Проект создан и является следствием работы школы по формированию спортивно - оздоровительной, нравственно – правовой культуры у учащихся.
Исполнители основных мероприятий программы
Учителя, вожатые, психологи средней школы № 37 имени Сырбая Мауленова
Ожидаемые результаты
• Организация полноценного отдыха детей. Сохранение и укрепление физического, психического, нравственного здоровья детей и подростков.
• Снятие психоэмоционального напряжения у каждого ребёнка, улучшение психологического климата в коллективе.
• Приобретение навыков по организации здорового образа жизни, культуре отдыха и поведения.
• Развитие коммуникативных, творческих и познавательных способностей детей, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
• Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
• Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
• Личностный рост участников смены.
Система контроля
Последовательное отслеживание эффективности педагогических воздействий на ежедневных планёрках, педагогических советах, анализ результатов деятельности лагеря.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа для организации летнего отдыха »
Средняя школа № 37 имени Сырбая Мауленова
Программа
для организации летнего отдыха
г. Астана лето – 2013
Полное название программы
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Атамекен».
Авторы программы
Дюсенова Нуржамал Балташовна – учитель начальных классов
Хасенова Айнаш Бейсембаевна - учитель начальных классов
Территория, предоставившая программу
Средняя школа № 37 имени Сырбая Мауленова
Название проводящей организации
Средняя школа № 37 имени Сырбая Мауленова
Адрес организации
г. Астана Улица Куйши Дина 46/2
Телефонфакс 8(7172) 508516
Форма проведения
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием
Специализация программы
Комплексная программа сезона ориентированна на формирование у детей и подростков ценности жизни, здоровья, духовности, нравственности, гуманизма, человечности, милосердия, правовой культуры, развитие социального творчества, вносящего позитивные прогрессивные изменения в реальную действительность.
Сроки проведения
I сезон 3 июня – 15 июня
II сезон 17 июня – 29 июня
III сезон 1 июля – 13 июля
Общее количество детей – участников за сезон
I сезон – 307 человек
II сезон – 307 человек
III сезон – 307 человек
Итого – 921 человек
Количество сезонов
3 (три)
История осуществления проекта
Проект создан и является следствием работы школы по формированию спортивно - оздоровительной, нравственно – правовой культуры у учащихся.
Исполнители основных мероприятий программы
Учителя, вожатые, психологи средней школы № 37 имени Сырбая Мауленова
Ожидаемые результаты
• Организация полноценного отдыха детей. Сохранение и укрепление физического, психического, нравственного здоровья детей и подростков.
• Снятие психоэмоционального напряжения у каждого ребёнка, улучшение психологического климата в коллективе.
• Приобретение навыков по организации здорового образа жизни, культуре отдыха и поведения.
• Развитие коммуникативных, творческих и познавательных способностей детей, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
• Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
• Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
• Личностный рост участников смены.
Система контроля
Последовательное отслеживание эффективности педагогических воздействий на ежедневных планёрках, педагогических советах, анализ результатов деятельности лагеря.
Актуальность.
Приближается долгожданное наше лето – пора отдыха детей. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.
Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Ежегодно для учащихся нашей школы проводятся оздоровительные смены в лагере дневного пребывания «Атамекен» на базе средней школы № 37 имени С. Мауленова. В пришкольном лагере отдыхают дети - обучающиеся нашей школы. Возраст, на который рассчитана данная программа 7 – 11 лет.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. “Здоровому каждый день – праздник”, – гласит восточная мудрость.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.
Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив школы, медсестра, учреждения дополнительного образования.
Цели программы:
Организация летнего отдыха детей и создание условий для их физического, психического, нравственного оздоровления.
Интеллектуальное, творческое, коммуникативное развитие каждого ребёнка.
Задачи программы:
Профилактика детской безнадзорности в летнее время.
Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения, самоконтроля своего психического и физического состояния и поддержания хорошего настроения.
Развитие и реализация творческого и познавательного потенциала, потребности в самовыражении и самореализации детей.
Развитие коммуникативных и организаторских способностей детей.
Воспитание правовой культуры, культуры поведения, потребности в здоровом образе жизни.
Развитие толерантности в отношении друг с другом и сплочение детского коллектива.
Сроки и условия пребывания:
Программа спортивно - оздоровительного лагеря «Атамекен»
рассчитана на обучающихся 1 – 4 классов.
Оптимальное количество детей в отряде – 30 человек.
В I сезон формируются 10 отрядов (307 человек),
во II и III сезоны - анологично
Психолого – педагогическое сопровождение деятельности осуществляют начальник лагеря, педагог - организатор, воспитатели (преподаватели школы), музыкальный работник, инструктор по спорту, библиотекарь, работники учреждений культуры и дополнительного образования.
Принципы.
Программа летнего оздоровительного лагеря «Атамекен» опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Радужная планета» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Кадровое обеспечение.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
• начальник лагеря
• педагог - организатор
• инструктор по спорту
• музыкальный работник
Кураторы отрядов:
• воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
• вожатые
Методические условия предусматривают:
• наличие необходимой документации, программы, планы;
• проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерного сезона;
По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, для ребят работают кружки (творческих мастерских и спортивных секций). По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной сезона.
Организационно-педагогическая деятельность:
- комплектование штата лагеря кадрами
- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей
- совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей
- проведение родительских собраний «Занятость учащихся в летний период»
Система самоуправления лагеря
Специфика программы подразумевает создание определенного информационного поля деятельности лагеря.
Ниже представлены организованные специально для лагеря средства получения и передачи информации.
Общий сбор – орган самоуправления лагеря, отвечающий за информированность детей в отрядах, за передачу мнений о происходящем во внутренней жизни отрядов и жизни лагеря в целом. Это линейка и общее собрание лагеря.
Молния – стенд, отображающий жизнь лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период, это работа корреспондентов (вожатых и старших ребят), готовящие репортажи о событиях лагеря. Карта успеха и развития – результат деятельности отряда или индивидуальные достижения.
Основные направления воспитательной работы в лагере «Атамекен»:
Физкультурно – оздоровительное
Экологическое
Художественно – эстетическое
Патриотическое
Духовно- нравственное
Психологическое сопровождение
Физкультурно - оздоровительное направление.
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
• Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
• Выработка и укрепление гигиенических навыков;
• Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
• Утренняя гимнастика (зарядка)
• Спортивная секция «Рваный кед»
• Спортивная игры на спортивной площадке.
• Подвижные игры на свежем воздухе.
• Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты», «Сказочные эстафеты», «Зоологические забеги»)
• Тематический день «Комический футбол»
• Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут:
в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.
Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
• Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Экологическое направление.
Задачи экологической деятельности:
• воспитать бережное отношение к природе
• повысить уровень пропаганды здорового образа жизни,
• уровень экологической культуры детей.
Основные формы работы:
• Экологический десант
• «Экологическое ассорти»
• «Зеленый патруль»
• Участие в экологических акциях
• Конкурс «Целлофановая мода»
Художественно – эстетическое направление.
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
• Пробуждать в детях чувство прекрасного;
• Формировать навыки культурного поведения и общения;
• Прививать детям эстетический вкус.
• В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основным назначением художественно - эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей.
Формы организации художественно - эстетической деятельности:
• Изобразительная деятельность (оформление отряда , конкурс стенгазет и рисунков)
• Конкурсные программы
• Творческие конкурсы
• Игровые творческие программы
• Концерты
• Творческие игры («День рекордов»)
• Праздники
• Выставки, ярмарки
• Конкурсы: «Самый, самый, самый…»
• Конкурс оформления отрядных уголков
• Оформление выставки «Малая галерея»
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Патриотическое направление.
Задачи патриотической деятельности:
• пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
• формировать уважительное отношения к истории Казахстана, развитие интереса к изучению родного края.
Основные формы работы:
• Марафон казахских народных сказок.
• День города. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Астана»
• Спортивные соревнования «Казахстан - чемпион»
• Беседа «Символика Республики Казахстан»
• Литературные и художественные творческие конкурсы на заявленную тематику.
Духовно - нравственное воспитание.
Задачи духовно - нравственного направления:
• продолжить воспитание у детей толерантности.
• продолжить возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы работы:
• Беседы
• Просмотр художественных фильмов, мультипликационных фильмов
• Творческие конкурсы для всей семьи
• Песенные марафоны на заявленную тематику
• Презентации на заявленную тематику
• Акции «Подарок просто так»
Циклограмма работы творческих объединений и спортивных секций
Понедельник
10.20 - 11.00 Творческая мастерская «Бумагопластика» (в отряде)
10.20 - 11.00 Творческая мастерская «Проснись и пой!»
Ежедневно
9.00, 15.00 Творческая мастерская «Я – лидер!» (для вожатых)
Законы и традиции лагеря «Атамекен»
Закон точности.
Необходимо ценить каждую секунду. Все дела и сборы начинать в срок. Никогда не заставлять себя ждать – не отнимать тем самым у товарища драгоценные минуты.
2. Закон поднятой руки.
Этот закон учит уважать человеческое слово, человеческую мысль. Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить что-то важное людям. Каждому поднявшему руку - слово.
3. Закон территории.
Этот закон гласит: будь хозяином своей территории. Относитесь к территории как к дому: бережно, заинтересованно, по-хозяйски.
4. Закон доброго отношения к людям.
Доброе отношение к людям это – постоянная готовность сделать что-то для радости другого человека, готовность поступиться личным в интересах коллектива
5. Закон улыбки.
Живи для улыбки товарищей
и сам улыбайся в ответ.
6. Закон песни.
С песней по жизни веселей. Песня – душа народа.
Режим лагеря «Атамекен».
8.30 – 8.45 – Встреча детей.
Утро солнышко встает
Спать ребятам не дает!
8.45 – 9.00 – Зарядка.
Чтобы быть весь день в порядке
Надо сделать нам зарядку!
9.00 – 10.00 – Завтрак.
Каша, чай, кусочек сыра –
Вкусно, сытно и красиво!
10.00 – 13.00 – Занятия по плану.
Лучше отряда нет места на свете –
Знают воспитатели, знают все дети.
Если ты час посвятишь, сей отряду,
Будет всем весело, будут все рады!
13.00 – 14.00 – Обед.
Нас столовая зовет.
Суп отличный и компот!
14.00 – 14.30 – Занятия по интересам.
Вместе с отрядом сил не жалей:
Пой, танцуй, рисуй и клей!
14.30 – Дорога домой.
Повеселились на «Ура!» -
Нам домой идти пора!
15.00 – Планерка.
Дюсенова
Нуржамал
Балташовна
Учитель начальных классов средней школы № 37 имени Сырбая Мауленова
Программа психологического
сопровождения детей.
Летний лагерь – это время, когда имеются максимальные возможности для создания ребенку психологически благоприятных условий для отдыха, для оказания полноценной психологической помощи, развития эмоционального интеллекта. Психолог в лагере: какова его роль, место и функции в системе организации летнего отдыха? Исходя из современных условий организации летнего отдыха детей, была разработана целенаправленная программа психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса и апробирована в практике работы областного лагеря детского актива «Лидер», при этом учитывалась специфика лидерской смены и возрастные особенности детей.
Цель: укрепление психофизического здоровья детей во время пребывания в летнем лагере Задачи:
оказание помощи в создании благоприятного микроклимата в отрядах, как основного фактора адаптации в условиях лагеря;
содействие эффективному взаимодействию детей и педагогов;
содействие снятию эмоционального напряжения;
развитие коммуникативных способностей;
развитие рефлексивного сознания детей с учетом их возрастных особенностей;
развитие социальных эмоций, лидерских способностей;
приобщение и формирование здорового образа жизни.
Основные направления работы:
диагностическое;
консультационное;
просветительское;
коррекционно - развивающее;
профилактическое.
Этапы сопровождения:
Подготовительный этап.
Цель: - обучение педагогического персонала;
разработка программы психологической поддержки всех членов коллектива лагеря.
Содержание работы:
изучение литературы по данной проблеме;
подготовка материалов к работе: стимульного, диагностического и др.;
просвещение педагогов по темам:
«Проблемы адаптации детей в летнем лагере»;
«Психолого-педагогические особенности формирования временного детского коллектива. Учет возрастных особенностей»;
«Метод конгруэнтной коммуникации – как основа эффективного сотрудничества с детьми».
Этап социально - психологической адаптации.
Цели: создание тренинговых групп с целью:
создания благоприятного климата;
определения лидеров, а также детей, нуждающихся в психологической поддержке;
развития самосознания детей.
Содержание работы:
тренинг «Знакомство. Формирование доверия и комфорта в отряде, развитие социальных эмоций»;
диагностический срез с целью определения индивидуальных особенностей воспитанников и выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, выявления «трудных» детей;
подготовка коррекционных (групповых и индивидуальных) и развивающих минипрограмм.
Коррекционно-профилактический этап.
Цели: формирование психологического климата в лагере.
контроль и коррекция психологического климата в отрядах;
коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным нахождением вне дома;
индивидуальная психокоррекционная работа с детьми, имеющими различные отклонения;
развитие лидерских, коммуникативных способностей;
снятие эмоционального напряжения детей, педагогов.
Содержание работы:
занятия с элементами тренинга «Я учусь сотрудничать»
психогимнастика
сказкотерапия
Индивидуальная работа.
Цель: психологическая помощь детям с низким уровнем адаптации.
Содержание работы:
Индивидуальная работа проводится по результатам диагностики и наблюдений, заявкам педагогов, в случае необходимости оказание экстренной психологической помощи:
консультации (по запросу) очные и заочные «Вы спрашиваете – психолог отвечает»
Тематика:
общение со сверстниками;
решение конфликтных ситуаций;
как справиться с чувством одиночества;
как найти друга;
как снять накопившееся напряжение;
взаимоотношения между мальчиками и девочками;
страхи и другие вопросы.
Час психологической разгрузки
для детей: аутогенная тренировка;
релаксации; медитации;
для педагогов: Программа снятия психоэмоционального напряжения у педагогов.
Этап рефлексии
Цель: подведение итогов работы.
Содержание работы:
занятие с элементами тренинга «Прощание» с целью получения обратной связи;
проведение диагностического среза с целью изучения эффективности программы.
Информационно-рекламная деятельность:
«Листок психолога» «Служба доверия»
Исследовательская работа:
«Влияние воспитательных программ лагеря на динамику личностного развития детей» Приложение к программе
Работа психолога с детьми младшего школьного возраста в летнем оздоровительном лагере. Сказкотерапия
Тематика:
Страх темноты («Про Чебурашку», «Сказка про девочку Настю, которая боялась темных кладовок»);
Сказка для хвастунов («Котенок-Матросенок»);
Для тех, кто не любит мыться («Грязь-Грязища и Иван», «Тайна»);
Изгой в отряде («Ежик»);
Проблема детских капризов («Королева Капризов», «Слоненок с шариками»);
Проблема «драчливости» («Заяц с рюкзаком»);
Проблема сквернословия («Про разбойника «Слово – не воробей»);
Воспитание бережного отношения к природе («Особенная охота»).
Программа занятий с элементами тренинга
«Я учусь сотрудничать»
Цели и задачи:
подготовка детей к самостоятельной жизни, правильной социализации – взращивать терпимость и уважение к другим, помочь увидеть смысл и ценность жизни;
создать в отряде дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с воспитателями, облегчая тем самым процесс совместного пребывания в лагере.
Тематика:
Общение. Умение вступать в контакт.
Умение ладить с другими. Сочувствие.
Принадлежность к группе.
Самооценка.
Умение слушать других.
Повышение самоуважения. Развитие внутренней компетентности.
Сотрудничество со сверстниками. Решение проблем и конфликтов.