Программа по литературе народов Севера для 4 класса
Программа по литературе народов Севера для 4 класса
Литература народов Севера – один из предметов, изучающих традиции коренных малочисленных народов Севера.
Программа по изучению Литературы народов Севера предполагает обеспечение преемственности в изучении традиций коренных малочисленных народов Севера через интеграцию следующих предметов: литература народов Севера – ИЗО с национальным уклоном.
Специфика данного предмета представляет собой начало изучения традиций и предполагает работу по знакомству учащихся с литературой народов Севера: совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста и его творческой интерпретации, формированию читательской самостоятельности, обогащению словарного запаса на материале литературных произведений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе народов Севера для 4 класса »
15
Муниципальноебюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста Заполярного района
«Начальная школа – детский сад п. Хонгурей»
программа по изучению
литературы народов севера
Составила:
Рочева Ольга Вячеславовна
учитель начальных классов
2013 – 2014г.
Пояснительная записка
Статус документа
Размышляя об истоках духовной культуры любого народа необходимо обратиться к народной памяти, заглянуть в самые ее глубины. Это важно для того, чтобы постичь специфику мировоззрения, духовные, этические и эстетические устремления современных представителей древнейших культур.
Культура и образ жизни малочисленных народов за последние годы подверглись сильнейшим деформациям, в результате которых утрачены традиционные знания, языки и национальное достоинство.
Примерная программа по литературе коренных малочисленных народов Севера разработана на основе нормативно-правовых документов:
Базисного учебного плана РФ
Регионального базисного учебного плана образовательных учреждений Ненецкого автономного округа.
Инструктивно – методического письма Минобрнауки РФ от 28.04.2008 №03-848
Программы развития малочисленных народов Севера в НАО.
Она разработана в целях
- углубленного знакомства учащихся с литературой малочисленных народов Севера,
- раскрытия перед детьми мира нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями,
- формирования художественного вкуса, культуры чувств и общения,
- удовлетворения этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся
и ведется за счет школьного компонента базисного учебного плана РФ.
Программа составлена с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей младших школьников.
Цель программы «Литература народов Севера» - углубленно знакомить учащихся с литературой малочисленных народов Севера, раскрывать перед детьми мир нравственно – эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
познакомить учащихся с миром предков, их глубокой связью с природой и животным миром через различные формы и методы работы по восприятию художественного текста;
помочь принять это как форму своей жизни, сохранить и передать потомкам.
Проблема сохранения культуры коренных малочисленных народов Севера является весьма актуальной.
Актуальность данной проблемы состоит в том, чтобывернуть к жизни традиционную культуру, по крайней мере – сохранить ее наследие, пока живы носители этнической культуры, традиций, обычаев и устного народного творчества. Помочь в этом может изучение литературы коренных малочисленных народов Севера.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по курсу и Требования к уровню изучения литературы народов Севера.
Общая характеристика учебного предмета
Литература народов Севера – один из предметов, изучающих традиции коренных малочисленных народов Севера.
Программа по изучению Литературы народов Севера предполагает обеспечение преемственности в изучении традиций коренных малочисленных народов Севера через интеграцию следующих предметов: литература народов Севера – ИЗО с национальным уклоном.
Специфика данного предмета представляет собой начало изучения традиций и предполагает работу по знакомству учащихся с литературой народов Севера: совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста и его творческой интерпретации, формированию читательской самостоятельности, обогащению словарного запаса на материале литературных произведений.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для изучения литературы предлагаются произведения народного творчества и собирателей фольклора, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются отдельными произведениями как народного творчества и разных авторов, так и в виде рекомендаций для свободного чтения.
Основные содержательные линии
В примерной программе представлено четыре основных содержательных линии. Круг чтения и опыт читательской деятельности даетперечень произведений устного народного творчества, а также авторов, произведения которых рекомендуются для изучения литературы народов Севера. Вторая содержательная линия - дополнительное литературное образование. Она раскрывает, совместно с литературным чтением, основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время изучения данного курса. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевойдеятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Цели обучения
Изучение литературы народов Севера в образовательном учреждении направлено на достижениеследующихцелей:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать;
овладение осознанным чтением, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, формирование устойчивого желания читать доступную данному возрасту литературу народов Севера; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Место предмета в базисном учебном плане
Данный предмет реализуется в 4 классе за счет часов школьного компонента из расчета 1 час в неделю. На изучение литературы народов Севера отводится 34 часа, на которые разрабатывается календарно – тематическое планирование учителем, ведущим данный предмет.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения предметного содержания литературы народов Севера учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочной литературой, находить информацию в словарях и др.
Результаты изучения предмета
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою малую Родину, народ и историю малой Родины.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Севера.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к произведениям народов Севера как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям северных писателей как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей литературы народов Севера.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о Севере, малой Родины, их истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
9. Умение использовать во внеучебной деятельности приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Виды речевой деятельности.
Слушание (аудирование)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Чтение
Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого; передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям.
Умение последовательно по частям читать произведение, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.
Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).
Говорение
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).
Требования к уровню изучения
литературы народов Севера
В результате изучения литературы народов Севера ученик должен
знать/понимать
не менее 6 – 7 сказок народов Севера (уметь их пересказывать);
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, миф, легенда), различать сказки народные и литературные;
подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
овладеть приемом словесного рисования (сюжетного или пейзажного) фрагментов текста;
уметь составить диафильм к небольшому тексту;
создавать небольшие сочинения на основе литературных произведений.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг о жизни коренных малочисленных народов Севера;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
приобщения к народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, традициям коренных малочисленных народов Севера.
Учебно-тематический план.
Изучаемые темы
количество
часов
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
год
1
Фольклор народов Севера (сказки, сказания, загадки, пословицы)
9
9
_
-
-
9
2
Писатели и поэты Ненецкого автономного округа.
7
-
7
_
_
7
3
Страницы истории родного края.
10
_
_
10
_
10
4
Литература народов Севера.
7
_
-
_
7
7
5
Контрольный тест.
1
_
_
_
1
1
6
Итого
34
9
7
10
8
34
ЛИТЕРАТУРА
Артеева И.А. «За голосом великого Нума» /Повесть - сказка/. ОГУ «Этно - культурный центр НАО», 2008г.
«Есть северный город в низовьях Печоры», 2001г.
«Заповедные территории НАО», г. Нарьян – Мар, 1999г.
Коловангина М.М. «Ненецкий округ в годы Великой Отечественной войны: неизвестные страницы»/ ООО ИД «Нарьян - Мар», 2005г.
Книга Памяти. Ненецкий автономный округ/Составитель – Р.В.Костина, г. Нарьян - Мар, 2010г.
Каталог фотографий Г.С.Кожевина: 80-летию НАО посвящается…:/авт. и ред.- сост. А.В.Чупров. – Нарьян – Мар, 2009г.
Лукерия Валей «Голос кочевий»/ Нарьян – Мар, 2003г.
«Легенды и мифы Севера». М. «Современник», 1985г.
Москвина Т.С. «Есть только одна родимая земля…». Уроки по творчеству П.А.Явтысого. ИЦ НО ИППК г. Нарьян- Мар, 2006г.
Уметь определять главную мысль произведения, выразительно читать
6.
07.10
6. Ненецкие загадки
С.В. Тайбарей
Придумать и выполнить рисунок - загадку
Чтение и разгадывание загадок, расширение знаний детей о животном и растительном мире тундры, о приметах и явлениях природы, об одежде ненцев и их занятиях.
Уметь разгадывать загадки с помощью иллюстраций, по признакам, действиям и описанию.
Уметь сравнивать , сопоставлять, оценивать.
7.
14.10
7. «Не стреляйте белых лебедей»
Е.А.Коробка
Проект «Малый, тундровый лебедь»
Работа с текстом, расширение знаний детей о животном мире тундры, о заповедниках,
об отношении человека к птице (мифы, сказания, легенды)
Знать внешний вид и отличительные черты самой красивой и величественной
птицы, их разновидности, места обитания (территория заповедника «Ненецкий»)
Уметь находить информацию, составлять проект
*
8.
21.10
8. Пословицы народов Севера. Забавные пиктограммы.
Знать произведения северной сказительницы М.Р.Голубковой.
Уметь выделять особенности стихотворных произведений
4.
02.12
4. А. Пичков «Родина»
с. 8, наизусть
Работа с текстом стихотворения: выделение главной мысли и чувств поэта, строфы, рифмы. Выразительное чтение. Заучивание наизусть
Знать фамилии поэтов Севера;
Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения, выражать своё отношение к произведению.
5.
09.12
5. А.Пичков
Отрывок из повести «Сятук (Кусачий)».
пересказ
Справочный материал о занятиях тундры. Работа с сюжетом, героями. Наблюдение за настроением, определение главной мысли. Выделение и объяснение северных слов.
Уметь выполнять выборочный пересказ, определять тему, главную мысль произведения, выражать своё отношение к произведению и занятиям героев.
6.
16.12
6. В. Ледков
«Солнце сна лишилось»
с.86,
наизусть
Работа с текстом стихотворения: выделение главной мысли и настроение поэта, строфы, рифмы.
Выразительное чтение.
Заучивание наизусть
Знать творчество В. Ледкова
Уметь выразительно читать стихи, выделять особенности стихотворных произведений.
7.
23.12
7.Обобщение по теме «Писатели и поэты Севера», викторина «Край мой Северный»
Читать произведения северных поэтов.
Повторение произведений северных писателей и поэтов.
Самостоятельное выполнение викторины.
Знать творчество писателей и поэтов севера.
Уметь работать самостоятельно.
1.
14.01
Моя малая Родина.
(презентация)
Найти информацию об истории поселка.
Расширить знания об истории родного поселка.
Защита проекта о моей малой Родине.
Работа с дополнительной литературой нашего края.
Знать историю своей малой родины.
Уметь строить монологический рассказ по теме выступления.
*
2.
21.01
2. «Любить тебя просто родной Хонгурей» Родной поселок в стихах и песнях.
чтение наизусть,
рисунок
Справка об авторах стихов и песен. Определение темы. Комментирование заголовков стихотворений. Работа с текстами стихотворений. Работа с содержанием песен о Хонгурее. Выразительное чтение наизусть.
Знать авторов произведений о Хонгурее.
Уметь сравнивать произведения поэтов о малой Родине
Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения,
3.
28.01
3. Пустозерск – первый русский город за полярным кругом.
Собрать информацию о Пустозерске.
Урок – путешествие по историческим местам Пустозерска.
Историческая справка о старинном городище Пустозерск, его значение в истории Северного края. Приобщение к историческому наследию Печорского края.
Знать историю Печорского края.
Расширить кругозор о памятниках истории и культуры печорского края.
*
4.
04.02
4. «Нарьян – Мар, мой Нарьян – Мар, городок не велик и не мал…»
Дополнительный материал о столице НАО, проект.
Наизусть 1 стих по выбору.
Презентация о Нарьян – Маре. Слушание сообщений о городе.
Работа с дополнительной литературой. Выделение и объяснение северных слов. Выразительное чтение. Словесное рисование. Заучивание наизусть
Уметь определять тему и особенности стихов.
Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения.
Знать историю своего города.
Защита проекта.
*
5.
11.02
5.История образования Ненецкого автономного округа.
Проекты «Поселок Белощелье», «История НАО в хронологии»
Работа с проектами. Презентация «История НАО». Работа по стенду «История НАО», хронология событий. Выразительное чтение стихов. Словесное рисование. Защита проектов.
Иметь представление об истории образования округа, в котором живем.
Знать хронологию основных событий образования округа.
Работа с Книгой памяти НАО. Работа с дополнительной литературой о героях войны нашего края. Подвиг героя – земляка, летчика А.Калинина, члена экипажа Гастелло. Самостоятельное чтение, выделение ключевых моментов подвига героя. Чтение произведений о героях войны.
Знать о подвигах воинов – земляков.
Уметь составлять словесный портрет героя.
Иметь представление о героях войны нашего края
7.
25.02
7. « Есть память, которой забвенья не будет за давностью лет…».
Проект «Мой прадедушка – участник войны»,
Определение темы.
Защита проектов.
Работа с дополнительным материалом о героях ВОВ – северянах, оленно – транспортных батальонах. Презентация о памятниках героям войны в Нарьян – Маре, обелиске в нашем поселке. Выразительное чтение стихов о войне.
Иметь представлениео героях войны – северянах. Уметь строить монологический рассказ по теме выступления, читать выразительно стихи, выражать свое отношение к подвигам героев.
*
8.
04.03
8.Малая Родина в произведениях северных поэтов
(А.И.Пичков, П.А.Явтысый,
Л.В. Лапцуй, В.Н.Ледков)
Наизусть стихотворение по выбору.
Расширение знаний детей о писателях и поэтах Севера. Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритма. Упражнение в выразительном чтении.
Знать фамилии поэтов и писателей Севера;
Уметь определять авторскую позицию и своё отношение к произведениям о малой Родине.
Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения
Расширение знаний детей о писателях и поэтах Севера. Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритма. Упражнение в выразительном чтении.
Знать ненецких писателей.
Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения, определять авторскую позицию и своё отношение к произведениям о малой Родине.
Справочный материал о празднике. Работа с сюжетом, героями. Наблюдение за настроением, определение главной мысли. Выделение и объяснение северных слов
Знать фамилии поэтов
Севера;
Иметь представление о жанровом разнообразии произведений Ругина уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения,
Иметь представление о праздниках народов севера.
3.
15.04
3.Р. Ругин
«Оленьи гонки»
.«Есть обычай добрый у народа»
с.64 - 65
Наизусть по выбору;
Работа с текстом стихотворения: выделение главной мысли и чувств поэта, строфы, рифмы. Выразительное чтение. Словесное рисование. Заучивание наизусть
Иметь представление об обычаях народов Севера.
Знать признаки стихотворного произведения.
Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения,
4.
22.04
4. И.Артеева
«За голосом великого Нума»
повесть – сказка.
С.33 – 68
Прочитать, краткий пересказ части.
Понятие о повести, главах повести. Образ Мальчика (внешний вид, его поступки, отношение к природе, к друзьям-спутникам). Работа с сюжетно-композиционным треугольником. Определение авторской позиции, выражение своего отношения к произведению и поступкам героя.
Уметь выполнять выборочный и краткий пересказ, определять тему, главную мысль произведения, выражать своё отношение к произведению и поступкам героя. Уметь работать со словарем, выделять и объяснять северные слова.
5.
29.04
5. И.Артеева
«За голосом великого Нума»
повесть – сказка.
с. 83 – 90 – пересказ,
чтение до конца
Работа с главами повести. Образы героев повести - сказки (внешний вид, их поступки, отношение к природе, друг к другу.. Работа с сюжетно-композиционным треугольником. Определение авторской позиции, выражение своего отношения к произведению и к героям.
Знать фамилии писателей Севера;
Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения
Уметь выполнять выборочный и краткий пересказ, выражать своё отношение к произведению и поступкам героя. Уметь работать со словарем, выделять и объяснять северные слова.
6.
06.05
6.Ю. Вела
«Боль вторая»,
«Крик гагары»
с.72 выразительное чтение/наизусть по желанию
Определение темы стихотворений. Комментирование заголовков. Повторение понятий: рифма, строка, строфа. Упражнение в выразительном чтении. Выразительное чтение наизусть одного стихотворения
Знать фамилии поэтов Севера;
Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения
Уметь сравнивать произведения
Иметь представление об экологических проблемах Севера
7.
13.05.
7.Обобщение по разделу «Литература народов Севера». Викторина «Знатоки северного края».
проекты
Работа с проектами. Выразительное чтение стихов. Словесное рисование. Защита проектов. Викторина тестового характера.
Знать литературу народов Севера, писателей и поэтов, воспевавших свой край, малую Родину.
*
8.
20.05
8.Контрольный тест
за год.
_
Самостоятельное выполнение контрольной работы тестового характера.