадах можно продемонстрировать и отработать выделение признаков, описание и определение объектов, подведение под родовое понятие. Самостоятельное составление шарад детьми – это поисковая аналитико-синтетическая деятельность. Ценным дидактическим материалом являются анаграммы. Их разгадывание, расшифровка развивает комбинаторные способности и доставляет детям радость открытия, ощущение чуда превращения хаоса в порядок, бессмыслицы в слово или фразу. Доставляют детям интеллектуально-эстетическое удовольствие, способствуют их развитию такие игры и забавы, как буриме, акростихи, палиндромы.

Наряду с лингвистическими играми, значительное место на занятиях уделяется играм типа зрительных тестов Г.Айзенка, матриц Дж. Равена, развивающим визуальное мышление, а также играм конструктивного характера (танграмы, оригами).

Программа реализуется на аудиторных и внеаудиторных активных занятиях. В течение учебного года проводится 18 аудиторных занятий и 15 внеаудиторных занятий.

Сроки реализации программы и распределение часов по годам обучения

Срок реализации программы – учебный год. В 1 классе проводится 33 занятия, 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий 30-40 минут.


4.Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа

Программа составлена для учащихся 1-х классов 7-8 летнего возраста.

При организации занятий учитываются возрастные особенности детей: разнообразные формы проведения занятий, смена видов деятельности учащихся, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Игровая форма проведения занятий соответствует психологическим особенностям младших школьников.

Использование детского игрового фольклора, который вытеснен из обихода современных детей телевидением и компьютерами, помогает вернуть в сферу детских интересов незатейливые, но развивающие игры «в слова», загадки, шарады, ребусы, кроссворды, анаграммы.

5. Планируемые результаты и способы их проверки

Предполагаемые личностные результаты связаны с формированием у учащихся личностных универсальных учебных действий - «смыслообразование» и «нравственно-этическая ориентация».

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- познавательного интереса к новым знаниям и способам решения познавательных задач; мотивации к познанию и учению;

- приёмов самостоятельного приобретения новых знаний;

- таких моральных качеств, как взаимопомощь, ответственность, доброжелательность, внимание к окружающим, готовность к сотрудничеству.

Предполагаемые метапредметные результаты связаны с формированием у учащихся регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

- в сотрудничестве с учителем определять и формулировать цель деятельности;

- работать по предложенному учителем плану;

- планировать сотрудничество с учителем и сверстниками;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку процесса и результата деятельности;

-совместно с педагогом и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности одноклассников.

Познавательные УУД

В ходе занятий кружка учащиеся приобретут ряд интеллектуальных умений:

1)Оперирование признаками предметов

- называть (перечислять) признаки предъявленного объекта (конкретного или абстрактного)

-указывать (называть, перечислять) предметы, обладающие данным признаком или совокупностью признаков

- сравнивать объекты по каким-либо признакам: находить (указывать) их общие и различные признаки

-располагать предметы в ряд по какому-либо признаку (в частности, по возрастанию или убыванию величины признака)

-составлять описание объектов (конкретных и абстрактных) путём перечисления (называния, указания) некоторой совокупности их существенных признаков;

-распознавать объекты по их описаниям;

2)Отношения рода и вида, части целого. Обобщение, конкретизация

-подбирать собирательное понятие к группе однородных предметов (объектов);

-конкретизировать примерами общие и собирательные понятия;

-подбирать обобщающее (родовое) понятие к одному или нескольким понятиям

-переходить от родового понятия к видовому (ограничение понятия);

4)Алгоритмы

-выполнять действия по алгоритму.

5)Классификация

-описывать словами группы в готовой классификации (например, большие и маленькие фигуры; красные, зелёные, синие фигуры)

-классифицировать объекты по заданному основанию

-проводить классификацию по самостоятельно выбранному основанию

-*находить ошибки в классификации;

6) Умозаключения, обоснования, доказательства

-подмечать закономерности;

-проводить простейшие доказательства.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

- продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослым (слушать и понимать других, задавать вопросы, выражать свои мысли, участвуя в диалоге, в общей беседе, в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль).

Результаты занятий по программе могут быть представлены в виде презентации выполненных проектов, в виде отчётов по результатам наблюдения, на выставках творческих работ учащихся (тематические кроссворды, самостоятельно составленные шарады, аппликации из частей головоломки).

Занятия кружка мотивируют учащихся на участие в общешкольных и внешкольных мероприятиях познавательной направленности (конкурсы, олимпиады, интеллектуальные марафоны), поэтому для оценивания результатов внеурочной деятельности используется портфолио (грамоты, дипломы, сертификаты, похвальные отзывы).

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учащихся, устный фронтальный опрос, беседа.

Для проверки сформированности перечисленных интеллектуальных умений (в группе познавательных УУД) в пособии «Гимнастика для ума» даны образцы заданий (тесты).


6. Уровень воспитательных результатов работы по программе

Программа предусматривает достижение 3 уровней воспитательных результатов:


Вид внеурочной деятельности

Уровень результатов внеурочной деятельности

Преимущественные формы достижения результата

Познавательная

Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе).

Участие в групповой и коллективной деятельности на занятиях кружка (познавательных играх, беседах, разработке и защите проектов).

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (знания, труд), в частности, к образованию и самообразованию.

Участие в школьных интеллектуальных конкурсах, школьном интеллектуальном марафоне, школьном конкурсе «Мои исследо-вания», во Всероссийских и международных игровых конкурсах: «Русский медве-жонок», «КИТ» «Гелиантус», «Пегас» «Инфознайка», «Совёнок», «Кенгуру».

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме.

Участие во внешкольных мероприятиях познаватель-ной направленности муни-ципального, регионального, Всероссийского уровня (олимпиады, интел-лектуальные конкурсы, конкурсы исследовательских работ).

Для отслеживания воспитательных результатов используются следующие диагностики:

задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман),

задание «Дорога к дому»,

диагностические тесты «Радуга настроения», «Ладошки», «Мой портрет»,

анкета «Оцени поступок» в модификации Е.А.Кургановой, О.А.Карабановой.



II.Содержание программы кружка

Название темы

Количество часов

Количество аудиторных занятий

Количество внеаудиторных

занятий

1.

Вводная беседа

1

1


2-10

Оперирование признаками предметов

9

5

4

11-18

Описания и определения

8

4

4

19-24

Классификация и сериация

6

4

2

25-28

Логические операции

4

2

2

29-31

Дедукция

3

3

-

32- 33

Решение логических задач

2

-

2

Тематический план


Содержание программы

Стержневую линию занятий составляет формирование первоначальных логических представлений и умений, логической интуиции.

Занятия со 2 по 10 посвящены в основном оперированию признаками предметов: выделению признаков, сравнению, установлению сходства и различия, распознаванию предметов по их признакам.

На занятиях с 11 по 18 учащиеся получают представления об описаниях и определениях. Специальное внимание уделяется определениям через род и видовое отличие.

Занятия с 19 по 24 посвящены различным формам систематизации материала: классификациям, сериациям, смешанным видам систематизации.

В занятиях с 25 по 28 рассматриваются логические операции и слова, выражающие логические отношения.

На занятиях с 29 по 31 закладываются первоначальные основы грамотного дедуктивного мышления: даются представления о логическом следовании, об основных формах дедуктивных умозаключений, о зависимости результатов логического вывода от правильности (по форме) рассуждения, предлагаются задания на проведение простейших доказательств и опровержений.

На последних двух занятиях учащиеся упражняются в решении логических задач.

Наряду с перечисленными вопросами, составляющими стержневую линию, в каждое занятие включены задания, связанные с формированием некоторых речевых умений, простейших эвристических (поисковых) умений, элементов творческого мышления. К заданиям такого рода относятся загадки, ребусы, шарады, анаграммы, словесные игры. Эту часть содержания занятий можно дополнять материалом игротеки.


1.Оперирование признаками предметов.

Первоначальные представления о содержании занятий кружка.

Знакомство с понятием «признак предмета или объекта», типологией признаков: форма, цвет, вкус. Признаки одушевлённых и неодушевлённых предметов, качества и свойства, выделение общего свойства. Экскурсия в осенний парк, наблюдения за объектами природы.

Признаки абстрактных предметов: геометрических фигур, чисел, слов.

Формирование первичного представления о сравнении. Сравнение слов, чисел, геометрических фигур, текстов. Понятие о сравнении как обороте речи. Игра-соревнование «Найди сходство и отличие». Викторина «Голоса природы»

Сходство отношений между объектами (родственные отношения, отношения порядка). Закономерности (правила) в устройстве рядов чисел, в расположении фигур. Конкурс «Думай, смекай, доказывай»

Игры лингвистического и конструктивного характера: угадывание слов по буквам, составление слов из букв данного слова, решение ребусов, знакомство с палиндромами, анаграммами, шарадами, складывание фигур из отдельных элементов, головоломки с палочками, геометрическими фигурами, поиск закономерностей, шуточные задачи логического характера.

2.Описания и определения

Представление о том, как из признаков объекта составить его связное описание, по которому объект можно выделить из других объектов. Распознавание и конструирование объектов по их описаниям. Узнавание объекта по описанию при решении кроссвордов.

Формирование умения отгадывать загадки. Разгадывание загадок с помощью различных описаний. Представление о различных формах описания одного и того же объекта в загадках и ребусах. Игра-соревнование «Слова играют в прятки».

Составление описаний заданных объектов. Распознавание и конструирование объектов по их описаниям. Метод решения логических задач путём построения графа, моделирующего условие задачи и дающего наглядную схему её решения.

Понятия «вид и род», отношения между ними. Представление о точных и неточных описаниях с использованием определений и алгоритмов, игра-соревнование «Узнай объект по описанию».

Определения через род и видовое отличие, их структура и способ построения. Дополнение определений и самостоятельное составление определений знакомых понятий. Выявление и исправление характерных ошибок в определениях. Экскурсия в зимний парк, игра-соревнование «Самый внимательный» (поиск объектов по описанию).

3. Классификация и сериация

Классификация как способ упорядочивания материала: примеры классификации, анализ готовых классификаций, исправление ошибок. Определение признака (основания) для классификации. Самостоятельное распределение на группы предметов, слов, чисел, фигур по их отличительным признакам. Игра-соревнование «Раз, два, три – на группы раздели!» Расстановка объектов в ряд по заданному условию. Экскурсия в школьную библиотеку, наблюдение за использованием алфавитного порядка в словарях, каталогах.

4. Логические операции

Логические операции и слова, выражающие логические отношения. Логические связки не, и, их связь с операциями дополнения множества и пересечения множеств. Логическая связка или в разделительном или неразделительном смыслах. Связь между операцией или и объединением множеств. Игры: «Действуй по плану», «Выполняй правило». Верные и неверные утверждения. Викторина «Верно-неверно».

5. Дедукция Простейшие умозаключения (посылка-заключение) на интуитивном уровне. Речевые обороты для отношения логического следования (следует, не следует, следовательно, значит, если …, то …). Использование круговых схем для рассуждения и проверки правильности рассуждений.

6. Решение логических задач из раздела игротеки «Соображаем, рассуждаем, доказываем». Игра-соревнование «Лучший логик».









Календарно-тематическое планирование


№ занятия

Тема занятия

Формы организа-ции внеурочной деятельности

Виды деятельнос-ти учащихся


Формы проведения занятий


Сроки проведения

Аудитор

ная

Внеуау-диторная

По плану

По факту

1.

Что такое «гимнастика для ума»

+


Познавательная,

игровая.


Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого и конструктивно-го характера



2,3.

Форма, цвет и вкус предметов вокруг

+


Познавательная,

игровая,

изобрази-тельная.



4.

Наш разноцветный мир


+

Познавательная,

игровая.


Экскурсия,

наблюдения



5.

Признаки чисел, фигур, букв и слов.

+


Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого и конструктивно-го характера.



6, 7

Всё познаётся путём сравнения.

+

+

Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого и конструктивно-го характера, игра-соревнование



8.

Чем похожи предметы? Чем похожи слова?


+

Познавательная,

игровая.

Познавательная беседа, викторина.



9.

Сравниваем числа и фигуры

+


Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого и конструктивно-го характера.



10.

«Думай, смекай, доказывай!»


+

Познавательная беседа, конкурс



11.

Для чего нужны описания признаков?

+


Познавательная,

игровая,

изобрази-тельная.

Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого характера.



12.

«Этот загадочный мир»


+

Познавательная,

игровая.

Познавательная беседа, игра-соревнование.



13.

Описания словесные и графические.

+


Познавательная,

игровая,

изобрази-тельная.

Познавательная беседа, игры конструктивно-го характера.



14.

Что лишнее и почему?

+


Познавательная,

игровая.

Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого характера.



15.

«Узнай объект по описанию»


+

Познавательная беседа, игра-соревнование.



16.

Даём определения.

+


Познавательная,

игровая,

изобрази-тельная.

Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого характера.



17.

«Кто быстрее, кто точнее?»


+

Познавательная,

игровая.

Познавательная беседа, игра-соревнование.



18.

«Кто самый внимательный?»


+

Экскурсия, игра-соревнование.



19, 20

Классификация предметов, слов, чисел, фигур.

+


Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого и констру-ктивного характера.



21.

Признаки деления на группы

+


Познавательная,

игровая,

изобрази-тельная.



22.

«Раз, два, три – на группы раздели!»


+


Познавательная беседа, игра-соревнование.



23

Разные способы классификации.

+


Познавательная,

игровая.


Познавательная беседа, игры конструктивно-го характера.



24.

Книги тоже любят порядок.


+

Познавательная беседа, экскурсия.



25.

Какой смысл имеет слово «и»?

+


Познавательная,

игровая,

изобрази-тельная.

Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого и констру-ктивного характера.



26.

Какой смысл имеет слово «или»?

+




27

«Действуй по плану».

«Выполняй правило»


+

Познавательная,

игровая.


Познавательная беседа, игра-соревнование.



28.

Верно-неверно.


+

Познавательная беседа, викторина.



29.

Что такое «логика»?

+


Познавательная,

игровая,

изобрази-тельная.

Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого характера.



30.

Делаем выводы.

+




31.

Как проверить правильность рассуждений?

+




32, 33.

Соображаем, рассуждаем, доказываем


+ +

Познавательная,

игровая.

Игра-соревнование.





Список литературы


  1. Для разработки программы и организации образовательного процесса:

Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов: 1-4 классы / И.Л.Никольская, Л.И. Тигранова. – 7-е изд.. перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013

Нестандартные задания по математике. 1-4 классы

Сборники загадок

2.Для детей и родителей:

Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.

Волина В.В. Русский язык. – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. (Серия «Учимся играя»)

Задания интеллектуального марафона. Авторы-составители сборника Богданова Н.Г., Зобнина М.А. и другие. МОУКФМЛ. Киров, 2006.

Материально-техническое обеспечение занятий кружка

1.Классная доска

2.Компьютер

3.Мультимедийный проектор.

4.Интерактивная доска.

5.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Программа кружка "Гимнастика для ума" для учащихся 1 класса

Автор: Булатова Галина Геннадьевна

Дата: 27.10.2020

Номер свидетельства: 561531

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Индивидуальная программа развития"
    ["seo_title"] => string(33) "individualnaiaproghrammarazvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "291354"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455106150"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Математика 2 класс периметр прямоугольника "
    ["seo_title"] => string(47) "matiematika-2-klass-pierimietr-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "242831"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445541827"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Рабочая программана год кружка по математике для 5 класса. Конспекты занятий и презентации к ним на 1 четверть."
    ["seo_title"] => string(124) "rabochaia-proghrammana-ghod-kruzhka-po-matiematikie-dlia-5-klassa-konspiekty-zaniatii-i-priezientatsii-k-nim-na-1-chietviert"
    ["file_id"] => string(6) "275222"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452530983"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Пояснительная записка к "Методической разработке цикла занятий по физической культуре с использованием элементов йоги." "
    ["seo_title"] => string(132) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-mietodichieskoi-razrabotkie-tsikla-zaniatii-po-fizichieskoi-kul-turie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-ioghi"
    ["file_id"] => string(6) "204441"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429647767"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе" "
    ["seo_title"] => string(63) "roditiel-skoie-sobraniie-adaptatsiia-piervoklassnikov-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "191291"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427290148"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства