kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по литературе народов Севера для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература народов Севера – один из предметов, изучающих традиции коренных малочисленных народов Севера.

     Программа по изучению Литературы народов Севера предполагает обеспечение преемственности в изучении традиций  коренных малочисленных народов Севера через интеграцию следующих предметов: литература народов Севера – ИЗО с национальным уклоном.

Специфика данного предмета представляет собой начало изучения традиций и предполагает работу по знакомству учащихся с литературой народов Севера: совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста и его творческой интерпретации, формированию читательской самостоятельности, обогащению словарного запаса на материале литературных произведений.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе народов Севера для 4 класса »

15


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста Заполярного района

«Начальная школа – детский сад п. Хонгурей»



программа по изучению

литературы народов севера




Составила:

Рочева Ольга Вячеславовна

учитель начальных классов


2013 – 2014г.


Пояснительная записка

Статус документа

Размышляя об истоках духовной культуры любого народа необходимо обратиться к народной памяти, заглянуть в самые ее глубины. Это важно для того, чтобы постичь специфику мировоззрения, духовные, этические и эстетические устремления современных представителей древнейших культур.

Культура и образ жизни малочисленных народов за последние годы подверглись сильнейшим деформациям, в результате которых утрачены традиционные знания, языки и национальное достоинство.

Примерная программа по литературе коренных малочисленных народов Севера разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Базисного учебного плана РФ

  • Регионального базисного учебного плана образовательных учреждений Ненецкого автономного округа.

  • Инструктивно – методического письма Минобрнауки РФ от 28.04.2008 №03-848

  • Программы развития малочисленных народов Севера в НАО.

Она разработана в целях

- углубленного знакомства учащихся с литературой малочисленных народов Севера,

- раскрытия перед детьми мира нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями,

- формирования художественного вкуса, культуры чувств и общения,

- удовлетворения этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся

и ведется за счет школьного компонента базисного учебного плана РФ.

Программа составлена с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей младших школьников.

Цель программы «Литература народов Севера» - углубленно знакомить учащихся с литературой малочисленных народов Севера, раскрывать перед детьми мир нравственно – эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

  • познакомить учащихся с миром предков, их глубокой связью с природой и животным миром через различные формы и методы работы по восприятию художественного текста;

  • помочь принять это как форму своей жизни, сохранить и передать потомкам.

Проблема сохранения культуры коренных малочисленных народов Севера является весьма актуальной.

Актуальность данной проблемы состоит в том, чтобы вернуть к жизни традиционную культуру, по крайней мере – сохранить ее наследие, пока живы носители этнической культуры, традиций, обычаев и устного народного творчества. Помочь в этом может изучение литературы коренных малочисленных народов Севера.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по курсу и Требования к уровню изучения литературы народов Севера.

Общая характеристика учебного предмета

Литература народов Севера – один из предметов, изучающих традиции коренных малочисленных народов Севера.

Программа по изучению Литературы народов Севера предполагает обеспечение преемственности в изучении традиций коренных малочисленных народов Севера через интеграцию следующих предметов: литература народов Севера – ИЗО с национальным уклоном.

Специфика данного предмета представляет собой начало изучения традиций и предполагает работу по знакомству учащихся с литературой народов Севера: совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста и его творческой интерпретации, формированию читательской самостоятельности, обогащению словарного запаса на материале литературных произведений.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для изучения литературы предлагаются произведения народного творчества и собирателей фольклора, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются отдельными произведениями как народного творчества и разных авторов, так и в виде рекомендаций для свободного чтения.

Основные содержательные линии

В примерной программе представлено четыре основных содержательных линии. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень произведений устного народного творчества, а также авторов, произведения которых рекомендуются для изучения литературы народов Севера. Вторая содержательная линия - дополнительное литературное образование. Она раскрывает, совместно с литературным чтением, основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время изучения данного курса. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Цели обучения

Изучение литературы народов Севера в образовательном учреждении направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать;

  • овладение осознанным чтением, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, формирование устойчивого желания читать доступную данному возрасту литературу народов Севера; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Место предмета в базисном учебном плане

Данный предмет реализуется в 4 классе за счет часов школьного компонента из расчета 1 час в неделю. На изучение литературы народов Севера отводится 34 часа, на которые разрабатывается календарно – тематическое планирование учителем, ведущим данный предмет.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания литературы народов Севера учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочной литературой, находить информацию в словарях и др.

Результаты изучения предмета


Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою малую Родину, народ и историю малой Родины.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Севера.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к произведениям народов Севера как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям северных писателей как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей литературы народов Севера.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о Севере, малой Родины, их истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

9. Умение использовать во внеучебной деятельности приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Виды речевой деятельности.

Слушание (аудирование)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение

Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого; передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям.

Умение последовательно по частям читать произведение, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).

Говорение

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).

Требования к уровню изучения

литературы народов Севера


В результате изучения литературы народов Севера ученик должен

знать/понимать

  • не менее 6 – 7 сказок народов Севера (уметь их пересказывать);

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, миф, легенда), различать сказки народные и литературные;

  • подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;

  • овладеть приемом словесного рисования (сюжетного или пейзажного) фрагментов текста;

  • уметь составить диафильм к небольшому тексту;

  • создавать небольшие сочинения на основе литературных произведений.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг о жизни коренных малочисленных народов Севера;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • приобщения к народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, традициям коренных малочисленных народов Севера.


Учебно-тематический план.




Изучаемые темы



количество

часов

1

четверть


2

четверть


3

четверть


4

четверть



год

1

Фольклор народов Севера (сказки, сказания, загадки, пословицы)


9


9


_


-


-


9

2

Писатели и поэты Ненецкого автономного округа.



7


-


7

_

_

7

3

Страницы истории родного края.



10

_

_


10

_

10

4

Литература народов Севера.

7

_

-

_

7

7

5

Контрольный тест.

1

_

_

_

1

1

6

Итого

34

9

7

10

8

34


ЛИТЕРАТУРА

  1. Артеева И.А. «За голосом великого Нума» /Повесть - сказка/. ОГУ «Этно - культурный центр НАО», 2008г.

  2. «Есть северный город в низовьях Печоры», 2001г.

  3. «Заповедные территории НАО», г. Нарьян – Мар, 1999г.

  4. Коловангина М.М. «Ненецкий округ в годы Великой Отечественной войны: неизвестные страницы»/ ООО ИД «Нарьян - Мар», 2005г.

  5. Книга Памяти. Ненецкий автономный округ/Составитель – Р.В.Костина, г. Нарьян - Мар, 2010г.

  6. Каталог фотографий Г.С.Кожевина: 80-летию НАО посвящается…:/авт. и ред.- сост. А.В.Чупров. – Нарьян – Мар, 2009г.

  7. Лукерия Валей «Голос кочевий»/ Нарьян – Мар, 2003г.

  8. «Легенды и мифы Севера». М. «Современник», 1985г.

  9. Москвина Т.С. «Есть только одна родимая земля…». Уроки по творчеству П.А.Явтысого. ИЦ НО ИППК г. Нарьян- Мар, 2006г.

  10. Момде В.С. «Уроки предков» 4 «Издательство «Дрофа» Санкт - Петербург», 2007г.

  11. Ненецкий автономный округ./ (с) ООО «Оттиск», 2008г.

  12. «Ненецкий автономный округ. Первый на Крайнем Севере»./ Специальный выпуск «Поморская столица» №1, 2009г.

  13. «Не стреляйте в белых лебедей». ФГУ ГПЗ «Ненецкий»/ Сост. Е.А.Коробка, 2009г.

  14. Ненецкий автономный округ. Энциклопедический словарь. М.: Дом Книги «Аванта+», 2001г.

  15. Олефир С. «Мы живем на Севере» - Рассказы для малышей - Москва, 2005г.

  16. Пичков А.И. «Живая тундра», г. Нарьян-Мар, 2005г.

  17. Пичков А.И. «Куда бегут мои олени»/ Издательство «Просвещение», Санкт – Петербургское отделение,2000г.

  18. «Природа нашего края». /Сост. Н.А.Вахрушева./ОГУ. «Ненецкий краеведческий музей», г. Нарьян- Мар, 2007г.

  19. Полярная энциклопедия школьника «Арктика – мой дом. Народы Севера Земли». М. «Северные просторы», 2001г.

  20. Сборник произведений к методическому пособию по программе Е.Г.Сусой «Ненецкая литература». Ненецкий окружной ИППК. г. Нарьян - Мар, 2003г.

  21. «Сказки народов Севера» /Сост. Е.Н.Самойлова; Перевод на ненецкий М.Я.Бармич; - СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2002г.

  22. Спирихин П.М. «Великая Отечественная война. Слово солдата»/ Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2005г.

  23. Сухановский А.Ф. «Печорский край. Секунда истории» Фотолетопись НАО. Издательство СК – Россия, 2009г.

  24. Тайбарей С.В. «Ненецкие загадки». Санкт – Петербург, Филиал издательства «Просвещение», 2004г.

  25. «Увековеченная память»/Сост. И.В.Хозяинов.- Нарьян - Мар: ИД. «Нарьян - Мар», 2005г.

  26. «Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России». М. «Северные просторы», 2002г.

  27. «Фольклор коми и ненцев Ненецкого автономного округа / Сост. – А.В.Панюков. – Сыктывкар, 2009г.

  28. Явтысый П.А. «Талисман моих кочевий» стихи/М., «Московский Парнас»,2000г.








Календарно-тематическое планирование


Дата

по плану

Содержание урока


Домашнее задание

Элементы

содержания

Требования к изучению литературы.

Интернет

ресурсы






1.






02.09



1.«Большое путешествие маленького мышонка»

Эскимосская сказка





с.5-7, иллюстрация к сказке

Работа с текстом сказки.

Чтение сказки, беседа, образы героев, самостоятельное перечитывание, пересказ сказки.




Повторение особенностей сказок, сказки народные и литературные.

Знать признаки, особенности сказки.

Уметь определять главную мысль сказки






Уметь находить информацию, составлять и защищать проекты





2.


09.09


2. «Белый гусь»

Ненецкая сказка



Проект

«Гуси».




*


3.


16.09



3. «Старик и его дочери»

Ненецкая сказка


с.35 – 39

выразительное чтение по ролям

Слушание сказки, сравнение сказки с былиной. Анализ содержания, составление плана. Выразительное чтение по ролям


Знать признаки сказки.

Уметь передавать интонационно настроение героев произведения



4.


23.09

4.«Педор Кирон защищает русскую землю» - коми эпическое сказание


с.29 сравнение

с русскими богатырями,

Анализ содержания, составление плана. Рассказывание по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов


Уметь выразительно читать сказания с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения



5.


30.09


5. «Как на земле появились комары да мошки»

Селькупская сказка.


с.23 – 25,

пересказ сказки, рисунок

Работа с текстом сказки, её особенности.

Чтение сказки, беседа, образы героев, самостоятельное перечитывание, пересказ сказки.


Уметь определять главную мысль произведения, выразительно читать



6.


07.10


6. Ненецкие загадки

С.В. Тайбарей


Придумать и выполнить рисунок - загадку

Чтение и разгадывание загадок, расширение знаний детей о животном и растительном мире тундры, о приметах и явлениях природы, об одежде ненцев и их занятиях.

Уметь разгадывать загадки с помощью иллюстраций, по признакам, действиям и описанию.

Уметь сравнивать , сопоставлять, оценивать.



7.


14.10

7. «Не стреляйте белых лебедей»

Е.А.Коробка

Проект «Малый, тундровый лебедь»

Работа с текстом, расширение знаний детей о животном мире тундры, о заповедниках,

об отношении человека к птице (мифы, сказания, легенды)

Знать внешний вид и отличительные черты самой красивой и величественной

птицы, их разновидности, места обитания (территория заповедника «Ненецкий»)

Уметь находить информацию, составлять проект



*


8.


21.10


8. Пословицы народов Севера. Забавные пиктограммы.


Составить пиктограмму к ненецкой пословице.

Чтение пословиц, расшифровка пиктограмм, объяснение смысла пословиц, самостоятельное составление пиктограмм.

Знать пословицы народов Севера.

Уметь объяснять смысл пословиц, самостоятельно составлять пиктограммы к пословицам.



9.


28.10


9. Обобщение по теме «Фольклор народов Севера», кроссворд

Читать в каникулы по выбору сказки народов Севера. Иллюстрацию к понравившейся сказке.

Разгадывание кроссворда по знакомым произведениям народов Севера. Повторение изученного материала.

Знать признаки сказок народов Севера.

Уметь узнавать их по отрывкам, разгадывать кроссворд.





1.




11.11



1. П. Явтысый «Песец».


дополнительный материал о песце


Расширение знаний детей о животном мире НАО, отрицательном воздействии на него хозяйственной деятельности человека.

Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений.

Знать фамилии поэтов Севера;

Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения

Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, читать выразительно



*


2.



18.11

2. П.Явтысый

«Земля моя, ты чахнешь на глазах».


с. 78 - 79 Выразительное чтение

Комментирование заголовка.

Повторение понятий: рифма, строка, строфа. Упражнение в выразительном чтении.

Знать фамилии поэтов Севера;

Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения

Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, читать выразительно



*


3.



25.11


3. М.Р.Голубкова – сказовое и песенное богатство Севера.


наизусть отрывок

Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритма. Упражнение в выразительном чтении.

Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения.

Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, читать выразительно.

Знать произведения северной сказительницы М.Р.Голубковой.

Уметь выделять особенности стихотворных произведений



4.



02.12

4. А. Пичков «Родина»


с. 8, наизусть

Работа с текстом стихотворения: выделение главной мысли и чувств поэта, строфы, рифмы. Выразительное чтение. Заучивание наизусть


Знать фамилии поэтов Севера;

Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения, выражать своё отношение к произведению.




5.


09.12

5. А.Пичков

Отрывок из повести «Сятук (Кусачий)».


пересказ


Справочный материал о занятиях тундры. Работа с сюжетом, героями. Наблюдение за настроением, определение главной мысли. Выделение и объяснение северных слов.



Уметь выполнять выборочный пересказ, определять тему, главную мысль произведения, выражать своё отношение к произведению и занятиям героев.



6.


16.12


6. В. Ледков

«Солнце сна лишилось»



с.86,

наизусть

Работа с текстом стихотворения: выделение главной мысли и настроение поэта, строфы, рифмы.

Выразительное чтение.

Заучивание наизусть



Знать творчество В. Ледкова

Уметь выразительно читать стихи, выделять особенности стихотворных произведений.



7.


23.12

7.Обобщение по теме «Писатели и поэты Севера», викторина «Край мой Северный»


Читать произведения северных поэтов.

Повторение произведений северных писателей и поэтов.

Самостоятельное выполнение викторины.


Знать творчество писателей и поэтов севера.

Уметь работать самостоятельно.





1.




14.01


Моя малая Родина.

(презентация)



Найти информацию об истории поселка.


Расширить знания об истории родного поселка.

Защита проекта о моей малой Родине.

Работа с дополнительной литературой нашего края.


Знать историю своей малой родины.

Уметь строить монологический рассказ по теме выступления.




*




2.




21.01




2. «Любить тебя просто родной Хонгурей» Родной поселок в стихах и песнях.



чтение наизусть,

рисунок

Справка об авторах стихов и песен. Определение темы. Комментирование заголовков стихотворений. Работа с текстами стихотворений. Работа с содержанием песен о Хонгурее. Выразительное чтение наизусть.

Знать авторов произведений о Хонгурее.

Уметь сравнивать произведения поэтов о малой Родине

Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения,








3.



28.01


3. Пустозерск – первый русский город за полярным кругом.


Собрать информацию о Пустозерске.

Урок – путешествие по историческим местам Пустозерска.

Историческая справка о старинном городище Пустозерск, его значение в истории Северного края. Приобщение к историческому наследию Печорского края.

Знать историю Печорского края.

Расширить кругозор о памятниках истории и культуры печорского края.




*


4.


04.02



4. «Нарьян – Мар, мой Нарьян – Мар, городок не велик и не мал…»


Дополнительный материал о столице НАО, проект.

Наизусть 1 стих по выбору.

Презентация о Нарьян – Маре. Слушание сообщений о городе.

Работа с дополнительной литературой. Выделение и объяснение северных слов. Выразительное чтение. Словесное рисование. Заучивание наизусть


Уметь определять тему и особенности стихов.

Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения.

Знать историю своего города.

Защита проекта.





*


5.


11.02


5.История образования Ненецкого автономного округа.


Проекты «Поселок Белощелье», «История НАО в хронологии»

Работа с проектами. Презентация «История НАО». Работа по стенду «История НАО», хронология событий. Выразительное чтение стихов. Словесное рисование. Защита проектов.


Иметь представление об истории образования округа, в котором живем.

Знать хронологию основных событий образования округа.

Уметь доступно представлять подготовленный материал.





*


6.


18.02



6. Ненецкий округ в годы войны.


Найти информацию

о подвиге

А. Калинина.

Работа с Книгой памяти НАО. Работа с дополнительной литературой о героях войны нашего края. Подвиг героя – земляка, летчика А.Калинина, члена экипажа Гастелло. Самостоятельное чтение, выделение ключевых моментов подвига героя. Чтение произведений о героях войны.

Знать о подвигах воинов – земляков.

Уметь составлять словесный портрет героя.

Иметь представление о героях войны нашего края



7.


25.02



7. « Есть память, которой забвенья не будет за давностью лет…».


Проект «Мой прадедушка – участник войны»,


Определение темы.

Защита проектов.

Работа с дополнительным материалом о героях ВОВ – северянах, оленно – транспортных батальонах. Презентация о памятниках героям войны в Нарьян – Маре, обелиске в нашем поселке. Выразительное чтение стихов о войне.

Иметь представление о героях войны – северянах. Уметь строить монологический рассказ по теме выступления, читать выразительно стихи, выражать свое отношение к подвигам героев.




*


8.


04.03


8.Малая Родина в произведениях северных поэтов

(А.И.Пичков, П.А.Явтысый,

Л.В. Лапцуй, В.Н.Ледков)



Наизусть стихотворение по выбору.


Расширение знаний детей о писателях и поэтах Севера. Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритма. Упражнение в выразительном чтении.

Знать фамилии поэтов и писателей Севера;

Уметь определять авторскую позицию и своё отношение к произведениям о малой Родине.

Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения

Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, читать выразительно



*


9.


11.03


9. Л. А. Валей

«С любовью к родной земле, к тундре и ее людям»


Наизусть стихотворение по выбору.

Расширение знаний детей о писателях и поэтах Севера. Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритма. Упражнение в выразительном чтении.

Знать ненецких писателей.

Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения, определять авторскую позицию и своё отношение к произведениям о малой Родине.

Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, читать выразительно.





10.


18.03

Обобщение по разделу «Страницы истории родного края». Тест «Край мой северный любимый».



Рисунок «Мой родной край», сочинение «Край, в котором я живу»

Работа с тестом. Повторение и проверка знаний об истории родного края.

Знать историю родного края, города, памятные места, поэтов воспевавших Северный край, малую Родину, героев ВОВ нашего округа.

Уметь выражать свое отношение, делать выводы.



*





1.





01.04


Л. Лапцуй «Победившие смерть».



с.49 – 60

выразительное чтение



Знакомство с произведениями Лапцуя.

беседа, работа с сюжетом, героями. Наблюдение за изменением настроения, определение главной мысли. Деление текста на части.

Рассказ о герое.


Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения,

Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, читать выразительно. Знать фамилии поэтов Севера;





*


2.


08.04


2.Р. Ругин

«Праздник оленевода»





с.63

выразительное чтение;

дополнительный материал о празднике

Справочный материал о празднике. Работа с сюжетом, героями. Наблюдение за настроением, определение главной мысли. Выделение и объяснение северных слов

Знать фамилии поэтов

Севера;

Иметь представление о жанровом разнообразии произведений Ругина уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения,

Иметь представление о праздниках народов севера.





3.




15.04


3.Р. Ругин

«Оленьи гонки»

.«Есть обычай добрый у народа»



с.64 - 65

Наизусть по выбору;

Работа с текстом стихотворения: выделение главной мысли и чувств поэта, строфы, рифмы. Выразительное чтение. Словесное рисование. Заучивание наизусть


Иметь представление об обычаях народов Севера.

Знать признаки стихотворного произведения.

Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения,




4.


22.04


4. И.Артеева

«За голосом великого Нума»

повесть – сказка.


С.33 – 68

Прочитать, краткий пересказ части.

Понятие о повести, главах повести. Образ Мальчика (внешний вид, его поступки, отношение к природе, к друзьям-спутникам). Работа с сюжетно-композиционным треугольником. Определение авторской позиции, выражение своего отношения к произведению и поступкам героя.

Уметь выполнять выборочный и краткий пересказ, определять тему, главную мысль произведения, выражать своё отношение к произведению и поступкам героя. Уметь работать со словарем, выделять и объяснять северные слова.






5.


29.04



5. И.Артеева

«За голосом великого Нума»

повесть – сказка.




с. 83 – 90 – пересказ,

чтение до конца

Работа с главами повести. Образы героев повести - сказки (внешний вид, их поступки, отношение к природе, друг к другу.. Работа с сюжетно-композиционным треугольником. Определение авторской позиции, выражение своего отношения к произведению и к героям.

Знать фамилии писателей Севера;

Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения

Уметь выполнять выборочный и краткий пересказ, выражать своё отношение к произведению и поступкам героя. Уметь работать со словарем, выделять и объяснять северные слова.



6.


06.05



6.Ю. Вела

«Боль вторая»,

«Крик гагары»


с.72 выразительное чтение/наизусть по желанию


Определение темы стихотворений. Комментирование заголовков. Повторение понятий: рифма, строка, строфа. Упражнение в выразительном чтении. Выразительное чтение наизусть одного стихотворения


Знать фамилии поэтов Севера;

Уметь определять тему, главную мысль и жанр произведения

Уметь сравнивать произведения

Иметь представление об экологических проблемах Севера



7.


13.05.

7.Обобщение по разделу «Литература народов Севера». Викторина «Знатоки северного края».

проекты

Работа с проектами. Выразительное чтение стихов. Словесное рисование. Защита проектов. Викторина тестового характера.


Знать литературу народов Севера, писателей и поэтов, воспевавших свой край, малую Родину.




*



8.



20.05


8.Контрольный тест

за год.

_

Самостоятельное выполнение контрольной работы тестового характера.

Уметь работать самостоятельно





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по литературе народов Севера для 4 класса

Автор: Рочева Ольга Вячеславовна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136278

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа профильного обучения 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(44) "proghramma-profil-nogho-obuchieniia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "206543"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430211015"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Урок окружающего мира во 2 классе по теме: " Россия - наша Родина" (ОС "Школа 2100") "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-tiemie-rossiia-nasha-rodina-os-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "177834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424712914"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему: "Художественный мир М. Ю. Лермонтова"."
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_na_tiemu_khudozhiestviennyi_mir_m_iu_liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "454685"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517754812"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Программа элективного курса по истории "Рассказы русских летописей" 10 класс (профильное обучение) "
    ["seo_title"] => string(104) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-istorii-rasskazy-russkikh-lietopisiei-10-klass-profil-noie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "106080"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402939837"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Литература 11 класс "Гимн Любви" "
    ["seo_title"] => string(32) "litieratura-11-klass-gimn-liubvi"
    ["file_id"] => string(6) "170992"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423628374"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства