Пояснительная записка.
В нашем санатории находятся дети, относящиеся к основной, подготовительной и специальной медицинской группе (СМГ).
В подавляющем большинстве наших школ не знают, что такое спецмедгруппа и чем занятия в ней должны отличаться от ЛФК. Но если занятия лечебной физкультурой должны проводить только врачи-методисты, то научить ребенка технике дви- жений, подобрать способы тренировки призван именно педагог по физическому воспитанию.
Все школьники, на основании медицинского заключения, распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную. Основным критерием для включения в ту или иную медицинскую группу являются уровень здоровья и функ- циональное состояние организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо установление врачом диагноза, с обязательным учетом степени нарушения функций организма.
К основной медицинской группе при занятиях физической культурой целиком относится группа здоровья I, а также частично группа здоровья II (в тех случаях, когда имеющееся заболевание не накладывает существенных ограничений на двигательный режим). Это школьники без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще – функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Например: умеренно выраженная избыточная масса тела, некоторые функциональные нарушения органов и систем, дискинезия некоторых органов, кожно-аллергические реакции, уплощение стоп, слабо выраженная нейроциркуляторная дистония, легкие астенические проявления. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме, по учебной программе физического воспитания, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. Им рекомендуются занятия видом спорта в спортивных кружках и секциях, группах ДЮСШ и ДЮКФП, с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, турнирах, спартакиадах, спортивных праздниках и т.п.
К подготовительной медицинской группе относятся дети II группы здоровья, имеющие отставание в физическом разви- тии; недостаточную физическую подготовленность; незначительные отклонения в состоянии здоровья. Специальная цель физиического воспитания детей с недостаточным физическим и двигательным развитием (подготовительная группа) состоит в том, чтобы повысить их физическую подготовленность до нормального уровня. Ослабленное состояние здоровья можно наблюдать как остаточные явления после перенесенных острых заболеваний, при переходе их в хроническую стадию, при хронических заболеваниях в стадии компенсации. Дети занимаются физическими упражнениями по общей программе, но при этом требуется соблюдение ряда ограничений и специальных методических правил, в частности, им противопоказаны большие объемы физических нагрузок с высокой интенсивностью.
К специальной медицинской группе (СМГ) относят тех детей, чье состояние здоровья требует занятий физическими упражнениями по отдельной программе, учитывающей особенности их здоровья. Это ни в коей мере не означает, что их нужно освобождать от занятий физической культурой, что так широко практикуется, потому что позволяет отмахнуться от проблем детей, которым физические упражнения (правильно организованные!) еще нужнее, чем здоровым. Занятия физической культурой для детей, отнесенных к СМГ, являются обязательными и включаются в структуру общей учебной нагрузки учащегося.
Зачем детям заниматься йогой ?
Ответ прост: потому что йога – это не спорт. Изменения, происходящие в человеке, практикующем йогу, затрагивают не только его тело, но и его ум, и душу, и все эти изменения – только в лучшую сторону.
Если говорить о физическом аспекте йоги, то этот вид активности следует предпочесть хотя бы потому, что в нем, в от-
личие от большинства видов спорта, практически невозможен травматизм. Все движения в йоге – плавные и неторопливые, и выполняя упражнения по точным рекомендациям, просто невозможно причинить своему организму вред.
Детям, перенесшим повреждения позвоночника, головного мозга, суставов, страдающих хроническими заболева -ниями, следует начинать занятия йогой только после консультации с врачом и опытным инструктором. Только они смогут дать компетентные советы по правильному подбору асан и времени их выполнения.
А между тем, именно йога позволяет решить абсолютно все проблемы со здоровьем, типичные для современных детей.
Большая часть упражнений в йоге так или иначе затрагивает позвоночник. Все растяжения и скручивания позвоночного столба не только повышают его гибкость, улучшают питание каждого позвонка, способствуют формированию и сохранению правильной осанки, но и позволяют компенсировать негативное воздействие неправильных, не физиологичных поз, в кото- рых ребенок оказывается в течение дня.
Укрепление мышц спины и живота обеспечивает позвоночнику надежную поддержку. Развитие подвижности шейного отдела позвоночника улучшает питание головного мозга, снимает нагрузку с глаз, помогает улучшить способности к сосредоточению, пониманию и усвоению новой информации. Более того, упражнения для шеи очень полезны детям, страдающим от частых простуд, затрагивающих горло и носоглотку.
Расширение грудной клетки, происходящее при выполнении многих асан, помогает легким раскрыться в полном объеме, устраняет нарушения в работе органов дыхания и избавляет от хронических бронхо-легочных заболеваний. Эти упражнения улучшают и работу сердечнососудистой системы.
При выполнении большей части упражнений йоги все органы брюшной полости испытывают мягкое воздействие, которое часто называют «внутренним массажем». Улучшение кровообращения во всех внутренних органах нормализует их работу и ускоряет выведение из организма продуктов распада, шлаков и токсинов. Особенно важна стимуляция перистальтики кишечника – именно ее нарушение, скопление в организме отравляющих его веществ приводят к развитию огромного количества заболеваний.
Правильная работа всех внутренних органов нормализует обменные процессы, улучшает усвоение всех питательных веществ из пищи. У детей, занимающихся йогой, постепенно нормализуется вес – худощавые дети становятся более плотными, а те, кто страдает от избыточного веса, избавляются от жировых отложений. Особенно важен этот момент для подростков в период бурного роста и гормональных изменений в организме.
Все упражнения йоги способствуют развитию тех или иных мышц. Конечно, йоги не похожи на спортсменов-культуристов, однако их физическая форма – это форма красивого и здорового человека.
Регулярная практика асан оказывает положительное воздействие и на психику ребенка. Рассеянные дети становятся более собранными, те же, кто страдает недостатком внимания, учатся концентрироваться. Помогает йога справиться и с гиперактив- ностью, проблемой многих современных детей. Плавные медленные движения, неподвижность в позах, расслабление – все эти особенности упражнений йоги делают детей спокойней и позволяют им избавляться не только от физического, но и от эмоционального напряжения.
У йоги есть и еще одно неоспоримое преимущество перед многими видами спорта – занятия йогой не требуют какого-то специального оборудования, дорогой одежды, отдельного помещения. Для ежедневных тренировок нужна только хорошо проветренная комната, тонкий коврик (или одеяло) и легкий, не стесняющий движения спортивный костюм. Ну, и, конечно, желание и хорошее настроение.
Мальчики и девочки.
Развитые мышцы и выносливость, которая появляется при длительном пребывании в асанах йоги, умение справляться со своими эмоциями – все это очень полезно для мальчиков, но так ли это нужно девочкам? Безусловно, нужно.
Выработка правильной осанки, легкой походки, появления плавности и изящества в движениях – все это гораздо важнее для подрастающих девушек, чем идеальные формы.
Дефекты фигуры, вполне поддаются коррекции, при помощи асан – ноги становятся более стройными, ягодицы подтяну- тыми, живот плоским, грудь приподнятой. Чистой и гладкой станет кожа лица вследствие нормализации функционирования желудочно-кишечного тракта.
Растущая девочка развивается гармонично, превращаясь в красивую, уверенную в себе девушку. Более того, существуют некоторые аспекты влияния йоги именно на женский организм. Упражнения, приводящие в движение таз, нормализуют кровообращение в этой области, а это является лучшей профилактикой множества гинекологических заболеваний. Хорошая работа репродуктивных органов, развитые и эластичные мышцы в будущем делают такую девушку более подготовленной к вынашиванию и рождению здорового ребенка. Практика йоги в период, предшествующий менструации, помогает девочке справиться с нередкой в это время раздражительностью и напряженностью, а ряд асан облегчает неприятные ощущения в сам период «критических дней».
На освоение каждого комплекса асан следует тратить 1–2 недели. Понятно, что первые комплексы упражнений – самые простые – могут быть освоены быстрее, чем последующие усложненные.
Осваивая упражнение впервые, выполните его один-два раза, максимально точно. На следующий день добавьте одно-два повторения, стараясь хотя бы на несколько секунд увеличить время пребывания в асане. Доведите количество повторений до 5–10 раз.
Встретив уже освоенное упражнение в следующем комплексе, выполняйте его на протяжении недели по 5 раз, постепенно увеличивая время пребывания в асане.
В дальнейшем при выполнении тех же упражнений ориентируйтесь на степень его освоения, свое самочувствие и количество свободного времени. Постепенно вы можете сократить количество повторов простых упражнений до 1–2 раз, увеличив время пребывания в асане и количество выполняемых упражнений.
Если какое-то упражнение из предыдущего комплекса освоено вами не полностью, то добавьте его к следующему комплексу, даже если оно изначально не было включено в него.
Цикл занятий по оздоровительной йоге рассчитан на детей с различной патологией, сюда входят: часто болеющие дети (ЧБД), с желудочно-кишечными заболеваниями, почечной патологией, психоневрологией (в лёгкой форме), онкологией, аллергией, астмой, ДЦП легкой формы, гемофилией.
Дети с онкологией и гемофилией занимаются только ЛФК, группами или индивидуально.
Остальные дети делятся на:
- Тех кто полностью освобождён от уроков по ФВ ( это как правило острый или под острый период заболевания);
- Частично освобождены (только от бассейна или только от зала) в зависимости от особенностей заболевания и периода;
- Допущенные до всех уроков.
Но, даже третья группа детей это дети из которых в обычной школе многие освобождены от уроков по ФВ и поэтому не могут выполнять те нормы и требования, которые существуют в программах общеобразовательных школ и гимназий. Поэтому при обучении возникают определённые трудности такие как: незнание программного материала своего возраста, недостаточный уровень физического развития и физической подготовленности для своей возрастной группы. И учитывая всё это мы пришли к выводу, что нам необходима своя программа по адаптивной физической культуре, в которой бы сочетались требования государственных стандартов и особенности контингента учащихся нашего учреждения. По нашей программе дети сдают нормативы, которые допустимы по их состоянию здоровья на данный момент.
В нашу программу вошли все разделы по ФВ:
- Лёгкая атлетика
- Спортивные и подвижные игры.
- Лыжная подготовка.
- Гимнастика ( + йога).
- Плавание.
- ОФП.
Наиболее трудным и травматичным видом, для нашего контингента учащихся, является гимнастика, поэтому часть часов на такие снаряды как брусья, кольца, конь, часть упражнений на перекладине были заменены на занятия в тренажёрном зале, и сюда очень хорошо вписалась ГИМНАСТИЧЕСКАЯ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ЙОГА.
На прохождение этого нового вида мною было выделено 5 часов из раздела «Гимнастика» начиная с пятого по одиннадцатый класс. Так же отдельные упражнения на растяжку, дыхание и релаксацию используются и в других разделах программы в подготовительной или заключительной части урока. Продолжительность занятия 35 минут.