Просмотр содержимого документа
«Профилактика зрительных расстройств младших школьников»
Профилактика
нарушений зрения
у школьников.
Профилактика нарушений зрения у школьников.
Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни.
В современных условиях чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый - близорукий. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за влияния дисплеев и компьютеров на зрение.
Нарушения зрения у детей надо рассматривать как большую, сложную проблему. Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.
В результате профилактических осмотров отмечается, что по-прежнему, среди выявляемых нарушений в состоянии здоровья школьников на первом месте стоят нарушения осанки и снижение остроты зрения. При этом ситуация усугубляется по мере обучения от младших классов к старшим.
После обучения в начальной школе (1-4 классах) прирост нарушений остроты зрения у детей возрастает в 3,4 раза по сравнению с показателями перед поступлением в школу, в 15-летнем возрасте нарушения остроты зрения регистрируются в 3,8 раза чаще, чем у детей перед поступлением в школу.
Профилактика нарушений зрения подразделяется на первичную- предупреждение возникновения нарушений зрения и вторичную - предупреждение прогрессирования уже имеющихся нарушений зрения.
Профилактические мероприятия по предупреждению нарушений зрения у школьников включают в себя правильную организацию режима дня, чередование нагрузки и отдыха, правильную организацию рабочего места в образовательном учреждении и дома, соблюдение гигиенических требований при использовании технических средств обучения в школе и компьютера дома.
Исследования показали, что у учащихся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдается значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, расписание должно чередовать уроки по трудности и степени зрительного напряжения, что заметно уменьшает зрительную утомляемость.
Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Основные гигиенические требования, предъявляемые к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.
В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.
Родителям необходимо помнить, что детям нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий значительно уменьшают общее утомление, что сопровождается улучшением зрительных функций.
Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места в школе и в домашних условиях. Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30-35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» рекомендуется комплекс упражнений гимнастики глаз:
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 – 5 раз;
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз;
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз;
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз;
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1- 6. Повторять 1 - 2 раза.
6. Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.
Тренажер «Маршруты глаз»
Методика:
1. Слежение глазами по заданной траектории;
2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.
Это схема зрительно двигательных проекций – разработана группой профессора В.Ф. Базарного применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.
На плакате изображены линии - «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется по 15 раз.
1. - Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.
2. - Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.
3. - Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.
4. - Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.
5. - Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.
\
Похожим образом проводится работа по профилактике зрительных расстройств на тренажере
«Бабочка».
Упражнения для профилактики нарушения зрения
Упражнение 1. («Метка на стекле»). Вариант I. Занимающийся становится у окна на расстоянии 30-35см от оконного стекла. На этом стекле, на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3-5мм. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, тренирующийся намечает какой-либо предмет для фиксации, затем поочередно переводит взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Продолжительность упражнения составляет 2-3мин. Вариант II. Тоже, но ученик выполняет это упражнение сидя на своем месте. Диаметр «метки» - 2-3см.
Упражнение 2. Выполняется сидя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, сделать ими фуговое движение по часовой стрелке, сделать круговое движение против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 3. Выполняется сидя. Глаза выполняют движение по линии знака «бесконечность». Голова неподвижна. Продолжительность упражнения 2-3мин.
Упражнение 4. Выполняется сидя. По углам фронтальной стены класса расположены надувные шары. Голова неподвижна. Перевести взгляд с одного шара на другой. Повторить 8-10раз.
Упражнение 5. Выполняется стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3сек. Поставить указательный палец руки на средней линии лица на расстоянии 15-30см от глаз, перевести взгляд на ноготь и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 10 раз.
Упражнение 6. Выполняется стоя. Голова неподвижна. Отвести полусогнутую правую руку в сторону, медленно передвигать указательный палец полусогнутой руки справа налево и следить за ним глазами, медленно передвигать палец слева направо и следить за ним глазами. Повторить 10 раз.
Упражнение 7. Выполняется сидя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3-5сек. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 8. Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, опустить их книзу, повернуть глаза вправо, потом влево. Повторить5-6 раз.
Упражнение 9. Выполняется сидя, при закрытых веках. Голова неподвижна. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо. Повторить 10 раз.
Упражнение 10. Выполняется сидя. Тремя пальцами легко и нежно нажать на верхнее веко глаза, спустя 1-2сек. снять пальцы с век. Повторить 2-3 раза.
Упражнение 11. И.п. – стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
Упражнение 12. И.п. – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
Упражнение 13. И.п. – стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5сек., прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек., поставить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30см от глаз, смотреть обоими глазами на конец пальца 3-5сек., прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5сек. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз (бинокулярное зрение).
Для профилактики нарушений зрения у детей можно рекомендовать соблюдение нескольких простых правил:
• глазам нужно давать отдых; игру на компьютере, просмотр телевизора и чтение нужно прерывать через 20-40 минут в зависимости от состояния зрения;
• не забывайте о правильном освещении рабочего места. Самым лучшим освещением для профилактики нарушений зрения у детей является дневной свет, падающий из окна;
• для сохранения зрения абсолютно необходим свежий воздух, который ребенок должен получать постоянно. 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Причем все это время он должен не сидеть на скамейке с книжкой, а больше гулять, бегать, двигаться;
• берегите глаза от травм и повреждений;
• для нормального зрения важно разнообразное, полноценное, богатое белками и витаминами питание. В детском меню обязательно должны быть мясо, рыба, яйца, сливочное масло, орехи и много простой воды;
• по согласованию с врачом давайте ребенку витамины и препараты для укрепления зрения: витамины А, С, витамины группы В, препарат с экстрактом черники или клюквы.
Литература.
Э.С.Аветисов «Предупреждение близорукости у детей», М. 1966.
Е.М.Белостоцкий, Е.М.Белостоцкая, «Берегите зрение у детей», М. 1976.
Г.Л.Старков «Как сохранить и улучшить зрение», М. 1964.
А.В.Рославцев. В.И.Белецкая «Гигиена зрения детей и подростков», М. 1965.