kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14" ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА












ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Преемственность в системе дошкольного и начальной ступени школьного образования «Год до школы» (ШБП)

Направленность: предшкольная подготовка

Уровень программы:1 год обучения - базовый

Возраст обучающихся 6-7 лет

Срок реализации: 1 год (96 ч)










Составитель программы

Сайнасарова А.И.

учитель начальных классов
















Магнитогорск, 2023 г.



Содержание программы

стр.

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы:

    1. пояснительная записка…………………………………………………… 4-5

    2. цель и задачи программы………………………………………………… 5

    3. содержание программы…………………………………………………… 5 - 11

    4. тематическое планирование………………………………………………11-17

    5. планируемые результаты…………………………………………………17-20

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1. календарный учебный график……………………………………………… 20

2.2. учебный план…………………………………………………………………20-21

2.3. условия реализации программы……………………………………………21-22

2.4 формы аттестации……………………………………………………………22

2.5. оценочные материалы…………………………………………………………22 -25

2.6. методические материалы………………………………………………………25-27

Раздел №3. Список литературы


3.1. для педагогов. …………………………………………………………… .......27-28

3.2.для обучающихся и родителей………………………………………………28-29



Раздел1. Комплекс основных характеристик программы

1.1.Пояснительная записка

Основные нормативные акты и инструктивно-методические документы

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

-Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09- 3242 «О направление информации. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступеньки радости» (далее - программа) имеет социально-педагогическою направленность. Программа разработана на основе комплекта программ «Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет» (составитель Н.А.Федосова), в соответствие с положением «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МОУ «СОШ № 14».

Программа «Школа будущего первоклассника» реализуется в объединениях дополнительного образования МОУ «СОШ № 14» на платной основе.

Актуальность программы

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа «Школа будущего первоклассника» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Педагогическая целесообразность

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы. Программа «Ступеньки радости» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным общим образованием и рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.


Уровень программы

Уровень программы: ознакомительный.

Адресат программы.

Программа рассчитана на детей 5-7 летнего возраста: воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их

Принимаются все желающие, без ограничений по состоянию здоровья

Форма обучения – очная.


1.2.Цель и задачи программы

Цель программы: создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе, реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования, обеспечение непрерывности, целостности, системности.

Основные задачи:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.


1.3. Содержание программы


Наименование модуля

Количество часов

в неделю

всего за курс обучения

1.

Речевое развитие (модуль «От слова к букве»)

1

32

2.

Развитие математических способностей (модуль «Математические ступеньки»)

1

32

3.

Познавательное развитие (модуль «Зеленая тропинка»)

1

32

ИТОГО

3

96




Содержание модуля «От слова к букве».

Основные разделы модуля.

Развитие речи

  • Беседа по картинке:

  • совершенствование общих речевых навыков;

  • составление описательного рассказа.

  • Составление рассказа по плану.

  • Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений.

  • Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

  • Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов.

  • Подбор обобщающих слов к группе предметов

  • Диалог, монолог

Знакомство с буквами.

Предложение и слово: членение речи на предложения; членение предложений на слова; членение слова на слоги с использованием графических схем

Слог и ударение: деление слов на слоги; определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы: представление о звуках; различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков; обводка и штриховка контуров; знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений.

Художественная литература.

Сказка: пересказ сказки; соотносить содержание текста с изображением на картинке; отвечать на вопросы; ставить вопрос к тексту; придумывать необычный конец.

Рассказ: пересказ небольшого по объёму литературного произведения; соотносить содержание текста с изображением на картинке; отвечать на вопросы; ставить вопрос к тексту;



Модуль «От слова к букве

помогает практически подготовить детей в возрасте 5,5 - 7 лет к обучению чтению, совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения литературного чтения в школе. В данном модуле прослеживается интеграция работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи.

Содержание модуля.

Развитие и совершенствование устной речи

Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном учителем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.

Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.

Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.

Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну) по плану, предложенному учителем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.

Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с этим в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.

Подготовка к обучению чтению

Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение

артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.

Модуль «Математические ступеньки».

Данный модуль определяет содержание работы по математической подготовке детей 5,5 - 7 лет к обучению в школе и задаёт основные направления реализации общих психолого­педагогических идей их развития на математическом материале.

Главные цели курса математики подготовительного периода - это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.

Развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным, если в процессе работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления (проведение сравнений, анализа, разбиение объектов на группы, выделение части и целого, проведение доступных обобщений), пространственного воображения и речи ребёнка.

Развитие познавательных процессов - восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи - позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовки к школе.

Программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.

Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.

Но столь же важной и значимой является, и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (цифры и числа от 0 до 9, число 10, счёт десятками, основные свойства чисел натурального ряда; равенство, конкретный смысл арифметических действий сложение и вычитание и их обозначение: знаки «+», «-«, «=»); геометрическая (пространственные представления, простейшие геометрические фигуры и их прообразы в окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве объектов и простейших геометрических фигур, изготовление моделей геометрических фигур из бумаги); содержательно-логическая, построенная на основе математического материала двух первых линий и создаёт условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления детей.

В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются: практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения на действиях с предметами, предметными картинками, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.

На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для математики способом познания окружающего мира - методом моделирования (работа с предметами и группами предметов дополняется выполнением предметных и схематических рисунков; осуществляется моделирование цифр из плоскостных элементов).

Более активное использование разнообразных дидактических игр математического содержания позволяет не только углублять математические знания, но и способствует формированию умений общаться с преподавателем, развивает навыки сотрудничества со сверстниками, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.

Содержание модуля.

Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и более предметов (фигур) по размеру (больше-меньше, длиннее-короче, такой же по длине, выше- ниже, шире-уже и др.), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов).

Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.

Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.

Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее- короче, выше-ниже, шире-уже и др., его использование при выполнении заданий.

Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу.

Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).

Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)

Простейшие геометрические фигуры: точка, отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырёхугольных, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.

Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка - инструмент для вычерчивания отрезка.

Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.

Временные представления: раньше-позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времени года. Их последовательность. Неделя, месяц год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц). Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т.п.).

Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.

Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.

Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие

первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.

Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка перерасчета. Порядковый счет, его отличия ль счета количественного.

Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.)

Десяток. Счет десятками.

Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».

Сложение и вычитание чисел: смысл аритмических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»)

Целое и часть.

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.

Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.

Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами).

Модуль «Зеленая тропинка»

нацелен на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе. В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в

природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д.При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы

Содержание модуля.

Звёзды, Солнце и Луна

Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну».

Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней.

Радуга - украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Окрашивание радуги на рисунке.

Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.

Чудесный мир растений и грибов

Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.

Мхи и папоротники - тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу.

Грибы - не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.

Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».

Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.

Наши друзья животные

Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.

Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга).

Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыб.

Наблюдение за поведением воробьёв, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т.д.). Разнообразие изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.

Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).

Лягушки, улитки, черви - тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.

Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».

Правила безопасности при встречах и общении с животными.

Круглый год

Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно- следственных связей между различными сезонными изменениями (положение Солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей).

Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.

Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.


1.4.Тематическое планирование



№№

п/п

Дата

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место

проведе

ния

Форма

контроля


Модуль «От слова к букве»



1.

16.09

Урок-

сказка.

1

Развитие связной речи. Осенняя картина. Составление текста на тему: «Осень». Предложение. Схема предложения. Составление предложений по опорным схемам.

Кабинет

№4

Устный

опрос


2.

23.09

Урок-игра

1

Слог. Деление слов на слоги. Обучение детей приемам деления слов на слоги. Ударение. Ударный и безударный

слог. Формирование навыка постановки ударения.

Кабинет

№4

Устный

опрос


3.

30.09

Урок-игра

1

Понятие буквы и звука.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Гласные буквы «а», «о» и звуки [а], [о]. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


4.

7.10

Урок-игра

1

Гласные буквы «у», «и» и звуки [у], [и]. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


5.

14.10

Урок-игра

1

Гласные буквы «э», «ы» и звуки [э],

[ы]. Чтение слогов и

слов с изученными буквами.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


6.

21.10

Занятие -

виртуальн

ый

экскурс

1

Гласные буквы. Изучение и написание букв «я», «ё».

Чтение и анализ текстов по теме.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


7.

28.10

Занятие - путешест вие

1

Изучение и написание гласных букв« е», «ю». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Анализ текста.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


8.

11.11

Занятие-

игра

1

Согласные звуки [н] и [р]. Изучение и написание букв «н», «р». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Анализ услышанного текста.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


9.

18.11

Занятие-

путешествие

1

Согласные звуки [л], [м]. Изучение и написание букв «л»,«м». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление сказки.

Кабинет

№4

Устный

опрос

10.

25.11

Занятие-

сказка

1

Глухие и звонкие согласные звуки. Согласные звуки [п], [п']. Изучение и написание буквы «п». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Анализ услышанного текста.

Кабинет

№4

Устный

опрос


11.

2.12

Занятие

фантастич

еского

проекта

1

Зимняя картина. Составление текста на тему: «Зима». Согласные звуки [б], [б']. Изучение и написание буквы «б». Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


12.

9.12

Занятие-

игра

1

Согласные звуки [т], [т']. Изучение и написание буквы«т». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление рассказа по опорным схемам.

Кабинет

№4

Устный

опрос


13.

16.12

Занятие-

путешест

вие

1

Согласные звуки [д], [д']. Изучение и написание буквы «д». Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


14.

23.12

Занятие-

сюрприз

1

Согласные звуки [к], [к']. Изучение и написание буквы «к». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Анализ услышанного текста.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


15.

13.01

Занятие-

игра

1

Согласные звуки [г], [г']. Изучение и написание буквы «г». Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


16.

20.01

Занятие-

викторин

а

1

Согласные звуки [в], [в']. Изучение и написание буквы«в». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Анализ текста.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


17.

27.01

Занятие-

эстафета

1

Согласные звуки [ф], [ф']. Изучение и написание буквы«ф». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление сказки.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


18.

3.02

Занятие - мозговой штурм

1

Согласные звуки [з], [з']. Изучение и написание буквы «з». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Анализ услышанного текста.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


19.

10.02

Занятие-

путешест

вие

1

Согласные звуки [с], [с']. Изучение и написание буквы «с». Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Кабинет

№4

Наблюде

ние



20.

17.02

Занятие

изобретат

ельства

1

Твёрдый согласный звук [ж]. Изучение и написание буквы «ж». Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Кабинет

№4

Наблюде

ние



21.

24.02

Занятие -

виртуальн

ый

экскурс

1

Твёрдый согласный звук [ш]. Изучение и написание буквы «ш». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление рассказа.

Кабинет

№4

Наблюде

ние



22.

3.03

Занятие-

игра

1

Твёрдый согласный звук [ц]. Изучение и написание буквы «ц». Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Кабинет

№4

Наблюде

ние



23.

10.03

Занятие-

сказка

1

Согласный звук [й’]. Изучение и написание буквы «й».

Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Кабинет

№4

Наблюде

ние



24.

17.03

Занятие-

игра

1

Согласные звуки [х], [х']. Изучение и написание буквы «х». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Анализ услышанного текста.

Кабинет

№4

Наблюде

ние



25.

31.03

Занятие-

конкурс

1

Согласный звук [ч’]. Изучение и написание буквы «ч».

Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Кабинет

№4

Наблюде

ние




26.

7.04

Занятие-

соревнова

ние

1

Согласный звук [щ’]. Изучение и написание буквы «щ». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Весенняя картина. Составление текста на тему: Весна».

Кабинет

№4

Устный

опрос



27.

14.04

Занятие-

журнал

1

Буквы ъ и ь знаки. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Кабинет

№4

Наблюде

ние



28-29

21.04

28.04


Занятие-

путешест

вие

2

«Летние странички». Потешки. Сказки.

Кабинет

№4

Устный

опрос



30.

5.05

Занятие-

игра

1

«Летние странички». Скороговорки, пословицы, поговорки.

Кабинет

№4

Устный

опрос



31.

12.05

Занятие-

соревнова

ние

1

«Летние странички». Были. Загадки.

Кабинет

№4

Устный

опрос



32.

19.05

Занятие -

творчески

й

отчёт

1

Чему мы научились (открытое занятие для родителей). Подведение итогов программы подготовки. Игра «Путешествие в стране букв».

Кабинет

№4

Творчес

кий

отчет



Модуль «Математические ступеньки»

16.09

Занятие

фантастич

еского

проекта

1

Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». «На», «над», «под».

Кабинет

№4

Устный

опрос

23.09

Занятие - бенефис

1

Шире, уже. Справа, слева.

Кабинет

№4

Устный опрос

30.09

Занятие - гостиная

1

Столько же. Больше, меньше.

Кабинет

№4

Устный

опрос

7.10

Занятие - экскурсия

1

Длиннее, короче. Сравнение предметов








Кабинет

№4

Устный

опрос

14.10

Занятие - путешест вие

1

Высокий, низкий. Сравнение предметов.

Кабинет

№4

Устный

опрос

21.10

Занятие-

игра

1

Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур.

Кабинет

№4

Наблюде

ние

28.10

Занятие-

путешест

вие

1

Сравнение предметов. Легкий, тяжелый. Легче, тяжелее.

Кабинет

№4

Устный

опрос

11.11

Занятие-

сказка

1

Число и цифра 1.

Кабинет

№4

Устный

опрос

18.11

Занятие-

путешест

вие

1

Число и цифра 2. Пара.

Кабинет

№4

Устный

опрос

25.11

Занятие-

сюрприз

1

Число и цифра 3.

Кабинет

№4

Устный

опрос

2.12

Занятие-

игра

1

Равенство.

Кабинет

№4

Устный

опрос

9.12

Занятие-

викторин

а

1

Число и цифра 4. Вверху. Внизу.

Кабинет

№4

Устный

опрос

16.12

Занятие-

эстафета

1

Число и цифра 0.

Кабинет

№4

Устный

опрос

23.12

Занятие-

эстафета

1

Сложение.

Кабинет

№4

Устный

опрос

13.01

Занятие - мозговой штурм

1

Число и цифра 5.

Кабинет

№4

Устный

опрос

20.01

Занятие-

путешест

вие

1

Вычитание.

Кабинет

№4

Устный

опрос

27.01

Занятие

изобретат

ельства

1

Запись выражений на вычитание и сложение.

Кабинет

№4

Устный

опрос

3.02

Занятие -

виртуальн

ая экскурсия

1

Запись и решение равенств.

Кабинет

№4

Устный

опрос

10.02

Занятие-

игра

1

Число и цифра 6.

Кабинет

№4

Устный

опрос

17.02

Занятие-

сказка

1

Число и цифра 7.




Кабинет№4

Устный

опрос

24.02

Занятие-

игра

1

Число и цифра 8. Весёлый счёт.

Кабинет№4

Наблюде

ние

3.03

Занятие-

конкурс

1

Число и цифра 9. Найди общие элементы.

Кабинет№4

Устный

опрос

23-24

10.03

17.03


Занятие-

соревнова

ние

2

Решение задач с помощью рисунков.

Кабинет№4

Устный

опрос

25.

24.03


Занятие-

журнал

1

Число 10.

Кабинет№4

Устный

опрос

26-27

7.04

14.04

Занятие

фантастич проекта

еского

проекта

2

Счёт предметов в прямом и обратном порядке.

Кабинет№4

Наблюде

ние

28.

21.04

Занятие - бенефис

1

Части суток, их последовательность.

Кабинет№4

Устный

опрос

29.

28.04


Занятие - гостиная

1

Значение понятий вчера, сегодня, завтра.

Кабинет№4

Устный

опрос

30.

05.05


Занятие - гостиная

1

Дни недели, их последовательность.

Кабинет№4

Устный

опрос

31-32

12.05

19.05

Занятие -

творческий отчёт



1

Дни недели, их последовательность; название месяцев, года.

Кабинет№4

Наблюде

ние


27.11



Модуль «Зеленая тропинка»

п/п

Дата

Форма

занятия

Кол-

во

часов

Тема занятия

Место

проведен

ия

Форма

контроля

Звезды. Солнце. Луна


16.09

Занятие - виртуальн ый экскурс

1

Звездное небо.

Кабинет

№9

Устный

опрос

23.09

Занятие -

путешеств

ие

1

Солнце и Луна.

Кабинет

№9

Устный

опрос

30.09

Занятие-

игра

1

Радуга.

Кабинет

№9

Наблюде

ние

7.10

Занятие-

путешеств

ие

1

Народные приметы.

Кабинет

№9

Устный

опрос


Чудесный мир растений

14.10

Занятие-

сказка

1

Как узнать растения?

Кабинет

№4

Устный

опрос


21.10

Занятие-

путешеств

ие

1

Травы. Кустарники. Деревья.

Кабинет 5,6









№4

Устный

опрос


28.10

Занятие-

сюрприз

1

Декоративные растения.

Кабинет

№4

Устный

опрос


11.11

Занятие-

игра

1

Съедобные и ядовитые растения.

Кабинет

№4

Устный

опрос


18.11

Занятие-

викторина


Овощи и фрукты

Кабинет

№4



25.11

Занятие-

викторина

1

Лекарственные растения.

Кабинет

№4

Викторин

а


2.12

Занятие-

эстафета

1

Мхи и папоротники.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


9.12

Занятие-

эстафета

1

Грибы.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


16.12

Занятие - мозговой штурм

1

Отношение людей к растениям и грибам.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


23.12

Занятие

изобретате

льства

1

Растения в твоей «мастерской».

Кабинет

№4

Практическая работа


Наши друзья - животные

15.01


13.01

Занятие-

путешествие

1

Как узнать животных?

Кабинет

№4

Наблюде

ние


20.01

Занятие

изобретате

льства

1

Домашние животные.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


27.01

Занятие -

виртуальный

экскурс

1

Породы собак.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


3.02

Занятие-

игра

1

В мире насекомых.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


10.02

Занятие-

сказка

1

В мире рыб.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


20-21

17.02

24.02


Занятие-

игра

2

В мире птиц.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


22

3.03



Занятие-

конкурс

1

В мире зверей.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


23

10.03

Занятие-

соревнова

ние

1

Отношение людей к животным.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


Круглый год



24

17.03

Занятие

изобретате

льства

1

Времена года.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


25

24.03

Занятие -

виртуальная

экскурс

1

Осень.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


26

7.04

Занятие-

игра

1

Зима.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


27

14.04

Занятие- сказка

1

Весна.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


28

21.04

Занятие-

игра

1

Лето.

Кабинет

№4

Наблюдение


29

28.04

Занятие-

конкурс

1

Цветущие весной.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


30

5.05

Занятие-

соревнование

1

Птицы весной.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


31

12.05

Занятие-

сказка

1

Отношение человека к природе.

Кабинет

№4

Наблюде

ние


32

19.05

Занятие-

сказка

1

Отношение человека к природе.

Кабинет

№4

Наблюде

ние



1.5. Планируемые результаты




Личностные результаты


у обучающихся будут сформированы:

1. умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех

правила поведения (этические нормы);

2. в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке педагога);

3. при поддержке педагога и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;

.

могут быть сформированы умения:

-понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам

- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу;

-учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

- учиться работать по предложенному педагогом плану;

- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

Обучающийся  получит возможность научиться:

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с педагогом и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности;

-учиться оценивать результаты своей работы ;

- адекватно воспринимать предложения учителя.


Познавательные  универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск нужной информации ;

учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

Обучающийся  получит возможность научиться:

- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры,предметные картинки);

- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

- учиться делать выводы в результате совместной работы с педагогом;

- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей,заменять слово, предложение схемой).


Коммуникативные  универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

называть свои фамилию, имя, домашний адрес;

-слушать и понимать речь других;

- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

- учиться оформлять свои мысли в устной форме;

-контролировать свои действия в коллективной работе

Обучающийся  получит возможность научиться:

- строить понятные для партнера высказывания;

- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

- совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

- учиться выполнять роли при совместной работе


Предметные результаты

В результате изучения модуля «От слова к букве» дошкольники научатся:

  1. ориентироваться на листе в клетку;

  2. выделять структурные единицы клетки;

  3. выполнять счѐт и отсчѐт клеточек, ориентируясь на цифровые указатели;

  4. упражнять в различных видах штриховки;

  5. помогать сверстнику в случае необходимости;

  6. свободно разговаривать со взрослыми по поводу выполняемых заданий, уметь объяснить правила и последовательность действий;

  7. определять цвет для закрашивания, ориентируясь на цифровые указатели;

  8. формировать правильную осанку при письме;

  9. пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

  10. развитие пространственного воображения, устойчивого внимания, глазомера;

  11. рисовать линии разных видов: горизонтальные, вертикальные, волнистые, пунктирные;

  12. рисовать круги, овалы, полукруги, полуовалы;

  13. рисовать графические узоры по образцу.

Дошкольники получат возможность научиться:

  1. хорошо ориентироваться на листе в клетку, выделять еѐ структурные части;

  2. ориентироваться на цифровые указатели, может самостоятельно вести отсчѐт клеточек в заданном направлении;

  3. производить штриховку, заданного вида, по образцу и слову педагога;

  4. выбирать цвет для закрашивания, ориентируясь на цифровой указатель;

  5. при закрашивании не допускать пробелов и захождений за линию-границу;

  6. самостоятельно находить и исправлять ошибку при построении, путѐм повторного действия;

  7. во время занятий сохранять правильную осанку;

  8. при письме и штриховке правильно держать ручку и карандаш;

  9. рука довольно длительное время выполнять необходимые действия (закрашивание, штриховку) без перенапряжения.

В результате изучения раздела «Математические ступеньки» дошкольники научатся:

  1. продолжать заданную закономерность;

  2. называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;

  3. вести счет предметов в пределах 10;

  4. соотносить число предметов и цифру;

  5. сравнивать группы предметов с помощью составления пар; составлять математические рассказы и отвечать на поставленные педагогом вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?

  6. классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;

  7. устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева -направо, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже, раньше -позже, вчера - сегодня - завтра;

  8. распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

  9. обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;

  10. ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.

Дошкольники получат возможность научиться:

  1. устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

  2. присчитывать и отсчитывать по одному, по два;

  3. продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности

В результате изучения модуля «Зелёная тропинка» дошкольники научатся:

  1. сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;

  2. сравнивать и различать деревья, кустарники, травы,

  3. называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;

  4. описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);

  5. наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;

  6. приводить примеры животных: насекомых, рыб, птиц, зверей;

  7. приводить примеры диких и домашних животных;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;

  2. оказывать помощь птицам в зимнее время года.



Раздел 2.

Комплекс организационно - педагогических условий

2.1 Календарный учебный график



Продолжительность освоения программы

1 год (96 ч)

Этапы образовательного процесса

1 год обучения

Начало реализации программы

16.09.2020

Окончание реализации программы

31.05.2021

Режим занятий

1 раз в неделю (среда)

Каникулы, дополнительные дни отдыха

30.10-6.11

29.12 –10.01

22.03-28.03

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные правительством РФ

Продолжительность учебных занятий


30 минут с перерывами на отдых 15 минут


2.2 Учебный план

п/п


Разделы программы


всего

теория

практика


Модуль «От слова к букве»




Развитие речи

2

1

1

Знакомство с буквами.

25

12,5

12,5

Художественная литература.

5

2

3


Итого

32

15,5

16,5


Модуль «Математические ступеньки»




Признаки (свойства) предметов

3

1,5

1,5

Пространственные отношения:

3

1,5

1,5

Простейшие геометрические фигуры

1

0,5

0,5

Временные представления:

3

1,5

1,5

Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10

22

11

11


Итого

32

16

16


Модуль «Зеленая тропинка





Звёзды, Солнце и Луна


4

2

2

Чудесный мир растений и грибов


10

5

5

Наши друзья животные


10

5

5

Круглый год

8

4

4


Итого:

32

16

16


Формы аттестации/ контроля

Опрос, экскурсия, эвристическая беседа, работа со справочной литературой, творческая и самостоятельная работа.



2.3. Условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы:

Печатные пособия

  • таблицы в соответствии с основными разделами программы;

  • наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой. Технические средства обучения

  • классная доска;

  • персональный компьютер с принтером;

  • проектор для демонстрации слайдов;

Учебно - методический комплекс

Для учителя:


Название модуля

Программа

«От слова к букве»

«Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет» (составитель Н.А.Федосова).

«Математические

ступеньки»

«Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет» (составитель Н.А.Федосова).

«Зеленая тропинка»

«Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет» (составитель Н.А.Федосова).



Для будущего первоклассника

Название модуля

Учебное пособие

«От слова к букве»

От слова к букве: раб тетрадь для подготовки к школе. В 2ч. Ч.2. /Н.А.Федосова - М.: Просвещение, 2023.

«Математические

ступеньки»


Математические ступеньки: раб тетрадь для подготовки к школе. /С.И.Волкова - М.: Просвещение, 2023.


«Зеленая тропинка»

Зеленая тропинка: раб тетрадь для подготовки к школе. /А.А.Плешаков - М.: Просвещение, 2023.





Информационное обеспечение 

Интернет-ресурсы

  • Детский образовательный портал «Дети onlin»

  • Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Nachalka.info

  • www. 1 september.ru

  • www.4stupeni.ru,

  • www.openclasse.ru

  • www.metod-kopilka.ru,

  • http://numi.ru/fullview.php?id=19070

  • http://detsad-kitty.ru/ras/981 -labirinty-dlya-detej.html

  • http://www.proshkolu.ru/download/1220241/83a62829fD896039/

  • http://www.nsportal.ru/shkola/raznoe/library/library/graficheskie- Diktanty


2.4.Формы аттестации

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников.



2.5.Оценочные материалы

Формой оценки результативности образовательного процесса является итоговая диагностика, проводимая в конце года обучения, качество выполненных мини-проектов, конкурсах книжек-малышек, сочинение сказок, проведение Дня открытых дверей для родителей.


п/п

Вид модуля

Форма аттестации

1.

«От слова к букве»

Чему мы научились (открытое занятие для родителей).

Игра

«Путешествие в стране букв». Представление своих книжек- малышек «Про буквы»

2.

«Математические

ступеньки»

Дни недели, их последовательность; название месяцев, года. Представление мини-проекта «Дни недели. Месяца»

3.

«Зеленая тропинка»

Времена года. Представление своих сказок о временах года.



Способы определения результативности:

  • наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями;

  • формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста;

  • взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями.

Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы, выступают педагоги.

Карта наблюдений «Интеллектуальная готовность ребенка к школе»




Основные критерии

На начало занятий

Итоговая диагностика (май)

1.Кругозор

1. Представления о мире развернутые и конкретные, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных,

растениях, временах года.



2. Представления достаточно конкретны, но

ограничены непосредственно окружающим.



3. Кругозор ограничен, знания отрывочны,

бессистемны



2.Развитие речи

1. Речь содержательная, выразительная,

правильная



2. Ребенок затрудняется в поиске слов, в

выражениях мыслей, речь недостаточно выразительна.



3. Слова приходится вытягивать, ответы

односложные, в речи много ошибок.



3.Развитие познавательной активности, самостоятельности

1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не

нуждаясь в дополнительных внешних стимулах



2. Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя

стимуляция, круг интересов достаточно узок.



3. Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается.

Любознательность не проявляется.



4. Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение,

установление закономерностей)

1. Ребенок определяет содержание, смысл анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при

сравнении. Обнаруживает закономерные связи.



2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей выполняются со стимулирующей помощи

взрослого.



3. Задания выполняются с организующей или

направляющей помощью взрослого.



4. При выполнении заданий, требующего анализа,

сравнения нужна обучающая помощь, самостоятельный перенос знаний не



осуществляется.



5. Производительность деятельности

1. Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе,

доводит дело до конца



2. Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает средства, проверяет результат, но в

процессе деятельности отвлекается, трудности преодолевает при психологической поддержке.



3. Деятельность хаотична, не продумана, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется,

деятельность прерывается из-за возникающих трудностей, оказанная помощь малоэффективна.



6. Контроль деятельности

1. Результат усилий ребенка соответствует поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной

целью.



2. Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может это неполное

соответствие



3. Результаты усилий ребенка совсем не

соответствует поставленной цели. Он не видит этого несоответствия.



7. Темп деятельности

1. Соответствует средним показателям возрастной

группы



2. Ниже средних показателей возрастной группы



3. Намного ниже средних показателей возрастной

группы




Тестовая беседа

1.      Назови своё имя, фамилию.

2.      Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тётей или дядей?

3.      Сколько тебе лет?

4.      В какой стране ты живёшь?

5.      С кем ты живёшь? Кто ты брату, маме, бабушке, и т.д.?

6.      Как зовут маму и папу?

7.      Кем работают мама и папа?

8.      Как называется село, в котором ты живёшь?

9.      Для чего человеку нужны: глаза, уши, рот?

10.    В какое время появляются листья на деревьях (идёт снег)?

11.    Когда люди спят? Когда делают зарядку?

12.    Назови животных которых ты знаешь?

13.    Каких птиц ты знаешь?

14.    Что остаётся на земле после дождя?

15.    Что делает врач, повар, продавец?

16.    Кто больше: корова или собака?

17.    Кто меньше: птица или пчела?

18.    Сколько лап у кошки, у петуха?

19.    Какого человека называют хорошим? Плохим?

20.    Чем ты любишь заниматься?

 

Оценка результатов:

Высокий уровень (5 баллов) – 15-18 вопросов.

Выше среднего (4 балла) – 12-14 вопросов.

Средний уровень (3 балла) – 9-11 вопросов.

Ниже среднего (2 бала) – 5-8 вопросов.

Низкий уровень (1 балл) – 4 и меньше вопросов.



2.6. Методическое обеспечение

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Образовательные технологии: технология группового и индивидуального обучения

Основной формой проведения занятий является комбинированное тематическое занятие.

Алгоритм учебного занятия:

1.Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3 мин).

Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Дети сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:

— понимать, что от него требуется в игре;

— определить, может он играть в эту игру или не может;

— определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.

2.Затруднение в игровой ситуации (2 мин).

В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем…). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.

В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

3.Открытие нового знания или умения (6 мин).

Учитель с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.

4.Воспроизведение нового в типовой ситуации (4 мин).

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

5.Повторение и развивающие задания (3 мин).

6.Итог занятия (2 мин).

Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится.

Творческие работы и достижения детей отслеживаются в течение учебного года и накапливаются в портфолио ребенка. Педагогами «ШБП» проводится диагностика в начале и в конце учебного года. Обработанная информация доводится до сведения родителей на собраниях и индивидуальных консультациях.

Методы работы:

— игра;

— беседы;

— рисуночный метод;

— наблюдение;

— методики эмоционального расслабления.

На занятиях используются следующие формы работы:

— индивидуальная;

— в парах;

— подгрупповая;

— групповая;

— фронтальная.


Дидактические материалы

Модуль «Зеленая тропинка»

Демонстрационный материал:
наглядно-дидактический:

  • Плакат «Азбука»

  • Плакат «Цифры»

  • Плакат «Транспорт».

  • Плакат «Дорожные знаки».

  • Плакат «Домашние животные, птицы».

  • Плакат «Животные жарких стран».

  • Плакат «Дикие животные».

  • Плакат «Обитатели морских глубин».

  • Плакат «Мой дом».

  • Плакат «Игрушки»

  • Плакат «Лес. Деревья»

  • Плакат «Сад. Огород. Ягоды»

  • Плакат «Перелётные и зимующие птицы»

  • Плакат «Профессии»

  • Плакат «Насекомые»

  • Плакат «Мебель»

  • Плакат «Времена года»

  • Плакат «Насекомые»

  • Плакат «Одежда, головные уборы, обувь»

  • Плакат «Пожарная безопасность»

  • Плакат «Дорожная безопасность»

  • «Мир в картинках». Животный мир. Растительный мир. Транспорт. Посуда. Бытовая техника. Мебель. Одежда. Профессии. Школьные принадлежности. Игрушки.

  •  Настольно-печатные игры.

  •  Портреты русских и советских писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, К.И. Чуковского, А.Л.  Барто

  •  Иллюстрации с изображением флагов, гербов России,
    - раздаточный:
    предметные и сюжетные картинки;
    предметы ухода за растениями – лупа для осмотра растений, набор по уходу за растениями (грабельки, лопаточка, деревянная палочка), лейка для полива растений, тара для высаживания растений в период экспериментирования, календарь природы, отрывной календарь;

    настольно-печатные игры, домино.

    - ТСО:

    DWD диски «Рассказы тётушки Совы», «Безопасность на улице и дома», «Азбука безопасности на дороге», «Уроки живой природы», «Уроки осторожности», «Уроки хорошего поведения», «География для малышей», «Времена года».


3. «От слова к букве»

- наглядно-дидактический: наборное полотно с тремя дорожками, демонстрационные картинки на звуки, слоговые таблицы, демонстрационный «Алфавит»
- раздаточный:
индивидуальная разрезная азбука;
пеналы с индивидуальными цветными кружочками (красные, синие, зелёные);
полоски для выкладывания предложений;
кубики с буквами;
рабочие тетради из серии «Говорим правильно» - М., Просвещение, 2023г.
предметные картинки на звуки в начале, в середине и в конце слова.

предметные и сюжетные картинки для рассказывания.

- ТСО:
DWD диски с развивающими играми «Волшебные звуки», «Азбука – малышка».


4. «Математические ступеньки»
- наглядно-дидактический:
наборное полотно с тремя карманами, счетная лесенка с тремя ступенями, цифры от 0-10, геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), демонстрационные карты на количество и счёт, «Домики», часы, «Режим дня», счётный демонстрационный материал двух размеров  (по 10 штук яблок, листочков, грибочков, шишек, елочек, мячиков), плакаты с играми на развитие внимания, памяти, лабиринты.
- раздаточный:
счётный материал – картинки, геометрические фигуры, счётные палочки;
индивидуальный набор цифр;
индивидуальное наборное полотно на три полоски для выкладывания и сравнения счётного материала;
индивидуальные наборы «Блоки Дьенеша»;
индивидуальные наборы «Палочки Кюизенера»;
игра «Сложи узор»;
игры на плоскостное конструирование: «Танграм», «Монгольская игра», «Волшебный круг»;
карточки с игрой «Дорисуй и назови предмет»;
рабочие тетради по математике;
картотека картинок для решения задач;
индивидуальные карточки для решения логических задач, головоломок, загадок, ребусов, кроссвордов.

 
Раздел №3. Список литературы


    1. для педагога


  • Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000

  • Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000

  • Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М., 2000

  • Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. – М.: Эйдос, 1994.

  • Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.

  • Тушканова О.И. Подготовка к школе: развитие памяти. – Волгоград, 1997.

  • Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.

  • Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.

  • Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 1993.

  • Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.

  • Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994.

«От слова к букве»

  • Алдошина Н. «Уроки  русской грамоты». – В.: Ступени знаний, 2002г.

  • Волина В.П. «Праздник букваря» – М., АСТ-ПРЕСС., 2001г.

  • Волина В.П. «Занимательное азбуковедение» – М., Просвещение, 1999г.

  • Давыдова О.И., Майер А.А. «Организационно-методические условия предшкольной подготовки детей». – Барнаул, 2007г.

  • Доман Г. и Д. «Как научить ребёнка читать». – М.: Аквариум, 1998г.

  • Новоторцева Н.В. «Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома». – Ярославль: Академия, К. Академия Холдинг, 2000г.

  • Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте» Подготовка к школе. «Экзамен» - Москва, 2009г.

  • Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!» - С-П: Акцидент, 2010г.

«Математические ступеньки»

  • Волина В.П. Праздник числа – М., АСТ-ПРЕСС., 2001г.

  • Венгер Л., Дьяченко О., Говорова Р., Цеханская Л. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.,; Просвещение, 1999г.

  • Дьяченко О., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? - Москва.; Издательство «Знание», 2001г.

  • Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.; Просвещение, 1990г.

  • Михайлова З.А. «Математика от трёх до семи». – М.; Просвещение, 2000г.

  • Сербина Е.В. «Математика для малышей» - Москва. «Просвещение», 1992г.

  • Тихомирова Л. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, Академия развития, 1996г.

  • Хамидулина Р.М. «Математика» Подготовка к школе. «Экзамен» - Москва, 2009г.

«Зелёная тропинка» (ознакомление с окружающим миром)

  Венгер Л.А., Мухина С.В. «Психология». – М., 1998г.

  • Васильева М.А., Гербова В.В. Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М., Мозаика_Синтез, 2005.

  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. «Проверяем знания дошкольника». – ОАО «Дом печати – Вятка», 2012г.

  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. «Тесты для детей 5-6 лет (6-7 лет)». - ОАО «Дом печати – Вятка», 2012г.

  • Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М.: Просвещение, 2001г.

  • Потапова Т.В. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» - Москва, Творческий Центр «СФЕРА»,  2008г.

  • Сорокина А. «Дидактические игры в детском саду». М.; Просвещение, 1992г.

  • Черепанова С.Н. «Правила дорожного движения дошкольникам» - Москва, ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

3.2 для обучающихся и родителей

для детей:

  • иллюстрированные книги для рассматривания на звуки «Азбука в картинках»

  • Математические ступеньки: раб тетрадь для подготовки к школе. /С.И.Волкова - М.: Просвещение, 2020.

  •  «Хочу всё знать» Энциклопедия для маленьких.

для родителей

  • картотека стихотворений на звуки для заучивания с детьми;

  • серия книг «Говорим правильно» - М., Просвещение, 2012г.

  • Волина В.П. Праздник числа – М., АСТ-ПРЕСС., 2001г.

  • Картотека развивающих игр семьи Никитиных.


  • Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Весёлый этикет» развитие коммуникативных способностей ребёнка. – Екатеринбург. «АРД ЛТД», 1998г.

  • Лысаков В.Г. «1000 загадок» - Москва, «Издательство АСТ Сталкер», 2006г.

28


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Сайнасарова Айжан Икзяковна

Дата: 16.09.2024

Номер свидетельства: 656241

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника""
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_obshcherazvivaiushchaia_programma_shkola_b"
    ["file_id"] => string(6) "605059"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1650281007"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства