Рабочая программа
внеурочной деятельности
кружок «Гимнастика для ума»
для учащихся 7-8 лет
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Булатова Г.Г.
2020
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Пояснительная записка
1.Обоснование необходимости разработки и внедрения программы
в образовательный процесс
Рабочая программа кружка «Гимнастика для ума» для учащихся 1-х классов разработана для реализации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности на основе нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 20.12.2012г. №272-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06.10.2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Актуальность разработки программы кружка обусловлена требованиями ФГОС НОО к результатам начального общего образования. Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения поставить цель и достигнуть её, правильно планируя и организуя свою деятельность.
Главной целью общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей, которые не могут быть в полной мере удовлетворены в процессе изучения предметов учебного плана. Интеллектуально-развивающие задания и игры позволяют развивать интерес к познавательной деятельности, формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие умение учиться, а также создают условия для активного межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками и взрослыми, способствуют их творческому самовыражению.
2.Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
обучающие - развитие познавательного интереса к упражнениям для тренировки ума, приобретение ряда интеллектуальных умений (чётко и ясно мыслить, решать задачи и головоломки, разгадывать загадки, шарады, ребусы, рассуждать, спорить, доказывать);
воспитательные - воспитание культуры общения и поведения в социуме;
развивающие – развитие личностных свойств: наблюдательности, находчивости, самостоятельности, активности.
Программа модифицированная, составлена на основе программы занятий для учащихся и методических рекомендаций для учителя Никольской И.Л., Тиграновой Л.И. (Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов: 1-4 классы / И.Л.Никольская, Л.И. Тигранова. – 7-е изд.. перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013). Пособие рекомендовано Российской Академией Образования к использованию в общеобразовательных учреждениях.
3.Отличительные особенности программы
Занятия по программе «Гимнастика для ума» специально направлены на развитие логического, эвристического и творческого мышления учащихся. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
доступность, познавательность и наглядность;
учёт возрастных особенностей;
детям даётся не готовая информация, а материал для наблюдений и размышлений;
уровень абстрактности дидактического материала постепенно повышается.
Виды деятельности учащихся:
познавательная,
игровая,
изобразительная.
Формы работы с детьми:
коллективные,
индивидуальные.
Формы проведения занятий:
познавательные беседы
игры лингвистического характера
игры конструктивного характера
экскурсии, наблюдения
викторины; конкурсы
игры-соревнования
Основная форма проведения занятий – познавательная беседа. Познавательные беседы вовлекают детей в практическую деятельность на теоретических занятиях (выполнение заданий для развития мышления, познавательные игры), и в активную познавательную деятельность на практических занятиях (викторины, конкурсы, игры-соревнования).
Отличительная особенность программы – игровая форма проведения занятий с использованием в качестве дидактического материала детского игрового фольклора. Детские игры «в слова» содержат в себе богатые дидактические возможности. На шарадах можно продемонстрировать и отработать выделение признаков, описание и определение объектов, подведение под родовое понятие. Самостоятельное составление шарад детьми – это поисковая аналитико-синтетическая деятельность. Ценным дидактическим материалом являются анаграммы. Их разгадывание, расшифровка развивает комбинаторные способности и доставляет детям радость открытия, ощущение чуда превращения хаоса в порядок, бессмыслицы в слово или фразу. Доставляют детям интеллектуально-эстетическое удовольствие, способствуют их развитию такие игры и забавы, как буриме, акростихи, палиндромы.
Наряду с лингвистическими играми, значительное место на занятиях уделяется играм типа зрительных тестов Г.Айзенка, матриц Дж. Равена, развивающим визуальное мышление, а также играм конструктивного характера (танграмы, оригами).
Программа реализуется на аудиторных и внеаудиторных активных занятиях. В течение учебного года проводится 18 аудиторных занятий и 15 внеаудиторных занятий.
Сроки реализации программы и распределение часов по годам обучения
Срок реализации программы – учебный год. В 1 классе проводится 33 занятия, 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий 30-40 минут.
4.Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа
Программа составлена для учащихся 1-х классов 7-8 летнего возраста.
При организации занятий учитываются возрастные особенности детей: разнообразные формы проведения занятий, смена видов деятельности учащихся, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Игровая форма проведения занятий соответствует психологическим особенностям младших школьников.
Использование детского игрового фольклора, который вытеснен из обихода современных детей телевидением и компьютерами, помогает вернуть в сферу детских интересов незатейливые, но развивающие игры «в слова», загадки, шарады, ребусы, кроссворды, анаграммы.
5. Планируемые результаты и способы их проверки
Предполагаемые личностные результаты связаны с формированием у учащихся личностных универсальных учебных действий - «смыслообразование» и «нравственно-этическая ориентация».
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- познавательного интереса к новым знаниям и способам решения познавательных задач; мотивации к познанию и учению;
- приёмов самостоятельного приобретения новых знаний;
- таких моральных качеств, как взаимопомощь, ответственность, доброжелательность, внимание к окружающим, готовность к сотрудничеству.
Предполагаемые метапредметные результаты связаны с формированием у учащихся регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
- в сотрудничестве с учителем определять и формулировать цель деятельности;
- работать по предложенному учителем плану;
- планировать сотрудничество с учителем и сверстниками;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку процесса и результата деятельности;
-совместно с педагогом и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности одноклассников.
Познавательные УУД
В ходе занятий кружка учащиеся приобретут ряд интеллектуальных умений:
1)Оперирование признаками предметов
- называть (перечислять) признаки предъявленного объекта (конкретного или абстрактного)
-указывать (называть, перечислять) предметы, обладающие данным признаком или совокупностью признаков
- сравнивать объекты по каким-либо признакам: находить (указывать) их общие и различные признаки
-располагать предметы в ряд по какому-либо признаку (в частности, по возрастанию или убыванию величины признака)
-составлять описание объектов (конкретных и абстрактных) путём перечисления (называния, указания) некоторой совокупности их существенных признаков;
-распознавать объекты по их описаниям;
2)Отношения рода и вида, части целого. Обобщение, конкретизация
-подбирать собирательное понятие к группе однородных предметов (объектов);
-конкретизировать примерами общие и собирательные понятия;
-подбирать обобщающее (родовое) понятие к одному или нескольким понятиям
-переходить от родового понятия к видовому (ограничение понятия);
4)Алгоритмы
-выполнять действия по алгоритму.
5)Классификация
-описывать словами группы в готовой классификации (например, большие и маленькие фигуры; красные, зелёные, синие фигуры)
-классифицировать объекты по заданному основанию
-проводить классификацию по самостоятельно выбранному основанию
-*находить ошибки в классификации;
6) Умозаключения, обоснования, доказательства
-подмечать закономерности;
-проводить простейшие доказательства.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослым (слушать и понимать других, задавать вопросы, выражать свои мысли, участвуя в диалоге, в общей беседе, в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль).
Результаты занятий по программе могут быть представлены в виде презентации выполненных проектов, в виде отчётов по результатам наблюдения, на выставках творческих работ учащихся (тематические кроссворды, самостоятельно составленные шарады, аппликации из частей головоломки).
Занятия кружка мотивируют учащихся на участие в общешкольных и внешкольных мероприятиях познавательной направленности (конкурсы, олимпиады, интеллектуальные марафоны), поэтому для оценивания результатов внеурочной деятельности используется портфолио (грамоты, дипломы, сертификаты, похвальные отзывы).
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учащихся, устный фронтальный опрос, беседа.
Для проверки сформированности перечисленных интеллектуальных умений (в группе познавательных УУД) в пособии «Гимнастика для ума» даны образцы заданий (тесты).
6. Уровень воспитательных результатов работы по программе
Программа предусматривает достижение 3 уровней воспитательных результатов:
Вид внеурочной деятельности | Уровень результатов внеурочной деятельности | Преимущественные формы достижения результата |
Познавательная | Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе). | Участие в групповой и коллективной деятельности на занятиях кружка (познавательных играх, беседах, разработке и защите проектов). |
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (знания, труд), в частности, к образованию и самообразованию. | Участие в школьных интеллектуальных конкурсах, школьном интеллектуальном марафоне, школьном конкурсе «Мои исследо-вания», во Всероссийских и международных игровых конкурсах: «Русский медве-жонок», «КИТ» «Гелиантус», «Пегас» «Инфознайка», «Совёнок», «Кенгуру». |
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме. | Участие во внешкольных мероприятиях познаватель-ной направленности муни-ципального, регионального, Всероссийского уровня (олимпиады, интел-лектуальные конкурсы, конкурсы исследовательских работ). |
Для отслеживания воспитательных результатов используются следующие диагностики:
задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман),
задание «Дорога к дому»,
диагностические тесты «Радуга настроения», «Ладошки», «Мой портрет»,
анкета «Оцени поступок» в модификации Е.А.Кургановой, О.А.Карабановой.
II.Содержание программы кружка
№ | Название темы | Количество часов | Количество аудиторных занятий | Количество внеаудиторных занятий |
1. | Вводная беседа | 1 | 1 | |
2-10 | Оперирование признаками предметов | 9 | 5 | 4 |
11-18 | Описания и определения | 8 | 4 | 4 |
19-24 | Классификация и сериация | 6 | 4 | 2 |
25-28 | Логические операции | 4 | 2 | 2 |
29-31 | Дедукция | 3 | 3 | - |
32- 33 | Решение логических задач | 2 | - | 2 |
Тематический план
Содержание программы
Стержневую линию занятий составляет формирование первоначальных логических представлений и умений, логической интуиции.
Занятия со 2 по 10 посвящены в основном оперированию признаками предметов: выделению признаков, сравнению, установлению сходства и различия, распознаванию предметов по их признакам.
На занятиях с 11 по 18 учащиеся получают представления об описаниях и определениях. Специальное внимание уделяется определениям через род и видовое отличие.
Занятия с 19 по 24 посвящены различным формам систематизации материала: классификациям, сериациям, смешанным видам систематизации.
В занятиях с 25 по 28 рассматриваются логические операции и слова, выражающие логические отношения.
На занятиях с 29 по 31 закладываются первоначальные основы грамотного дедуктивного мышления: даются представления о логическом следовании, об основных формах дедуктивных умозаключений, о зависимости результатов логического вывода от правильности (по форме) рассуждения, предлагаются задания на проведение простейших доказательств и опровержений.
На последних двух занятиях учащиеся упражняются в решении логических задач.
Наряду с перечисленными вопросами, составляющими стержневую линию, в каждое занятие включены задания, связанные с формированием некоторых речевых умений, простейших эвристических (поисковых) умений, элементов творческого мышления. К заданиям такого рода относятся загадки, ребусы, шарады, анаграммы, словесные игры. Эту часть содержания занятий можно дополнять материалом игротеки.
1.Оперирование признаками предметов.
Первоначальные представления о содержании занятий кружка.
Знакомство с понятием «признак предмета или объекта», типологией признаков: форма, цвет, вкус. Признаки одушевлённых и неодушевлённых предметов, качества и свойства, выделение общего свойства. Экскурсия в осенний парк, наблюдения за объектами природы.
Признаки абстрактных предметов: геометрических фигур, чисел, слов.
Формирование первичного представления о сравнении. Сравнение слов, чисел, геометрических фигур, текстов. Понятие о сравнении как обороте речи. Игра-соревнование «Найди сходство и отличие». Викторина «Голоса природы»
Сходство отношений между объектами (родственные отношения, отношения порядка). Закономерности (правила) в устройстве рядов чисел, в расположении фигур. Конкурс «Думай, смекай, доказывай»
Игры лингвистического и конструктивного характера: угадывание слов по буквам, составление слов из букв данного слова, решение ребусов, знакомство с палиндромами, анаграммами, шарадами, складывание фигур из отдельных элементов, головоломки с палочками, геометрическими фигурами, поиск закономерностей, шуточные задачи логического характера.
2.Описания и определения
Представление о том, как из признаков объекта составить его связное описание, по которому объект можно выделить из других объектов. Распознавание и конструирование объектов по их описаниям. Узнавание объекта по описанию при решении кроссвордов.
Формирование умения отгадывать загадки. Разгадывание загадок с помощью различных описаний. Представление о различных формах описания одного и того же объекта в загадках и ребусах. Игра-соревнование «Слова играют в прятки».
Составление описаний заданных объектов. Распознавание и конструирование объектов по их описаниям. Метод решения логических задач путём построения графа, моделирующего условие задачи и дающего наглядную схему её решения.
Понятия «вид и род», отношения между ними. Представление о точных и неточных описаниях с использованием определений и алгоритмов, игра-соревнование «Узнай объект по описанию».
Определения через род и видовое отличие, их структура и способ построения. Дополнение определений и самостоятельное составление определений знакомых понятий. Выявление и исправление характерных ошибок в определениях. Экскурсия в зимний парк, игра-соревнование «Самый внимательный» (поиск объектов по описанию).
3. Классификация и сериация
Классификация как способ упорядочивания материала: примеры классификации, анализ готовых классификаций, исправление ошибок. Определение признака (основания) для классификации. Самостоятельное распределение на группы предметов, слов, чисел, фигур по их отличительным признакам. Игра-соревнование «Раз, два, три – на группы раздели!» Расстановка объектов в ряд по заданному условию. Экскурсия в школьную библиотеку, наблюдение за использованием алфавитного порядка в словарях, каталогах.
4. Логические операции
Логические операции и слова, выражающие логические отношения. Логические связки не, и, их связь с операциями дополнения множества и пересечения множеств. Логическая связка или в разделительном или неразделительном смыслах. Связь между операцией или и объединением множеств. Игры: «Действуй по плану», «Выполняй правило». Верные и неверные утверждения. Викторина «Верно-неверно».
5. Дедукция Простейшие умозаключения (посылка-заключение) на интуитивном уровне. Речевые обороты для отношения логического следования (следует, не следует, следовательно, значит, если …, то …). Использование круговых схем для рассуждения и проверки правильности рассуждений.
6. Решение логических задач из раздела игротеки «Соображаем, рассуждаем, доказываем». Игра-соревнование «Лучший логик».
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Формы организа-ции внеурочной деятельности | Виды деятельнос-ти учащихся | Формы проведения занятий | Сроки проведения |
Аудитор ная | Внеуау-диторная | По плану | По факту |
1. | Что такое «гимнастика для ума» | + | | Познавательная, игровая. | Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого и конструктивно-го характера | | |
2,3. | Форма, цвет и вкус предметов вокруг | + | | Познавательная, игровая, изобрази-тельная. | | |
4. | Наш разноцветный мир | | + | Познавательная, игровая. | Экскурсия, наблюдения | | |
5. | Признаки чисел, фигур, букв и слов. | + | | Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого и конструктивно-го характера. | | |
6, 7 | Всё познаётся путём сравнения. | + | + | Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого и конструктивно-го характера, игра-соревнование | | |
8. | Чем похожи предметы? Чем похожи слова? | | + | Познавательная, игровая. | Познавательная беседа, викторина. | | |
9. | Сравниваем числа и фигуры | + | | Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого и конструктивно-го характера. | | |
10. | «Думай, смекай, доказывай!» | | + | Познавательная беседа, конкурс | | |
11. | Для чего нужны описания признаков? | + | | Познавательная, игровая, изобрази-тельная. | Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого характера. | | |
12. | «Этот загадочный мир» | | + | Познавательная, игровая. | Познавательная беседа, игра-соревнование. | | |
13. | Описания словесные и графические. | + | | Познавательная, игровая, изобрази-тельная. | Познавательная беседа, игры конструктивно-го характера. | | |
14. | Что лишнее и почему? | + | | Познавательная, игровая. | Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого характера. | | |
15. | «Узнай объект по описанию» | | + | Познавательная беседа, игра-соревнование. | | |
16. | Даём определения. | + | | Познавательная, игровая, изобрази-тельная. | Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого характера. | | |
17. | «Кто быстрее, кто точнее?» | | + | Познавательная, игровая. | Познавательная беседа, игра-соревнование. | | |
18. | «Кто самый внимательный?» | | + | Экскурсия, игра-соревнование. | | |
19, 20 | Классификация предметов, слов, чисел, фигур. | + | | Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого и констру-ктивного характера. | | |
21. | Признаки деления на группы | + | | Познавательная, игровая, изобрази-тельная. | | |
22. | «Раз, два, три – на группы раздели!» | | + | | Познавательная беседа, игра-соревнование. | | |
23 | Разные способы классификации. | + | | Познавательная, игровая. | Познавательная беседа, игры конструктивно-го характера. | | |
24. | Книги тоже любят порядок. | | + | Познавательная беседа, экскурсия. | | |
25. | Какой смысл имеет слово «и»? | + | | Познавательная, игровая, изобрази-тельная. | Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого и констру-ктивного характера. | | |
26. | Какой смысл имеет слово «или»? | + | | | |
27 | «Действуй по плану». «Выполняй правило» | | + | Познавательная, игровая. | Познавательная беседа, игра-соревнование. | | |
28. | Верно-неверно. | | + | Познавательная беседа, викторина. | | |
29. | Что такое «логика»? | + | | Познавательная, игровая, изобрази-тельная. | Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого характера. | | |
30. | Делаем выводы. | + | | | |
31. | Как проверить правильность рассуждений? | + | | | |
32, 33. | Соображаем, рассуждаем, доказываем | | + + | Познавательная, игровая. | Игра-соревнование. | | |
Список литературы
Для разработки программы и организации образовательного процесса:
Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов: 1-4 классы / И.Л.Никольская, Л.И. Тигранова. – 7-е изд.. перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
Нестандартные задания по математике. 1-4 классы
Сборники загадок
2.Для детей и родителей:
Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.
Волина В.В. Русский язык. – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. (Серия «Учимся играя»)
Задания интеллектуального марафона. Авторы-составители сборника Богданова Н.Г., Зобнина М.А. и другие. МОУКФМЛ. Киров, 2006.
Материально-техническое обеспечение занятий кружка
1.Классная доска
2.Компьютер
3.Мультимедийный проектор.
4.Интерактивная доска.
5.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.