Администрация ОУ, педагогический коллектив ОУ, ученический коллектив, родительская общественность.
Основания
для разработки программы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации";
Конвенция о правах ребенка;
Конституция РФ;
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.09.2009 г. № 373; основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г.
№ 1897;
Государственная программа РФ «Развитие образования» (ГПРО) на 2013-2020 годы;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утверждена 04.02.2010 г. № 271;
Районная целевая программа развития образования в Канашском районе Чувашской Республики на 2012-2020 годы;
Устав и локальные акты МБОУ «Хучельская ООШ» Канашского района Чувашской Республики.
Срок действия Программы
2019-2023 гг.
Этапы реализации Программы
2019-2020 г.г. – 1 этап: информационно-аналитический
2020-2021 гг. – 2 этап: диагностический
2021-2022 гг. - 3 этап: коррекционно - развивающий
2022-2023 гг. - 4 этап: саморазвитие
Концепция
Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Основная цель
Создать условия для поддержки и развития одаренного ребёнка, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Основные задачи
Создание условий для развития творческого потенциала личности одарённого школьника.
Разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренного ребёнка.
Внедрение в учебный процесс интерактивных технологий.
Приоритетные направления программы
Создание условий для оптимального развития учащегося с высоким творческим потенциалом
Ресурсное обеспечение реализации программы
Основными ресурсами для реализации Программы являются:
кадры, их высокий уровень мотивации и профессионализма
инновационный (использование современных педагогических технологий)
Ожидаемые
результаты
программы
формирование постоянно действующей системы работы с одаренными детьми
удовлетворенность одарённого ребёнка своей деятельностью
повышение уровня индивидуальных достижений ребенка
II. Пояснительная записка
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренность сейчас определяется, как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать, как достижения и как возможность достижения.
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что образование и воспитание должны максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности учащихся и их образа жизни.
III. Актуальность программы
Актуальностьданной проблемы обусловлена тем, что в последние годы на уровне общества и государства работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Обусловлено это спецификой происходящих в обществе перемен.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного.
Одаренностьсейчас определяется, как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать, как достижения и как возможность достижения.
Сейчас, говоря об одарённых детях, мы в большей степени подразумеваем потенциально одаренных детей, детей с высоким уровнем мотивации и с высокими познавательными способностями.
Одарённые дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
В современном обществе ценятся интеллект и креативность. В социальной и промышленной сферах доминирующим становится интеллектуальное производство, одним из основных видов собственности стала собственность интеллектуальная, главным двигателем прогресса — новые, креативные идеи и технологии. Поэтому развитие детской одаренности становится все более важной задачей.
Данная программа индивидуального развития одарённого ребёнка помогает решить одну из актуальных задач - создать условия для поддержки и развития одаренного ребёнка, их самореализации в соответствии со способностями.
IV. Цели и задачи программы:
Цель: создать условия для поддержки и развития одаренного ребёнка, их самореализации в соответствии со способностями
Задачи:
создание условий для развития творческого потенциала личности одарённого школьника
разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренного ребёнка
внедрение в учебный процесс интерактивных технологий
Место реализации программы
МБОУ «Хучельская ООШ» Канашского района ЧР
Разработчик программы
Белкова Ирина Николаевна - классный руководитель 7 класса
Участник программы
ученик 7 класса МБОУ «Хучельская ООШ» Григорьев Максим
учителя - педагоги школы
родительский комитет
Промежуточные результаты.
Результаты участия в творческих конкурсах, конференциях, выставках, олимпиадах, проектах, соревнованиях.
Ожидаемые конечные результаты программы:
- формирование постоянно действующей системы работы с одаренными детьми
- удовлетворенность одарённого ребёнка своей деятельностью
- повышение уровня индивидуальных достижений ребенка
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2019 – 2023 учебные годы
V. Основные этапы реализации программы
I этап: Информационно – аналитический.
Цель – сбор и анализ информации об учащемся
На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы:
наблюдение
анкетирование (самого подростка, его родителей)
собеседование
изучение документации (личного дела, медицинской карты и т.д.)
Результаты наблюдения и анкетирования.
Максим очень спокойный человек. В области межличностных отношений
проявляет сдержанность. В коллективе Максима ценят за эрудированность и умение отстаивать свою точку зрения, за готовность оказывать помощь одноклассникам.
По состоянию здоровья относится к основной группе, противопоказаний для участия в спортивных мероприятиях нет. Редко болеет простудными заболеваниями. Уроки физкультуры посещает.
Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в благоустроенном частном доме.
Отзывы учителей.
Фомина Эльвира Витальевна, учитель русского языка: 7 класс при заинтересованном чтении и анализе литературных произведений умеет проявлять свои мыслительные способности. Ученики легко могут определить тему произведения, его основную мысль. Особенно хорошо это удается Григорьеву Максиму. Он очень четко и последовательно умеет выражать свою аргументированную точку зрения. При постановке нестандартных вопросов удивляет необычностью и содержательностью ответов. Максим всегда осознанно выявляет актуальные, злободневные проблемы в произведениях. Всегда верно чувствует авторский замысел, авторскую позицию.
По результатам работы составляется характеристика учащегося.
Характеристика учащегося
Дата рождения: 28 августа 2007 г.
Место жительства: ЧР, Канашский район, д. Алёшево, ул. Чкалова, д.1
Родители: Григорьев Геннадий Васильевич (отец), Григорьева Жанна Евгеньевна (мать)
Другие члены семьи: Григорьев Юрий Геннадьевич (брат), Григорьев Евгений Геннадьевич (брат)
Состояние здоровья: основная группа
Дополнительное образование: посещает секцию по баскетболу
Итоги прошлого учебного года: был отличником
Особенности личности: жизнерадостный, трудолюбивый, оптимистичный, ответственный, пунктуальный, всегда начатое дело доводит до конца, мотивация к учению выражена достаточно.
II этап: Диагностический.
Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение подростка, выявление его индивидуальных особенностей
Задачи:
1. Провести диагностирование индивидуально – психологических способностей личности ученика.
Приоритетные направления:
уровень логического и пространственного мышления;
уровень математического мышления и развитие вычислительных способностей;
уровень зрительной и слухоречевой памяти;
уровень словарного запаса;
уровень профессиональной склонности.
2. Провести диагностирование социального развития школьника.
Приоритетные направления:
уровень развития социальных качеств школьника;
ценностные ориентации.
По результатам работы составляется карта психологического развития ребенка.
Карта индивидуального психологического развития ребенка
Здоровье: хорошее-5 баллов
Учеба: отличная-5 баллов
Поведение: примерное-5 баллов
Общественная активность: активный участник классного коллектива -5 баллов
Отношение к учебе: охотное-5 баллов
Логическое и пространственное мышление: высокое-5 баллов
Зрительная и слухоречевая память: хорошая-5 баллов
Словарный запас: богатый-5 баллов
Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений -4 балла
Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности: отношение стабильно серьезное -5 баллов
Степень выраженности аморальных проявлений в семье: ведет здоровый образ жизни
Характер эмоциональных отношений в семье: отношения ровные -5 баллов
Сравнительный анализ результатов диагностики
Качества
Уровень сформированности
в 6 классе
Уровень сформированности в I полугодии 7 класса
Забота о своей школе
В делах класса участвует
Участвует в делах класса, привлекает к этому других
Любознательность
Сформирована
Хорошо сформирована
Реализация своих интеллектуальных способностей
Хорошо учится
Стремится к знаниям
Организованность в учении
На уроках очень внимателен и активен
Работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно и аккуратно
Саморазвитие
Во внеурочной деятельности участвует
Участвует в конкурсах различного уровня, в том числе всероссийских и международных
Трудолюбие
Старается
Старается, является примером для одноклассников
Самостоятельность
в труде
Трудится без наличия контроля
Трудится без контроля со стороны взрослых в школе и дома
Уважительное отношение к старшим
Уважает старших, не допускает грубость
Уважает старших
Дружелюбное отношение к сверстникам
Доброжелателен
Отзывчив к друзьям, является примером в учёбе
Самоподготовка
Средний уровень
Полностью сформирована
Самодисциплина
Сформирована не полностью
Сформирована полностью
Соблюдение правил культуры
Нормы и правила поведения соблюдает в полной мере
Правила поведения соблюдает
Требовательность
к себе
Проявляет себя в хороших поступках
Стремиться проявить себя в хороших делах и поступках и показывает пример остальным учащимся
Вывод: Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе Максим стремится в основном узнавать новое, проявлять свои умственные способности.
Имеет отличные способности по всем предметам. Учится только на «5». Может самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. Стремится преодолевать трудности. Имеет отличные результаты в учебе. На уроках активен, всегда правильно и обстоятельно отвечает на заданные вопросы. Любит читать художественную и развивающую литературу. Любознателен, эрудирован.
Максим с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий. Любое дело доводит до конца. Предпочитает мыслительную деятельность увеселительным мероприятиям.
Ребёнок интраверт. Быстро запоминает любой материал. Работает быстро, допускает небольшое количество ошибок.
Самооценка средняя. Интеллектуальное развитие – высокое. Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию.
Положительно реагирует на похвалу и порицание.
У ребёнка выявлены признаки интеллектуальной одаренности.
III этап: Коррекционно-развивающий.
Цель данного этапа – разработка и реализация индивидуальной программы.
Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе I и II этапов наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов.
На основе диагностических данных (с помощью классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.
Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.
Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка.
Индивидуальная программа развития ребенка.
Проводить дополнительные занятия по таким предметам, как алгебра, русский язык, английский язык, история, география. Брать дополнительную литературу для углубленного изучения предметов.
Максимально использовать интерес. Научиться соизмерять свои действия с результатом, который надо достигнуть теперь или в будущем. Заняться исследовательской работой, для участия в будущем в конкурсах различного уровня.
Расширять мотивацию к большим успехам. Активно и результативно участвовать на олимпиадах, конкурсах, спартакиадах по плану школы.
Выявлять общественную значимость своей деятельности. Определиться в выборе профессии. Участвовать во внеклассных мероприятиях по профориентации. Посещать различные организации.
Осторожно направлять процесс развития способностей. Оказывать помощь, поддержку в достижении цели, настраивать на успех
Проводить совместные прогулки, совместные наблюдения и сопереживания и т.д., желательно с родителями.
Фиксировать результаты своей успешной деятельности в личных «Портфолио», куда помещает грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.
IV этап: Саморазвитие.
Цель данного этапа – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.
Задачи:
• развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
• развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
• воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
• формировать культуру межличностных отношений.
Для составления конкретного плана Максиму предлагаются следующие вопросы.
Индивидуальный план развития
ученика 7 класса
Григорьева Максима
1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?
а) Направленные на здоровый образ жизни: ежедневно делать зарядку; в течение года - участие в акциях против наркотиков, курения, принимать участие в школьных, районных спортивных мероприятиях.
б) Учебные: закончить 7-й класс без четверок, активнее принимать участие в предметных неделях
в) Дополнительное образование: секция по баскетболу
г) Участие в конкурсах разного уровня.
2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута? Чья помощь необходима?
Надо быть упорным, терпеливым. Нужна поддержка родителей, учителей, одноклассников.
3.Проанализируй результаты полугодия. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.
Учиться было легко. Мало свободного времени, хотелось бы активнее участвовать в классных мероприятиях. Надо составить новый график распорядка дня, чтобы больше времени было на самообразование, на чтение художественных и развивающих книг. Буду больше посещать библиотеку.
VI. Программа индивидуального развития на 2020-2021 учебный год
Общественная работа
Мероприятия
Календарные сроки
Отметка о выполнении
Общественная работа: президент ДШО «Радуга», глава класса
В течение года
+
Оформление классного уголка
сентябрь-октябрь
+
План работы актива ДШО «Радуга» , актива класса на год
сентябрь
+
Хочу быть лидером
День пожилых. Поздравление ветеранов войны, труда, учителей ветеранов
1 октября
+
Празднование дня учителя. День самоуправления. Проводить уроки во 2 классе
3 октября
+
Участие на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников:
Математика
Русский язык
Литература
Английский язык
Физика
История
География
Биология
Чувашский язык и литература КРК
сентябрь - октябрь
+ (1 место)
+ (1 место)
+ (2 место)
+ (1 место)
+ (1 место)
+ (1 место)
+ (1 место)
+ (2 место)
+ (1 место)
+ (2 место)
Районный творческий конкурс «Цветочная рапсодия»
сентябрь
+ (1 место)
Республиканский творческий конкурс « Несказанное, синее, нежное…»
октябрь
+
Районный творческий конкурс «Дары осени» , номинация «Осенняя композиция»
Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.
Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.
Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.- с.103.
Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.
Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.
VIII. Приложения
Приложение 1. Анкета «Самооценка»
Нужно оценить свои личностные качества, поставив в каждой строке один крестик.
Степень выраженности аморальных проявлений в семье: ведет здоровый образ жизни
Характер эмоциональных отношений в семье: отношения ровные -5 баллов
Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений -4 балла
Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности: отношение стабильно серьезное -5 баллов.
Приложение №3.
1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?
а) Направленные на здоровый образ жизни: ежедневно делать зарядку; в течение года - участие в акциях против наркотиков, курения, принимать участие в школьных, районных спортивных мероприятиях.
б) Учебные: закончить 7-й класс без четверок, активнее принимать участие в предметных неделях
в) Дополнительное образование: секция по баскетболу
г) Участие в конкурсах разного уровня.
2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута? Чья помощь необходима?
Надо быть упорным, терпеливым. Нужна поддержка родителей, учителей, одноклассников.
3.Проанализируй результаты полугодия. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.
Учиться было легко. Мало свободного времени, хотелось бы активнее участвовать в классных мероприятиях. Надо составить новый график распорядка дня, чтобы больше времени было на самообразование, на чтение художественных и развивающих книг. Буду больше посещать библиотеку.
Приложение 4. Диаграмма индивидуально психологической карты учащегося