Кружок «Гимнастика ума» для учащихся 5 класса
МБОУСОШ станицы Терской
Моздокского района РСО-Алания
Учитель Яшина Н.П.
2015-2016 учебный год, I четверть
Первое занятие
- Вводное занятие. Цели и задачи кружка.
- Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает усваивать предметы математического цикла. Существует много приемов упрощения арифметических действий. Знание упрощенных приемов вычисления особенно важно в тех случаях, когда ученик не имеет в своем распоряжении таблиц и калькулятора.
- Правила и приёмы вычислений не зависят от того, выполняются они письменно или устно. Однако, владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками. Это важно ещё и потому, что они ускоряют письменные вычисления, приобретают опыт рациональных вычислений, дают выигрыш в вычислительной работе, развивают память, гибкость ума, смекалку.
Картина Николая Петровича Богданова-Бельского
«Устный счёт»
(1895 год)
Учитель народной школы Сергей Александрович Рачинский
Альпинисты
- 25
49
+ 62
74
12
: 1
10
12
+ 64
: 1
× 2
74
- 18
10
6
× 2
56
+ 4
: 10
5
60
Альпинисты
+12
100
+ 67
88
21
: 4
50
84
+ 31
: 1
× 12
81
:3
50
7
× 2
27
+ 43
: 10
25
70
Математические цепочки
360
640
+ 280
: 4
160
× 18
20
245
10
- 55
- 370
× 2
190
380
Математические цепочки
640
810
+ 170
: 90
9
× 16
40
298
90
- 68
- 370
× 2
230
460
Викторина «О математике с улыбкой»
Что является «нулем» на карте железных дорог России?
Н.Н.Коломина
Москва: по железным дорогам России все расстояния считаются от Москвы, кроме Октябрьской железной дороги, где отсчет идет от Санкт-Петербурга.
Н.Н.Коломина
Чтобы научиться быстро считать, надо обязательно знать:
сложения и вычитания
в пределе 20.
умножения и деления в пределе 100
Занятие второе
Счёт на пальцах
Способ быстрого умножения чисел в пределах первого десятка на 9. Допустим, нам нужно умножить 7 на 9.
Повернём руки ладонями к себе и загнём седьмой палец (начиная считать от большого пальца слева).
Число пальцев слева от загнутого будет равно десяткам, а справа - единицам искомого произведения.
9
7
5
8
4
3
6
9х
2
19
27
84
76
64
43
38
*5
52
Викторина «О математике с улыбкой»
Названия многих русских городов произошли от числительных: Семипалатинск, Семилуки, Пятигорск. А какой город был назван в честь числа 10000?
Н.Н.Коломина
Тюмень, от тюркского слова
«тумен» – 10 000.
В старину на Руси число 10000 называли «тьма». Военачальника, который командовал войском в 10000 воинов, называли темником.
Н.Н.Коломина
Рациональные приёмы устных вычислений
Способ группировки слагаемых так, чтобы получить круглое число
Третье занятие
Способ группировки
- Этот способ применяют в тех случаях, когда слагаемые при их группировке дают в сумме круглые числа, полученные результаты потом складывают.
- Например:
- 74+32+67+48+33+26=(74+26)+(32+48)+(67+33)=
- =100+80+100=280
Вычислить, используя способ группировки
- а) 229+148+286+352+471+114=
- =(229+471)+(148+352)+(286+114)=
- =700+500+400=1600.
- б) 1208+34+31+792+166+19=
- =(1208+792)+(34+166)+(31+19)=
- =2000+200+50=2250.
- в) 171+825+354+175+246+229=
- =(171+229)+(825+175)+(354+246)=
- =400+1000+600=2000
Способ перестановки множителей и их группировка.
- Этот способ применяют тогда, когда произведение двух множителей является круглым числом.
Замечательные пары чисел:
10*10; 20*5; 25*4; 50*2.
500 *2; 250*4; 125*8; 200*5
- а) 250*168*4; 362*20*5;
- б) 125*25*8*4; 200*472*5;
- в) 4*8*75*125; 25*8+125*16;
- г) 25*16-125*3; 125*24-1998;
- д) 1000-125*32; 500*79*2-399.
Действия с натуральными числами
:5
:?
+9
23
32
115
:2
+22
93
16
*4
*31
64
3
8
-5
:8
Действия с натуральными числами
:3
:?
*2
16
32
48
*3
-52
100
96
:8
*25
12
4
84
:21
*7
Математическая викторина
Назовите «математические» растения, в названии которых
есть число.
Н.Н.Коломина
Тысячелистник, столетник, золототысячник.
Н.Н.Коломина
Вычитание суммы из числа и числа из суммы
Четвёртое занятие
Объяснение
- а) Чтобы из числа вычесть сумму,
можно поочерёдно (удобным способом)
вычесть каждое слагаемое:
96-(49+26)=96-26-49=70-49=21.
- б) Чтобы из суммы вычесть число,
можно это число вычесть из одного (удобного)
слагаемого, а к полученному результату
добавить второе слагаемое:
(72+87)-52=72-52+87=20+87=107.
Вычитание суммы из числа и числа из суммы
*а) 198-(79+88)=
=198-88-79=
=110-79=31
*б) 472-(152+297)=
=472-152-297=
=320-297=23
*в) (324+286)-196=
=324+(286-196)=
=324+90=414
* г) (721+525)-680=
= (721-680)+525=
=41+525=566
1
Заполните пропуски в цепочках, выполняя вычисления устно
63
?
9
?
: 7
+ 12
: 6
3
54
?
9
21
?
2
Заполните пропуски в цепочках, выполняя вычисления устно
?
44
54
?
: 4
: 9
3
+ 38
18
11
?
6
?
4
Заполните пропуски в цепочках, выполняя вычисления устно
?
45
100
?
-33
: 20
4
9
25
?
12
5
?
5
Заполните пропуски в цепочках, выполняя вычисления устно
?
72
28
?
: 4
- 27
: 3
72
84
?
18
1
?
6
Заполните пропуски в цепочках, выполняя вычисления устно
?
16
?
100
- 16
- 4
+ 18
: 6
?
82
0
?
96
7
Заполните пропуски в цепочках, выполняя вычисления устно
?
16
?
90
5
- 26
5
: 4
?
18
?
80
64
8
Заполните пропуски в цепочках, выполняя вычисления устно
34
?
50
- 18
+ 18
5
: 2
?
10
?
16
68
?
9
Заполните пропуски в цепочках, выполняя вычисления устно
85
51
?
- 66
- 34
3
5
?
17
?
19
17
?
10
Заполните пропуски в цепочках, выполняя вычисления устно
21
?
7
?
- 5
12
- 78
: 4
?
85
16
84
?
11
Заполните пропуски в цепочках, выполняя вычисления устно
?
3
54
?
11
- 12
2
: 14
?
27
33
42
?
12
Заполните пропуски в цепочках, выполняя вычисления устно
?
0
56
?
18
: 2
14
- 28
?
4
0
28
?
Рациональный приём сложения и вычитания суммы и разности двух одинаковых чисел
Пятое занятие
(a+b)+(a-b); (a+b)-(a-b)
- Пусть надо вычислить:
- а) (8+5)+(8-5)=13+3=16 (это 2*8 )
- (14+9)+(14-9)=23+5=28 (это2*14)
- Вывод: Если к сумме двух чисел прибавить разность этих же чисел, то в результате получится удвоенное большее число.
- Пусть надо вычислить:
- б) (8+5)-(8-5)=13-3=10 (это2*5)
- (14+9)-(14-9)=23-5=18 (это 2*9)
- Вывод : Если из суммы двух чисел вычесть разность этих же чисел, то в результате получится удвоенное меньшее число.
(28+15)+(28-15)
58
30
56
28
2
*
56
(178+32)-(178-32)
64
356
68
32
2
*
64
(752+154)-(752-154)
1504
308
154
154
2
*
308
(298-179)+(298+179)
596
358
298
298
2
*
596
(452-268)+(268+452)
336
1004
904
452
2
*
904
(378-209)-(209+378)
438
356
418
209
2
*
418
Умножение натуральных чисел
Заполните таблицу :
Множитель
12
Множитель
8
6
Произведение
9
96
11
5
54
23
4
9
55
2
33
52
6
3
18
23
99
138
Рациональный приём умножения чисел
на 11, 111 , 1111…
а) Умножение на 11 двузначных чисел, сумма разрядных единиц которых меньше 10.
б) Умножение на 11 двузначных чисел, сумма разрядных единиц которых равна или больше 10.
в) Умножение на 11 многозначных чисел
Занятие шестое
Объяснение рационального приёма умножения двузначных чисел на 11
- а) Чтобы умножить на 11 двузначное число, надо сложить количество единиц и десятков и полученный результат вставить между единицами и десятками:
Пусть надо 35*11.
Сложим 3+5=8; число 8 вставим между 3 и 5.
Значит, 35*11=385
- б) Если сумма разрядных единиц числа равна 10 – 18, надо количество единиц этого числа вставить между разрядными единицами, а 1 добавить к следующей разрядной единице.
Сложим 4+9=13; число 3 вставим между 4 и 9, а 1 добавим к 4.
25
36
72
61
Тренировочные упражнения Цветик - семицветик
45
53
*11
81
57
77
64
Тренировочные упражнения Цветик - семицветик
39
48
95
*11
86
Умножение многозначных чисел на 11, 111…
1) Сложим 5+2=7; число 7 вставим между 5 и 2.
2) Сложим 3+5=8; число 8 вставим между 3 и 5.
Число единиц – 5.
Число десятков – 3+5= 8
Число сотен – 3+5= 8
35*111=3885
27*1111=29997
76*111=8436
Это полезно запомнить!
- 1*1= 1
- 11*11=1 2 1
- 111*111=12 3 21
- 1111*1111=123 4 321
- 11111*11111=1234 5 4321
- 111111*111111=
- 1111111*1111111=
- 11111111*11111111=
- 111111111*111111111=
Умножение чисел на 22, 33, 44 и т.д.
22 – это 2*11
33 – это 3*11
44 – это 4*11
Сделайте вывод самостоятельно
Занятие седьмое
Игра "Диагонал ь"
- 17
× 6
+ 38
: 7
й
54
92
80
9
63
- 20
× 7
: 20
× 8
р
80
к
10
8
4
28
× 6
+ 31
: 10
× 7
е
80
у
48
49
7
8
+ 8
: 40
× 8
: 9
м
72
9
80
и
2
81
- 4
: 7
× 8
+ 16
р
60
8
56
64
80
Меркурий
Умножение двузначных чисел на 101, 1001, 10001…
Занятие восьмое
Объяснение приёма умножения на 101, 1001…
- Чтобы двузначное число умножить на 101 надо записать его два раза подряд и прочитать получившееся четырёхзначное число:
46*101=4646 29*101=2929
68*101=6868 57*101=5757
Вычислить:
27*101 38*101 25*101
76*101 95*101 87*101
- При умножении двузначного числа на 1001 надо записать число два раза подряд, а между ними вставить 0. При умножении на 10001 надо вставить два нуля и т.д. )
23*1001=23023 46*10001=460046
Вычислить:
58*1001 36*10001
37*1001 84*100001
Игра "Диагонал ь"
:20
-24
+ 31
*17
!
61
92
100
85
5
- 289
× 27
-89
× 10
л
100
о
10
8
11
297
× 12
+ 16
: 25
× 12
о
100
д
48
84
7
4
-35
-98
× 5
: 3
м
135
27
100
ы
2
81
:15
×18
:2
+ 64
ц
60
72
4
36
100
Молодцы!
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни тетради, ни ручек, ни мела!
Устный счёт! Мы творим это дело только силой ума и души!
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ I четверти
8
4
8
22
Заполни занимательные рамки .
20
8
32
20
6
0
Какой из результатов самый маленький?
11
1) (100 – 1) : 9 =
110
2) (1000 – 10) : 9 =
111
3) (1000 – 1) : 9 =
100
4) (1000 – 100) : 9 =
5) (100 – 10) : 9 =
10
19
27
84
56
72
92
38
Умножь на 25:
- Раздели число на 4.
- Если остаток 0 – припиши 2нуля.
- Если остаток 1 – припиши 25.
- Если остаток 2 – припиши 50.
Если остаток 3 – припиши 75.
48
Паша бросает дротики в мишень, изображённую справа. Сколько очков он не мог набрать за два броска?
60
80
100
90
120