Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Школе сегодня предъявляют высокие требования в подготовке современного человека, способного влиться в современную жизнь. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Школе важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Работа с одаренными учащимися в разных областях, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов в деятельности школы. Каждый педагог в своей работе уже встретился с одаренными детьми – детьми, которые по уровню развития своих способностей выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Способностями– называют индивидуальные особенностями личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом – называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой – либо деятельности. Чаще всего талант, проявляется в какой – то определенной сфере.
Нормативно - правовые основания
Конвенция о правах ребенка.
Закон об образовании.
Цель программы:создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.
Задачи программы:
- реализация принципа личностно – ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким и средним уровнем обучаемости;
- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей, интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- создание банка данных одаренных детей.
Главные принципы реализации программы.
• Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
• Гуманизм в межличностных отношениях.
• Научность и интегрированность.
• Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
• Применение принципов развивающего обучения.
• Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:
• Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
• Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные, артистические, художественные, спортивные или иные способности.
• Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
• Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
• Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
План программы
«Сопровождение ребёнка, имеющего ярко выраженные артистические способности».
Цель: гармоничное развитие учащихся с артистическим талантом.
Задачи:
1. Создание условий для реализации артистического потенциала одарённого ребёнка.
2. Адаптация и социализация ребёнка в группе сверстников.
3. Развитие артистических способностей.
4. Развитие эстетического вкуса.
Вид деятельности
Сроки
1. Проведение педагогической диагностики, использование метода наблюдения с целью выявления детей с ярко выраженными артистическими способностями
В течение четверти и по необходимости
2. Разработка индивидуального плана по работе с одарённым ребёнком. Дифференцированный подход при усвоении учебной программы.
С момента выявления одарённого ребёнка.
3. Проведение тематических классных часов, внеклассных мероприятий («КВН»), «Конкурс творчества», театрализованные постановки, «Конкурс чтецов», «Мини – сценки» и т.п.)
Периодически по индивидуальному плану
4. Использование в работе с учащимися психологических этюдов, упражнений психогимнастики.
Постоянно.
5. Привлечение к работе студий, кружков.
В течение года
6. Подготовка к участию в театрализованных представлениях, репетиции театральных постановок, развитие сценической речи.
В течение года
7. Совместное посещение с детьми театров и выставок.
Регулярно.
8. Обеспечение одарённому ребёнку развивающей среды в домашних условиях со стороны родителей.
Постоянно.
9. Организация внеурочной деятельности с учётом интересов, состояния здоровья и особенностей развития.
Цель:развитие незаурядных интеллектуальных способностей и творческой активности одарённого ребёнка.
Задачи:
1. Создание условий для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей.
2. Адаптация и социализация ребёнка в группе сверстников.
3. Развитие познавательной активности, творческого мышления, наблюдательности и воображения.
Вид деятельности
Сроки
1. Проведение педагогической диагностики с целью выявления детей с повышенными интеллектуальными способностями.
В течение четверти и по необходимости в течение года.
2. Разработка индивидуального плана по работе с одарённым ребёнком. Дифференцированный подход при усвоении учебной программы
С момента выявления одарённого ребёнка.
3. Привлечение к работе факультативов, кружков.
В течение учебного года.
4. Беседы с родителями по вопросам воспитания одарённого ребёнка в семье.
По запросу.
5. Обеспечение ребёнку развивающей среды в домашних условиях со стороны родителей.
Постоянно.
6. Организация внеурочной деятельности с учётом интересов, состояния здоровья и особенностей развития интеллектуальной сферы. Подготовка к участию в олимпиадах.